IV. Церковь воскрешения Лазаря из Муромского монастыря 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Церковь воскрешения Лазаря из Муромского монастыря



 

Методические рекомендации к Главе IV «Церковь воскрешения Лазаря из Муромского монастыря»

 

1. В «Методической разработке…» подробно изложены рекомендации относительно рассказа об этом древнем памятнике храмовой архитектуры. Вместе с тем, варианты рассказа могут быть различными. Прежде всего, это зависит от того, на каком этапе обзорной экскурсии предстоит знакомство с храмом: в самом начале маршрута, в середине или же в завершении. В первом случае, приступая к показу этой церкви, можно продолжить рассказ об освоении северных территорий новгородцами, перейдя затем к истории возникновения этого памятника архитектуры и к подробному анализу его объемно–планировочных, конструктивных и художественных особенностей. Во втором случае мы показываем церковь Воскрешения Лазаря уже после знакомства с Кижским архитектурным ансамблем, следовательно, историческая справка заметно сократится. Будет целесообразным, анализируя различные особенности этой постройки, использовать приемы накопления материала и сравнения памятников по сходству и различию. Эти же приемы рекомендуется использовать и в третьем случае, дополнив рассказ о церкви сравнениями с часовней Архангела Михаила и постройками гражданского назначения. История создания храма в этом случае как бы возвращает нас к началу экскурсии, помогает сделать красивый вывод из всего рассказа.

2. Следует обратить внимание на проблему датировки церкви Воскрешения Лазаря. Рекомендуется пояснить, что среди специалистов нет единого мнения по этому вопросу, привести примеры существующих точек зрения, пояснить, что на сегодняшний день периодом строительства официально указывается 15 век.

3. Церковь Воскрешения Лазаря – храм, овеянный легендами, рассказ о нем, пожалуй, является одним из самых «романтичных» фрагментов экскурсии. Здесь вполне уместным будет использование приема словесной реконструкции событий, цитирование источников и т.д. Но при этом, рассказывая о Свято–Успенском (Муромском) монастыре, излагая факты из жизни его основателя, экскурсовод не должен допускать искажений или ошибок – одним из требований к экскурсии является научная достоверность материала. Не следует развлекать посетителей собственной трактовкой событий, описанных в «Завещании», рассказами о «целительных» свойствах храма, провоцирующими, неадекватную реакцию слушателей, а, порой, и действия, которые ведут к разрушению памятника. Не забывайте о том, что эта церковь, подобно чудотворным иконам, издавна почиталась на Руси православной святыней, (сегодня она тоже привлекает на о. Кижи паломников–христиан, которые, чаще всего, не оповещают экскурсовода о своем присутствии). Храмы всегда создавались нашими предками со всем мастерством и талантом, которыми они обладали, но посвящались Богу, поэтому, также как иконы, они требуют особого к себе отношения. Рассказ о храмовой архитектуре должен быть верен историческим источникам, корректен, выдержан в нужном стиле.

 

Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря – один из древнейших памятников русской деревянной храмовой архитектуры

 

Из истории создания храма.

Церковь Воскрешения Лазаря перевезена на о.Кижи с юго–восточного берега Онежского озера, из Свято–Успенского монастыря, известного больше под названием Муромский, который располагался на берегу Онего, при впадении в него речки Муромки. Ее считают одним из самых древних деревянных православных храмов не только в экспозиции музея «Кижи», но и на всей территории России.

Время донесло до нас документ, именуемый исследователями «Завещанием» Лазаря Муромского» (или «Повестью о Муромском острове»). В нем говорится о том, что церковь была построена основателем монастыря, иноком Лазарем Аввой (умер в 1391 г.), и освящена им в честь евангельского чуда – Воскрешения Святого праведного друга Божия Лазаря. «Завещание», как сказано в нем, было записано со слов самого Лазаря Аввы его приемником, старцем Феодосием. Подлинный документ не дошел до нас, но сохранилось несколько копий, переписанных от руки, которые содержат повествование о жизни преподобного Лазаря, об имевших место исторических фактах того времени, о деятелях Новгородской республики и Византии. Исследователи дают неоднозначную оценку подлинности этого источника, однако, обращаясь к истории создания монастыря, многие специалисты исходят именно из «Завещания».

Выходец из Византии (родился в Константинополе), постриженник Высокогорской Римской обители, Лазарь Авва прожил 10 лет в Великом Новгороде и в 1352 году пришел в Обонежье с духовной грамотой от новгородского посадника Ивана Фомина, дающей право владения землями, на которых и был основан новый православный монастырь. Таким образом, деятельность Лазаря Муромского относят к эпохе освоения Русского Севера новгородскими землепроходцами, среди которых мы встречаем не только княжеских дружинников, охотников–промысловиков, купцов, разбойников и беглых холопов, но и первых христианских миссионеров, которые шли сюда, чтобы «крестом и Божьим словом» утверждать новую веру.

Из летописей известно, что новгородцы и раньше предпринимали попытки обратить в христианство народы, населявшие северные приделы Новгородской феодальной республики. Так, например, в 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, крестил в православие корелу. Основание новых маленьких обителей на территориях, удаленных от крупных центров, явилось одной из примет того времени. На территории Карелии, начиная с XIV в., тоже сталь возникать первые христианские монастыри. По мнению ряда исследователей, они появлялись вдоль торговых путей новгородцев, выступая форпостами христианской веры и христианской культуры в этих краях, населенных в ту пору язычниками. Чаще всего монастыри находились вблизи крупных водоемов – водный путь был наиболее удобным и относительно безопасным, он позволял налаживать связи с внешним миром и, прежде всего, принимать паломников. Относительно расположения Муромского монастыря в «Завещании» Лазаря часто употребляется выражение «остров Мучь», или «остров на Муромском». Как пишет краевед Е.В.Нилов, «…современный ландшафт озера Муромского не имеет даже намека на островное положение монастыря» [8, с.26].

2. Тип сооружения, объемно–планировочное решение, художественные особенности храма.

Первых христиан на Севере было мало, их храмы были невелики по размеру и скромны по архитектуре. Так длина церкви Воскрешения Лазаря составляет всего 8,8 м, а высота равна 7,1 м. Собственно–церковное помещение и алтарь рублены из сосновых бревен диаметром 18–22 см, а сени имеют заборно–каркасную конструкцию. Вместо фундамента – крупные камни, положенные под углы строения. Печи внутри церкви не было, отсутствует и прокладка пазов мхом, которая необходима для утепления сруба.

Церковь относится к типу клетских храмов: это значит, что она построена в виде прямоугольного сруба (клети), покрытого двускатной крышей и имеющего с востока прируб для алтаря, а с запада – притвор (сени). В плане постройка представляет собой три разновеликих квадрата, их размеры увеличиваются последовательно: алтарь, собственно церковное помещение, сени. Все три части различны по высоте: выше всех центральный сруб, алтарь несколько выше, чем сени. Центральный и алтарный срубы расширяются к верху, образуя повалы.

Каждая из частей этой постройки имеет собственную крышу с различной крутизной скатов кровли. Наибольшую крутизну имеет кровля собственно–церковного помещения, что также подчеркивает высоту этого сруба. Конструкция кровли – самцовая, без куриц и потоков. По слегам церковь крыта так называемым «ложеным» тесом, по всей длине которого проходят парные желоба, способствующие отводу воды. Тес крепится непосредственно к слегам. Нижние его торцы имеют пикообразную форму. Такой фигурно обработанный тес еще назывался «красным» (т.е. «красивым»). Завершают конструкцию охлупни, прижимающие тес сверху. Над собственно церковным помещением высится главка с крестом, массивный охлупень как будто слегка прогнулся под ее тяжестью.

Церковь строилась в ту далекую эпоху, когда красивое создавалось простыми средствами: соотношение пропорций, пластика архитектурных объемов, удачное размещение оконных проемов по глухой поверхности бревенчатых стен, массивные косяки, обрамляющие маленькое «красное» окно придают этой небольшой постройке истинную монументальность, а островерхая крыша, упругие повалы, сдержанная резьба тесин наделяют ее стройностью и изяществом [10, с.136]. И польза, и прочность, и красота присутствуют здесь нераздельно. Как умело, например, использует мастер ребристую поверхность ложеного теса, чтобы «оживить» кровлю игрой света и тени, выявить текстуру дерева. А в ясную погоду бревенчатые стены украшены кружевной тенью от торцов тесин, которая то проявляется, то исчезает, как будто стертая набежавшим облаком. Вместе с тем, такой способ обработки кровельного материала облегчал сток дождевой воды с крыши постройки.

Конечно, архитектурный облик этой церкви ничем не напоминает величественные храмы, которые существовали в ту пору в Новгороде. Во многом она сродни постройками гражданского назначения. Но, вместе с тем, объемно–планировочные и конструктивные особенности, перечисленные выше, делают эту церковь отличной от любого другого строения, при взгляде на нее сразу становится ясно: перед нами храм. Маленький, скромный, но выстроенный в соответствии с традиционной схемой, исполненный точной соразмерности, мастерства, вкуса и той особой духовности, которая присуща только храмовому зодчеству.

Проблема датировки храма.

Относительно датировки церкви Воскрешения Лазаря среди специалистов нет единого мнения. На протяжении столетия она датировалась в диапазоне от XIV до XVI вв. Версии более ранней датировки храма придерживался, в частности, доктор архитектуры А.В.Ополовников, по проекту которого велась реставрация памятника. Он выделил целый ряд архаичных конструктивных особенностей этой постройки, вот некоторые из них:

· способ возведения сруба. Углы рублены «в простую чашу» без внутреннего потайного зуба, обеспечивающего неподвижность бревна в стене. При этом бревна притесаны одно к другому так, что паз выбран не по нижней поверхности венца, как обычно, а по верхней;

· беспетельная конструкция двери, ведущей из сеней в собственно – церковное помещение;

· конструкция кровли. В каждый самец фронтонной части врублено по слеге (а не через один или несколько, как на более поздних храмовых постройках);

· наличие волоковых окон, представляющих собой прорези на стыке венцов, не имеющих переплетов, задвигающихся («заволакивающихся») с внутренней стороны доской;

· отсутствие потолка в алтарной части храма.

· нетёсаные стены внутри собственно–церковного помещения [9, с.130–134].

Вместе с тем исследователи прошлого, такие как Л.В.Даль [5, с.97–98] и М.В.Красовский [6, с.181] указывали на вероятность сооружения церкви в XVI в. Той же точки зрения долгое время придерживался и наш современник, академик архитектуры В.П.Орфинский [11, с.25–28]. Однако в 1999 г. он выдвинул предположение, согласно которому церковь могли построить в два этапа: первоначально возвели собственно–церковное помещение и алтарный прируб, а во время реконструкции храма, произведенной в XVI в., к уже существовавшей двухчастной клетской церковке пристроили каркасные сени [12, с.115–121]. Правомерность этого предположения подтверждает отсутствие общего срубного основания, которое обычно существовало при одновременном строительстве всех частей храма. О том же свидетельствует и состояние поверхности западной стены собственно–церковного помещения, которая отделяет его от сеней. Сегодня она находится внутри храма, но носит следы атмосферных воздействий, которым явно подвергалась прежде. Видимо, в то время, когда сени еще не существовали, она являлась внешней стеной постройки. Таким образом, принимая во внимание особенности объемно–планировочного и конструктивного решения храма, состояние древесины, а также не отвергая существующее предание, В.П.Орфинский относит к XIV в. строительство алтаря и собственно–церковного помещения, а к XVI в. – возведение каркасных сеней. Результаты дендрохронологического анализа, полученные в различных лабораториях России и Финяндии, также имеют расхождения и датируют образцы древесины, из которой сложены стены, 1464 и 1520 годами. В настоящее время официально храм датируется XV веком [14, с.1].

В последующие времена насельники монастыря и жители окрестных деревень чтили церковь Воскрешения Лазаря как чудотворную святыню, связанную с именем преподобного Лазаря, основателя монастыря, причисленного православной церковью к лику святых. Карельские подвижники, создавшие здесь монастыри и почитающиеся теперь как преподобные, никогда не искали земной житейской славы ни для себя, ни для своих скромных обителей. Карелия привлекала их суровостью климата и духовной жизни. Эти тяжелейшие условия помогали обретать главные сокровища души — кротость и смирение. В XIX в. над ней был сооружен своего рода реликварий – церковь (часовня) значительно большего объема, это позволило защитить древний храм от внешних воздействий, продлить его жизнь. При ее строительстве сени были разобраны. По-видимому, эта часть постройки, не имевшая отношения к личности основателя монастыря, не представляла особой ценности ни в глазах монахов, ни в глазах общественности – сооружение реликвария приветствовалось Московским археологическим обществом, которое выразило свою признательность лесопромышленнику А.Н.Русанову, выделившему средства на ведение работ, за заботу о сохранении древней церкви [7, с.55].

Впервые церковь Воскрешения Лазаря исследовал академик архитектуры Л.В.Даль, это произошло в 1885–1886 гг., а в 1954 г. А.В.Ополовников провел тщательные обмеры и составил проект ее реставрации. В 1960 г. церковь была перевезена в музей «Кижи». В 1961 году проведены реставрационные работы [2, с.8].

Как пишет А.В.Ополовников, «…реставрация сохранившейся части сруба – среднего четверика и алтарного прируба – свелась лишь к замене некоторых сгнивших элементов точными копиями, воспроизведенными в новом материале…» [9, с.111]. В частности, была заменена сгнившая кровля и нижние венцы сруба. Сени восстановлены заново на основании обмерных чертежей и рисунков, сделанных Л.В.Далем – в настоящее время они хранятся в архиве Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в г.С.–Петербурге.

Интерьер храма.

На сегодняшний день внутреннее убранство церкви Воскрешения Лазаря не восстановлено. Чтобы представить его себе обратимся к воспоминаниям одного из многочисленных паломников, который посетил Муромский монастырь в 1905 г. Он пишет: «… В сумраке рощи резко выделяется своей белой краской часовня – футляр (церковь–реликварий – прим. сост.). Спешим войти в нее, и перед нами -главная достопримечательность обители, церковка во имя Воскрешения святого праведного Лазаря, а за ее алтарем – гробница над мощами основателя обители. Какой глубокой стариной веет от этой церкви!… Через низкую, движущуюся на деревянных шипах дверь, входим внутрь церковки. Здесь очень мало света и трудно рассмотреть темные от времени иконы. Перед церковными (царскими – прим. сост.) вратами, на половинках которых написаны Василий Великий и Иоанн Златоуст, висит под потолком древнее паникадило в виде простого железного обруча. Выше церковных врат, на узкой длинной доске, от стены к стене, очень древняя надпись вязью. На одном конце, как удалось разобрать, написан тропарь: «Общее Воскресение…» … В миниатюрном алтаре церкви с воронцами вдоль стен, но без потолка, одежды на престоле (имеется ввиду «одеяние» престола, то есть, покрывающие его ткани – прим. сост.) и жертвеннике, а также завеса у царских врат – холщевые… Крашенинная риза преподобного, в которой он священнодействовал, и деревянный резной подсвечник его времени хранятся не в церковке, где они прекрасно гармонировали бы с общей древней обстановкой, а вне церкви, около ее алтарной стены, в шкафу за стеклом.

В часовне–футляре хранятся еще, как древность, деревянный подсвечник в виде треножника и на одном из окон – куски того жернова, на котором преподобный молол муку. Трудно было пробраться к окну и осмотреть эти куски: они переходили из рук в руки простодушных богомолок, которые грызли камни в надежде на исцеление от зубной боли…. По выходе из часовни мы замечаем богомольцев, теснящихся вокруг одной из самых старых сосен с засохшей уже вершиной и огрызанной на высоте человеческого роста корой… Богомольцы грызут кору в надежде на исцеление от зубной боли…» [4, с.28–29].

Относительно того, как выглядел когда–то иконостас церкви, реставратор И.М.Гурвич пишет: «… Иконостас церкви Воскрешеня Лазаря являл собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоявшего из девятифигурного Дейсуса (до наших дней не дошла централная икона с изображениями «Спас на престоле», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча»), и … местного ряда, который ранее был представлен, вероятнее всего, одними Царскими вратами со столбиками и сенью, богородичной и храмовой иконами» [3, с.12]. По мнению того же исследователя, иконы «Благоразумный разбойник Рах» (северная алтарная дверь), «Спас Нерукотворный» и «Даниил Столпник», дополняющие местный ряд, были включены в состав иконостаса позднее. Все перечисленные выше иконы являются, в настоящее время, частью коллекции Древнерусской живописи музея «Кижи». Наиболее древние из них – 6 икон дейсусного чина, Царские врата и столбики, датируются первой половиной XVI в. Точные сведения о судьбе храмовой иконы – «Воскрешение Лазаря» – на сегодняшний день отсутствуют.

Использованная литература и источники:

1. Беляев А.Т. Памятники архитектуры, находящиеся в экспозиции музея «Кижи» (Материал для Свода памятников истории и культуры КАССР). НРФ НБ музея «Кижи», 1972. №310.

2. Воробьева С.В. Памятники архитектуры культового назначения музея–заповедника «Кижи». НРФ НБ музея «Кижи», 1978. №145.

3. Гурвич И.М. Древняя живопись Карелии. Каталог. НА музея «Кижи». Петрозаводск, 1980. №400.

4. Гущина В.А. Церковь Воскрешения Лазаря (из бывшего Муромского монастыря Пудожского р-на). НРФ НБ музея «Кижи», 1977. №429.

5. Даль Л.В. Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии // Зодчий. 1887, №11.

6. Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры. Ч.1. Деревянное зодчество. СПб., 1916.

7. Кижи: путеводитель по музею–заповеднику // Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «КИЖИ». Петрозаводск, 2001.

8. Нилов Е.В. Муромский монастырь. Пудож, 1993.

9. Ополовников А.В. Лазаревская церковь Муромского монастыря //Архитектурное наследие, №16. Москва, 1969.

10. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.

11. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии: генезис, эволюция, национальные особенности. Т.1. Москва, 1975.

12. Орфинский В.П. Древнейший деревянный клетский храм России – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.116–122.

13. Пулькин М.В. Монастыри Карелии (справочное пособие). НА музея «Кижи», 1997. №1637.

14. Приказ Министерства культуры РФ №992 от 26.06.2018 г. ["О внесении изменений в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ"].

Основная рекомендуемая литература:

1. [Житие Лазаря Муромского. Перевод и примечания А.В.Пигина] // Кижский вестник №8, Петрозаводск, 2003. – С.14–20.

2. Забелло С., Иванов В., Максимов. Русское деревянное зодчество. Москва, 1942.

3. Муромская обитель. Впечатления паломника // ОГВ, 1905. № 8, 12.

4. Ополовников А.В. Лазаревская церковь Муромского монастыря // Архитектурное наследие, №16. Москва, 1969.

5. Орфинский В.П. Древнейший деревянный клетский храм России – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.116–122.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.037 с.)