Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние рынка школьного туризма в Российской Федерации.
Внимание государственных структур к сфере детского туризма постоянно возрастает, однако, перманентная и системная работа по развитию туризма, как средства воспитания и образования учащихся, практически не ведется. По официальной статистике, в 2016 году в лагерях отдыхали менее 20% детей, большинство из них провели лето в дневных лагерях, которые не способны обеспечить полноценный отдых, оздоровление и воспитание [28]. Школьный туризм регулируют десятки ведомств, однако, нет единого координирующего органа. Препятствиями для развития отрасли в сложившейся ситуации являются отсутствие четкой нормативной базы, а также нерациональное использование материальных средств. Для организации школьного похода необходимо оформить до 20 различных документов. 16 миллионов детей школьного возраста в России – весомая цифра, требующая особого подхода. В качестве возможного пути решения проблемы может быть предложено развитие комплекса организаций – центров дополнительного образования туристско-краеведческой направленности на региональном и муниципальном уровне. В ходе подготовки выездов детей организаторам необходимо учитывать государственные стандарты в сфере детского отдыха. Например, в таких программах для трансфера не рекомендуются автобусы дальнего следования, так как маршрут должен проходить через проверенные и оборудованные стоянки, а также точки питания. Автобусные перевозки регламентируются Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». Данный документ вызвал неоднозначную реакцию организаторов поездок – пункт «4» запрещал перевозку в снег, дождь и темное время суток [34]. Снятие подобных ограничений даже без привлечения дополнительного финансирования способно в несколько раз увеличить численность детских туристских групп. В качестве факторов, положительно влияющих на развитие школьного туризма, можно отметить создание системы образовательных маршрутов, воспитывающих уважение к родной культуре, патриотизм и экологическое сознание. Считаем подобные маршруты одним из приоритетных путей развития детского туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Возникают причины, значительно замедляющие развитие школьного туризма, рассмотрим их подробнее. Подобные противоречия можно разделить на внутришкольные и внешкольные. Одни из самых весомых проблем любого вида туризма в России – частичное или полное отсутствие инфраструктуры, соответствующей балансу цены и качества, старый автобусный парк, нехватка специалистов и инвестиционных программ. Весомой причиной является Административно-командная система (АКС), которая оказывает пагубное влияние на развитие сферы школьного туризма. Гипертрофированная централизация привела к отлучению социума от задач и нужд школы. Остановимся на трех элементах АКС, которые по отношению к школьному туризму имеют, на наш взгляд, наиболее отрицательное влияние [9, с.141]: · отчуждение от творчества; · уравнивание в оплате труда; · урокоцентризм. 1. Отчуждение от творчества Утверждение АКС приводит к спаду активности и педагогического творческого подхода учителя. Централизуется мышление, мнения, взгляды, оценки предметов и явлений, форм и методов работы. Подходы управляющих органов к вопросам обучения и воспитания становятся единственно верными, школа загоняется в рамки санкционированных образов. Распоряжения руководящего состава часто не соответствуют реальной ситуации развития, поэтому часто не могут быть исполнены. Подобная ситуация имеет место и в сфере школьного туризма. Ввод системы обязательных форм работы, связанной с туристско-краеведческой деятельностью школьников, а также иные решения и приказы не всегда дают положительный результат. С одной стороны, система АКС внедряет в педагогический процесс принципы моральной, творческой и профессиональной заинтересованности педагога в школьном туризме, но одновременно перекрывает развитие творческого подхода. 2. Уравнивание в оплате труда Оплата труда учителя не соответствует качеству и количеству выполняемой работы. Учителя не способны вести туристско-краеведческие кружки в каждом классе, более того, текущая оплата их труда не поощряет их деятельность в развитии туризма. Иным аспектом отрицательного финансового положения школьного туризма является материальный ущерб учителя от проведения поездок и походов. Расходы на отдельные виды трансфера или экскурсионного обслуживания могут быть небольшими, однако их учителю не компенсируют. Собственные билеты учителя часто не предусмотрены школьной сметой.
В таких условиях наблюдается несоответствие финансовых возможностей и желания органов управления развивать и популяризировать школьный туризм, включать его в обязательную часть системы внеурочной воспитательной работы. 3. Урокоцентризм В педагогике приоритетное значение получило накопление знаний ребенком, изучение основ наук. Российский педагог Владимир Абрамович Караковский отмечал: «Урок был провозглашен основной формой не только учебной, но и воспитательной работы... Сознанием педагогов завладела удобная иллюзия: образование автоматически обеспечивает высокий уровень воспитанности личности. Многие десятки лет обучающая функция гипертрофически развивалась в ущерб воспитывающей, причем она практически начисто вытеснила воспитание из школы. Много лет учитель получал зарплату только за уроки, и уже в этом самом акте оплаты его труда заключалась недооценка воспитания» [36]. Это противоречие носит черты всеобщности, оно свойственно системе образования в целом, но в каждой конкретной школе имеет разные оттенки и разную степень напряжения. Для каждой школы этот элемент торможения в воспитании детей, в том числе средствами туризма, имеет внутреннее происхождение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.007 с.) |