Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В одних обществах переход от одной страты к другой запрещен, в других – ограничен, в третьих – полностью разрешен.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социология полный конспект Тема 1. Социальная стратификация Социальная структура- это совокупность элементов, составляющих внутреннее строение общества. Входят: статусы, роли, группы, слои (страты), классы. Социальное положение – обобщение, охватывающее профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические свойства.
Социальная дифференциация – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и т.д.) между различными стратами и слоями населения.
Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются неравным объемом власти и материального богатства.
Критерии стратификации:
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________ Отличие стратификации от простого расслоения:
Типы стратификации:
«Закрытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или существенно ограниченны. «Открытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из одной страты в другую не ограничены.
1) рабство:
2) Кастовая система: - «закрытое общество»;
3) сословная система: - «закрытое общество»; - неравенство социального положения сословий;
4) классовая система: - «открытое общество»;
Типы стратификационных систем: - этатократическая (различия по положению в государстве и во властных структурах); - социально-профессиональная (деление по содержанию и условиям труда, квалификации и способностям); - культурно-символическая (различные способы доступа к информации и неравные возможности ее сохранения); - культурно-нормативная (различия в уважении и престиже существующих норм в социальных группах); - социально-территориальная (неравное распределение ресурсов между регионами).
Тема 4. Молодёжь Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств.
Особенности социального положения молодежи: - переходность положения; - освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; - высокий уровень мобильности; - активный поиск своего места в жизни; - благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане; - определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности; - стремление к идеалу; - высокая степень адаптации к изменяющимся условиям; - определённое критическое отношение к старшему поколению
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Социально-психологические качества молодёжи: - неустойчивость психики; - внутренняя противоречивость; - низкий уровень толерантности; - стремление выделиться, отличаться от остальных; - существование специфической молодёжной субкультуры.
Признаки неформальных молодежных групп: - возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; - обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки); - выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом; - самоорганизация и независимость от официальных структур; - относительная устойчивость, определённая иерархия среди участников группы; - атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Тема 5. Этнические общности Этническая общность – исторически сложившаяся совокупность людей, осознающих свое единство и цели.
Этнос – кровнородственная группа людей, образующих племя, народность или нацию. Сочетает в себе биологические и социальные факторы.
Признаки этноса: - общее самосознание и историческая память;
Теории понимания этносов: - марксистская теория (экономические отношения в качестве главной основы формирования наций); - социокультурный подход (этнические группы являются компонентом социальной структуры общества); - пассионарная теория этногенеза (создана Л. Гумилевым) – результат адаптации человеческой группы к природно- климатическим условиям обитания.
Пассионарность – характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью.
Виды этнических общностей: - племя (совокупность родов, связанных общими чертами культуры, происхождения и т.д.); - народность (исторически сложившаяся общность людей с общей территорией, языком, культурой и т.д.); - нация (общность народностей с экономическими связями, общим языком, культурой и самосознанием).
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Этнические меньшинства - представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, но не принадлежащие к коренной национальности.
Признаки этнических меньшинств:
Диаспора - часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания. Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание единства и отличия от других этносов.
Национальные интересы: - не отгораживаться от других народов, налаживать экономические и культурные контакты.
Национальность – принадлежность лица к какой-нибудь этнической группе.
Тема 8. Социальный конфликт Конфликт – спор двух человек или социальных групп за обладание чем-то, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Субъекты конфликта: - пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
Предмет конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается спор. Причина конфликта – обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Повод для конфликта – происшествие, которое способствует возникновению конфликта. Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных интересов.
Виды противоречий: - антагонистические (непримиримо враждебные противоречия, перемирие возможно только на время); - основные (характеризуют взаимодействие между основными субъектами); - объективные (обусловлены процессами, не зависящими от воли людей. Невозможно решить без устранения причины);
Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий между людьми, социальными группами, социальными институтами и обществом в целом.
Позитивные функции социальных конфликтов: - стимулирование социальных изменений; - снятие социальной напряжённости.
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Негативные функции социальных конфликтов: - дезорганизация социальной жизни; - разрушение социальной системы.
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Причины социальных конфликтов:
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Три стадии конфликта:
Классификация социальных конфликтов:
- по объему и сферам распространения (глобальные, локальные, групповые, личные); - по используемым средствам (насильственные, ненасильственные); - по характеру развития (преднамеренные, спонтанные);
Способы решения социальных конфликтов: - арбитраж (помощь властного органа);
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Пути выхода из конфликта: - невмешательство (принцип: «все само собой образуется»);
Условия разрешения социальных конфликтов: - совместный поиск путей решения конфликта;
Тема 9. Социальные нормы Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми и общественную жизнь.
Признаки социальных норм: - возникают в связи с сознательной деятельностью людей; - возникают в процессе исторического развития;
Классификация социальных норм: - по способу регулирования (писаные, неписаные) - по степени обязательности исполнения (побуждающие, запрещающие, императивные, рекомендательные); - по масштабу (общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные); - по способам формирования и сферам действия (обычаи, традиции, морально-этические нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правила этикета, дома);
Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом. Правовые нормы – правила, установленные государством и поддерживаемые его силой. Религиозные нормы – правила, описанные в текстах священных книг или установленные религиозными организациями. Политические нормы – правила, регулирующие политическую деятельность и отношения между гражданами и государством. Эстетические нормы – закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей.
Функции социальных норм:
Функции социальных норм: способах их достижения); - прогностическая (ставят в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной ответственности).
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Способы регулирования поведения людей:
Наличие социальных норм – критерий и оценка человека и его деятельности.
Тема 14. Социализация Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Цели социализации: - взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей; - сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нём ценностей и моделей поведения.
Составляющие социализации: - национальные обычаи и традиции; - средства массовой информации; - образование; - государственная политика; - социальное окружение; - самовоспитание.
Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.
Виды социализации: - первичная (ранняя, начальная) - приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Свойственно для ранних этапов жизни (детство, юность). Влияние оказывает непосредственное окружение человека, семья, друзья и те, кто связан тесными личными отношениями (родители, родственники и др.)
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________
- вторичная (продолженная) - овладение индивидом специальными знаниями и навыками, приобщение к определённой субкультуре (профессиональная социализация). Включение индивида в систему общественного разделения труда: адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства из-за пенсионного возраста или утери трудоспособности. Свойственна для поздних этапов жизни (зрелость, старость). Влияние оказывали учреждения и институты общества.
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________
Ресоциализация – процесс усвоения индивидом новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних.
Десоциализация - процесс, протекающий с момента прекращения индивидом трудовой деятельности и приобретения им пенсионного статуса.
Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
Виды социальной адаптации: - активная (характеризуется активным воздействием человека на социальную среду); - пассивная (характеризуется пассивным восприятием человеком ценностей группы, окружения). Социология полный конспект Тема 1. Социальная стратификация Социальная структура- это совокупность элементов, составляющих внутреннее строение общества. Входят: статусы, роли, группы, слои (страты), классы. Социальное положение – обобщение, охватывающее профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические свойства.
Социальная дифференциация – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и т.д.) между различными стратами и слоями населения.
Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются неравным объемом власти и материального богатства.
Критерии стратификации:
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________ Отличие стратификации от простого расслоения:
Типы стратификации:
«Закрытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или существенно ограниченны. «Открытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из одной страты в другую не ограничены.
1) рабство:
2) Кастовая система: - «закрытое общество»;
3) сословная система: - «закрытое общество»; - неравенство социального положения сословий;
4) классовая система: - «открытое общество»;
Типы стратификационных систем: - этатократическая (различия по положению в государстве и во властных структурах); - социально-профессиональная (деление по содержанию и условиям труда, квалификации и способностям); - культурно-символическая (различные способы доступа к информации и неравные возможности ее сохранения); - культурно-нормативная (различия в уважении и престиже существующих норм в социальных группах); - социально-территориальная (неравное распределение ресурсов между регионами).
В одних обществах переход от одной страты к другой запрещен, в других – ограничен, в третьих – полностью разрешен. Страты различаются по: - отношениям собственности;
Тема 2. Социальная мобильность
Социальная мобильность – перемещение людей или групп в социальной структуре общества и изменение их статуса.
Виды социальной мобильности: - горизонтальная (географическое перемещение между районами, городами и т.д. или смена позиций без изменений статуса) - индивидуальная (перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у человека независимо от других людей); - групповая (массовые коллективные перемещения); - внутрипоколенная (изменение статуса в рамках одного поколения); - организованная (перемещения человека или групп государством с согласия самих людей или без него). - структурная (изменения в структуре экономики помимо воли людей).
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 4 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 5 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 6 _________________________________________________________________________________________________________
Каналы вертикальной мобильности («лифты») – пути и механизмы, позволяющие людям перемещаться из одних групп в другие.
Самые известные «лифты»:
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Показатели социальной мобильности: - интенсивность мобильности (число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени).
Причины групповой мобильности:
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 2 _________________________________________________________________________________________________________ Пример 3 _________________________________________________________________________________________________________
Миграция - любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ государства.
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________ Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют.
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________
Иммиграция -въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание. Указывается по отношению к стране, в которую иммигрируют.
Пример 1 _________________________________________________________________________________________________________
Совокупный индекс мобильности – взаимосвязь ее скорости и интенсивности. Маргинальность – промежуточное состояние социального субьекта.
Типы маргиналов: - экономические маргиналы (при потере работы и благополучия); - религиозные маргиналы (лица вне традиционных конфессий);
Социальная клаузула – возведение социальных барьеров и перегородок для доступа в другую группу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.012 с.) |