Тема: «разборка обмоток из круглого провода» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «разборка обмоток из круглого провода»



Лекция 2

Тема: «Разборка обмоток из круглого провода»

 

Начинается разборка с обрезки лобовой части. Проводят обрезку на токарных или специальных станках, что повышает производительность труда. В станках используются фрезы или ножевые резцы.

Чтобы извлечь обмотку из пазов необходимо ослабить  сцепление обмотки с сердечником путем ослабления пазовой изоляции.  Это осуществляют выжигом или размягчением изоляции.

Выжиг -   производят для ЭМ с чугунным или стальным корпусом.

Выжиг - не применяется для ЭМ с алюминиевым корпусом, т.к. могут измениться размеры корпуса и ослабнуть посадка сердечника.

1 - В печи статор устанавливают горизонтально, чтобы не произошло смещение сердечника относительно корпуса из-за ослабления прессовки.

2 - Выжиг производится в печи при t = 350ْоС В течении 4 - 6 часов. Температуру выше не поднимают, т.к. это может привести к нарушению межлистовой изоляции сердечника. При выжиге пазовая изоляция обугливается и теряет механическую прочность.

3 - После извлечения  из печи статор охлаждают до 50 - 60оС и отправляют на удаление

обмотки.

Недостаток этого метода – наличие вредных газов.

Поэтому печи оборудуются вытяжной вентиляцией.

Химическоеразмягчением пазовой изоляции.

1. Изоляцию омещают в ванну на 6-8 час. с раствором  10% едкого натрия (каустич.соды) нагретого до 80 - 90оС.

2. Удаляют без особых усилий обмотку.

3. Сердечник промывают в проточной воде и сушат.

Недостаток – метод трудоёмок, требует большого расхода воды, раствор, получившийся при

                      промывке нужно нейтрализовать перед сливом в канализацию.

Высокочастотный нагрев – наиболее прогрессивный метод.

Тепло выделяющееся в сердечнике передаётся в пазовую изоляцию и далее к проводникам обмотки. При нагреве температура лака между пазовой изоляцией и сердечником оказывается выше чем между пазовой изоляцией и проводниками. Поэтому при последующем извлечении обмотки, она выходит из пазов с пазовой изоляцией. Оставляя пазы чистыми.

Высокочастотная установка  ВЧИ – 63/0,44 работает в режиме частот420 - 451 кГц и Р = 63 кВт, как в ручном так и в автоматическом режиме.

1. Установку настраивают на партию однотипных статоров.

2. Выбранный индуктор (10) устанавливают в зажим (3) и подключают к нему контур водяного охлаждения.

3. На стол устанавливают статор (4) и вводят в него индуктор (10) так, чтобы он не касался сердечника.

4. Пультом (2) включают «нагрев». Сердечник нагревается до требуемой температуры за несколько секунд.

5. Нагретый статор перемещается по рольгангу (9) на место где удаляется обмотка.

Очищенные сердечники направляются на мойку. Если в ремонте отсутствуют обмоточные данные, то после извлечения обмотки, несколько катушек прикрепляют к статору и по ним уточняют обмоточные данные (диаметр провода, число элементарных проводников в одном эффективном, длину лобовой части и тр.).

 

 


Лекция 3

Тема: «Разборка обмоток из прямоугольного провода»

 

Из прямоугольного провода выполняются:

- фазные обмотки ротора АД;

- статорные обмотки крупных СМ и АМ;

- якорные обмотки и обмотки возбуждения МПТ;

- обмотки возбуждения СМ.

Лекция 4

Тема: «Дефектация деталей и узлов ЭМ»

 

При дефектации проводится визуальный осмотр и проведение необходимых измерений и испытаний.

Дефектация статора.

1. Визуально проверяют: - наличие трещин, сколов и деформаций корпуса,

 - состояние резьбовых отверстий,

- крепление сердечника в корпусе,

- наличие распушения крайних листов и выгорания отдельных листов сердечника,

- наличие коррозии.

2. Щупом толщиной 0,2мм проверяют плотность сборки сердечника. Щуп должен входить между листами не более чем на 2 - 3мм.

3. Штангенциркулем замеряют длину сердечника по дну паза и верхней части зубцов. По этим замерам судят о распушении листов. Для сердечника l = 100мм допускается 2 мм

                                                                                      l = 101 - 150мм допускается до 3мм.

3. Производятся замеры в 2х взаимно перпендикулярных плоскостях поверхности сердечника и зомков корпуса служащих для посадки подшипниковых щитов.

Статор бракуется при:

- наличии откола 2х лап,

- наличии сквозных трещин в корпусе,

- выгорании 1 или нескольких зубцов на длинне более 50мм или1/3длины сердечника,

- увеличении воздушного зазора более чем на 15%,

- при значительных повреждениях сердечника. 

Дефектация ротора.

1. Якорь устанавливают на призмы и производят внешний осмотр.

2. Измеряют диаметр сердечника (для дальнейшего расчёта воздушного зазора) и посадочные места шеек вала под подшипники вентилятор.

3. Измеряют биение шеек вала и сердечника.

4. Проверяют состояние шпоночных пазов и выходного конца вала.

5. Осматривают коллектор и контактные кольца, измеряют их биение относительно вала.

6. Измеряют сопротивление изоляции коллекторав и контактных колец,

7. Дефектация сердечника ротора проводится так же как и статора.

Ротор бракуется если:

- имеется излом вала или значительный износ сердечника.

- в к.з.роторе если имеется обрыв литого стержня.

Дефектация щёточного узла.

1. Визуально проверяют состояние пружин, щёткодержателей выводных проводов (кабелей). Расстояние между щёткой и щёткодержателем не должно превышать 0,3 – 0,5мм,

2. Проверяется давление пружин на щётку. Оно должно быть одинаково для всех щёток.

3. Измеряют сопротивление изоляции между щёткодержателем и корпусом.

Лекция 5

Тема: «Ремонт сердечников (магнитопроводов).

 

Характерные повреждения сердечников статоров (роторов):

1. Ослабление посадки сердечника в корпусе (на валу),

2. Сдвиг сердечника в осевом направлении,

3. Распушение крайних листов,

4. Ослабление прессовки,

5. Нарушение изоляции между листами, 

6. Выгорание или оплавление отдельных участков.

7. Износ внутренней (наружной) поверхности.

Ремонт при ослаблении посадки сердечника.

При ослаблении посадки сердечника  статора – его устанавливают на место по заводскому исполнению и закрепляют новыми стопорами или кольцевыми шпонками, просверлив для стопоров отверстия в новом месте.

При ослаблении посадки ротора – его выпрессовывают с вала, вал ремонтируют или заменяют на новый и вновь устанавливают сердечник.

Лекция 6

Лекция 7

Тема: «Ремонт валов»

Основные повреждения:

- риски и задиры на посадочных поверхностях,

- изменение формы и размера вала,

- уменьшение диаметров посадочных поверхностей,

- овальность и конусность  посадочных поверхностей,

- забиты центральные отверстия.

Зашлифовка производится если риски и задиры общей площадью не превышают:

- 4% от общей посадочной поверхности под подшипник,

- 10% от общей посадочной поверхности под муфту.

Ремонт с использованием электродуговой наплавки.

1. Уступы высотой 4мм и более протачивают на конус под углом 15…200.

2. Вал устанавливают на вращающиеся ролики.

3. Наплавку производят электродами Э42 и ОММ-5, накладывая швы по очередности, обозначенной цифрами на рисунке. Полосы наплавленного металла должны входить за пределы восстанавливаемой поверхности на 0,5…0,7 и 1,0…1,5 диаметра вала, чередуясь через один.

4. Каждый шов предыдущего слоя обстукивают молотком и зачищают проволочной щёткой.

5. После наплавки производят механическую обработку.

При наличии шпоночного паза наплавку начинают с него.

Если нужно восстан6овить центральные отверстия в торце вала:

1. Наплавку ведут от центра к периферии.

2. Делают мех. обработку, выдерживая длину вала.

3. Засверливают центральные отверстия.

Если повреждён шпоночный паз

1. То его тоже восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой.

2. Если повреждены шпоночные пазы на валу и на сердечнике, то фрезеруют шпоночные пазы большего диаметра и ставят новую шпонку.

3. Если поврежден один шпоночный паз, то его фрезеруют под больший размер и ставят ступенчатую шпонку, или фрезеруют новый паз со смешением относительно старого на четверть окружности.

Ремонт с использованием вибродуговой наплавки (для деталей диаметром 8…200 мм)

Осуществляется электродом, вибрирующим с частотой 20…100 Гц. Толщина наплавляемого слоя 3…5 мм.

1. Поверхности очищается, а шпоночные пазы заделывают медными или графитовыми вставками, которые выступают над поверхностью вала на1 мм.

2. На станке деталь вращают со скоростью 0,7…4,0 об/сек, а сварка вдоль этой детали со скоростью ύпр, напряжение источника тока 14…24 В, диаметр электродной проволоки 1,6…2,5мм, ток 100…250А.

Режим наплавки должен удовлетворять следующим соотношениям:

ύпр/ ύп = 1,0…1,2           где ύп – скорость наплавки до 1,5 м/сек;

В = (1,2…1,7) d э,       где В - шаг наплавки, d э – диаметр проволоки сварной.

Лекция8

Лекция 9

Ремонт контактных колец.

При их выработке их протачивают.

Неисправности: - пробой колец на втулку или между собой,

                              - выгорание контактной шпильки,

                              - большой износ колец.

Порядок ремонта: - кольца спрессовывают со шпильки,

                              - с втулки срезают изоляцию и зачищают,

                              - наносят новую изоляцию,

                              - опресовывают втулку и запекают изоляцию в пресс-форме,

                              - протачивают втулку до нужного размера,

                      - насаживают с натягом на неё отремонтированные контактные кольца

                          Посадка колец проводится в горячем состоянии (to колец =300…4000С).


Лекция 10

Лекция 11

Лекция 12

Лекция 13

Лекция 14

Тема: «Подготовка к капитальному ремонту трансформатора»

Предварительно проводят ряд организационно-технических мероприятий: 

 - включают составление докумен­тации,

 - подготовку помещения, грузоподъемных механизмов, обо­рудования и материалов,

 - проведение необходимых испыта­ний, 

 - составляют ведомость объема работ, содержащую перечень и объем ремонтных работ.

Эти мероприятия обеспечивают четкое выполнение ремонт­ных работ в кратчайшие сроки.

Помещение должно быть:

 - защищено от пыли и атмосферных осадков,

 - оборудовано подъемными механизмами, электрощитом с подводкой электро­энергии, вентиляцией,

 - отвечать противопожарным и са­нитарным требованиям,

 -  подготовлено место для размещения бака тр-ра, его активной части, стеллажи для демонти­рованных

 частей и деталей,

 - оснащено слесарным верстаком, маслоочистительной аппаратурой, материалами.

 

  Подъемные  механизмы к началу ремонта должны быть смонтированы и проверены.

Их грузо­подъемность, а также грузоподъемность стропов и тросов выбирают соответственно массе трансформатора, указанной на его щитке и в техническом паспорте.

Подъем­ные  механизмы подвешивают на такую высоту, при которой рас­стояние ГА +Д+Б+В.

                                                                          Размеры А и Б опреде­ляют по каталогу или чертежу тр-ра,

                                                                         размер Д прини­мают равным 100... 150 мм;

                                                                     размер В соответствует выбранной рас­четом длине стропа.     

 

Лекция 15

Лекция1

Лекция 19

Лекция 21

Объем и нормы испытаний.

Программа испытаний после капитального ремонта с разборкой активной части тр-ра полностью соответствует програм­ме приемо-сдаточных испытаний в зав-их условиях.

В програм­му приемо-сдаточных испытаний входят:

• проверка коэффициента трансформации и группы соедине­ния обмоток;

• испытание пробы масла или жидкого негорючего диэлектри­ка из бака трансформатора (для определения пробивного напря­жения и тангенса угла диэлектрических потерь);

• испытание изоляции U пром. частоты, приложенным от внешнего источника;

• испытание изоляции U повышенной частоты, индуцированным в самом трансфор-ре;

• проверка потерь и тока холостого хода;

• проверка потерь и напряжения короткого замыкания;

• испытания прочности бака;

• испытания на трансформаторе устройства переключения от­ветвлений.

Измерения R из обмоток являются обяза­тельными после любого вида ремонта.

  Определение коэффициен­та абсорбции, измерение tg5 изоляции и емкостных характерис­тик проводят после ремонта с заменой обмоток или при подозре­нии на загрязненность и увлажнение изоляции.

 Проверка коэффициента трансформации на всех ступенях переключения напряжения и группы соединения обмоток, а также испытание главной изоляции (вместе с вводами) являются обязательными после ремонта трансформатора с заменой обмоток.

  Испытание продольной изоляции обмоток является желательным после ре­монта с заменой обмоток.

После ремонта с заменой обмоток измеряют:

 -  потери и ток хо­лостого хода при номинальном напряжении,

 - напряжение и потери короткого замыкания при I ном.

Допуска­ется превышение расчетных (или заводских) значений:

 - I хх не более чем на 30 %; потерь — на 15 %; отклоне­ния параметров к.з. не более 10%. После ремонта без замены обмоток потери х.х. допускается из­мерять при пониженном напряжении.

Измерение эл-го R обмоток постоян­ному току производится, если результаты испытания при изготовлении обмоток превышают нормируе­мые (различие сопротивлений на одноименных ответвлениях раз­ных фаз не более 2 %).

 Проверка работы переключающего устройства является обязательной после любого ремонта этого устройства или ремонта, связанного с разборкой привода переключающего устрой­ства, и проводится согласно инструкции завода-изготовителя.

 Испытания пробы масла из бака

 - для измерения электрической прочности,

  - сокращенного химического анализа.

 Испытания бака трансформатора на плотность избыточным давлением являются обязательными после любого капитального ремонта.

 Проверка со­стояния индикаторного силикагеля воздухоосушителя производит­ся после текущего ремонта.

 Испытание  тр-ра включением толчком на U н (3...5-кратное вклю­чение) — после любого капитального ремонта.

Испытание трансформаторного масла.

 Масло подвергают испы­танию:

1. На эл-ую прочность (на пробой)- производят в аппарат (рис.12.20).     

 - В чистую сухую стеклянную посуду отбирают пробу масла

 - масло за­ливают в стандартный разрядник маслопробойного аппарата,

   пред­ставляющий собой специальный фарфоровый сосуд 1,с двумя

плоскими электродами 2 и латунными токоведущими стержнями 3.

 - к стержням подводится высокое напряжение от встроенно­го в аппарат

    повышающего регулировочного тр-ра.

- перед пробоем ему дают отстояться в разряднике в течение 20 мин

   (что бы удалить из масла воздушные включения).

 - маслопробойный аппа­рат включают в сеть ~ I.  При  помощи кабеля 8 с

    вилкой и рукоятки 9 Плавным движением руко­ятки 4 повышают U на

   электродах до пробоя. Наблюдая  за стрелкой киловольтметра 5,

    показывающего U, при котором происходит пробой.

- делают шесть пробоев с интервалами 10 мин. Первый про­бой не учитывают

 

Среднее арифметическое принимают за пробивное напряже­ние

масла(пробивное U должно соответствовать нор­мам), которые зависят от

U н тр-ра и вида масла. Пробу от­бирают очень тщательно, так чтобы в масло

не попали механи­ческие примеси и влага.

 

Рис. 12.20. Аппарат для определения пробивного напряжения масла: а — стандартный разрядник; б — внешний вид (1 — фарфоровый сосуд; 2 — плоский электрод; 3 — токоведущий стержень; 4 — рукоятка регулировочного трансформатора; 5 — киловольтметр; 6 — отверстие с крышкой для разрядника; 7— сигнальная лампа; 8 — кабель для включения в сеть; 9 — рукоятка автомата включения; 10 — клемма заземления)

.

2. на диэлектри­ческие потери - определение tgδ который должен быть

- не более 1 % при тем­пературе 20 0С

- не более 7 % при 70 0С;

- для свежего сухого масла при 20 0С — 0,2... 0,4 % (в зависимости от сорта масла),

- при 70 °С — 1,5...2,5%.

 

3. химический анализ - проверка со­ответствия химических характеристик тр-го масла стандартным. Повышение  кис­лотного числа, окисление или снижение температуры вспышки паров масла свидетельствует о его разложении в результате мест­ного перегрева внутри трансформатора.

Химический анализ бывает полный и сокращенный. Обычно при ремонтах делают сокращенный химический анализ масла, в объем которого входят:

 - определение кислотного числа,

 - темпера­туры вспышки паров,

 -  реакции водной вытяжки,

 - содержания взве­шенного угля и механических примесей;

 -  проверка прозрачности масла.

Стандартом не допускается присутствие в масле:

 -  механи­ческих примесей,

Рис. 12.21. Схема испытания изоляции обмотки ВН приложенным на­пряжением: 1 — регулировочный трансформатор; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — испыта­тельный трансформатор

-  водорастворимых кислот и щелочей.

Кислотное число - количество миллиграммов едкого калия необходимо для нейтрализации кислот, содержа­щихся в 1 г масла при его подкислении.

 Для свежего сухого масла кислотное число - не более 0,05,

                           для эксплуатацион­ного - не более 0,25.

 Температура вспышки паров масла должна быть не ниже 1350С.

 Допускается ее снижение не более чем на 5°С от первоначальной.

 При полном химическом анализе масла про­изводят, кроме того, проверку вязкости, стабильности, плотнос­ти, температуры застывания и др. Масло трансформаторов с азот­ной или пленочной защитой проверяют на влагосодержание (не бо­лее 0,001 %),  и газосодержание(0,1 %).

Испытание электрической прочности изоля­ции состоит из комплекса следующих испытаний:

определение пробивного напряжения масла или другого жид­кого диэлектрика, которым заполнен трансформатор;

измерение сопротивления изоляции обмоток;

испытание внутренней изоляции напряжением промышленной частоты, приложенным от внешнего источника (в течение одной минуты);

испытание повышенным напряжением, индуктированным в самом трансформаторе.

Испытательные напряжения превышают номинальные и зави­сят от условий эксплуатации. Трансформаторы, предназначенные для эксплуатации в электроустановках, подвергающихся воздей­ствию грозовых перенапряжений при обычных мерах грозозащи­ты, испытываются по нормам для нормальной изоляции, а транс­форматоры, предназначенные для эксплуатации в электроуста­новках, не подверженных воздействию грозовых перенапряжений, или при специальных мерах грозозащиты — по нормам для облег­ченной изоляции. Изоляция трансформатора до проведения ис­пытаний подвергается обработке в соответствии с установлен­ным технологическим процессом.

При испытании изоляции напряжением промышленной часто­ты, приложенным от внешнего источника, проверяется электри­ческая прочность главной изоляции (каждой обмотки по отноше­нию к другим обмоткам, включая отводы и выводы, а также по отношению к баку и другим заземленным частям трансформатора).

Испытывают поочередно изоляцию каждой обмотки. Испыта­ния проводят по схеме рис. 12.21. При этом испытательное напря­жение прикладывается между испытываемой обмоткой, замкну­той накоротко, и заземленным баком. Все остальные вводы дру­гих обмоток соединяют между собой и заземляют вместе с баком и магнитной системой. Напряжение к первичной обмотке повы­шающего трансформатора подводят от генератора переменного тока с регулируемым возбуждением или от регулировочного ав­тотрансформатора. Испытательное напряжение поднимают плав­но и выдерживают в течение 1 мин. Возрастание тока и снижение напряжения, фиксируемые приборами, обычно указывают на на­личие дефекта в изоляции испытываемого трансформатора. По­вреждение в испытываемом трансформаторе проявляется в виде потрескивания и разрядов.

Трансформатор считают выдержавшим испытания, если в про­цессе испытания не наблюдалось полного разряда (по звуку), раз­ряда на защитном шаровом промежутке, выделения газа и дыма или изменения показаний приборов. Если при испытании отме­чены разряды в баке, сопровождающиеся изменением режима в испытательной установке или появлением дыма, активная часть подлежит осмотру, а при необходимости разборке для выяснения и устранения причины разрядов или пробоя.

Продольная изоляция обмотки (изоляция между витками, ка­тушками, слоями, фазами) испытывается повышенным напря­жением, индуктированным в самом трансформаторе. Испытания проводят путем приложения к одной из обмоток двойного номи­нального напряжения этой обмотки при повышенной частоте (но не более 400 Гц). Повышение частоты необходимо во избежание чрезмерного увеличения индукции и намагничивающего тока. Испытания проводят по схеме опыта холостого хода напряжени­ем частоты не менее 2/нт при продолжительности испытания 1 мин. (При более высоких частотах длительность уменьшается, но она не должна быть менее 15 с.)

Основным дефектом, который выявляется при таком испыта­нии, является замыкание между витками или слоями обмотки, а также между отводами. Если имеются признаки дефекта, то важ­но до разборки трансформатора путем измерений токов и напря­жений по фазам установить дефектную фазу. Затем эта фаза под­вергается тщательному осмотру. Дефектное место обмотки можно определить индукционным методом или измерением электричес­кого сопротивления Индукционный метод для нахождения короткозамкнутого витка основан на наличии электромагнитного поля вокруг короткозам­кнутого витка, созданного в нем индуктированным током корот­кого замыкания. Поле вокруг остальных витков отсутствует. Нали­чие и положение короткозамкнутого витка обнаруживают особой катушкой, называемой искателем, к которой подключен чувстви­тельный прибор. Измерительный аппарат состоит из искателя и указателя. Искатель представляет собой многовитковую катушку, насаженную на магнитопровод, состоящий из нескольких плас­тин электротехнической стали, и присоединенного к ней указа­тельного прибора (рис. 12.22).

Напряжение в проверяемой обмотке индуктируется «питате­лем», который выполняется аналогично представленному на рис. 12.22, а искателю или представляет собой длинный стержень с намотанными по всей длине витками. Обмотка питателя под­ключается к сети (36, 127 или 220 В). Если проверяемая обмотка насажена на стержень магнитной системы, возбуждение осуще­ствляется обычным путем (при подаче небольшого напряжения, безопасного для персонала). Перемещая искатель сначала вдоль обмотки, а затем в радиальном направлении, устанавливают ме­сто замыкания по наибольшему отклонению прибора.

Оценка состояния изоляции. Для оценки состояния изоляции трансформатора в процессе монтажа перед пуском, после ремон­та и в процессе эксплуатации проводятся следующие испытания:

измерение сопротивления изоляции обмоток через 60 с после приложения постоянного напряжения (R60''),

определение отношения значений сопротивлений изоляции, измеренных через 60 и 15 с после приложения кним постоянного напряжения (определение коэффициента абсорции Кабс=60"/15");

измерение угла диэлектрических потерь tgδ изоляции обмоток при приложении к ним переменного напряжения;

измерение изоляционных характеристик масла: пробивного на­пряжения угла диэлектрических потерь и влагосодержания масла;

определение влагосодержания установленных внутри бака транс­форматора образцов твердой изо­ляции;

определение отношения емко­стей изоляции обмоток, измерен­ных при приложении напряжений частоты 2 и 50 Гц (С250);

измерение прироста абсорбци­онной емкости (АС/С).

Оценка состояния изоляции производится на основании комп­лекса испытаний. Допустимые зна­чения изоляционных характеристик для трансформаторов клас­сов напряжения до 35 кВ и номинальной мощностью до 10 МВ·А приведены в табл. 3.1. Значения сопротивления изоляции Rиз и  отношения 60"/15" позволяют выявить грубые дефекты в изоля­ции перед включением трансформатора под напряжение, возник­шие, например, в результате местных загрязнений, увлажнения или повреждения изоляции. В сочетании с другими показателями эти характеристики позволяют оценить степень увлажнения изо­ляции.

Измерение сопротивления изоляции обмоток производится при температуре не ниже +10 °С мегомметром класса 1000 В в транс­форматорах класса напряжения до 35 кВ и мощностью до 16 МВ-А, и класса 2500 В с пределами измерения 0... 10 000 МОм — во всех остальных. При этом за температуру изоляции в масляных транс­форматорах принимают температуру масла в верхних слоях, в су­хих — температуру окружающего воздуха.

Измерения сопротивления изоляции для двухобмоточного трансформатора проводятся по следующей схеме: первое измере­ние между обмоткой ВН и баком при заземленной обмотке НН (сокращенная запись схемы измерения ВН-бак, НН); второе: НН-бак, ВН; третье - ВН + НН-бак (рис. 12.23).

Рис. 12.22. Общий вид (а) и принципиальная схема (б) устройства для обнаружения короткозамкнутого витка: 1 — указательный прибор; 2 — защитный кожух; 3 — катушка; 4 — сердечник

Рис. 12.23. Схема измерения со­противления изоляции обмоток: / — мегаомметр; 2 — вводы ВН; 3 — вводы НН; 4 — бак трансформатора

Рис. 12.23. Схема измерения со­противления изоляции обмоток: / — мегаомметр; 2 — вводы ВН; 3 — вводы НН; 4 — бак трансформатора
Рис. 12.22. Общий вид (а) и принципиальная схема (б) устройства для обнаружения короткозамкнутого витка: 1 — указательный прибор; 2 — защитный кожух; 3 — катушка; 4 — сердечник

Рис. 12.21. Схема испытания изоляции обмотки ВН приложенным на­пряжением: 1 — регулировочный трансформатор; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — испыта­тельный трансформатор
Рис. 12.20. Аппарат для определения пробивного напряжения масла: а — стандартный разрядник; б — внешний вид (1 — фарфоровый сосуд; 2 — плоский электрод; 3 — токоведущий стержень; 4 — рукоятка регулировочного трансформатора; 5 — киловольтметр; 6 — отверстие с крышкой для разрядника; 7— сигнальная лампа; 8 — кабель для включения в сеть; 9 — рукоятка автомата включения; 10 — клемма заземления)

Лекция 2

Тема: «Разборка обмоток из круглого провода»

 

Начинается разборка с обрезки лобовой части. Проводят обрезку на токарных или специальных станках, что повышает производительность труда. В станках используются фрезы или ножевые резцы.

Чтобы извлечь обмотку из пазов необходимо ослабить  сцепление обмотки с сердечником путем ослабления пазовой изоляции.  Это осуществляют выжигом или размягчением изоляции.

Выжиг -   производят для ЭМ с чугунным или стальным корпусом.

Выжиг - не применяется для ЭМ с алюминиевым корпусом, т.к. могут измениться размеры корпуса и ослабнуть посадка сердечника.

1 - В печи статор устанавливают горизонтально, чтобы не произошло смещение сердечника относительно корпуса из-за ослабления прессовки.

2 - Выжиг производится в печи при t = 350ْоС В течении 4 - 6 часов. Температуру выше не поднимают, т.к. это может привести к нарушению межлистовой изоляции сердечника. При выжиге пазовая изоляция обугливается и теряет механическую прочность.

3 - После извлечения  из печи статор охлаждают до 50 - 60оС и отправляют на удаление

обмотки.

Недостаток этого метода – наличие вредных газов.

Поэтому печи оборудуются вытяжной вентиляцией.

Химическоеразмягчением пазовой изоляции.

1. Изоляцию омещают в ванну на 6-8 час. с раствором  10% едкого натрия (каустич.соды) нагретого до 80 - 90оС.

2. Удаляют без особых усилий обмотку.

3. Сердечник промывают в проточной воде и сушат.

Недостаток – метод трудоёмок, требует большого расхода воды, раствор, получившийся при

                      промывке нужно нейтрализовать перед сливом в канализацию.

Высокочастотный нагрев – наиболее прогрессивный метод.

Тепло выделяющееся в сердечнике передаётся в пазовую изоляцию и далее к проводникам обмотки. При нагреве температура лака между пазовой изоляцией и сердечником оказывается выше чем между пазовой изоляцией и проводниками. Поэтому при последующем извлечении обмотки, она выходит из пазов с пазовой изоляцией. Оставляя пазы чистыми.

Высокочастотная установка  ВЧИ – 63/0,44 работает в режиме частот420 - 451 кГц и Р = 63 кВт, как в ручном так и в автоматическом режиме.

1. Установку настраивают на партию однотипных статоров.

2. Выбранный индуктор (10) устанавливают в зажим (3) и подключают к нему контур водяного охлаждения.

3. На стол устанавливают статор (4) и вводят в него индуктор (10) так, чтобы он не касался сердечника.

4. Пультом (2) включают «нагрев». Сердечник нагревается до требуемой температуры за несколько секунд.

5. Нагретый статор перемещается по рольгангу (9) на место где удаляется обмотка.

Очищенные сердечники направляются на мойку. Если в ремонте отсутствуют обмоточные данные, то после извлечения обмотки, несколько катушек прикрепляют к статору и по ним уточняют обмоточные данные (диаметр провода, число элементарных проводников в одном эффективном, длину лобовой части и тр.).

 

 


Лекция 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.139 с.)