Тема 3. Большие и малые группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Большие и малые группы



Малая группа – немногочисленная по составу (2-40 чел.) совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью, целями и задачами и находятся в постоянном личном общении.

 

Характеристика малой группы:
- «Мы-чувство»;
- личное воздействие друг на друга.

 

Групповые нормы - это правила, которые приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов (основа – групповые ценности)

 

Малая группа является системой:
- социальной;
- динамической;
- открытой

 

Классификация социальных групп:

- по численности (малая, средняя, большая)
- по социальному положению (этническая, территориальная, демографическая, профессиональная, конфессиональная);

- по характеру взаимодействия (первичная, вторичная);

- по факту существования (номинальная, реальная);

- по способу организации и регулирования взаимодействия (формальная, неформальная);

 

Референтные группы – реальные или условные группы, значимые для человека, мнения и ценности которых он разделяет, сравнивая с ними свои взгляды и поступки.

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная группа людей, имеющая неопределенную структуру, ценности и цели.

Разновидности квазигрупп:
- аудитория;
- фан-группа;
- толпа.

Свойства квазигрупп:
- анонимность;
- внушаемость;
- социальная заражаемость;
- бессознательность.

Конформизм - изменение индивидом установок, мнений и поведения в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе (противоположное поведение – нонконформизм)

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Организация – большая ассоциация людей, основанная на неличных связях и созданная для достижения каких-либо целей.

Воздействие малой социальной группы на человека

Позитивное Негативное
- отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью. -  в группе человек отрабатывает свои коммуникативные умения. - от членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя. -  группа даёт человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития - цели группы достигаются за счёт ущемления интересов отдельных её членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм. -  воздействие, которое группа оказывает обычно на одарённых творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своём развитии, преследовались. - иногда человек идёт на внутренний конфликт и ведёт себя конформно,  т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 4

_________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Молодёжь

Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических  качеств.

 

Особенности социального положения молодежи:

- переходность положения;

- освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;

- высокий уровень мобильности;

- активный поиск своего места в жизни;

- благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;

- определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

- стремление к идеалу;

- высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

- определённое критическое отношение к старшему поколению

 

Пример 1

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 2

_________________________________________________________________________________________________________

Пример 3

_________________________________________________________________________________________________________

 

Социально-психологические качества молодёжи:

- неустойчивость психики;

- внутренняя противоречивость;

- низкий уровень толерантности;

- стремление выделиться, отличаться от остальных;

- существование специфической молодёжной субкультуры.

 

Признаки неформальных молодежных групп:

- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые

  направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на

  самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищённости и престижной самооценки);

- выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества

  в целом;

- самоорганизация и независимость от официальных структур;

- относительная устойчивость, определённая иерархия среди участников группы;

- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.008 с.)