Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, голованова «литературное чтение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, голованова «литературное чтение»



Сравнительный анализ современных учебников по литературному чтению

О.В.Кубасова «Литературное чтение»

(комплект «Гармония»)

Концептуальными положениями курса являются:

1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения младших школьников. Этому способствуют не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).

3. Обогащение умственного потенциала младших школьников путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмысления читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.

4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.).

5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует активизация методическими средства мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его «присутствию» в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих учащемуся способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.

Развивающие системы обучения (анализ программ и учебников по чтению

Сравнительный анализ современных учебников по литературному чтению

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Голованова «Литературное чтение»

(комплект «Школа России»)

Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.

Литературоведческий принцип в преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к набору эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка, должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Программа четко ориентирована на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет проводится целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире.

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Преимущества (+):

1) тематический принцип построения учебного материала;

2) основную часть произведений составляет золотой фонд детской литературы, значительное место занимают произведения современных писателей;

3) вопросы и задания к текстам представлены как после изучения произведения, так и после изучения раздела и направлены на выработку у учащихся своей точки зрения;

4) наличие творческих заданий, упражнений на развитие речи;

5) достаточно внимания уделено словарной работе, наличие толкового словаря;

6) книги для чтения предусмотрены, начиная с 1-го класса;

7) принцип построения материала - спиралевидный;

8) доступен всем учащимся, красочен.

Недостатки (-):

1) тематика произведений не соответствует временам года;

2) недостаточно произведений патриотической тематики;

3) недостаточно биографических сведений об авторах;

4) малый объем материала.

- в новом издании (Л.Ф. Климанова на первом месте):

1) рамки на страницах учебника влияют на психику ребенка;

2) неоправданно из содержания учебников исключены ряд текстов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 2572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.006 с.)