Сведения из истории Кижского прихода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сведения из истории Кижского прихода



 

(По материалам работы Л.В.Трифоновой «История Кижского прихода и по материалам Информационного отдела Петрозаводской и Карельской епархии).

Традиции храмостроительства на Русском Севере ведут свою историю с тех времен, когда сюда начинают проникать первые христиане–миссионеры. Основывая новые монастыри, они возводили первые христианские храмы. Строительство приходских церквей начинается здесь несколько позднее, согласно традиции, их возводили в местах наибольшего скопления деревень. Сооружение храмов, их ремонты, забота о внутреннем убранстве и многое другое всегда было делом церковного прихода, поэтому история возникновения и постепенного формирования Кижского архитектурного ансамбля на о. Кижи теснейшим образом переплетена с историей Кижского прихода.

Административное деление территории и границы Кижского прихода в различные исторические периоды. Писцовые книги о церквях на о.Кижи.

Начиная с новгородского времени и на протяжении нескольких столетий, о.Кижи являлся и административным центром довольно обширной округи, и центром ее религиозной жизни. Не случайно в ХVI–ХVII вв. границы православного Кижского прихода совпадали с границами Кижского погоста–округа.

После 1478 г., когда новгородские земли вошли в состав Московского государства, в целях обложения населения налогом были составлены так называемые Писцовые книги, своего рода кадастровые ведомости, содержавшие подробные описания присоединенных территорий. Впоследствии такие книги неоднократно составлялись заново, отражая новое состояние погоста.

Наиболее древним из сохранившихся письменных источников, в котором мы находим сведения о деревнях Кижского погоста, является Писцовая книга 1563 г., составленная писцом Андреем Лихачевым. При этом автор делает ссылки на более ранний источник: Писцовую книгу 1496 г., составленную Юрием Сабуровым (подлинник книги, за исключением небольшого фрагмента, не сохранился), в которой упоминается Кижский погост. В то время в погосте насчитывалось 130 деревень, они включали 687 крестьянских дворов, общее число жителей, по–видимому, приближалось к двум тысячам [1, с.14].

В книге от 1582–1583 г., составленной Андреем Плещеевым, впервые сообщается о том, что на о. Кижи стоят две церкви: «…Преображенье Спасово, а другая церковь Святий Богородицы». В это время погост, а, следовательно, и приход, объединял 115 населенных деревень, из них 12 располагались на о.Кижи [1, с.14], [5, с.21].

В книге от 1616 г., составленной Петром Воейковым, приводится первое описание кижских храмов: «А на погосте Благолепного Спасова Преображения деревянный с папертьми, верх шатровый и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной». Там же сказано и о существовании колокольни – «а также колокол на колокольне» [1, с.14].

В книге от 1628–1631 гг. церкви описаны более подробно: «. Погост Спасской в Кижах на Онеге озере на острову, а на погосте церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна, верх шатром… Церковь другая теплая Покров Пречистые Богородицы с трапезою, древяна, верх шатром. Да на колокольне колокол весом тринадцать пуд» [15, с.71–72].

В XVI в. кроме центральных приходских церквей – Преображения Господня и Покрова Богородицы, в Кижском приходе существовали две подчиненные ему церкви «выставки»: в Великой Губе и на озере Сандал. Тогда же на территории погоста был основан Клименецкий монастырь, где были построены еще две церкви. Таким образом, уже в то далекое время количество православных храмов в кижской округе достигало шести [14, с.5]. В течение XVII в. в удаленных деревнях продолжают возводить новые церкви–выставки. К концу века их число доходит до девяти [14, с.5] позднее все они становятся самостоятельными приходами, а в начале XVIII в. на территории Кижского погоста насчитывалось 12 приходских храмов [15, с.29].

В XVIII в., после губернской реформы Петра I, произошли важные изменения в административном делении территорий Российского государства. Погосты, как административно–территориальные образования, были упразднены, вместо них учредили губернии, уезды и волости. Так появляется впервые Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, которая подразделялась на «трети»: Сенногубскую, Великогубскую и Кижскую. Территориальные границы волости были значительно уже, чем некогда границы Кижского погоста–округа. В результате преобразований границы Кижского прихода теперь стали совпадать с границами Кижской волости. По данным 1834 г. к приходу относилось 15 деревень, в которых проживало 559 человек [8, л.12]. Административное руководство волостью было сосредоточено в уездном городе Петрозаводске, при этом Кижский приход и бывшие приходы–выставки, которые к этому времени обрели самостоятельность, вошли в духовное подчинение Новгородской, затем Архангельской епархии. С 1827 г. они были переданы в ведение образованной тогда Олонецкой епархии. Относительно положения жителей прихода документ под названием «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда», составленный в начале 1850-х гг. приходским священником Стефаном Ржановским, сообщает следующее: «. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженной памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в уборке дров или перевозке угля из лесу в завод же, но за сии работы получают из казны деньги под названием плакатов» [12, с.221].

Во второй половине XIX в. Кижская волость была преобразована в Великогубскую, которая, в свою очередь, подразделялась на трети. Деревни о.Кижи при этом вошли в состав Кижской трети Великогубской волости. По данным 1887 г. к Кижскому, наиболее древнему, приходу в то время относилось 47 деревень с населением 2883 человека [9, л.27]. В начале ХХ в. вновь была образована отдельная Кижская волость, в которую и вошли эти 47 деревень, расположенные в окрестностях о.Кижи, с населением 2555 человек [5, с.30]. Таким образом, границы волости и прихода опять совпали. С этого времени территория Кижской волости подразделялась на четыре куста деревень:

· о.Кижи, на котором в начале XX в. располагалось 9 деревень

· материковая часть (западный берег – «Мандера») - от д.Сычи до д.Подъельники Клименецкий остров (Пахинский берег) – от д.Кургеницы до д.Корба острова Волкосторов, Еглов, Рогачев с деревнями (к северу от о.Кижи)

В этот период в деревнях строились новые часовни. Если в начале XIX вв. их значилось четыре, то к концу их число достигает одиннадцати [9, л.27] (в некоторых источниках указывается число 13, ввиду того, что деревни Косельга и Воев Наволок, в каждой из которых была часовня, в разное время относились то к Кижской, то к Сенногубской волостям).

К середине XX в. количество деревень бывшей Кижской волости сильно сократилось: из 47 сохранилось лишь 17, две из которых – Ямка и Васильево, находятся на о.Кижи.

Содержание священников и причта.

В XIX веке, по данным «Формулярных ведомостей о церквях Кижского прихода 2-го благочинного округа Петрозаводского уезда» часть общинных земель Кижской волости значилась за церквями: в 1834 г. их площадь составляла около 20 десятин пашни и 11 десятин сенокосов. [7, л.11]. Позднее величина этих участков изменялась незначительно. На церковной земле стояли и дома священников: в 1834 г. их было два, оба собственные [7, л.11], а в 1889 г. – четыре, из них два, как и прежде, собственные, принадлежавшие священникам, а два – церковные, для причта [10, л.1–2].

Долгое время доход священников был очень скудным: его составляли «доброхотные подаяния» прихожан, плата за требы, а также средства, выручаемые от продажи через посредников продуктов собственного хозяйства. Как записано в Формулярной ведомости за 1834 г., «на содержание священноцерковнослужителей жалование не получается, содержание их от подаяния доброхотного самое посредственное» [7, л.11]. Только в конце XIX в. священникам и причту начинают выплачивать скромное жалование. По данным 1894 г. оно составляло: для священников – 120 и 180 руб. в год, для псаломщиков – по 60 руб. в год. Доход от сенокосной земли, сданной в аренду, составлял 10 руб. в год [10, л.1–2].

Xранителем церковной казны являлся староста, которого избирали раз в три года из числа прихожан. При вступлении в должность староста в письменной форме приносил клятвенное обещание. Казна хранилась в церковной кладовой «за ключом», он находился у старосты. В конце XIX в. капитал церкви заключался и в свидетельствах государственной ренты: в 1894 г. он составлял 3300руб. и приносил процентов в пользу церкви 132 руб. в год [10, л.1–2].

Приходская церковь и народное образование.

В XIX – начале XX вв. в Кижском приходе существовало несколько образовательных учреждений, приходские священники имели прямое отношение к их деятельности. Так в 1876 году на о.Кижи было открыто земское двухклассное училище, где преподавали священнослужители. В 1894 г. в нем обучалось 52 мальчика и 16 девочек [6, л.60]. Кроме того, по сведениям, содержащимся в Памятной книжке Олонецкой губернии за 1913 год [11, с.99–101] на территории прихода действовало также 4 церковно–приходских школы: в д.Волкостров, на о.Кижи, в дд. Сибово и Липовицы. В каждой школе было по одному учителю, а на должности заведующих назначались священники. В деревнях Жарниково и Середка работали земские школы, где священники также вели образовательную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.006 с.)