Решение № 7-317/2020 от 17 сентября 2020 г. по делу № 7-317/2020 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение № 7-317/2020 от 17 сентября 2020 г. по делу № 7-317/2020



 

В _____________________ районный суд

г. _________________________________

 

(либо мировому судье <1> ___________

судебного участка N ________________

_______________ района г. _________)

 

Истец ______________________________

____________________________________

(Ф.И.О., паспортные данные)

 

Адрес: ____________________________,

телефон ____________________________

 

Ответчик ___________________________

____________________________________

(Ф.И.О., паспортные данные)

 

Адрес: ____________________________,

телефон ____________________________

 

Цена иска __________________________

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о возмещении ущерба, причиненного пожаром

 

"___"________ ___ г. в квартире ответчика, расположенной по адресу: ___________________, произошел пожар, что подтверждается справкой ОГПС от "___"________ ___ г. (копия прилагается).

В результате пожара и мероприятий по его тушению квартире N ___, расположенной по адресу: ___________________, ответственным квартиросъемщиком (собственником) которой является истец по данному делу - ____________________, был причинен ущерб, что подтверждается актом от "___"________ ___ г. (копия прилагается).

Согласно этому акту ___________________________________________________

__________________________________________________________________________.

(указывается нанесенный квартире ущерб)

 

Для ликвидации последствий указанного выше пожара и его тушения истцу потребовалось проведение ремонтных работ, для чего истцом "___"________ ___ г. был заключен договор N ________ на ремонт жилого помещения с _________________, лицензия N ________ (копия договора прилагается).

Стоимость работ по ремонту квартиры, включая затраты на строительные и отделочные материалы, согласно составленной смете, составила ____________ (___________) рублей. Указанная сумма была выплачена истцом ремонтной организации на основании приходного кассового ордера от "___"________ ___ г. (копия прилагается).

Также за вызов сметчика истцу пришлось уплатить ___________ (__________) рублей (копия квитанции к приходному ордеру прилагается).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность возмещения вреда также может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 05.06.2002 N 14 вред, причиненный пожарами имуществу гражданина, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Таким образом, поскольку ответчик является ответственным квартиросъемщиком (собственником) квартиры N ________ по адресу ____________, при пожаре и тушении пожара в которой квартире истца причинен ущерб, то именно ответчик должен возмещать вред.

Согласно ст. 1082 ГК РФ, в случае, если невозможно возместить вред в натуре, возмещению подлежат причиненные убытки. Так как в данном случае вред невозможно возместить в натуре, то ответчик обязан возместить причиненные истцу убытки в размере __________ (___________) рублей.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 1064, 1082 и 15 ГК РФ, а также ст. ст. 131 - 132 ГПК РФ

 

ПРОШУ:

 

1. Взыскать с ответчика по данному делу - ____________ - сумму причиненных убытков в размере _______ (__________) рублей.

2. Взыскать с ответчика сумму уплаченной госпошлины в размере _________ (___________) рублей.

 

 

Приложение:

1. Копия искового заявления для ответчика.

2. Копия акта от "___"________ ___ г.

3. Копия договора N ____________ на ремонт жилого помещения от "___"________ ___ г.

4. Копия сметы.

5. Копии квитанций об оплате работ по договору подряда.

6. Квитанция об уплате госпошлины.

7. Копия выписки из домовой книги.

8. Копии документов, подтверждающих право собственности истца на квартиру.

9. Копия справки из ОГПС.

10. Копия доверенности представителя истца с правом подписи искового заявления.

 

 

Истец (представитель истца):

__________________________ __________________

(Ф.И.О.) (подпись)

 

"___"________ ___ г.

 

--------------------------------

<1> Согласно ч. 5 ст. 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей, рассматриваются мировыми судьями.

 

 

Задание 2. Обратить внимание на судебную практику и приведите несколько примеров из судебной практики, связанные с отменой судебных актов в связи с нарушением норм КАС РФ.

 

1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ Дело № АПЛ21-46;

2. Судебная практика> Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 36-КГ17-12;

3. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АПЛ21-4;

4. Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 202-КГ17-2 Требование: О признании незаконным решения должностного лица о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении. Обстоятельства: Оспариваемым решением заявитель был снят с жилищного учета в связи с отсутствием оснований для постановки на жилищный учет и неистечением на момент увольнения с военной службы пятилетнего срока с момента умышленного ухудшения жилищных условий. Решение: Требование удовлетворено, поскольку на каждого из членов семьи собственника жилого помещения приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения.

5. Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 N 3-КГ17-1 Требование: О признании решений налоговых органов незаконными. Обстоятельства: Истица ссылается на то, что компенсационная выплата на основании ст. 217 НК РФ налогообложению не подлежит. Решение: Требование удовлетворено, поскольку согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1001-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришина Артемия Петровича на нарушение конституционных прав его несовершеннолетнего сына рядом положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

7. Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 16-КГ17-19 Обстоятельства: Определением производство по делу о признании недействующим пункта приказа органа тарифного регулирования об установлении тарифов на услуги по перевозке грузов прекращено, так как дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. Решение: Определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в ином составе судей, поскольку приказ отвечает признакам нормативного правового акта, так как издан в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них общеобязательные правила поведения, рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

8. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1000-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова Вадима Александровича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 324 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"

9. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 74-КГ17-6 Обстоятельства: Определением отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании акта проверки и предписания, так как иск подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке. Решение: Определение отменено в части отказа в принятии административного искового заявления, так как оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению истца, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия, законность оспариваемого акта подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

10. Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 78-КГ17-9 Требование: Об оспаривании решения должностного лица миграционного органа. Обстоятельства: Оспариваемым решением отказано в регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства его матери в связи с тем, что помещение является нежилым. Решение: Требование удовлетворено, поскольку возможность регистрации несовершеннолетнего по месту жительства одного из его родителей не означает невозможность его регистрации по месту жительства другого родителя, для регистрации по месту жительства ребенка представлены все необходимые документы.

11. Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2017 N 56-КГ17-2 Требование: Об оспаривании решения, действий органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения. Обстоятельства: Участнику ДТП отказано в удовлетворении жалобы на ненадлежащее состояние пешеходного перехода на автомобильной дороге и о приведении перехода в соответствие с требованиями, предъявляемыми государственными стандартами. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей, так как суд, прекращая производство по делу, не учел, что участником ДТП, права которого могут быть нарушены в результате ненадлежащей организации пешеходного перехода на автомобильной дороге, обжалуются действия органа местного самоуправления, наделенного в этой сфере правоотношений властными полномочиями.

12. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АПЛ21-45;

13. Апелляционное определение от 16 марта 2021 г. Верховный Суд Российской Федерации - Административное дело № За-844/19
г. административное
16 марта 2020

14. ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АПЛ21-29

15. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АПЛ21-23

 

 

Задание 3. Анализ требований клиента, анализ правомерных возможностей достижения требований клиента. определение механизма защиты прав обратившегося лица при подготовке к практическому занятию имеют большое значение. Подготовьте эссе.

 

Достижение поставленной в Российской Федерации цели — создание правового демократического социального государства — требует ответа на многие вопросы, в том числе о том, кто будет обеспечивать достижение этой цели и какими путями. Решение этих правовых проблем зачастую связано с неверием граждан в возможность легальным способом защитить свои права из-за наличия правового нигилизма и коррупции. Определенные шаги в искоренении этого делаются: так, предпринимаются меры по совершенствованию высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции, реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, развитию как государственной, так и негосударственной системы бесплатной юридической помощи и др. Вступивший в силу 15 января 2012 г. федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определил правовой статус таких институтов, как «негосударственный центр бесплатной юридической помощи» и «юридическая клиника». В главе 4 настоящего закона «Негосударственная система бесплатной юридической помощи» установлено, что «негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные, юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи». Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Прежде чем студенты будут готовы заниматься правовым консультированием, они должны пройти обучение соответствующим навыкам и методам работы с клиентами. Овладение студентами определенными навыками и приобретение ими компетенций, предусмотренных учебными программами, должно стать, на наш взгляд, основной задачей работы в юридических клиниках. Теоретическая основа правового анализа ситуации и информирования клиента как составная часть обучения студентов юридической кли ники должна включать, по нашему мнению, следующие аспекты: анализ правовой ситуации; основы правового информирования; способы получения и передачи информации; использование справочно-правовых систем. При анализе правовой ситуации, с которой обратился клиент, следует выяснить, может ли быть дана консультация. Поэтому прежде всего надо определиться с ответом на вопрос: кого консультирует данная клиника? Так, в студенческих консультациях юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова предлагается несколько способов оказания правовой помощи — это личный прием посетителей и работа с просьбами о юридической помощи, поступающими по почте, в том числе по электронной. Кроме того, по решению руководства консультации могут участвовать в любых проектах, имеющих своей целью обучение студентов-юристов и/или оказание правовой помощи населению. Консультации осуществляют бесплатную юридическую помощь по любой отрасли права всем обратившимся, консультации по неправовым вопросам не даются. В ходе консультаций могут быть составлены различные жалобы (в судебные инстанции, прокуратуру и иные государственные органы), заявления, обращения, иски и т.п. Представительство интересов посетителей в государственных органах сотрудниками консультаций не осуществляется. Студенческая юридическая консультация юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского оказывает юридическую помощь в студенческой правовой клинике малоимущим и социально незащищенным слоям населения. К таковым относятся: пенсионеры, ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, безработные, военнослужащие срочной службы, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Саратовской области. Возможно предоставление юридической помощи и другим категориям граждан. Юридический институт Иркутского государственного университета на своем сайте http://clinic.lawinstitut.ru/ предлагает бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, но при этом не уточняется, кто понимается под данной категорией посетителей. По моему мнению, при определении категории лиц, которых клиника рассматривает в качестве клиентов, нужно учитывать: является ли клиника специализированной либо консультирует по общим вопросам; каков количественный и качественный состав преподавателей и студентов. Зачастую бывает, что обратившиеся за консультацией граждане не вполне представляют, какого рода проблема стоит перед ними. Поэтому студентам прежде всего необходимо уяснить, по какой отрасли (институту) права требуется дать консультацию, какого рода юридическую помощь (информирование, консультирование, разъяснение действующего закона или нормативного акта) хотят получить клиенты. При анализе ситуации студенту надо помнить о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, хотя ни в одном федеральном законе не говорится об этом. И нет никакого документального подтверждения подобного изречения, что многих сбивает с толку и заставляет искать разнообразные оправдания в свою пользу. Есть закон, а есть ответственность за совершенное нарушение или преступление. Законы подвержены изменениям, причем иногда достаточно быстро и кардинально, поэтому даже добросовестные граждане могут нарушить их, и не подозревая об этом. Законы подлежат опубликованию в полном объеме и в установленном порядке, тем не менее даже квалифицированный юрист не всегда готов дать пояснения по заданному вопросу, если тема не является предметом его научного либо практического интереса. 

Данный анализ состоит из четырех этапов. Первый этап, на данном этапе основная задача консультанта состоит в том, чтобы четко (прежде всего, для самого себя) определить, что же произошло на самом деле, какая ситуация у обратившегося лица объективно (безотносительно к субъективному мнению клиента) существует в действительности. Для того, чтобы получить такую информацию, необходимо установить имевшие место фактические обстоятельства дела, факты. Правильное определение фактов имеет важнейшее значение для всего последующего этапа работы над делом. Это фундамент такой работы, ее основа. От того, насколько верно будут определены факты, зависит и правовая квалификация ситуации, и правовая позиция по делу, и в итоге выработка правовых рекомендаций для клиента.

Информацию о фактах получают из различных источников. Для дел, рассматриваемых в юридической клинике, характерными источниками информации о фактах являются пояснения обратившегося лица и представленные им документы. Дадим краткую характеристику этим источникам.

Пояснения обратившегося лица. Это, как правило, основной источник информации. Именно клиент первоначально описывает ситуацию, обозначает характер своей заинтересованности, формулирует цель обращения и, тем самым, задает общий тон отношения к ситуации. Именно из объяснений клиента студент-консультант получает информацию о большинстве фактов. Специфика такого источника определяется его ярко выраженным субъективным характером. Более того, такая специфика усиливается еще и психологическими особенностями тех людей, которые составляют основную массу обращающихся в юридическую клинику – это пожилые люди, инвалиды, люди с незначительными психическими отклонениями. Такие люди зачастую рассказывают о своих проблемах столь пространно, что приходится предпринимать определенные усилия для того, чтобы прервать поток речи клиента и направить его рассказ в нужное «юридическое» русло.

Как правило, в рассказе клиента фигурирует колоссальное множество фактов. Студенту-консультанту в силу недостаточности практики работы достаточно сложно сразу определить, какие обстоятельства имеют существенное значение для дела, а какие нет. Поэтому стоит порекомендовать обращать внимание на все факты, так или иначе, по мнению студента-консультанта, связанные с ситуацией обратившегося лица.

Клиенты, упоминая о фактических обстоятельствах, зачастую здесь же дают им оценку и высказывают свое мнение относительно данных фактов, а также выстраивают на основе указанных ими же фактов различные предположения. При этом очень часто такая оценка клиентом ситуации весьма эмоциональна и носит юридический характер. Например, часто от клиентов можно слушать такие утверждения: «Меня уволили абсолютно незаконно! Вы знаете, администрация издала такой приказ, который вообще не соответствует Трудовому кодексу и нарушает мое право на труд, закрепленный нашей Конституцией!». Сравните предыдущее высказывание с данным: «15 мая 2004 года меня уволили приказом № 65 за прогулы, которых я не совершала!» Здесь также присутствует элемент оценки со стороны клиента, однако если из первого высказывания можно получить информацию только о том факте, что администрацией был издан приказ об увольнении, то из второго высказывания можно почерпнуть гораздо больше: известны дата и номер приказа, а также основание увольнения. Или еще пример. В юридическую клинику обратилась Д. Она указала, что ей продали бракованную ванну. В обоснование этого она объяснила, что у приобретенной ей эмалированной ванны имеется дефект: сходит эмаль с внутренней стороны. При этом она была уверена, что ей изначально продали такую ванну. Как объяснила Д.: «когда я покупала ванну, в магазине стояла такая же, но бракованная. Мне об этом продавец сказал. А еще он на меня очень хитро так смотрел и улыбался. Видимо решил, что раз бабка старая, то все равно ничего не поймет, и специально мне брак подсунул». Здесь, как видно, имеется предположение лица о некоем факте, которое клиент выдает за факт. Нередко, особенно при описании поведения людей, факты подменяются мнением, впечатлением о них. Например, при вопросах, связанных с взысканием алиментов, обратившаяся женщина так описывала поведение отца своих детей: «Он жулик и вор. Он зарабатывает огромные деньги на стороне, а в суде показывает свою мизерную официальную зарплату. И при разводе забрал почти все наше имущество». В данном высказывании присутствуют эмоции, а фактов практически нет.

Таким образом, необходимо помнить, что для уяснения сложившейся ситуации первостепенное значение имеют только факты, и факты необходимо четко отграничивать от их оценок и интерпретаций. Однако и полностью игнорировать оценку факта или мнение о данном факте обратившегося лица нельзя! Это может оказаться полезным в дальнейшем при оценке данного факта и выработке правовой позиции.

Документы. В качестве документов, предоставленных обратившимся лицом, могут выступать различные договоры, акты государственных и муниципальных органов власти, справки, выписки, расписки, доверенности, судебные решения и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что клиентами будут представляться как оригиналы, так и копии указанных документов.

Документы анализируются с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Анализируя содержание любого документа, необходимо уяснить, какой конкретно факт или совокупность каких фактов удостоверяется данным документом. Например, домовая книга на квартиру удостоверяет следующие факты: точный адрес местонахождения данной квартиры; фамилии, имена и отчества собственников, их паспортные данные. Приказ о приеме на работу содержит информацию о фамилии, имени и отчестве принимаемого на работу лица, определяет его рабочее место и трудовую функцию, а также указывает на размер заработной платы. Особенно при анализе содержания документов необходимо обращать внимание на используемые понятия, термины и формулировки. Важно их правильно истолковать, уяснить их смысл и определить взаимную сочетаемость.

Достаточно сложными для анализа являются различные виды договоров, а также акты органов судебной власти. При анализе содержания договора (как правило, это гражданско-правовой договор или трудовой договор), необходимо обратить внимание на: определение сторон по данному договору, их конкретные права и обязанности, вытекающие из договора, ответственность за несоблюдение обязанностей. Здесь можно использовать следующую формулу: кто конкретно и что конкретно должен сделать, и что ему грозит, если он это не сделает. При анализе актов органов судебной власти важно обращать внимание на следующие моменты: какой судебный орган принял документ; на стадию судебного рассмотрения, какие требования заявлял истец, какие возражения заявлял ответчик, какие обстоятельства исследовал суд в судебном заседании, к каким выводам пришел и какое решение вынес. Последнее важно уяснить абсолютно четко и точно.

Кроме содержания необходимо также обратить особое внимание на форму предоставленных клиентом документов. Это необходимо, во-первых, потому, что несоблюдение такой формы является в ряде случаев основанием для отмены документа либо непринятия его в качестве доказательства, а, во-вторых, формальные моменты несут в себя также достаточно большую информацию.

Проводя оценку формы, обращайте внимание на следующее:

– на дату издания документа. Дата издания имеет важнейшее значение. Если в самом документе не указана дата его издания, необходимо по возможности это установить.

– на орган или должностное лицо, издавший документ. Имейте в виду, документ должен исходить от органа или должностного лица, наделенного соответствующей компетенцией выдавать документы данного вида.

– на регалии документа. Любой официальный документ должен быть выполнен в строгом соответствии с требованиями, предъ­яв­ля­емыми к оформлению документов данного вида: исполнен на официальном бланке, содержать наименование должностного лица, его издавшего, содержать подпись такого лица, быть заверенным соответствующей печатью.

– документ не должен иметь подчисток, приписок, неоговоренных исправлений, текст должен быть исполнен разборчиво, не иметь поврежденных нечитаемых мест.

– срок действия документа (если таковой имеется) не должен истечь.

Установив, какие имеются источники информации в данной конкретной ситуации, первое, что необходимо сделать, это проанализировать каждый источник в отдельности. Здесь в качестве рекомендации можно посоветовать студентам-консультантам составлять соответственно карточку рассказа клиента либо карточку имеющихся документов. В карточке рассказа клиента должна отражается следующая информация: фамилия, имя, отчество лица, краткое описание фактов, присутствующих в его рассказе. Применительно к указываемым фактам необходимо знать дату его совершения, субъекта совершения, а также его содержание. В свою очередь, карточка предоставленных клиентом документов должна содержать следующее: наименование документа, дату его издания, орган его издавший, а также содержать краткое описание фактов, указанных в документе. При необходимости (если документ сложный) можно составить отдельную карточку на данный документ. Составление таких карточек преследует чисто практические цели. С одной стороны, это позволяет иметь источник с наглядно зафиксированными фактами рассказа лица или документа, к которому можно при необходимости в любое время обращаться (здесь не стоит особо полагаться на свою память, тем более каждый раз вычленять факты из рассказа лица или документа, ибо это дело достаточно трудоемкое). С другой стороны, процесс составления таких карточек развивает навык лаконичного формулирования юридически значимой информации.

После анализа информации, имеющейся в отдельных источниках, то есть в пояснении обратившегося лица, и в документах, им представленных, необходимо сопоставить факты, полученные из этих источников. Имейте в виду, что здесь возможна ситуация, когда информация, содержащаяся в документах, может подтверждать сведения, исходящие от клиента, дополнять, уточнять их, и даже опровергать. В последнем случае обязательно следует выяснить у клиента причину такого противоречия и по возможности ее устранить. Здесь опять-таки стоит вспомнить об упомянутых выше карточках, так как на их основе сопоставление фактов, имеющихся в различных источниках, осуществляется быстрее и проще.

Итогом первого этапа анализа дела должна стать так называемая фабула дела.Фабула дела – это небольшая история, изложенная простым доходчивым языком и состоящая из 8–12 предложений. Такая история несет в себе в лаконичной форме весь смысл юридически значимой информации поданному делу, расположенной, как правило, в хронологической последовательности. Например, в юридическую клинику обратился Ф., и просил составить ему исковое заявление о расторжении договора купли продажи холодильника, возврате уплаченной за холодильник денежной суммы и возмещении морального вреда. Фабула его дела выглядела следующим образом:

5 мая 2004 г. гражданин Ф. в магазине «N», расположенном по такому-то адресу, приобрел для личного пользования на основании договора купли-продажи № NN у ООО «NNN» холодильник марки STINOL (заводской номер такой-то). Согласно условиям указанного договора купли-продажи, покупатель, гражданин Ф., за приобретаемый товар уплатил в момент заключения договора продавцу денежную сумму в размере стольких-то рублей. Продавец, ООО «NNN», предоставил покупателю товар 6 мая 2004 г. путем доставки его силами сотрудников продавца на адрес места жительства покупателя. Непосредственно после доставки холодильник в присутствии сотрудников ООО «NNN» не проверялся. В тот же день, 6 мая 2004 г., покупатель, включив холодильник, обнаружил, что он не морозит. 7 мая 2004 года покупатель сообщил об этом по телефону продавцу, и продавец обещал выслать на дом к покупателю специалиста для осмотра холодильника в течение ближайших 5 дней. 10 мая прибыл специалист. При осмотре было обнаружено, что в холодильнике отсутствует фреон, о чем специалистом был на месте осмотра составлен акт № NNNN. 11 мая 2004 г. гражданин Ф. предоставил лично в ООО «NNN» претензию с требованием забрать обратно холодильник и вернуть ему уплаченные им деньги. 17 мая 2004 г. гражданин Ф. получил по почте ответ на свою претензию от ООО «NNN», пописанную генеральным директором, где содержался отказ удовлетворить требования гражданина Ф. Второй этап. Осуществление правовой квалификации ситуации.

После того как, была определена реально существующая ситуация, необходимо дать ей юридическую оценку, иными словами, определить юридическую квалификацию сложившейся ситуации. Именно эта задача и ставится на втором этапе анализа дела. Суть ее состоит в том, чтобы, во-первых, определить правовые нормы, регулирующие данную ситуацию, уяснить их суть, во-вторых, на основании правовых норм определить правовой статус участников возникшей ситуации, их конкретные права и обязанности и, в-третьих, сопоставить описание фабулы дела и описание диспозиции правовых норм, и на основании этого охарактеризовать ситуацию юридическим языком.

 

Вообще, на этапе осуществления правовой квалификации студенту-консультанту необходимо воспользоваться собственным багажом знаний, полученным в процессе освоения базовых учебных курсов. И качество работы здесь напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки студента-консультанта.

 

Определение правовой базы – процесс достаточно сложный, поскольку предполагает проработку огромного массива актов в поиске именно тех, которые регулируют данную ситуацию.

 

Вернемся к нашей ситуации с продажей холодильника, в котором отсутствовал фреон, и определим нормы, регулирующие данные отношения.

 

Исходя из фабулы дела, гражданин Ф. приобрел холодильник у ООО «NNN», вступив с ней в определенные отношения. Данные отношения имеют частно-правовой характер, так как возникли между частными субъектами – физическим лицом и частной компанией. Так как, опять же исходя из фабулы дела, между данными субъектами возникли отношения по поводу холодильника, который по своей сути является материальным благом – имуществом, то эти частно-правовые отношения по своей сути являются имущественными, то есть гражданско-правовыми. При этом между данными субъектами еще был заключен некий договор. Следовательно, эти гражданско-правовые отношения носили договорный характер. Гражданско-правовые отношения, в том числе и договорные, регулируются Гражданским кодексом РФ, что определено в ст.2 данного закона. Так как такие договорные отношения предусматривали приобретение гражданином Ф. имущества в собственность за деньги, то, исходя из анализа статей Гражданского кодекса РФ, можно заключить, что имели место отношения купли-продажи. При этом, исходя из фабулы дела, гражданин Ф. приобрел холодильник для собственных нужд, то есть для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Следовательно, имела место розничная купля-продажа, регулирование которой осуществляется пар.2 гл.30 ГК РФ. К отношениям, не урегулированным нормами данного параграфа, применяются иные соответствующие нормы ГК. Кроме этого, исходя из ч.3 ст. 492 ГК РФ, если покупателем по договору розничной купли-продажи является гражданин, тогда он выступает в качестве потребителя. Отношения, связанные с приобретением товаров потребителями, регулируются наряду с Гражданским кодексом РФ, также Законом РФ «О защите прав потребителей». На это указывает преамбула данного закона. При этом, согласно указанной выше норме ГК, Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется к отношениям розничной купли-продажи товаров по вопросам, не урегулированным Гражданским кодексом, то есть он дополняет положения Гражданского кодекса РФ. Таким образом, можно констатировать, что данные отношения регулируются Гражданским кодексом РФ, в частности пар.2 гл.30 и, в случае неурегулированности данным параграфом каких-либо отношений, другими соответствующими статьями ГК, а также Законом РФ «О защите прав потребителей».

 

После нахождения правовых норм, регулирующих возникшие отношения, необходимо уяснить их содержание. Это очень важный этап работы. От студента требуется уяснение сути, смысла и значения положений, закрепленных в норме права, определение сформулированных в ее гипотезе, диспозиции и санкции существенных моментов. При этом нередко приходится изучать нормативно-правовые акты, относящиеся к различным отраслям права. Также при анализе важно обращаться не только к тексту закона, но и необходимо знакомиться с практикой применения данных норм, формируемой судебными органами, в особенности высшими – Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

 

В рамках данного учебного курса не ставится цель провести исследование положений, закрепленных в соответствующих статьях ГК РФ, а также положений Закона РФ «О защите прав потребителей», на предмет выяснения их смысла и значения, так как это делается в рамках других учебных курсов, в частности в рамках курса гражданского права РФ. Поэтому будем исходить из того, что смысл данных положений нами уяснен.

 

Далее необходимо на основании изученных правовых норм определить правовой статус участников возникшей ситуации, их конкретные права и обязанности. При этом, как правило, необязательно исследовать весь массив прав и обязанностей данных лиц, так как он бывает достаточно широк, правильнее сконцентрировать свое внимание на тех, которые имеют отношение к сложившейся ситуации.

 

Применительно к нашей ситуации с холодильником можно констатировать следующее.

 

Гражданин Ф. является, исходя из ст. 454 ГК РФ, Покупателем, причем не просто покупателем, а, в соответствии со ст. 492 ГК РФ и положениями преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей», Покупателем-Потребителем. ООО «NNN», в свою очередь, исходя из тех же правовых норм, является Продавцом. Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливают достаточно широкий набор прав и обязанностей, как для Покупателя, так и для Продавца. Среди них для рассматриваемой нами ситуации особое значение имеет – касательно Покупателя – закрепленная в ст.454 ГК РФ обязанность принять передаваемый товар и оплатить его стоимость, согласно условиям договора. Касательно же Продавца, особое значение имеют закрепленная в ст. 456 ГК РФ обязанность передать товар, предусмотренный условиями договора купли-продажи, а также закрепленная в ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязанность передать Покупателю товар, качество которого соответствует договору. Если договор не содержит условия о качестве, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если же продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.064 с.)