Глава XIV. О магуззимах, которым поклонился царь, поступающий по своему произволу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XIV. О магуззимах, которым поклонился царь, поступающий по своему произволу.



Писание говорит, что одни веруют в Бога, другие в идолов, и что Бог - наше прибежище, наша твердыня, наш заступник. В этом смысле Бог — есть «скала своего народа», а ложные боги — называются «скалой тех, кто верует в них» (Втор. ХХХII, 4, 15, 18, 30, 31, 37). В том же смысле боги царя, который будет действовать по своему произволу, называются Магуззимами, т. е. укреплениями, крепостями, покровителями, защитниками, охраной. «Магуззимам (т. е. богу крепостей) - говорит Даниил85, - на месте его будет он воздавать честь и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать серебром и золотом и дорогими камнями и разными дрогоценностями. И это будет он творить в крепких твердынях (или храмах) (и устроит твердую крепость с чужим богом == Р. Б.); и он даст им власть над многими и землю разделит (между ними == у Ньют.) в награду» == Р. Б. (во владение == у Ньют.) и все это произошло постепенно следующим образом.

Григорий Нисский говорит, что после гонений при императоре Декии Григорий, епископ неокесарийский (в Понте), учредил праздничные дни в честь тех, кто боролся и потерпел за веру, т. е. в честь мучеников, при чем это новое учреждение считал проявлением особой набожности. И в оправдание этого нововведения он приводит следующие доводы: «Когда он заметил, - говорит

85 Гл. XI, 38, 39.

169

 

 II

I

Григорий Нисский86, что простая темная толпа ради наслаждений плоти пребывала в идолослужении, и что надлежит придать другой вид самому существенному в их верованиях, а именно - обратить их взоры вместо идолов на истинного Бога, — то он позволил, чтобы в воспоминание о святых мучениках были учреждены праздники, во время которых толпа радовалась, веселилась и развлекалась».

Язычники веселились во время дней чествования своих богов и неохотно разставались с этими удовольствиями. Вследствие этого Григорий, чтобы облегчить их обращение в христианство, учредил ежегодныя торжества в честь святых и мучеников. Вместе с тем, главные христианские праздники были назначены в сроки, совпадающие с праздниками языческими и, чтобы подорвать привлекательность последних, сопровождались такими же обрядностями. Так на Рождество установился обычай украшать жилища плющом и устраивать пиры, забавы, игрища — как это делалось на языческих вакханалих и сатурналих; вместо флоралий стали праздновать день 1 мая, украшая себя цветами. Точно также праздники св. Девы Марии, Иоанна Крестителя, а также апостолов были приурочены к поворотным моментам года сообразно прохождению солнцем знаков зодиака. Во время того же гонения Декия Киприан установил ежегодныя богослужения и приношения в дни смерти африканских мучеников; дням этим, по распоряжению Киприана, велась точная запись. Феликс, епископ римский, как сообщает Платина, Маггугат gиbгиае сошииепз, сопзгигак; ut qшгиаппиs 8асгиГисиа еогиш пошипе сеИеЬгагепгаг - в заботах о прославлении мучеников, приказал ежегодно совершать в честь их богослужения. Блогодаря удовольствиям, связанным с такими празднествами, христиане

86 Оrаt. йе ѵита Оге§. ТЬаишаШгд. Т. 3, р. 574. 170

 

 II

I

возрасли количественно, но зато это отразилось неблогоприятно на чистоте и искренности их религиозных убеждений, «пока они не были очищены и убелены» гонениями Диоклетиана.

Таков был первый шаг, сделанный христианской религией в отношении почитания мучеников; и хотя оно не дошло еще до противозаконного поклонения, однако предрасположило христиан к такому почитанию умерших, которое в короткий промежуток времени завершилось призыванием святых.

Вторым шогом в этом направлении было установление молений на гробницах мучеников; обычай этот получил начало во время гонения Диоклетиана. На Эльвирском соборе в Испании, состоявшемся на 3 и 4 году гонения Диоклетиана (305 г. по Р. X.), были установлены следующия правила. Прав. 34: «Сеrеоs рег сииеm риасиии ип соешеtеrио поп inсепсии: иикпгиеtапсии еniш sригишз sаnсtогат поп зшиt. Ции Ьаес поп оbsегѵаrепИ аrсеапгаr аЬ Eссlеsиае соmmипiопе» (т. е.: «Воспрещается на кладбищах возжигать светильники, ибо не следует безпокоить душ усопших святых. Кто не будет соблюдать этого, да будет отлучен от общения с Церковью»). Прав. 35: «Риасиии ргеЫЬеги пе fеmипае ип соеmеtегио регѵиgиlеш;, ео qиис1 sаере зи оЫеnга оrагиопиз Иаиепиег sсеlеrа соттийапЬ (т.е. прав. 35 говорит: «Женщинам воспрещается оставаться на кладбищах на ночь, ибо часто под предлогом молитвы оне совершают там тайно всякия мерзости»). Теперь же, вскоре после названного гонения, Лаодикийский собор во Фригии (около 314 г. после Р. X.), созванный для возстановления пошатнувшейся церковной дисциплины, постановил следующия правила. Прав. 9: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы или

171

 

 II

I

для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время». Прав. 34: «Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то-есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были, ибо сии удалены от Бога; того ради прибегающие к ним да будут под клятвою». Прав. 51: «Не подобает в четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные». Пафлогонский собор 324 года установил следующее правило: «Если кто-либо будет высокомерно гнушаться посещений могил мучеников и совершаемых там литургий и панихид, — да будет анаѳема».

Из всего этого явствует, что христиане времен Диоклетианова гонения имели обыкновение совершать моление на кладбищах умерших, куда они собирались, отчасти в целях избежать преследований, а отчасти за неимением церквей, так как прежния были все разрушены. Когда же гонения прекратились, они продолжали держаться этого обыкновения в честь мучеников, пока не были воздвигнуты новые храмы; а затем, блогодаря привычке, стали считать этот обычай особенно блогочестивым и способствующим исцелению от недугов. Отсюда видно также, что мученики поминались в местах их погребения ежегодно в назначенные дни, что почитание умерших мучеников считалось делом религиозным и блогочестивым, и что предавали анаѳеме тех, кто не признавал таких обычаев или молился на могилах мучеников-еретиков. Точно также пред могилами мучеников стали возжигать факелы в дневное время, как язычники делали это перед своими богами. Этот обычай к концу 4 века был весьма распространен на западе. Окропляли почитателей мучеников святой

172

 

 II

I

водой, как язычники делали это с поклонявшимися их богам. Началось паломничество в Иерусалим и другия святыя места, в надежде, что места эти сообщат своим посетителям святость. От обычая совершать моления на гробах мучеников произошел обычай перенесения останков святых и мучеников во вновь сооружаемыя церкви. Это обыкновение было установлено императором Констанцием, который в 359 году приказал перенести тела апостолов Андрея, Луки и Тимоѳея, в новый Константинопольский храм. Но еще и раныпе этого распоряжения Констанция Египтяне хранили тела мучеников и святых в частных домах непогребенными и разсказывали разныя истории о их душах, являющихся после смерти и восходящих опять на небо, как об этом сообщает Аѳанасий в своей книге об Антонии. Все это дало повод императору Юлиану, как передает Кирилл, обвинять христиан в следующих выражениях: «Возможно ли достаточно заклеймить то, что к поклонению давно умершого Иисуса вы присоединяете еще поклонение множеству других умерших людей. И хотя вам не позволено поклоняться им открыто, вы наполнили все места гробницами и памятниками». И несколько далее: «После того как Иисус сказал, что гробницы полны гнили, как осмеливаетесь призывать Бога на этих именно гробах?» Далее он прибавляет: «Если христиане придерживаются религиозных предписаний Евреев, то они должны поклоняться одному Богу, а не многим, и во всяком случае не человеку, а тем более не многим несчастным людям». Затем он обвиняет их в том, что они «поклоняются дереву креста, изображая знамение его на своих лбах и ставя кресты перед своими домами».

Итак, гробницы святых и мучеников были обращены в места богопоклонения, а церкви - в

173

 

 II

I

гробницы, и мертвым телам погребенных в них святых и мучеников был приписан особый вид святости и в честь их были учреждены ежегодныя праздники с приношениями Богу во имя их.

Следующею ступенью к призыванию святых было приписывание их телам, костям и другим останкам чудотворной силы, проявляемой при помощи отделившейся от тела души, которая, по этому их мнению, знала, что мы делаем или говорим, и способна причинять нам вред или приносить блого и творить различныя чудеса. Это было нечто иное, чем подлинное верование язычников, которое они имели о душах своих царей и героев, которым они поклонялись под именами Сатурна, Реи, Юпитера, Юноны, Марса, Венеры, Вакха, Цереры, Озириса, Изиды, Аполлона, Дианы и прочих богов своих. Из того, что боги эти были мужеского и женского пола, мужьями и женами, сыновьями и дочерьми, братьями и сестрами, - можно видеть, что они были ранее мужчинами и женщинами. Первый шаг к поклонению святым был сделан во время гонения Декия и второй во время гонения Диоклетиана; третий был обязан своим происхождением мерам Констанция и Юлиана Отступника. Когда Юлиан начал возстановлять поклонение языческим богам и осквернять могилы святых и мучеников, то Сирийские и Египетские христиане подняли великий шум по поводу чудес, творимых останками христианских святых и мучеников. Эти чудеса они противопоставили могуществу, приписываемому Юлианом и язычниками их идолам. Созомен и Руффин разсказывают, что когда Юлиан открыл языческие храмы и вопросил оракула Аполлона Дафнийского в предместьи Антиохии и богатыми жертвами умилостивлял его дать ответь, то оракул наконец сказал, что кости мученика Вавилы, похороненные в этом храме, мешают ему говорить.

174

 

 II

I

По этому ответу можно заключить, что какой-то христианин проник в это место, откуда жрецы говорили через трубу, и ответил за оракула. Еще ранее этого Иларий в книге, написанной против Констанция, делает следующее замечание относительно событий, имевших место на Востоке. «Бипе шаггугио рег8еЧиегИ8. Риш сгасиеиигаге ѵезгтае, Кего, Беси, Махитиапе, сИеетш. БиаЫиш епит рег ѵо8 ѵиситш. Запсгш иЬиЧие Ьеаиюгат таггугат 8апЧиИ8 ехсергаз езг, сиит ип ЬИ8 Баетопез ти&ѵиии, сиит ае§гигас1ипе8 сиереииипгаг, сиит тигасииогат орега сепшпгаг, еиеѵаги 8Ипе 1аЧиеи8 согрога, ег. сИИ8реп8И8 ресие гаетипИ8 ѵезг-ез пеи сЫиеге ип Иасиет, иги 8Ипе и§пиЬш 8ригига8 сопгигеге, 8Ипе ипИеггобаиИез ипсгетепго иисиеи».

«Ты преуспеешь без мученичества. Мы больше всего обязаны вашей, о Нерон, Декий, Максимиан, жестокости. Ибо блогодаря вам мы избежали диавола. Всюду, где пролита святая кровь блаженных мучеников, несмотря на неистовство демонов исцеляются болезни, видимо совершаются чудеса; тела поднимаются вверх без веревки, когда женщин подвешивают за ноги, одежды их не ниспадают на лицо; души горят без огня более сильным пламенем, чем огонь. Многие исповедывали веру без вызова со стороны судей».

Григорий Назианзин в первой проповеди своей против царствовавшого тогда императора Юлиана пишет так: «Маггигез поп ехгиишшги яииш ргаесиаги Ьопогез ег. Иезга сошгигага, а Чииш Баетопез ргореиишигаг еи тогЬи сшапгаг, Чиогат зшиг. аррагигиопез ег. ргаесиисгиопез; Чиогат ѵеи 8ок согрога исиет роззшиг. Чиос1 апитае запсгае, 8Иѵе ташш сопггес1;епгаг 8Иѵе опогепгаг; Чиогат ѵеи 8оке 8ап§иипИ8 ^ийае аихше ехи^ииса ра88ИопИ8 8И§па исиет роззшиг. Чиос1 согрога. Наес поп со1И8 8ес1 сопгеишш ег. а8РегагИ8».

175

 

 II

I

«Ты не устрашился мучеников, во славу которых установлены праздники и чествованы; которыми изгоняются демоны и исцеляются болезни; которые являются как духи и предсказывают будущее; коих даже одни тела имеют такую же силу, как и их святыя души, если к этим телам прикоснуться руками или воздать им поклонение. Даже одне капли их крови или малейшие знаки, оставшиеся от их страстей, обладают такой же силой, как и тела. Все это ты не чтишь, но презираешь и поносишь».

Все это вынудило язычников разрушить гробницу Иоанна Крестителя в Финикии и сжечь его кости; но несколько христиан замешались между язычниками, собрали, что можно было из останков Иоанна, и отослали их к Аѳанасию. Аѳанасий замуровал их в стену церкви, «провидя пророческим духом, как говорит Руффин, что они могут быть полезны будущим поколениям».

Сказания о таких чудесах, раз пущенныя в народ, с течением времени разростались, пока не сделались всеобщим достоянием. Златоуст87 во второй беседе о св. Вавиле, 20 лет спустя после того как замолк оракул Аполлона в Дафне, как это было описано выше (382 по P. X.), говорит о чудесах, совершаемых святыми и их останками: «ИМиИИа е§1: позгии hциш огЬиз sеn ге§ио, sеn gеп8, sеu игЬз, иЬи nоvаеи: iпогипаtа щигасииа hаеs поп (ИесаиИепШг, quае qиис1еп sи ги§теп1:а ишззаиИ: рrогзш ип tапtаm hоmипит аситиrагиопеm поu vепissепги> (т. е.: «На всем земном шаре нет ни одной страны, ни народа, ни города, где не совершались бы эти новыя и неожиданныя чудеса; и если бы они были вымыслом, то конечно не вызывали бы такого блогоговения со стороны людей»). И далее: «АЬшисИе огагиопи nо8гиае гисиеm иасишии:, quае quоtисЬпа а mагиу гиш

87 См. Нот. 47 ип s. Лиап.

176

 

 II

I

тигасииа есЬтгаг, та§па аГГагит аси ИИИа Ьотипшп пшШгасЬпе аГГИиепИ».

Т. е.: «Проповедь наша в избытке подтверждается ежедневными чудесами, совершаемыми мучениками в присутствии стекающогося к ним множества людей». В 66-й беседе, описывая, какия муки испытывают злые духи при приближении к костям мучеников и как изгоняются ими, он прибавляет: «ОЬ сат сашат пшШрИешигюие Ке§е8 реге§ге ргоГесги зшиг., ии Ьос зрегиасиио Гшепгаг. 5И Чиис1ет запЬгит таггугат г.етр1а Гигаги.иисиисио ѵеШфа ег. 8И§па ехЫЬепИ;, сишп питигат Баетопез г1а§гИ8 саесишигаг, Ьотипез^ие Иющиепгаг еи; ЬЬегапгаг. Ѵисие ^иае запсиюгат ѵкаГипс^оттѵизГиЬ.

Т. е.: «Ради этого многое множество царей отправляются в чужие края, чтобы видеть подобное зрелище, как в храмах святых мучеников появляется знамение будущого суда в то время, как демоны избиваются бичами, и люди в корчах освобождаются от них. Уразумей, какая сила есть у почивших блогодаря святой жизни».

Иероним в своей эпитафии над могилой святой Павлы также разсказывает о подобных явлениях: «Раииа ѵисиии; Затагиат: иЬи зиги зшиг. Еиизаиеиз ег. АЫиш ргорЬегле ег. ИоЬаппез ВаргМа».

Т. е.: «Павла посетила Самарию, где погребены пророки Елисей и Авдий и Иоанн Креститель; она трепетала там, будучи подавлена множеством чудес». Ибо она видела, как ревели демоны, подвергнутые разнообразным мукам, и выли пред гробницами святых, как люди, в образе волков, лаяли по собачьи, рыкали по львиному, шипели по змеиному, мычали по бычачьему, а иные вертели головой как колесом и затылком доставали за спиной землю, а одежды подвешанных за ноги женщин не падали им на лицо. Это было около 384 г.

177

 

 II

I

Златоуст же в своей проповеди о Египетских мучениках считает, как кажется, Египет первым наставником в этом. Он говорит: «ВеnесЬсшз Dеш quапсИо qиисИеm ех Аеgур1ю рrосиешиг. mаггуrеs ех АеgурЬ ИИИа сит сИеори§папtе ег. iпsапis8Ита ег. uпсие imра ога, шисие liпquае ЬЫрhеmае; ех Аеgурtо mаггуrеs hаbепшг; поп ип АеgурЬ tапгат пес ип гипигиmа ѵиcипаЧие rе§иопе, sеси uЫщиег.еггагит»•

«Блогословен Бог: и из Египта - мученики, из богоборного и безумнейшого Египта, откуда -безбожныя уста, откуда - богохульные языки, из Египта мученики, и не в Египте только, и не в ближайшей и соседней стране, но и повсюду в вселенной! Как при урожае земных произведений жители городов, видя, что плодородие превышает потребности обитателей, отсылают и в иностранные города, чтобы показать и собственное дружелюбие и вместе при избытке в этом легче приобрести себе от них то, в чем сами имеют нужду, — так поступили и Египтяне с подвижниками блогочестия. Видя, что у них, по блогодати Божией, великое изобилие, они не заключили в своем городе этого великого дара Божия, но распространили по всей земле свои благия сокровища, показывая свое братолюбие, прославляя общого всех Владыку, возвышая свой город пред всеми и представляя его метрополией всей вселенной... Подлинно, тела этих святых ограждают у нас город тверже всякой адамантовой и несокрушимой стены и подобно высоким скалам, расположенным со всех сторон, не только отражают нападения этих чувственных и видимых врогов, но и козни невидимых бесов, и все коварство диавола ниспровергают и разрушают... И не только против козней людей и против коварства бесов полезно нам это сокровище, но если бы прогневался на нас и общий наш Владыка за множество грехов, то, предложив в

178

 

 II

I

защиту себя эти тела, мы скоро можем преклонить Его на милость к городу!

Эта речь была сказана в Антиохии в то время, когда главным городом Востока была еще Александрия, т. е. до 381 г., когда столицею империи была сделана Византия. Чтобы разослать чудотворныя мощи своих святых по всему свету, Египтянам понадобилось несколько лет. Египет изобиловал останками святых и мучеников, так как там держали их набальзамированными даже в частных домах. Александрия же в этом отношении шла впереди всех остальных городов, разсылая эти останки повсюду, чтобы приобрести славу и показать, что она истинная столица мира. Антиохия, следуя примеру Египта, разослала мощи 40 мучеников; примеру же Египта и Сирии вскоре стал следовать и весь мир.

Мощи 40 мучеников Антиохийских были разосланы по церквам около 373 г.; об этом событии Аѳанасием, умершим в этом именно году, была сказана нарочитая речь. Эта речь до сих пор не напечатана, но Жерар Фосс видел ее в рукописи в библиотеке кардинала Аскания в Италии, как он разсказывает в своих коментариях на слово Ефрема Сирина о тех же 40 мучениках. Из нея видно, что александрийские монахи стали разсылать останки мучеников во все страны земли и тем приобрели своему народу славу и заставили признать его в этом отношении метрополией целого мира, как мы читаем это у Златоуста. - Отсюда следует заключить, что Александрия вступила на этот путь ранее, чем мощи 40 мучеников были разосланы из Антиохии, и что она первая подала в том пример прочим городам. Следовательно, этот обычай возник в Египте до смерти Аѳанасия. Он ведет свое начало с того времени, когда останки Иоанна Крестителя были

179

 

 II

I

принесены в Египет и заключены в стену церкви, «чтобы могли оказать пользу будущим поколениям». В царствование Юлиана Отступника этому обычаю были поставлены некоторыя ограничения, а после Юлиана он из Египта распространился по всей империи, при чем Александрия, распространившая этоть новый вид блогочестия, по словам Златоуста, стала метрополией целого света, Антиохия же и другие города вскоре последовали примеру Александрии.

Главными распространителями подобных верований были монахи с Антонием во главе. Аѳанасий сообщает, что Антоний перед своей смертью обратился к ученикам, окружавшим его, с следующими словами: «Заботьтесь, сказал он, прежде всего о том, чтобы прилежать Христу, а затем Святым, чтобы после вашей смерти они встретили вас в вечной скинии, как близких друзей. Думайте об этом исходе, усвойте его себе, и если вы сколько нибудь чтите меня, вспоминайте обо мне, как об отце». Такия слова, сказанныя Антонием при смерти (356 г.), не могли не воспламенить монашество к почитанию святых, так как это оказывалось прямою дорогою в вечную скинию после смерти. Отсюда происходила шумная молва относительно чудес, творимых мощами святых во времена Констанция; отсюда возник обычай разсылания чудотворных останков по всем церквам империи. Отсюда же произошло, что Аѳанасий в царствование Юлиана, в 362 г., по пророческому вдохновению, как говорит Руффин, сокрыл от язычников кости Иоанна Крестителя не в землю, где оне были бы преданы забвению, а в стену храма в присутствии свидетелей, чтобы кости эти «могли стать полезными для будущих поколений». Отсюда же произошли и молитвы, обращаемыя к святым, о том или другом чуде, о помощи и о заступничестве перед Богом. Аѳанасий с

180

 

 II

I

самой юности своей смотрел на умерших святых и мучеников, как на посредников в наших молитвах. В письме своем к Марцеллину, написанном в царствование Константина Великого, он говорит, что слова псалмов и песнопений не следует переставлять или изменять, но надлежит читать и петь без изменения так, как они были написаны, «чтобы святые, составившия их, узнав в них свои собственныя слова, стали бы молиться вместе с нами, или, вернее, чтобы Святой Дух, говоривший устами святых, узнавая слова, которыми Он вдохновил их, присоединился к заступническим молитвам святых, помогая нам».

Так как в Египте монахов было болыпе, чем во всякой другой стране, то поклонение святым началось там раныпе и развилось быстрее. Палладий, ходивший в Египет в 388 г. и посетивший монастыри и гробницы Аполлония и прочих Ѳиваидских мучеников, претерпевших гонение при Максимине, разсказывает о них: «Ииз отпииз Сhгиsйапi fесеrшиг, аеdеm uпаш, иЬи nипс muкае vиrшиеs реrаgunшг. Тапtа аutеm гиии ѵиги grагиа, uг. dе iиз, quае еsset рrесаиш stагит ехаudигегдиг, cит sис hопоrапtе sегѵаглге• Quеm еtиаm поs ип mаrtугио рrесаги ѵисиитш, eит iиз quи eит ирsо гиегшиг. mаrгугио аЯесй; еt Dеит аdоrап^ез, еогат соrроrа sаlи1;аѵитш»• «Всем им христиане построили общее обиталище, в котором теперь пребывает великая блогодать. И такова милость Божия к этому мужу (Аполлонию), что о чем бы кто ни молился, его молитва бывала услышана, так как это был великий заступник. Мы видели гробницу его рядом с тем, кто был предан мукам вместе с ним, и, восхвалив Бога, мы поклонились их мощам»...

Эвнаний - язычник, однако достоверный свидетель событий того времени, разсказывая, как солдаты передали Египетские храмы в руки монахов —

181

 

 II

I

это было в 389 г. - безбожно издевается над мучениками, будто они заняли место прежних богов Египта: «Ши ирsи, miиигез, Моnасhоs СапоЬи quоЧие соииосагшиг, uг. рго Ш§ qии апито сепшпшг, sегѵоs еt quис1еm Даgигио<ю8 сииѵпш hопогиЬш реrсоlеrепг., hотипшп шспгиЬш аси сuишт сеrеmопiазсше оЫиgагИ8. Ии паишше сопсиига ег. sаиига согат сарitа, quи оЬ sсеlегат mииltгааипет а ишИисиЬш ех^геmо jшиисио fиегапг. аЯесги, рго DИѴИ8 озИшисиаbаиИ:; iиз gеnuа зиbmигиеbапИ;, еоs ип сиеогат пumегат rесерtаbапt., аси иИИогат sерulсhrа рииѵеrе 80гс1иЬшЧие сошригсаtи• Магиуrеs ^ur vосаЬипШr ег. mипи^ги qиис1еm ег.; lеgаtи агЬиг.гиЧие рrесит арuси Dеоs; сит гиегипг. sегѵиlиа iпгисиа ег. Иа§гИ8 реssИтИs зиbасtа, Чиае сисагиисеs sсеlегаm ас пеЧиигиае vезгigiа согрогиЬш сиrсшшегшиг. еиштосии tаmеп Dcш fети гичиш»• Он говорит: Солдаты поместили монахов в киновии, а те вместо богов, созерцаемых лишь в духе, воздавали божеское поклонение рабам и даже преступникам, наказанным бичом — так склонен человеческий ум к внешнимь обрядам и церемониям. При помощи соли они сохраняют головы подвергнутых судом смертной казни и выдают их за божества; склоняются перед ними на колена, причисляют их к сонму богов и перед гробницами их ползают в прахе и грязи. И так, они называют их мучениками, священниками, посланниками и посредниками в молитвах, возносимых к Небу. Они были подвергнуты постыдному рабству и позорному бичеванию, они носят на теле рубцы за свои преступления и следы своего распутства, — и таких-то Богов порождает нам земля». Из этих слов мы можем заключить, что почитание святых уже укрепилось в Египте и было вообще принято и усвоено простым народом. Василий, монах, ставший в 369 г. епископом Кесарии и умерший в 378 г., в слове о мученике Маманте говорит (Из слова Василия

182

 

 II

I

Великого на день памяти мученика Маманта): «Пусть вспомнят мученика все те, которые насладились им в сновидениях; которые, приходя на сие место, имели его содейственником в молитве; которым, будучи назван по имени, предстал он самым делом; которых привел в домы из путешествия; которых возставил от болезни; которым возвратил детей уже умерших; которым продлил срок жизни». Несколько далее из слов его видно, как широко были распространены такия верования в Каппадокии и Вавилонии. «В день памяти мученика, говорит он, вся страна пришла в движение; весь город принимал участие в празднике; не родственники стекаются на гробы отцов, но все притекают на место блогочестия». В конце своей беседы он молится, чтобы «Бог сохранил Церковь, ограждаемую великою крепостью мучеников». В слове о сорока мучениках он говорит: «Вот, они, заняв нашу страну, подобно какому-то непрерывному ряду столбов, доставляют безопасность от противников, и они не стеснены каким-либо одним местом, но сила их осеняет целыя области, и они украшают собою многия страны. — Вы часто искали с тревогой, кто бы молился за вас: вот сорок возносят молитву ясным голосом. — Тот, кто в горе, прибегает к ним; тот, кто в радости, тоже стремится к ним: первый, чтобы освободиться от зла, последний - чтобы его счастие продолжилось. Здесь встретите блогочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему здравия. - О вы, хранители человеческого рода, лучшие помощники наши в скорбях, споспешники в молитве, могучие ходатаи наши перед Господом» и т. д.

Из всего этого явствует, что уже до 378 г. в проповедях и словах обращение к святым далеко выходило из границ чисто-ораторских приемов и

183

 

 II

I

что масса христианского населения на Востоке была поставлена на этот путь монахами.

Григорий Назианзин, монах, в речи, написанный в 373 г., вскоре после назначения его епископом Сасима, говорит: «Очистимся перед мучениками, или лучше перед Богом мучеников», несколько далее он называет мучеников «посредниками в приобретении небесной жизни или божественности». В том же году в слове о только что умершем Аѳанасии, он так взывает к нему: «Взгляни милостиво на нас и управляй народом, право верующим в присносущную Троицу, споклоняемую и славимую в Отце, Сыне и Св. Духе. Охрани меня и питай со мною паству мою во время мира; в войне защити меня и помоги возвратиться домой; по неотступной молитве моей уготовь мне место подле себя и подле тех, кто подобен тебе». В конце слова на погребение Василия (378 г.) он так обращается к нему: «О божественная и священная глава, призри на нас с неба, удали молитвами своими тернии плоти, посланныя нам Богом для испытания, или дай нам нести их с мужеством и направь нашу жизнь к тому, что больше всего нам на потребу. Когда же мы покинем эту жизнь, прими нас в вечныя обители, дабы пребыть нам там вместе со святыми и более чисто и совершенно созерцая пресвятую Троицу, которую мы ныне разумеем лишь прикровенно, — и таким образом получить награду за брани, в которых мы то одолевали, то бывали поражены». В слове о Киприане (греке, а не епископе Карѳагенском) он взывает к нему таким же образом и разсказывает, как некая блогочестивая дева, по имени Юстина, получила покровительство, молясь Деве Марии, и какия чудеса были совершены останками Киприана.

184

 

 II

I

Григорий Нисский, другой знаменитый монах и епископ, в книге о «Жизни Ефрема Сирина» разсказывает, как некто, возвращаясь из далеких краев домой, оказался в великой опасности, так как все пути были преграждены толпами варваров. Тогда он обратился с молитвой к Ефрему говоря: «Святый Ефрем, помоги мне». И он избег опасности, страх смерти покинул его и он сверх всякой надежды вернулся домой невредимым. В заключение своего слова Григорий призывает Ефрема таким образом: «Ты же, о Ефреме, предстоя пред божественным жертвенником и вместе с ангелами служа живоначальной и пресвятой Троице, помяни всех нас, прося об отпущении наших грехов и о получении вечного царства, во Христе Иисусе, Господе Нашем».

Тот же самый Григорий в проповеди о мученике Ѳеодоре, написанной в 381 г., так описывает могущество мученика и блогоговение к нему народа: «Этот мученик, говорит он, усмирил бурю варварского нашествия и положил конец страшной войне с кровожадными и жестокими скиѳами.

Если кому позволено бывает взять земли, лежащей на поверхности места его упокоения, тот прах приемлет как дар и землю собирает как сокровище. Если кому счастие доставит возможность прикоснуться к самым останкам, то, как это вожделенно и какой возвышенной молитвы почитается даром, знают те, кои испытали это и которые сами одушевляемы были этим желанием. Взирающие на них лобызают оныя, как самое живое и цветущее жизнию тело, приближая их к глазам, устам, ушам, ко всем чувттвам; затем проливая слезы блогоговения и сердечного умиления, приносят молитву о ходатайстве, как бы самому в целости видимому

185

 

 II

I

мученику, умоляя его, как оруженосца Божия, взывая к Нему, как приемлющему дары (молитвы), когда ему угодно.

Ибо отечество мученика — страна, где он пострадал, а сограждане и сродники — те, кои его погребли, у которых его тело, кои чтут его. Предусматривает скорби; ожидает опасностей; не далеко ужасные скиѳы, замышляющие войну против нас; как воин, поборай по нас, как мученик, яви (молитвенное) дерзновение (к Богу) за служащих Ему вместе с тобою. Хотя ты и перешел от сей жизни, но знаешь страдания и нужды человечества; испроси нам мир, чтобы не прекратились празднества, чтобы не стал над храмами и жертвенниками неистовый и необузданный варвар, чтобы не попрал святая сквернитель. Ибо и то, что до сих пор мы сохранились невредимы, — твоим считаем блогодеянием; просим у тебя и на будущее время А если бы оказалась нужда в болыпем молитвенном предстательстве, собери мне своих братьев мучеников и молись со всеми ими; молитвы многих праведников да разрешат грехи народов и племен. Напомни о нас Петру, возбуди Павла, равно как и Иоанна Богослова и возлюбленного ученика, да позаботится о церквах, которыя они устроили, за которыя носили узы, за которыя подверглись опасностям и смерти, чтобы идолослужение опять не подняло главы над нами, чтобы ереси как терния не произрасли в винограднике, чтобы вновь ожившия плевелы не заглушили пшеницы, чтобы не было среди нас каменистой почвы, лишенной тука, истинной росы и препятствующей укорениться силе слова для принесения благих плодов; но силою твоей и сущих с тобою молитвы, о дивный и пресветлый среди мучеников, да соделается гражданство христианское до

186

 

 II

I

конца времен местом жатвы на тучной и плодоносной пажити веры во Христа».

Григорий заключает эту проповедь такими словами: «О Ѳеодор, мы молим тебя о милости, защити нас и молись за твою родину перед Владыкою всех и Господом».

Тот же Григорий Нисский в слове на смерть

Мелетия, епископа Антиохийского, произнесенном в

Константинополе в том же 381 году перед

епископами Востока, собравшимися на второй

вселенский собор, говорит о Мелетии так: «Жених

не взят от нас; он стоит посреди нас, хотя мы его

и не видим; священник во святилище... он

самолично ходатайствует пред Богом,

ходатайствует же за нас и за грех неведения народа». Это не было простыми цветами красноречия, но действительным убеждением Григория, как это можно заключить по приведенным выше выдержкам из проповедей о Ефреме и Ѳеодоре. Григорий сказал это слово пред Константинопольским собором, и из этого следует заключить, говорит Бароний88, что он выражал исповедание всего собора, и, следовательно, -вся восточная Церковь верила, что святые на небе возносят за нас перед Богом молитвы.

Другой знаменитый монах, Ефрем Сирин, бывший современником Василия и умерший с ним в одном году, в своей энколии или речи на смерть Василия, обращается к нему со следующими словами: «Помолись о мне крайне жалком, и оживи своими молитвами, отче, ты мужественный — меня разслабленного, ты ревностный - меня ленивого, ты усердный - меня безпечного, ты мудрый - меня неразумного, ты собравший себе сокровища добродетелей - меня не имущого ни одной заслуги». В начале своего слова о сорока мучениках, он так

Ааап. 3818ес1;.41.

187

 

 II

I

взывает к ним: «Помогите мне, вы, святые, вашим предстательством, а вы, возлюбленные, преподобными вашими молитвами, чтобы Христос блогодатию Своею подвиг язык мой к провещанию...» и т. д. Затем, вспоминая о матери одного из этих мучеников, он заключает свою проповедь такою молитвой: «Молю тебя, о святая, верная и блогословенная жена, ходатайствуй за меня перед святыми, говоря: «Помолитесь, победоносные Христовы мученики, о ничтожном и бедном Ефреме, чтобы обрести мне милость у Христа и спастись по блогодати Его». Равным образом в проповеди о почитании святых мучеников Христовых он обращается к ним с такими словами: «Молим вас, пречестные мученики, предстательствуйте пред Господом за нас, несчастных грешников, одолеваемых мерзостным нерадением, чтобы Он излил на нас Свою божественную блогодать». Затем, в конце слова, он продолжает: «Ныне, пресвятые мужи и славные свидетели Божии, помогите мне, великому грешнику, вашими молитвами, чтобы я обрел прощение в тот страшный час, когда тайное всех сердец станет явным. Ныне я предстою пред вами, пресвятые мученики Христовы, как неискусный и безполезный чашеносец: ибо я подаю присным вам по вере чашу превосходного вина браней ваших к трапезе устроенной во имя ваше, украшенной всякими яствами и питиями. Я старался, со всем усердием и рвением ума моего, напитать ваших отцов и братий, и все родство и племя ваше, каждодневно посещающих трапезу сию. Вот они поют, с восторгом и радостью славят Бога, который увенчал ваши добродетели, возложив на пресвятыя главы ваши нетленные венцы; вот стоят они с безмерною радостью вокруг священных останков вашего мученичества, моля вас о блогословении, и желая унести с собою святое

188

 

 II

I

врачество для тела и духа. Как добрые ученики и верные священники милосердного Господа и Спасителя, ниспошлите блогословение на всех их, а также и на меня, слабого и жалкого, получившого лишь ради ваших заслуг силу воспеть гимн пред вашими святыми мощами и прославить вас. Умоляю вас, станьте пред престолом Всевышняго за меня, немощного и грешного Ефрема, чтобы ради молитв ваших я удостоен был спасения и с вами вечно радовался о милосердии Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, коему вместе с Отцом и Духом Святым честь, слава и поклонение ныне, присно и во веки. Аминь».

Из приведенных месть, заимствованных у Василия, обоих Григориев и Ефрема, видно, что почитание Святых было введено монахами в Египте, Финикии, Сирии и Каппадокии ранее 378 г., так как в этом именно году умерли Василий и Ефрем. Златоуст жил несколько позже. Он проповедывал в Антиохии в течение почти всего царствования Ѳеодосия Великого и в проповедях своих побуждает свою паству к такому же поклонению святым, как это видно в конце слов его о св. Юлии, св. Пелагии, о мученике Игнатии, о египетских мучениках, о судьбе и Провидении, о мучениках вообще, о св. Веронике и св. Просдоке, о Иувентине и Максимине, о кладбищах и др.

Так в слове о св. Веронике он говорит: «Может быть велика стала у вас любовь к этим святым: будем же с пламенеть и мольбами припадать к их останкам; будем обнимать их гробницы, потому что и гробницы мучеников могут иметь великую силу, равно как и кости мучеников имеют великую силу. И не только в день этого праздника, но и в иные дни будем постоянно, при них, будем призывать их и умолять, чтобы оне были нашими

189

 

 II

I

предстательницами; оне имеют великое дерзновение не только при жизни, но и гораздо более после смерти; потому что ныне оне носят на себе язвы Христовы; а, показывая эти язвы, оне могут о всем умолить Царя Небесного. И так, если у них такова сила и близость к Богу, то мы, поставив себя в близость к ним непрестанным посещением их и постоянным пребыванием с ними, будем снискивать себе чрез них человеколюбие Божие».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.111 с.)