Тематика и форма выполнения выпускных квалификационных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика и форма выполнения выпускных квалификационных работ



РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Учебное пособие для выполнения и защиты выпускных квалификационных работ

по направлению подготовки

44.03.01. Педагогическое образование

направленность «Русская филология»

Самара 2020


Печатается по решению ученого совета филологического факультета Самарского филиала Московского городского педагогического университета

 

Русская филология: учебное пособие для выполнения и защиты выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, направленность «Русская филология» / Составители: А.В. Растягаев, Ю.В. Сложеникина, А.Н. Анисимова, Г.Д. Дробинин, В.Е. Егоров, М.И. Ситникова. – Самара: СФ МГПУ, 2020. – 56 с.

 

Требования и методические указания составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 декабря 2015 г. N 1426.

 

Протокол № 8 от «19» марта 2020 г.

Зав. кафедрой: доктор филологических наук, профессор А.В. Растягаев

 

Утверждено на заседании Ученого совета филологического факультета

Протокол № 8 от «21» апреля 2020 г.

Декан факультета: доктор филологических наук, профессор Ю.В. Сложеникина

 

© СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2020

© Кафедра филологии

и массовых коммуникаций, 2020


Содержание

Общие положения. 4

1.  Тематика и форма выполнения выпускных квалификационных работ 6

1.1.       Тема выпускной квалификационной работы.. 6

1.2.       Структура работы: 9

1.3.       Объем выпускной квалификационной работы.. 18

1.4.       Другие требования к содержанию и оформлению работы.. 19

1.5.       Часто встречающиеся ошибки. 19

2. Документы, представляющиеся с ВКР. 19

3. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы.. 20

3.1.       Общая структура подготовки ВКР к защите. 20

3.2.       Выбор темы.. 22

3.3.       График работы над выпускной квалификационной работой. 22

3.4.       Подготовка ВКР к защите. 25

3.5.       Процедура защиты выпускной квалификационной работы.. 26

3.6.       Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной работы 29

3.7.       Критерии оценки квалификационных работ. 30

Литература. 32

Приложение 1 Основная литература для написания ВКР. 34

Приложение 2 Оформление списка литературы.. 42

Приложение 3 Заявление об утверждении темы ВКР. 44

Приложение 4 График отчетности. 45

Приложение 5 Лист задания на ВКР. 46

Приложение 6 Образец листа нормоконтроля. 47

Приложение 7 Образец оформления титульного листа. 49

Приложение 8 Образец Введения. 50

Приложение 9 Бланк отзыва на ВКР. 55


Общие положения

Общие требования к выполнению выпускных квалификационных работ (ВКР) разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и с Положением о государственной итоговой аттестации ГАОУ ВО СФ МГПУ.

Цель требований к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (ВКР) студентов-выпускников – дать наглядное представление о всех этапах подготовки и защиты квалификационной работы, о требованиях, предъявляемых к структуре и содержанию квалификационной работы. В данной работе приводится описание процесса подготовки рукописи квалификационной работы, часто встречающиеся ошибки, оформление и библиографический аппарат бакалаврской работы, процедура ее защиты.

Выпускники высшей школы должны иметь хорошую профессиональную подготовку, отвечающую требованиям современной культуры, развивать систему профессиональных умений и компетенций, владеть методами научных исследований, видеть перспективу развития профессии.

Выпускные квалификационные работы помогают будущему специалисту повысить уровень теоретического мышления, развить способность соотносить понятийный аппарат лингвистических дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности, закрепить знания, полученные в процессе изучения различных дисциплин, сформировать навыки самостоятельного решения творческих задач.

ВКР – это документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу. Она содержит результаты самостоятельного исследования, осуществляемого студентом с целью решения оригинальной научной проблемы. Выполнение и защита выпускной квалификационной работы отражают полученные теоретические знания, практические навыки лингвистического, лингводидактического и психолого-педагогического анализа, умения синтезировать их для решения актуальной научной проблемы в области лингвистики, становления межкультурной компетенции и методики преподавания иностранных языков, навыки владения научным и организационным этикетом. Качество ВКР свидетельствует о степени готовности студента к самостоятельному решению профессиональных задач и об уровне его профессиональной квалификации.

Выполнение ВКР направлено на формирование следующих компетенций:

- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно- правовыми документами сферы образования (ОПК-4);

- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

- готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (СК-1);

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (СК-2).

- владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (СК-3);

- способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно- исследовательской деятельности (СК-4);

- способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (СК-5);

- владением базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов (СК-6).

Итоговый экзамен принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав ГАК. Экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей выпускающей кафедры. В состав экзаменационной комиссии могут включаться и специалисты предприятий, ведущие преподаватели и научные сотрудники других вузов. Председателем экзаменационной комиссии, являющимся заместителем председателя ГАК, назначается заведующий выпускающей кафедрой.

 

Структура работы:

Материал располагается в соответствии с четко определенной структурой, в которой выделяются нижеследующие части.

Титульный лист

Титульный лист ВКР на лицевой стороне должен содержать: полное наименование вуза, факультета, кафедры, название вида документа, название темы бакалаврской работы сведения об исполнителе (ФИО студента, номер группы, отделение подпись), сведения о научном руководителе (ФИО, ученая степень, звание, должность, подпись); сведения о допуске ВКР к защите (дата) с подписью зав. кафедрой, наименование места и год выполнения.

Образец титульного листа представлен в Приложении 1.

2. Содержание (оглавление)

Содержание ВКР следует после титульного листа и перед основным текстом работы. Требования к форматированию: заголовки первого уровня (названия глав) – шрифт Times New Roman, 14, полужирный; заголовки второго уровня (названия параграфов) – шрифт Times New Roman,14, нормальный; заголовки третьего уровня (названия пунктов) – шрифт Times New Roman, 14, нормальный. Пример оформления содержания дан в Приложении 2.

Введение

Во введении обосновывается актуальность работы, указываются объект, предмет, цель и задачи исследования, конкретизируются степень изученности проблемы, а также теоретическая и практическая значимость исследования, констатируется фактическая база исследования, апробация работы (если есть), описывается структура работы.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Она обычно определяется исходя из 2 пунктов: 1) вписывание работы в парадигму определенного подхода или систему изучения данной проблемы современными исследователями; 2) важность описания данного явления, разработки именно данной проблемы, создания технологии или методологии исследования круга проблем.

Степень изученности проблемы – это описание тех направлений, по которым данный объект изучался в современной научной литературе, какие авторы и на какие аспекты проблемы обращали внимание

Объект – это конкретизация объекта с точки зрения того, как это явление изучается, в каком ракурсе, аспекте.

Предмет – это то явление, которое изучается в работе.

Цель исследования обычно формулируется, как констатация стремления достигнуть наиболее общего результата, как мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной работы студентом-выпускником.

Задачи исследования конкретизируют цель, разбивая ее на ряд взаимосвязанных шагов или этапов по ее решению. Полезными для определения задач исследования являются следующие глаголы: определить, раскрыть, рассмотреть, выявить, осуществить анализ, проанализировать, уточнить, конкретизировать, разработать, построить, сформулировать, создать, показать, охарактеризовать.

Теоретическая значимость – это обобщение результатов предыдущих исследований и обоснование того нового, что было внесено исследователем в изучение проблемы, заявленной в теме работы.

Практическая значимость результатов состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учреждений, либо в практическом процессе преподавания каких-либо общепрофессиональных или специальных дисциплин.

Фактическая база исследования может основываться на анализе определенного количества каких-то единиц: лингвистических единиц (слов, текстов, грамматических средств и т.п.) и т.п.

Апробация результатов исследования проводится в виде докладов на научных конференциях, на семинарах или публикациях в электронном или печатном виде. Является желательным пунктом, но не строго обязательным. Сведения о публикациях следует включить в список литературы, прилагаемый к ВКР. Все виды апробации важны для утверждения научно-исследовательского потенциала студента, для развития речевых навыков, которые очень важны в процессе защиты ВКР перед Государственной аттестационной комиссией.

Основная часть работы.

Основная часть работы состоит из глав, параграфов, возможно выделение подпараграфов. Можно вместо глав выделять разделы и делить их на подразделы или пункты и далее на параграфы или подпункты.

Пример:

 

· Раздел /Глава 1,

o (Подраздел./ параграф) 1.1,

§ (пункт)1.1.1,

§ (подпункт) 1.1.1.1.

 

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Слова «подраздел», «параграф», «пункт», «подпункт» не пишутся. Заголовки разделов (Введение, Заключение, Оглавление, Список литературы, Приложения) располагают в середине строчки без точки в конце сроки, отделяясь от текста 1 межстрочным интервалом. Переносы в заголовках не допускаются. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы.

В начале каждой главы ставится задача, решаемая в ней, и описываются этапы ее решения. В конце каждой главы приводятся обобщающие выводы о полученных результатах. Глава представляет собой развернутое объяснение и анализ какой-либо темы или явления, вследствие чего глава не может состоять из 3, 5 или 7 страниц. 3-10 страниц

– это объем параграфа. В главе не может быть меньше 2 параграфов. Если в какой-то главе выделяются подпараграфы, целесообразно их выделять во всех главах работы, хотя и необязательно. Главы по количеству параграфов должны стремиться к симметрии. Если в первой главе выделяется три параграфа, то и во 2 главе желательно выделить 3 параграфа. Однако это не является обязательным, так как логика изложения может требовать неравномерности текста. После каждой главы автор ВКР должен делать выводы о том, какие решены задачи и какие получены результаты.

Основной текст ВКР форматируется следующим образом.

Параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее поля – 2 см. Шрифт основного текста – Times New Roman, 14; заголовков глав – Times New Roman, 14, полужирный, все прописные; заголовков параграфов – Times New Roman, 14, полужирный; заголовков пунктов – Times New Roman, 14, полужирный. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Отступ первой строки основного текста 1,25 см, отступ первой строки заголовков – 0 см. Междустрочный интервал – полуторный. Расстановка переносов необязательна.

Инициалы при указании фамилий должны отделяться неразрывными пробелами (Ctrl + Shift +пробел), например: М. В. Ломоносов. Неразрывными пробелами отделяются буквы “г.” и “в.” при указании дат, например: 1922 г., XVIII в. Через неразрывный пробел пишутся принятые сокращения (т. е., т. к., и т. д.).

Номера страниц (арабские цифры) указываются вверху страницы по центру или справа, а номер на первой странице (титульном листе) не ставится. Нумерация начинается со второй страницы, где начинается Содержание или Оглавление.

Названия работ (монографий, статей), журналов, газет и цитат и т. д. заключаются в кавычки «…». Если заключенная в кавычки фраза содержит слова в кавычках, то внешние кавычки должны быть «…», а внутренние – “…”.

Ссылки на документ в целом приводятся в тексте работы в виде порядкового номера этого документа в списке литературы к бакалаврской работе, который указывается в квадратных скобках без точки. Например: [7].

Ссылки на рукописные и архивные источники осуществляются тем же образом. Необходимо указывать место хранения документа (название архива или учреждения), наименование и номер фонда, номер описи, дела и листов).

Ссылки на фрагмент документа и/ или цитату из него приводятся в скобках в виде порядкового номера документа по списку литературы или по фамилии (названию) с отделенным от него запятой номером страницы, содержащей данный фрагмент, перед которым записывается буква «с» с точкой. Например: [28, c. 242] или [Лихачев, 2003, с. 45]. Если цитируется иностранный источник, возможна постановка начальной буквы слова «страница» на соответствующем языке: «s», «p» и т. п.  Например: [28, p. 242].

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации» и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рисунок 4). Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова «Рисунок». Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать и писать слово «Рисунок» не следует.

Если в текст работы включаются таблицы, то их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова “Таблица”. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют, и слово «Таблица» не пишется. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица» по центру. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не рекомендуется.

Если в текст включаются формулы и уравнения, то пояснение значений, символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова “где” без двоеточия. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела.

Заключение

В Заключении формулируются выводы по реализации поставленных в исследовании задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и перспективам дальнейшего изучения проблемы. Повторение содержания работы, в частности, выводов по главам или параграфам, в Заключении не допускается. Если используются выводы по главам, то они обязательно формулируются в Заключении иначе, без дословного повторения.

6. Список литературы (литература, библиографический список)

Список литературы помещается за текстовой частью работы. Он оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В список включаются не только печатные документы, но и при необходимости архивные материалы, электронные публикации, аудиовизуальные материалы (звукозаписи, фильмы).

Список литературы - это органическая часть любой научной работы. Список включает в себя цитируемые в данной работе, просмотренные произведения, архивный материал, имеющий отношение к теме.

Варианты расположения литературы в списке:

- алфавитное;

- по типам документов;

- систематическое;

- по мере использования (по главам и разделам);

- хронологическое и др.

Рекомендуется алфавитное расположение источников. Оно означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий). Этот способ расположения записей аналогичен расположению карточек в алфавитном каталоге библиотек. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.).

При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т. д., а внутри раздела - по алфавиту (автор или заглавие).

Систематическое расположение означает деление списка на разделе в соответствии с системой науки или отрасли. В этом случае за основу можно брать известные системы классификаций, например библиотечные. В этом случае список напоминает разделы систематического каталога библиотеки.

Расположение по мере использования (по главам и разделам). Простая структура такого списка неудобна в связи с тем, что в нем трудно ориентироваться и искать нужный источник. Такой способ чаще всего применяют в небольших статьях (докладах), где список использованных источников небольшой. Чаще всего такой способ применяется в крупных научных изданиях – монографиях. При этом есть определенное неудобство которое заключается в том, что один и тот же источник, используемый в нескольких разделах, будет включен в список несколько раз.

Хронологическое расположение материала используется чаще всего в работах исторического характера, где важно показать периоды и обратить внимание на то, в какое время был опубликован тот или иной источник.

Расположение материала диктуется видами изданий, описание на которые включены в список литературы (например, если в списке стандартные документы, то удобнее располагать их по мере возрастания номеров - в номерном порядке и т. д.). Основой списка источников (литературы) является библиографическое описание издания, которое и позволяет выстроить список в той или иной логике.

Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется по определенным правилам. Оно содержит библиографические сведения о документе, приведенные в определенном порядке, позволяющие идентифицировать документ и дать его общую характеристику. Общее правило таково: если документ имеет от 1-го до 3-х авторов, документ описывается под первым индивидуальным автором, если 4-х и более авторов, а также, если автор не указан - документ описывается под заглавием. В случаях, когда необходимо подчеркнуть роль постоянной или временной организации или учреждения, ответственных за составление документа, документ описывается под коллективным автором. Под коллективным автором описываются многие государственные и правительственные документы, материалы конференций, семинаров, съездов, совещаний. Под заглавием описываются также сборники произведений разных авторов с общим заглавием, официальные материалы, нормативные документы, сборники законов и некоторые другие документы

Примеры библиографического описания разного рода приведены в Приложении 4. Список рукописных и архивных источников, аудиовизуальных, электронных публикаций рекомендуется располагать после списка печатных источников.

Список интернет-источников может быть вынесен также в отдельный список, но это требование не обязательное.

Все источники нумеруются арабскими цифрами с точкой, чтобы использовать номера библиографических записей в качестве отсылок к ним в тексте работы.

Вспомогательные материалы

Их наличие обусловливается целями и задачами исследования и служит более яркому восприятию излагаемых в дипломной работе идей. В качестве вспомогательных материалов могут выступать список сокращений, глоссарий, список терминов или краткий терминологический словарь, список условных обозначений, указатель авторов, указатель таблиц, указатель иллюстраций и т.д.

Приложения

Приложения являются завершающей частью работы. На таблицы, схемы, образцы документов, тексты анкет, фото-видеоматериалы, описания программных средств, акты внедрения и т.п., внесенные в приложения, даются ссылки в тексте работы. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет содержательный заголовок и порядковый номер (арабскими цифрами, в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение»). Если в приложениях появляются таблицы, иллюстрации, формулы и уравнения, то они оформляются так же, как и в тексте работы.

Нормоконтроль

Последними листами в бакалаврскую работу вплетаются листы нормоконтроля, которые подтверждают выполнение всех требований, которые изложены выше. Кроме того, нормоконтроль включает требование проверки работы на антиплагиате. Процент истинности текста вместе с процентом цитирования должен составлять более 60 %. Нормоконтроль подписывается нормоконтролером кафедры после проверки соответствия требованиям. Форма представлена в Приложении 5.

Часто встречающиеся ошибки

1. Отсутствие сформулированных задач и цели исследования.

2. Отсутствие собственных предположений, оценок, выводов (в особенности необходимы выводы по главам, которые могут стать основой для написания Заключения).

3. Отсутствие ссылок на цитируемые источники.

4. Отсутствие аргументированных выводов.

5. Несоответствие основного текста и выводов, как главам, так и в целом по работе.

6. Несоответствие выводов заявленным задачам и цели исследования.

 

Лист нормоконтроля (См. Приложение 6).

Выбор темы

Тема выпускной квалификационной работы выбирается из рекомендуемой кафедрой тематики. При этом студент может предложить инициативную тему. Окончательная формулировка темы согласовывается с научным руководителем. Тема должна соответствовать наименованию получаемому профилю или быть междисциплинарной.

Тема обсуждается на заседании кафедры и утверждается. После чего тема подается в деканат для подготовки к одобрению Ученым Советом вуза и приказа ректора об утверждении ее на защиту выпускной квалификационной работы. Утверждение темы ВКР в приказе ректора осуществляется в плановом порядке работы Ученого совета вуза.

Таблица 1.

Примерный план-график подготовки студентом-выпускником квалификационной (бакалаврской) работы

Этап подготовки Рекомендуемый срок
Выбор темы ВКР  
Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме  
Составление первоначального плана работы  
Подбор материала, его анализ и обобщение  
Написание текста ВКР, представление первоначального варианта работы научному руководителю  
Доработка работы в соответствии с замечаниями научного руководителя  
Предзащита ВКР на заседании выпускающей кафедры  
Доработка работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление  
Получение отзыва научного руководителя  
Передача завершенной работы, отзыва руководителя и электронного носителя с сопутствующими документами  
Подготовка к защите (подготовка доклада и раздаточного материала, разработка презентации)  
Защита ВКР  

Научный руководитель квалификационной работы:

- осуществляет непосредственное руководство и контроль процесса исследования;

- выдает студенту-выпускнику задание, пояснения или инструкции по квалификационной работе;

- оказывает студенту-выпускнику помощь в составлении календарного плана- графика на весь период ВКР;

- рекомендует студенту-выпускнику необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

- оказывает предусмотренные расписанием студента-выпускника консультации;

- проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Только строгая самодисциплина, четкая организация самостоятельной работы студента, рациональное использование внеаудиторного времени, регулярные консультации с научным руководителем помогут в процессе написания ВКР и подготовки ее к защите. Если студент неудовлетворительно работает, срывает сроки выполнения бакалаврской работы, игнорирует график ее выполнения, научный руководитель обязан своевременно доложить об этом заведующему кафедрой и в деканат.

Заведующий кафедрой обязан просмотреть ВКР студента, сделать рекомендации по улучшению содержания работы, оформлению введения и заключения и дать допуск к предзащите.

В определенный кафедрой срок проводится предзащита выпускной квалификационной работы и даются рекомендации по доработке недостатков самой работы, доклада по ней, устанавливается повторный срок предзащиты, если работа не является в достаточной степени подготовленной к предзащите и соответственно к процедуре защиты на ГАК. Если работа не готова к сроку предзащиты, определенному деканатом как окончательный, то выпускник не допускается к защите на ГАК.

После завершения студентом-выпускником исследования научный руководитель обязательно дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента-выпускника над выбранной темой, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, научная новизна, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов, выставляется оценка (по пятибалльной шкале).

Переплетенный вариант выпускной квалификационной работы должен быть представлен заведующему кафедрой для допуска на защиту и для внешнего рецензирования как минимум за 3 недели до защиты.

 

Подготовка ВКР к защите

Законченная квалификационная работа подписывается студентом-выпускником и представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения квалификационной работы руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом представляет на проверку заведующему кафедрой. В своем отзыве научный руководитель характеризует квалификационную работу и работу студента над ней. Заведующий кафедрой на основании этого отзыва (рецензии) принимает решение о допуске студента-выпускника к защите, делая соответствующую запись на титульном листе бакалаврской работы.

Если же заведующий кафедрой считает невозможным допустить студента- выпускника к защите квалификационной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента-выпускника.

Квалификационная работа с отзывом (допуском) кафедры, отзывом научного руководителя направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты. По желанию студента в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной квалификационной работы, например, документы (отзывы, справки), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической значимости квалификационной работы.

Подготовив квалификационную работу к защите, студент-выпускник готовит выступление (доклад), наглядную информацию – схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал - или компьютерную презентацию для использования во время защиты в ГАКе. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГАК.

 

Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной работы

Какой бы великолепной ни была квалификационная работа, без квалифицированного ее представления невозможно получить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник ее представит.

В тексте выступления студент-выпускник должен обосновать актуальность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме (проблеме), показать научную новизну (теоретическую значимость) и практическую значимость исследования, дать краткий обзор глав квалификационной работы и, самое главное, представить полученные в процессе результаты. Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту квалификационной работы, поэтому основу выступления составляют Введение и Заключение, которые используются в выступлении практически полностью. Также практически полностью используются выводы в конце каждой из глав. В выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в ВКР. Использование в выступлении данных, не использованных в квалификационной работе, недопустимо.

Структуру текста выступления при защите квалификационной работы можно представить в виде следующей таблицы (таблица 2).

Таблица 2.

Структура выступления

Раздел выступления Время (мин.)
Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.) 3
Краткое содержание работы 0,5-1,5
Результаты опытно-экспериментальной работы 3-5
Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы) 1

Литература

1. Основная

Программа и оценочные материалы по организации и проведению Преддипломной практики обучающихся на филологическом факультете, по направлению подготовки Педагогическое образование направленность (профиль) Русская филология (уровень высшего образования бакалавриат).

Земляной, К.Г. Основы научных исследований и инженерного творчества (учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студента): Учебно-методическое пособие / Земляной К.Г., Павлова И.А. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2017. – 68 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/959821

Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учеб. пособие / В.В. Кукушкина. — М.: ИНФРА-М, 2019. – 264 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982657

2. Дополнительная

Колдаев, В.Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: Учебное пособие / Колдаев В.Д. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 400 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542667

Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация / Полонский В.М. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 256 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754406

Шипман, М. Научная коммуникация: Руководство для научных пресс-секретарей и журналистов: Практическое руководство / Шипман М. – М.: АЛЬПИНА, 2018. – 186 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002797

3. Ресурсы сети Интернет

Доступ к изданиям с помощью информационной библиотечной системы филиала МАРК-SQL по адресу: http://library.sfmgpu.ru.

Электронно-библиотечная система «eLibrary»

Электронно-библиотечная система «ЮРАЙТ»

Электронно-библиотечная система «ZNANIUM.COM»

Электронно-библиотечная система «IPRbooks»


Приложение 1

Основная литература для написания ВКР

Современный русский язык

Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикология: Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие /Н.С. Болотнова. – М.: ФЛИНТА, 2009. – 223 с.

Бронникова, Ю.О. Современный русский язык: лексикология, фразеология, лексикография: учебное пособие / Ю.А. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2014. – 102 с.

Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие / Ж.В. Ганиев. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 198 с.

Глазкова, Т.В. Стили речи / Глазкова Т.В. – М.: Согласие, 2015. – 64 с.

Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи: Учебник / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.11 с.)