Раздел 3. Юридическое консультирование по 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Юридическое консультирование по



И.И. Шарапов

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА

 

 

Набор

2018


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

студентки 4 курса группы Юб 03/1703

 юридического факультета

Займидорога Светланы

 

 

Набор

2018


 

РАЗДЕЛ 3. ЮРИДИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО

ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ОБЖАЛОВАНИЕМ СУДЕБНЫХ

РЕШЕНИЙ

Тема 3.1. Консультирование клиентов в связи с нарушением их прав, как участников долевого строительства

 

Задание 1. Понятие участия в долевом строительстве.

По договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

 

Задание 2. Нормативные правовые акты, связанные с приобретением квартиры с участием в долевом строительстве.

 

 

1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (Собрание законодательства РФ от 07.01.2002 № 1 (часть I) ст. 1);

2) Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» («Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190);

3) Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» («Российская газета» от 31.12.2004 № 292, Собрание законодательства РФ от 03.01.2005 № 1 ст. 40) (далее – Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ);

4) Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» («Российская газета» от 05.05.2006 № 95, Собрание законодательства РФ от 08.05.2006 № 19 ст. 2060);

5) Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства РФ, 2008, № 52 ч. 1 ст. 6249) (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ);

6) Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015);

7) Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2017);

8) Федеральный закон от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2018);

9) Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2016 № 760 «О порядке принятия заключения о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем» (Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.03.2019);

10) Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2017);

11) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2018 № 897 «Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.08.2018);

12) Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1683 «О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2018);

13) Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 № 319 «О единой информационной системе жилищного строительства» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.03.2019);

14) Постановление Правительства РФ от 22.04.2019 № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.09.2019);

15) Постановление Правительства РФ от 02.09.2020 № 1336 «Об утверждении требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.09.2020);

16) Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2016);

17) Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.07.2017 № 955/пр «Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.10.2017);

18) Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.02.2019);

19) Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.05.2019 № 278/пр «Об утверждении порядка расчета норматива обеспеченности обязательств и норматива целевого использования средств» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2019);

20) Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.05.2019 № 300/пр «Об утверждении формы заявления о готовности проекта строительства» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.06.2019);

 

 

  Задание 3. Судебная практика по данной категории дел.

Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013) (ред. от 04.03.2015)

Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017)

Определение № 33-3009/2012 от 11 июля 2012 г. по делу № 33-3009/2012

Апелляционное определение № 33-2975/2014 от 2 октября 2014 г. по делу № 33-2975/2014

Решение № 2-1539/2019 от 4 февраля 2019 г. по делу № 2-1539/2019

Решение № 2-1872/2014 2-90/2015 2-90/2015(2-1872/2014;)~М-2170/2014 М-2170/2014 от 29 января 2015 г. по делу № 2-1872/2014

 

 

Задание 4. Составьте исковое заявление о взыскании неустойки и компенсации морального вреда

                                                     Преображенский районный суд

          107076, г. Москва, ул. Бухвостова, д.4

                                                             Истец: Иванов Иван Иванович,

зарегистрированный по адресу: г. Москва,             ул. Ленина, д. 7, кв. 15

Тел.: 8-958-245-85-12

 

                        Ответчик: ООО «Рога и копыта»: 141400,

                     Московская область, г. Красногрск, ул. Ленина, д. 3

 

 

В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребители потребителей, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации

О налогах и сборах.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

на решение Долгопрудненского городского суда от 15 мая 2019 года по гражданскому делу № 2-1254/2019

15 мая 2019 года Долгопрудненским городским судом Московской области вынесено судебное решение по гражданскому делу № 2-1254/2019 по иску Коржикова Р.Р. к Милославскому М.Н. о признании сделки недействительной, истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Решением суда требования Коржикова Р.Р. удовлетворены. Сделка купли-продажи между Коржикова Р.Р. и Милославскому М.Н. признана недействительной, спорное имущество истребовано в пользу истца. Право собственности Милославского М.Н.на имущество прекращено.

С решением суда я не согласен, считаю его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд сделал вывод, что стороны заключили договор залога имущества. А сделка купли-продажи, по существу, была притворной. Однако договор залога никакого отношения к этому спору не имеет, является самостоятельной сделкой.

Выводы суда о том, что имущество перешло в собственность ответчика, не соответствуют обстоятельствам дела. Фактически спорное имущество находится во владении и пользовании третьего лица Петровой О.Ю., с которой и была фактически совершена сделка. Суд неправильно применил нормы материального права, а именно статьи 182, 971 ГК РФ. Представитель по доверенности не приобретает имущество по заключенной им сделке от имени другого лица в свою собственность.

Дело было рассмотрено в незаконном составе, поскольку принято Долгопрудненским городским судом с нарушением правил подсудности. Фактически цена иска составляет 30 000 руб. (стоимость оспариваемого имущества), поэтому иск должен быть рассмотрен мировым судьей по месту жительства ответчика.

Дело было рассмотрено в отсутствие третьего лица, которая не была извещена о времени и месте судебного заседания, сведения об этом в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в материалах дела отсутствует протокол судебного заседания от 15.10.2015 года.

Допущенные существенные нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение существенных обстоятельств, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам не позволяют признать решение суда законным и обоснованным. Решение подлежит отмене по основаниям, перечисленным в статье 330 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 320-322, 328, 330 ГПК РФ,

ПРОШУ:

Отменить решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 15 мая 2019 года по гражданскому делу Коржикова Р.Р. к Милославскому М.Н. о признании сделки купли-продажи недействительной, истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Принять новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований Коржикова Р.Р. отказать в полном объеме.

 

Тема 3.4. Консультирование по оформлению кассационной жалобы и ведению дела в суде кассационной инстанции

Задание 1. Анализ требований клиента. Анализ правомерных возможностей достижения требований клиента. Определение механизма защиты прав обратившегося лица. Роль указанных понятий при составлении апелляционной жалобы клиента

     На этапе интервьюирования консультант должен четко для себя уяснить, какой конкретно результат хочет получить обращающееся лицо. И здесь задача консультанта состоит в том, чтобы для своей дальнейшей работы сформулировать максимально точно требование клиента. Например, в рассматриваемой ситуации с холодильником, гражданин Ф. желает вернуть холодильник продавцу и получить обратно свои деньги. Или вот такие примеры того, чего хотят получить клиенты: клиент хочет, чтобы его сосед по коммунальной квартире не мешал ему пользоваться ванной комнатой, или клиент хочет,чтобы отец детей платил на каждого ребенка по три тысячи рублей, или клиент хочет,чтобы его восстановили на работе и изменили запись в трудовой книжке. Клиент может формулировать как одно, так и несколько требований. Как видно, такие требования абсолютно некорректны с юридической точки зрения, но этого и не требуется здесь – требование должно быть максимально верно по сути.

 

       Задача анализа требований клиента и состоит в том, чтобы перевести требование клиента из бытовой плоскости в плоскость правовую, то есть сказать о том же самом, но юридическим языком.

 

       Для этого необходимо, во-первых, выделить каждое такое требование. Если требование одно, то, собственно, оно одно и останется. Если требований несколько, тогда необходимо каждое из них сформулировать отдельно. Во-вторых, необходимо каждое требование в отдельности проанализировать, то есть дать им юридическую характеристику. И, в-третьих, соединив проанализированные требования, оценить, насколько возможно, исходя из действующего российского законодательства, их совместное удовлетворение.

 

       В рассматриваемом нами случае требований два, а именно: клиент хочет, во-первых,отдать обратно неисправный холодильник, а, во-вторых, получить обратно уплаченные за него деньги. Проанализируем каждое из них.

 

       Требование «отдать обратно неисправный холодильник» содержит в себе следующее. Как нам известно из юридической квалификации ситуации, Покупатель, гражданин Ф., приобрел холодильник по договору розничной купли-продажи у Продавца, ООО «NNN». Теперь гражданин Ф. желает отдать холодильник обратно ООО «NNN», то есть, говоря языком Гражданского кодекса РФ, Покупатель хочет возвратить проданный товар Продавцу. Теперь обратимся ко второму требованию. Клиент также хочет «получить обратно уплаченные деньги за холодильник деньги». На языке Гражданского кодекса РФ это будет звучать, так: Покупатель желает получить от Продавца уплаченную за товар денежную сумму. Соединив два эти требования, получим следующее: Покупатель хочет возвратить Продавцу приобретенный у него товар, а также хочет получить от Продавца уплаченную за данный товар денежную сумму.

 

       Возможность совместного удовлетворения данных требований зависит от того, не будет ли удовлетворение одного из них препятствовать удовлетворению другого. Проанализировав положения Гражданского кодекса, можно прийти к выводу, что совместное удовлетворение данных требований возможно.

 

       На практике может возникнуть ситуация, когда обратившееся лицо желает достижения нескольких результатов, которые не могут быть совместно достигнуты. Например, клиент хочет, чтобы ему изменили формулировку увольнения в трудовой книжке, а также взыскали в связи с неверной формулировкой увольнения с работодателя деньги за вынужденный прогул. Очевидно, что удовлетворение таких требований совместно невозможно. Если консультант пришел к такому выводу, тогда необходимо, прежде всего, уточнить формулировки требований клиента. Возможно, причина такой ситуации в том, что консультант неверно истолковал желание клиента, и, следовательно, неверно дал им правовую характеристику. Если же консультант оценил все правильно, и клиент хочет именно этого, в таком случае необходимо разъяснить клиенту, что получить то, что он хочет невозможно. Как правило, клиенты в этом случае уточняют свои требования. При ситуации, когда клиент настаивает на первоначальных требованиях, рекомендуется мотивированно отказать клиенту в осуществлении дальнейшей работы над делом.

 

       На практике возникают ситуации, когда клиент альтернативно формулирует различные, в том числе и взаимоисключающие, требования. Например, клиент хочет либо замены некачественного товара на аналогичный товар, либо замены некачественного товара на другой подобный товар с перерасчетом цены. Понятно, что совместное удовлетворение таких требований невозможно, да этого клиент и не требует. В таких случаях необходимо проанализировать каждое из таких требований и разъяснить правовые возможности достижения каждого из них. Очень важно помнить, что задача консультанта объективно подойти к характеристике каждого из них, и не делать выбор за клиента в пользу какого-то из его требований. Клиент должен сделать свой выбор самостоятельно. Обратная ситуация чревата колоссальными претензиями в адрес консультанта в случае недостижения клиентом спрогнозированного результата.

       Проанализировав и уяснив требование клиента, далее необходимо, исходя из фабулы дела и ее юридической оценки, оценить правовую возможность достижения желаемых клиентом результатов. Здесь необходимо проанализировать законодательство, регулирующее сложившееся отношения, и оценить, имеется ли вообще возможность требовать достижения правовыми средствами того, что хочет клиент в конкретно сложившейся ситуации. Вернемся к нашему примеру.

 

Гражданин Ф., Покупатель, желает возвратить ООО «NNN», Продавцу, приобретенный у него товар – холодильник марки STINOL, а также хочет получить от Продавца уплаченную за данный товар денежную сумму. При этом из фабулы дела и ее юридической квалификации следует, что Покупатель уплатил Продавцу предусмотренную договором денежную сумму в полном объеме в момент заключения договора, исполнив обязанность, предусмотренную ст. 454 ГК РФ. Продавец же, в свою очередь, передал Покупателю некачественный товар, а именно доставил Покупателю холодильник, где отсутствовал фреон. Тем самым, Продавец ненадлежащее исполнил лежащую на нем обязанность, предусмотренную ст. 469 ГК РФ и ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей».

 

Последствия продажи товара ненадлежащего качества установлены в ст. 503 ГК РФ и ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно положениям, закрепленным в данных статьях, при продаже товара ненадлежащего качества, Покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом Покупатель по требованию Продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Также необходимо учитывать, что в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров данные требования Покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Согласно Перечню технически сложных и дорогостоящих товаров (утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575), холодильники и морозильники относятся к такой категории товаров (п.5). Определение категории «существенные недостатки товара» содержится в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Под существенным недостатком товара следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Такой недостаток как отсутствие фреона в холодильнике может быть устранен, согласно акту № «NNNN», выданного специалистом, осматривавшим холодильник 10 мая 2004 г, заливкой фреона, после чего холодильник будет функционировать надлежащим образом. Таким образом, можно констатировать, что отсутствие фреона в холодильнике не является существенным недостатком товара. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований Покупателя не имеется.

 

Приведенная ситуация является наглядным примером того, когда имеется нарушение прав обратившегося лица, и при этом клиент желает достижения определенного результата. Однако ситуация такова, что его требования не адекватны с точки зрения закона, и требовать их удовлетворения он не может.

       Такие ситуации в практике работы юридической клиники нередки. Консультанту, если он пришел к выводу о том, что имеет место указанная ситуация, рекомендуется разъяснить клиенту, что требовать достижения не адекватного с точки зрения закона результата он не может, и настаивать на данном требовании нецелесообразно. При этом также необходимо указать клиенту, что имеются другие предусмотренные в законодательстве возможности, требовать реализации которых клиент вправе. При необходимости (которая, как правило, возникает!) можно дать клиенту краткую характеристику таких возможностей. Здесь также важно помнить, что задача консультанта объективно охарактеризовать их, и не делать выбор за клиента в пользу той или иной правовой возможности. Клиент должен сделать свой выбор самостоятельно.

       Хотелось бы обратить внимание консультантов на такой момент: невозможность требовать достижения того, что хочет клиент, не означает для отношений, возникающих в сфере гражданского оборота, что такого результата нельзя добиться в принципе. Нужно помнить, что гражданское право основывается на принципе диспозитивности и свободы договора. Это означает, что, если стороны договорятся о подобных условиях, то так и будет в большинстве случаев. И клиенту это необходимо также разъяснить. Применительно к рассматриваемому случаю, это будет означать, что гражданину Ф. необходимо разъяснить, что требовать расторжения договора и возврата выплаченной денежной суммы он не может, однако он может требовать устранения за счет Продавца неисправностей, имеющихся в холодильнике. При этом нужно также объяснить ему, что он не может этого именно требовать помимо воли Продавца. Однако требуемого результата добиться можно, если об этом с Продавцом договориться.

       Однако все же большинство дел, разбираемых в юридической клинике, основываются на ситуациях, в которых требования клиента адекватны сложившейся ситуации. И с точки зрения закона клиент имеет возможность требовать достижения того результата, на который он рассчитывает, то есть удовлетворения своих требований. В таком случае необходимо определить механизм защиты нарушенных (или обеспечения существующих) прав клиента, то есть то, каким образом нарушенное право необходимо защитить.

Определение механизма защиты права предполагает, во-первых, определение органа или должностного лица, компетентного такую защиту оказать, во-вторых, определение процессуальной формы защиты права, и, в-третьих, выработку правовой позиции клиента. Все это в совокупности позволит выработать общий вектор защиты прав клиента. Как правило, в большинстве ситуаций, с которыми люди обращаются в юридическую клинику, можно определить несколько таких векторов и предоставить клиенту возможность выбрать конкретное направление деятельности (самостоятельно, естественно!). Например, в целях защиты прав обратившегося лица возможно обратиться и в прокуратуру, и вышестоящий административный орган. При этом очевидно, что для первого и для второго случаев процессуальная форма и правовая позиция будут различны.

 

       Однако необходимо учитывать и то, что в ряде случаев требования к механизму защиты прав сформулированы императивно, и им необходимо следовать. Например, порядок приватизации квартир четко определен в законодательстве, также законодательно установлен порядок регистрации права собственности. Признание гражданина безвестно отсутствующим возможно только в порядке гражданского судопроизводства, и никакой другой орган, кроме суда, не вправе решить данный вопрос. Также в законодательстве для отдельных видов отношений сформулировано требование обязательного наличия определенных видов процедур. Например, потребитель, прежде чем обратиться в суд, должен попытаться разрешить возникшую конфликтную ситуацию в досудебной процедуре – претензионном порядке. Условия о наличии обязательных досудебных процедур могут также предусматривать стороны в заключаемых между ними договорах. В случае же, когда такая процедура императивно не прописана, необходимо определить при помощи какого механизма право будет защищено наиболее эффективно. И для каждой конкретной ситуации данный критерий необходимо применять индивидуально.

 

       Как было указано выше, для определения механизма защиты нарушенного права, прежде всего, необходимо определить, орган, который наделен компетенцией защитить нарушенное право обратившегося лица, и который сможет наиболее эффективно это сделать. Компетенция конкретных органов обычно прописана в законах, определяющих их статус. Например, компетенция органов и должностных лиц прокуратуры определена вФедеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), компетенция органов и должностных лиц милиции определена в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями), подведомственность и подсудность судов общей юрисдикции определена в Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и т.д. Будем исходить из того, что студенты ориентируются в вопросах, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов РФ, поэтому ограничимся лишь некоторыми замечаниями.

 

       Вряд ли стоит для всех случаев рекомендовать судебную защиту прав. Безусловно, существуют ситуации, когда именно судебная защита является наиболее эффективной, ведь суд – это государственный орган, рассматривающий споры, по существу, в последней инстанции, и решение которого окончательно. Однако судебная процедура, как правило, достаточно сложна для понимания обычными гражданами и продолжительна по времени. По этому, в ряде случаев эффективнее использовать внесудебный порядок защиты прав, например путем обращения в прокуратуру или органы МВД. Может сложиться ситуация, когда эффективнее обратиться одновременно в несколько органов или организаций. Или же, не стоит забывать о том, что в ряде случае наиболее эффективным решением проблемы будет разрешение конфликтной ситуации самими сторонами, без привлечения органов принуждения.

 

       Студенту-консультанту при разработке данного вопроса недостаточно просто указать структуру, в которую необходимо обращаться, нужно также определить конкретный орган с точки зрения подведомственности, его правильное наименование и адрес места нахождения. Например, сказать, что «Вам нужно обратиться в прокуратуру», явно недостаточно, и такой ответ вряд ли поможет клиенту. Нужно указать, что, например, «Вам необходимо обратиться в районный суд Октябрьского района г. Иркутска. Он находится по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская 30».

 

       От того, к какому органу (должностному лицу) решено обратиться, зависит второй элемент механизма защиты права – процессуальная форма. Процессуальная форма защиты права – это определяемая в законодательстве форма деятельности компетентных органов по защите нарушенных прав. Процессуальная форма определяет порядок обращения в компетентный орган (к должностному лицу), порядок установления им фактических обстоятельств дела, порядок применения к рассматриваемой им ситуации норм права, определение способа защиты нарушенного права, порядок вынесения решения и осуществления контроля за его исполнением. Основной чертой процессуальной формы является ее формализованность, то есть императивное закрепление порядка совершения тех или иных действий.

 

       У каждого компетентного органа (должностного лица) собственная процессуальная форма. Такое многообразие объясняется действием ряда факторов – спецификой подлежащих защите или обеспечению прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотношений и подлежащих защите прав, степенью развития демократических процессов в обществе, правовыми традициями. Конкретная процессуальная форма закреплена, как правило, в нормативно-прававых актах, определяющих статус или порядок работы компетентного органа (должностного лица). В частности, защита прав в административном порядке осуществляется соответствующими органами в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Ряд функций по защите и охране бесспорных прав граждан и охраняемых законом интересов выполняют нотариусы и другие должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Так, нотариусы удостоверяют сделки, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства о праве на наследство и т.д. Все эти действия также совершаются в определенной процессуальной форме, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.
№ 4462-I (с последующими изменениями и дополнениями). Среди различных процессуальных форм особое место занимает судебная форма, как наиболее универсальная и распространенная, обеспечивающая надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон. Данная форма определена в специальных процессуальных законах: Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовном процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

 

       Студент-консультант должен знать и уметь ориентироваться в той процессуальной форме, в соответствии с которой (или с которыми) будут защищаться (обеспечиваться) права обратившегося к нему лица.

 

       Третьим элементом механизма защиты прав обратившегося лица является правовая позиция клиента. Правовая позиция – это версия клиента о фактических обстоятельствах сложившейся у него ситуации, и основанное на данной версии правовое требование, обращенное к компетентному органу. Суть правовой позиции заключается в следующем. Гражданин, обращаясь к компетентному органу (должностному лицу), желает добиться от данного органа (должностного лица) принятия определенного благоприятного для себя решения. Для того, чтобы такое решение было принято (причем принято максимально оперативно), гражданин представляет на рассмотрение компетентного органа (должностного лица) определенную версию произошедших или имеющих место фактических обстоятельств, событий. При этом гражданин заявляет определенные требования, которые основаны на данных фактических обстоятельствах и ими же обусловлены. Это и есть правовая позиция гражданина. Например, гражданин обращается в государственный орган по регистрации прав собственности и указывает, что с такого-то времени он владеет и пользуется домом, находящимся там-то. Дом ему был предоставлен в соответствии с распоряжением органа государственной власти от такого-то числа. (Версия лица о фактических обстоятельствах ситуации). Основываясь на этом, он просит зарегистрировать за ним право собственности на данный дом.(Требование лица).

 

       Особенное значение приобретает выработка правовой позиции в случаях, когда фактические обстоятельства не очевидны, и имеется множество различных фактов, от интерпретации которых зависит решение компетентного органа. Такая ситуация характерна, в частности, для судебных споров.

 

       Выработка правовой позиции достаточно сложная процедура, складывающаяся из нескольких элементов, и подробно раскрыть весь такой механизм в рамках данного курса вряд ли возможно. Однако, думается, это и не требуется, ибо детальная проработка правовой позиции характерна больше для стадий реализации механизма защиты прав, например, для рассмотрения спора в суде.

Здесь же ограничимся краткой характеристикой.

 

       Первое, что необходимо определить при выработке позиции по делу, это четко указать, какой конкретно вопрос должен быть разрешен компетентным органом (должностным лицом), то есть сформулировать свое правовое требование. Такое правовое требование, безусловно, базируется на требовании обратившегося лица, на том, какого результата желает достичь клиент. Однако отождествлять их не следует. Как правило, требования клиентов носят общий характер, зачастую сформулированы юридически некорректно и неполно. Правовое требование к компетентному органу должно, в свою очередь, быть абсолютно юридически корректным и полным, так как данным требованием фактически определяется, насколько будет решение компетентного органа отвечать тому результату, которого рассчитывало добиться обратившееся лицо. Также правовое требование должно быть сформулировано языком той правовой нормы, на основании которой оно возникло, быть понятным и однозначным, не содержащим в себе двусмысленностей и неопределенностей. В качестве примера можно привести следующее. В юридическую клинику обратилась женщина и просила помочь ей обратиться в суд для взыскания алиментов на двух детей в размере 1500 рублей на каждого. Здесь требование клиента сформулировано так: взыскать алименты на двух детей в размере 1500 рублей на каждого. Однако при анализе материалов дела выяснилось, что в свидетельстве о рождении одного из детей отсутствуют сведения об отце ребенка. Поэтому для достижения того результата, который желала добиться обратившаяся женщина, требование необходимо было скорректировать. В исковом заявлении необходимо было требовать, во-первых, признать такого-то отцом ребенка, и, во-вторых, взыскать алименты с такого-то на двух детей в размере 1500 рублей на каждого. Однако данное требование также не будет полным, так как не указан срок, с которого необходимо взыскивать алименты, как того требует Семейный кодекс РФ. Поэтому, основное требование, которое будет сформулировано в исковом заявлении, должно быть разбито на два и формулироваться примерно следующим образом: 1. прошу суд признать такого-то отцом такого-то (фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка); 2. прошу суд взыскать с такого-то в мою пользу алименты в размере 1500 рублей на каждого ребенка за период с такого-то времени по такое-то. Очевидно, что данное требование отличается от требования клиента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.43 (0.079 с.)