Тема 12. Отклоняющееся поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Отклоняющееся поведение



Отклоняющееся (девиантное) поведение — социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

 

Виды девиантного поведения:
- позитивное
(героизм, сверхтрудолюбие, самопожертвование, инициатива, талант, гениальность, спортивные рекорды и

др.);
- негативное (пьянство, наркомания, самоубийство и др.).

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 4

_________________________________________________________________________________________________________

 

Позитивная девиация - индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, может быть общественно полезным (коллекционирование, гениальность, аскетизм, новаторство и др.).

 

Делинквентное поведение - совокупность противоправных проступков, или преступлений (мошенничество, хищения, взятки, воровство, поджоги и др.)

 

Причины девиантного поведения:
- биологические (предрасположенность к типу поведения, часто отражающаяся в облике человека);

- психологические (следствие психологических качеств и черт характера, формируются воспитанием и средой);

- социологические (вызваны состоянием общества и групповой оценкой).

Группа риска – категория населения, более других склонная совершать девиантные поступки.

 

Типы девиантного поведения:
- инновация (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);

- ритуализм (отрицание принятых целей при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами);

- ретритизм (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»).

- бунт, мятеж (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми).

 

«Преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения.

 

Виды «преддивиантного синдрома»:

- аффективный тип поведения;
- семейные конфликты;

- агрессивный тип поведения;
- ранние антисоциальные формы поведения;
- отрицательное отношение к учебе;
- низкий уровень интеллекта.

 

Основные направления социального воздействия на поведенческие отклонения:

- в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жёсткие запретительные меры.

- в отношении таких девиаций, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., необходима организация разных видов социальной помощи — открытие кризисных центров, домов для бездомных, создание телефонов доверия и т. д.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема 13. Социальная роль и социальный статус

Социальная роль – манера поведения, связанная со своим статусом.

 

Виды социальные ролей:
- психосоматические (поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека);
- психодраматические (поведение личности зависит от требований социального окружения);
- социальные (поведение личности соответствует определённому статусу).

 

Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.

Ролевые требования к человеку закреплены в социальных нормах.

Социальные нормы – правила поведения, одобряемые данным обществом, выступающие примером для подражания.

 

В ролевой набор входят:
- основные (типичные) социальные роли (семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические и т.д.);

- ситуационные социальные роли (пассажиры, пешеход, покупатель, зритель и т.д.).

 

Нормативная структура роли:
- описание типа поведения;
- нормы;
- оценка выполнения;
- меры поощрения или наказания.

 

Факторы реализации социальных ролей:
- биопсихологические возможности человека;
- личностный образец;

- характер принятой в группе роли и особенности социального контроля;
- структура группы.

 

Структура социальной роли:
- требования, предъявляемые к поведению, соответствующему социальной роли;
- оценка выполнения роли;

- санкция;
- побуждение человека к определенному типу поведения.


Санкция – реакция общества или социальной группы на действия индивида в рамках социальной роли.

Ролевой конфликт – конфликт, связанный с выполнением человеком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования.

 

Виды ролевых конфликтов:
- внутриролевые (требования одной и той же роли противоречат друг другу);

- межролевые (требования одной роли противоречат требованиям другой);

- личностно-ролевые (требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности).

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Статус – положение человека в обществе.

Социальный статус личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и семейным положением.

 

Виды статусов:
- социальный статус (человек как представитель большой социальной группы);

- личный статус (положение человека в малой группе);
- основной статус (определяет главное в жизни человека);

- неосновной статус (влияет на поведение человека);

- предписанный статус (социальная позиция, заранее предписанная личности вне зависимости от заслуг);

- достигаемый статус (приобретается благодаря свободному выбору и личных усилий);

- смешанный статус (обладает чертами предписанного и достигаемого статусов).

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 4

_________________________________________________________________________________________________________

 

Статусный набор – совокупность статусов, используемый человеком (индивидуален)

Статусный ранг – место в иерархии статусов.
Виды: высокий, средний, низкий.

Компоненты социального статуса:
- статусные права и обязанности;
- статусный диапазон;

- статусные символы;
- статусный образ (имидж);
- статусная идентификация.

 

Имидж – представление о поведении и внешнем виде человека в соответствии с его статусом.

Престиж – оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств индивида.

 

Факторы престижности статуса:
- реальная полезность выполняемых человеком функций;
- система ценностей данного общества.

 

Главные составляющие социального статуса:
- образование;
- квалификация;
- личные качества.

 

Тема 14. Социализация

Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

 

Цели социализации:

- взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

- сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нём ценностей и моделей поведения.

 

Составляющие социализации:

- национальные обычаи и традиции;

- средства массовой информации;

- образование;

- государственная политика;

- социальное окружение;

- самовоспитание.

 

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.

 

Виды социализации:

- первичная (ранняя, начальная) - приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Свойственно для ранних этапов жизни (детство, юность). Влияние оказывает непосредственное окружение человека, семья, друзья и те, кто связан тесными личными отношениями (родители, родственники и др.)

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

 

- вторичная (продолженная) - овладение индивидом специальными знаниями и навыками, приобщение к определённой субкультуре (профессиональная социализация). Включение индивида в систему общественного разделения труда: адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства из-за пенсионного возраста или утери трудоспособности. Свойственна для поздних этапов жизни (зрелость, старость). Влияние оказывали учреждения и институты общества.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

 

Ресоциализация – процесс усвоения индивидом новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних.

 

Десоциализация - процесс, протекающий с момента прекращения индивидом трудовой деятельности и приобретения им пенсионного статуса.

 

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

 

Виды социальной адаптации:

- активная (характеризуется активным воздействием человека на социальную среду);

- пассивная (характеризуется пассивным восприятием человеком ценностей группы, окружения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.028 с.)