Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В одних обществах переход от одной страты к другой запрещен, в других – ограничен, в третьих – полностью разрешен.

Поиск

Социология полный конспект

Тема 1. Социальная стратификация

Социальная структура- это совокупность элементов, составляющих внутреннее строение общества. Входят: статусы, роли, группы, слои (страты), классы.
Страта – слой людей, схожий по доходам, образованию, престижу и т.д.

Социальное положение – обобщение, охватывающее профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические свойства.

 

Социальная дифференциация – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

 

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и т.д.) между различными стратами и слоями населения.

 

Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются неравным объемом власти и материального богатства. 

 

Критерии стратификации:
- доход;
- власть;
- образование;
- престиж.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

Отличие стратификации от простого расслоения:
- верхние слои находятся в более привилегированном положении;
- верхние слои меньше нижних по количеству входящих индивидов.

 

Типы стратификации:
1) рабство;
2) кастовая система;
3) сословная система;
4) классовая система.

 

«Закрытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или существенно ограниченны.

«Открытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из одной страты в другую не ограничены.

 

1) рабство:
- «закрытое общество»;
- один человек является собственностью другого;
- раб не имеет прав и свобод.

 

2) Кастовая система:
Каста
– социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

- «закрытое общество»;
- пожизненное закрепление за определенной кастой;
- регламент деятельности для каждой касты;
- принадлежность к касте передается по наследству.

 

3) сословная система:
Сословие
– социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

- «закрытое общество»;
- принадлежность к сословию иногда приобреталась за деньги или заслуги;

- неравенство социального положения сословий;
- наличие у высших сословий многочисленных привилегий.

 

4) классовая система:
Класс – большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизни на основе коренных интересов.

- «открытое общество»;
- не передается по наследству;
- не устанавливается законодательно;
- не регламентируется властями.

 

         Типы стратификационных систем:
- физико-генетическая (основана на разделении людей по естественным признакам);

- этатократическая (различия по положению в государстве и во властных структурах);

- социально-профессиональная (деление по содержанию и условиям труда, квалификации и способностям);

- культурно-символическая (различные способы доступа к информации и неравные возможности ее сохранения);

- культурно-нормативная (различия в уважении и престиже существующих норм в социальных группах);

- социально-территориальная (неравное распределение ресурсов между регионами).

 

Тема 4. Молодёжь

Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических  качеств.

 

Особенности социального положения молодежи:

- переходность положения;

- освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;

- высокий уровень мобильности;

- активный поиск своего места в жизни;

- благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;

- определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

- стремление к идеалу;

- высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

- определённое критическое отношение к старшему поколению

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Социально-психологические качества молодёжи:

- неустойчивость психики;

- внутренняя противоречивость;

- низкий уровень толерантности;

- стремление выделиться, отличаться от остальных;

- существование специфической молодёжной субкультуры.

 

Признаки неформальных молодежных групп:

- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые

  направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на

  самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки);

- выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества

  в целом;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- относительная устойчивость, определённая иерархия среди участников группы;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

 

Тема 5. Этнические общности

Этническая общность – исторически сложившаяся совокупность людей, осознающих свое единство и цели.

 

Этнос – кровнородственная группа людей, образующих племя, народность или нацию. Сочетает в себе биологические и социальные факторы.

 

Признаки этноса:
- общие социальные и биологические черты;
- стабильные особенности культуры;
- общий язык;
- одинаковый психический склад;

- общее самосознание и историческая память;
- осознание своего единства;
- отличие от других общественных образований.

 

Теории понимания этносов:
- естественно-биологический (расово-антропологический) подход – неравенство рас, превосходство европеоидной расы;

- марксистская теория (экономические отношения в качестве главной основы формирования наций);

- социокультурный подход (этнические группы являются компонентом социальной структуры общества);

- пассионарная теория этногенеза (создана Л. Гумилевым) – результат адаптации человеческой группы к природно-

климатическим условиям обитания.

 

Пассионарность – характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью.

 

Виды этнических общностей:
- род (группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии;

- племя (совокупность родов, связанных общими чертами культуры, происхождения и т.д.);

- народность (исторически сложившаяся общность людей с общей территорией, языком, культурой и т.д.);

- нация (общность народностей с экономическими связями, общим языком, культурой и самосознанием).

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Этнические меньшинства - представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, но не принадлежащие к коренной национальности.

 

Признаки этнических меньшинств:
- дискриминация со стороны других народов;
- члены этноса испытывают групповую солидарность.

 

Диаспора - часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание единства и отличия от других этносов.

 

Национальные интересы:
- сохранить свою особенность, неповторимость и уникальность своей культуры, языка, традиций;

- не отгораживаться от других народов, налаживать экономические и культурные контакты.

 

Национальность – принадлежность лица к какой-нибудь этнической группе.

 

Тема 8. Социальный конфликт

Конфликт – спор двух человек или социальных групп за обладание чем-то, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

 

Субъекты конфликта:
- свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
- подстрекатели (те, кто подталкивает других участников конфликта);

- пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
- посредники (люди, которые своими действиями пытаются остановить или разрешить конфликт).

 

Предмет конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается спор.

Причина конфликта – обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта.

Повод для конфликта – происшествие, которое способствует возникновению конфликта.

Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных интересов.

 

Виды противоречий:
- внутренние (столкновение интересов внутри социальных групп);
- внешние (между двумя или несколькими группами или системами);

- антагонистические (непримиримо враждебные противоречия, перемирие возможно только на время);
- неантагонистические (возможен компромисс и взаимные уступки);

- основные (характеризуют взаимодействие между основными субъектами);
- неосновные (связаны с второстепенными субъектами конфликта);

- объективные (обусловлены процессами, не зависящими от воли людей. Невозможно решить без устранения причины);
- субъективные (обусловлены волей и сознанием людей. Связаны с личностными качествами)

 

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий между людьми, социальными группами, социальными институтами и обществом в целом.

 

Позитивные функции социальных конфликтов:
- информирование о наличии социальной напряжённости;

- стимулирование социальных изменений;

- снятие социальной напряжённости.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Негативные функции социальных конфликтов:
- создание стрессовых ситуаций;

- дезорганизация социальной жизни;

- разрушение социальной системы.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Причины социальных конфликтов:
- социальная неоднородность общества;
- стратификация и другие различия;
- религиозные различия;
- поведение человека.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Три стадии конфликта:
- предконфликтная;
- непосредственно конфликт;
- разрешение конфликта.

 

Классификация социальных конфликтов:


- по длительности
(долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся)

- по объему и сферам распространения (глобальные, локальные, групповые, личные);
- по источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные);

- по используемым средствам (насильственные, ненасильственные);
- по форме (внутренние, внешние);
- по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, регрессивные);

- по характеру развития (преднамеренные, спонтанные);
- по сферам общественной жизни;
- по типу отношений (внутринациональный, международный и др.).

 

 

Способы решения социальных конфликтов:
- компромисс (взаимные уступки сторон);
- переговоры (мирная беседа);
- посредничество (использование третьей стороны);

- арбитраж (помощь властного органа);
- применение силы

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Пути выхода из конфликта:
- реставрация (возвращение к доконфликтному состоянию);

- невмешательство (принцип: «все само собой образуется»);
- обновление (отказ от старого, развитие нового).

 

Условия разрешения социальных конфликтов:
- выявление противоречий и разных интересов;
- заинтересованность в предотвращении конфликта;

- совместный поиск путей решения конфликта;
- использование разных средств и методов.

 

Тема 9. Социальные нормы

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми и общественную жизнь.

 

Признаки социальных норм:
- не имеют конкретного адресата;
- действуют непрерывно во времени;

- возникают в связи с сознательной деятельностью людей;
- направлены на регулирование общественных отношений;

- возникают в процессе исторического развития;
- их содержание соответствует типу культуры общества.

 

Классификация социальных норм:

- по способу регулирования (писаные, неписаные)

- по степени обязательности исполнения (побуждающие,  запрещающие, императивные, рекомендательные);

- по масштабу (общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные);

- по способам формирования и сферам действия (обычаи, традиции, морально-этические нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правила этикета, дома);

 

Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом.

Правовые нормы – правила, установленные государством и поддерживаемые его силой.

Религиозные нормы – правила, описанные в текстах священных книг или установленные религиозными организациями.

Политические нормы – правила, регулирующие политическую деятельность и отношения между гражданами и государством.

Эстетические нормы – закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей.

 

Функции социальных норм:
- ориентирующая (обусловливают предстоящий поступок человека)
- интегрируют личность в социальное окружение;
- служат образцами поведения.

 

Функции социальных норм:
- ориентирующая (обусловливают предстоящий поступок человека);
- программная (позволяют выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные; информируют об оптимальных

 способах их достижения);

- прогностическая (ставят в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной

 ответственности).

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Способы регулирования поведения людей:
- дозволение;
- предписание;
- запрет.

 

Наличие социальных норм – критерий и оценка человека и его деятельности.

 

 

Тема 14. Социализация

Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

 

Цели социализации:

- взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

- сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нём ценностей и моделей поведения.

 

Составляющие социализации:

- национальные обычаи и традиции;

- средства массовой информации;

- образование;

- государственная политика;

- социальное окружение;

- самовоспитание.

 

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.

 

Виды социализации:

- первичная (ранняя, начальная) - приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Свойственно для ранних этапов жизни (детство, юность). Влияние оказывает непосредственное окружение человека, семья, друзья и те, кто связан тесными личными отношениями (родители, родственники и др.)

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

 

- вторичная (продолженная) - овладение индивидом специальными знаниями и навыками, приобщение к определённой субкультуре (профессиональная социализация). Включение индивида в систему общественного разделения труда: адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства из-за пенсионного возраста или утери трудоспособности. Свойственна для поздних этапов жизни (зрелость, старость). Влияние оказывали учреждения и институты общества.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

 

Ресоциализация – процесс усвоения индивидом новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних.

 

Десоциализация - процесс, протекающий с момента прекращения индивидом трудовой деятельности и приобретения им пенсионного статуса.

 

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

 

Виды социальной адаптации:

- активная (характеризуется активным воздействием человека на социальную среду);

- пассивная (характеризуется пассивным восприятием человеком ценностей группы, окружения).

Социология полный конспект

Тема 1. Социальная стратификация

Социальная структура- это совокупность элементов, составляющих внутреннее строение общества. Входят: статусы, роли, группы, слои (страты), классы.
Страта – слой людей, схожий по доходам, образованию, престижу и т.д.

Социальное положение – обобщение, охватывающее профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические свойства.

 

Социальная дифференциация – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

 

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и т.д.) между различными стратами и слоями населения.

 

Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются неравным объемом власти и материального богатства. 

 

Критерии стратификации:
- доход;
- власть;
- образование;
- престиж.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

Отличие стратификации от простого расслоения:
- верхние слои находятся в более привилегированном положении;
- верхние слои меньше нижних по количеству входящих индивидов.

 

Типы стратификации:
1) рабство;
2) кастовая система;
3) сословная система;
4) классовая система.

 

«Закрытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены или существенно ограниченны.

«Открытое общество» - общество, в котором социальные перемещения из одной страты в другую не ограничены.

 

1) рабство:
- «закрытое общество»;
- один человек является собственностью другого;
- раб не имеет прав и свобод.

 

2) Кастовая система:
Каста
– социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

- «закрытое общество»;
- пожизненное закрепление за определенной кастой;
- регламент деятельности для каждой касты;
- принадлежность к касте передается по наследству.

 

3) сословная система:
Сословие
– социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

- «закрытое общество»;
- принадлежность к сословию иногда приобреталась за деньги или заслуги;

- неравенство социального положения сословий;
- наличие у высших сословий многочисленных привилегий.

 

4) классовая система:
Класс – большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизни на основе коренных интересов.

- «открытое общество»;
- не передается по наследству;
- не устанавливается законодательно;
- не регламентируется властями.

 

         Типы стратификационных систем:
- физико-генетическая (основана на разделении людей по естественным признакам);

- этатократическая (различия по положению в государстве и во властных структурах);

- социально-профессиональная (деление по содержанию и условиям труда, квалификации и способностям);

- культурно-символическая (различные способы доступа к информации и неравные возможности ее сохранения);

- культурно-нормативная (различия в уважении и престиже существующих норм в социальных группах);

- социально-территориальная (неравное распределение ресурсов между регионами).

 

В одних обществах переход от одной страты к другой запрещен, в других – ограничен, в третьих – полностью разрешен.

Страты различаются по:
- уровню доходов;
- основным чертам образа жизни;
- включенности во властные структуры;

- отношениям собственности;
- социальному престижу;
- самооценке своей позиции в обществе.

 

Тема 2. Социальная мобильность

 

Социальная мобильность – перемещение людей или групп в социальной структуре общества и изменение их статуса.

 

         Виды социальной мобильности:
- вертикальная (восходящая и нисходящая) – движение вверх или вниз по социально-экономической шкале.

- горизонтальная (географическое перемещение между районами, городами и т.д. или смена позиций без изменений статуса)

- индивидуальная (перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у человека независимо от других людей);

- групповая (массовые коллективные перемещения);
- межпоколенная (изменение социального статуса у различных поколений);

- внутрипоколенная (изменение статуса в рамках одного поколения);

- организованная (перемещения человека или групп государством с согласия самих людей или без него).

- структурная (изменения в структуре экономики помимо воли людей).

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 4

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 5

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 6

_________________________________________________________________________________________________________

 

Каналы вертикальной мобильности («лифты») – пути и механизмы, позволяющие людям перемещаться из одних групп в другие.

 

Самые известные «лифты»:
- социальный статус семьи;
- получение образования;
- способности и данные человека;
- получение воспитания;
- армейская служба;
- вступление в брак;
- церковные организации.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

            Показатели социальной мобильности:
- скорость мобильности
(вертикальная социальная дистанция, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени);

- интенсивность мобильности (число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени).

 

Причины групповой мобильности:
- социальные революции;
- иностранные интервенции;
- войны и перевороты;
- смена политических режимов;
- создание империй.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Миграция - любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ государства.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

 

Иммиграция -въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание. Указывается по отношению к стране, в которую иммигрируют.

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

 

Совокупный индекс мобильности – взаимосвязь ее скорости и интенсивности.

Маргинальность – промежуточное состояние социального субьекта.
Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из социальных связей.

 

     Типы маргиналов:
- этномаргиналы
(миграция в чужую среду);
- социомаргиналы (незавершенность социального перемещения);

- экономические маргиналы (при потере работы и благополучия);
- политические маргиналы (утрата политической культуры);

- религиозные маргиналы (лица вне традиционных конфессий);
- биомаргиналы (отсутствие заботы о здоровье со стороны государства);

 

Социальная клаузула – возведение социальных барьеров и перегородок для доступа в другую группу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.012 с.)