Из воспоминаний сотрудников детского дома 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из воспоминаний сотрудников детского дома



Я обратилась к пожилым жителям поселка, которые могли что-то знать об эвакуированных детях. Из бесед с местными жителями сложилась общая картина жизни детского дома.

Вот что вспоминает Жанна Григорьевна Бакланова: «Помню, как летом 1942 года в поселок привезли эвакуированных детей из Ленинграда. Они были разного возраста, в основном, школьники, все сильно истощены. Поселили их в школе, разместили в классах одного крыла, там ранее был госпиталь. Детей было очень много, 200 или 300 человек. Некоторых переводили в другие детские дома, в Гусь-Хрустальный, в Иваново. Кормили детей в заводской столовой, водили в баню»[34].

Местные жители, узнав об эвакуированных детях, приносили для них одежду, продукты.

В детском доме работали воспитателями Хмелева Клавдия Андреевна, Шишкова Мария Федоровна, Сафонова Елизавета Николаевна, Мельникова Александра Гавриловна, Арбузова Елена Степановна, Горячева Клавдия Ивановна. Директором был Волков Николай Александрович.

Учителя выполняли не только свои непосредственные обязанности, но и дрова для детского дома на санках возили, и убирали комнаты. Так Хмелева Клавдия Андреевна совмещала работу секретаря и воспитателя.

Сотрудники детского дома собрали и перечислили более 10 тысяч рублей на строительство самолетов. На адрес детского дома была выслана телеграмма Верховного Главнокомандующего. В ней говорилось: «Уршель, Гусь-Хрустального района, Ивановской области. Директору Уршельского детского дома Волкову Николаю Александровичу. Прошу передать работникам Уршельского детского дома, собравшим средства на строительство авиаэскадрильи «Советский воспитатель», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин»[35].

Воспитанники детского дома наряду с другими подростками помогали взрослым приблизить победу. Жительница поселка Задоркина М.Ю. вспоминает двух ленинградских девочек, работавших на стекольном заводе.[36]

Уршельские ребята дружили и учились вместе с эвакуированными сверстниками, играли вместе на большом школьном дворе.

 В поселке помнят Галю Большую и Галю Маленькую. Галя Большая (Бабушкина Галина Владимировна, жительница поселка) подружилась с Галей Маленькой (Панфиловой Галиной Петровной, ленинградской девочкой), привела ее в свою семью. Так и осталась Галя Маленькая в приемной семье до окончания войны, пока не приехали за ней родные. Но связь поддерживали всю жизнь: переписывались и встречались[37].

В 1944-46 гг. за детьми стали приезжать родственники и забирали их. Оставшихся ребят расформировали в детские дома Ленинграда, Гусь-Хрустального.

Заключение

В Интернете существует форум «Поиск своих»[38], где родственники ищут своих родных, пропавших, в том числе, и во время Великой Отечественной войны. На сайте нашлась информация об Авдеевой Лидии Николаевне. Я разместила на сайте объявление о поиске – вдруг кто-нибудь откликнется. Ведь это очень важно – искать своих. Судьба связала маленьких ленинградцев с поселком Уршельским. Дети войны, которые на время страшной блокады Ленинграда стали нашими, уже не перестанут быть нашими никогда.

Таким образом, изучив архивные документы, воспоминания жителей поселка, литературу, посвященную истории нашего края, я выяснила следующее:

1. Детский дом эвакуированных из Ленинграда детей находился в здании школы, где до этого был госпиталь, по адресу ул. Веселкина 36.

2.Образован он был в 1942 году для детей, эвакуированных из Ленинграда. Директором детского дома был Волков Николай Александрович.

3. Из предполагаемых 588 детей, направленных в поселок Уршель, установлены ФИО и личные данные 133 детей.

4. В 1944-46 годах эвакуированных детей забирали родители в г. Ленинград. Оставшихся ребят расформировали в другие детские дома.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования пополнили Книгу Памяти уршельцев «Навеки в памяти народной», стали доступными материалами школьного музея. На основе исследования были сделаны сообщения на классных часах, посвященных ВОВ, выпущены информационные буклеты. В администрацию поселка Уршельский направлено ходатайство об установке памятной доски на здание МБОУ «Уршельская СОШ».

Библиография

Неопубликованные источники:

1. Архивная справка Объединенного архива Комитета по образованию от 24.11.2017 г. (Архив школьного музея)

2. Воспоминания А.М. Быстровой (1912 г.р.) от 4 мая 1973 г. (Архив школьного музея)

3. Интервью учащейся 10 кл. МБОУ «Уршельская СОШ» Е.К.Панкратовой с Ж.Г. Баклановой (1926 г.р.) от 05.10 2017г. (Архив школьного музея)

4. Интервью учащейся 10 кл. МБОУ «Уршельская СОШ» Е.К. Панкратовой с М.Ю. Задоркиной от 08.05. 2017г (Архив школьного музея)

5. Интервью учащейся 9 кл. МБОУ «Уршельская СОШ» Е.К.Панкратовой с Л.И.Когтевой (1928г.р.) от 28.11 2016г. (Архив школьного музея).

6. Интервью учащейся 10 кл. МБОУ «Уршельская СОШ» Е.К. Панкратовой с С.Ф. Мягковым от 22.09. 2017г (Архив школьного музея)

7. Интервью учителя МБОУ «Уршельская СОШ» И.В.Седовой с К.А.Хмелевой (1921 г.р.) от 12.04.2005г. (Архив школьного музея).

8. Ответ на запрос Государственного архива Владимирской области от 22.12.2015г. (Архив школьного музея)

9. Ответ на запрос Государственного архива Ивановской области от 18.01.2016 г. (Архив школьного музея)

10. Приказ №104 от 20.07.1942 Лергороно (Санкт-Петербургское казенное учреждение «Объединенный архив Комитета по образованию» ф.1, оп. 2, д.506, лл. 3, 10)

11. Список воспитанников детского дома №10 Куйбышевского района, эвакуированных 23.07.1942 (Санкт-Петербургское казенное учреждение «Объединенный архив Комитета по образованию» ф. 1, оп. 7, д. 221)

12. Список воспитанников детского дома №18 Октябрьского района, выбывших из детского дома 23.07.1942 в связи с эвакуацией. (Выписка из Книги учета воспитанников, выбывших в 1942 году из детского дома № 18 Октябрьского района) (Санкт-Петербургское казенное учреждение «Объединенный архив Комитета по образованию» ф. 1, оп. 7, д. 197)

13. Список №1 воспитанников детского дома № 31 Куйбышевского района, эвакуированных 23.07.1942 (Санкт-Петербургское казенное учреждение «Объединенный архив Комитета по образованию» ф. 1, оп. 7, д. 221)

14. Список воспитанников детского дома № 71 Куйбышевского района, назначенных на эвакуацию с директором Якубовской 21.07.1942 (Санкт-Петербургское казенное учреждение «Объединенный архив Комитета по образованию» ф. 1, оп. 7, д. 19)

Опубликованные источники:

1. Никонов В.М.Уршельский стекольный завод (К 125-летию Уршельского стекольного завода им. Х годовщины Октября)» /В.М. Никонов - Гусь-Хрустальный, 1983 год.- 48с.

2. Блокада. 1941 - 1944. Ленинград. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://visz.nlr.ru/pages/blokada-kniga-pamyati

3. Блокада Ленинграда. Эвакуация. Архивы Санкт-Петербурга. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://evacuation.spbarchives.ru/

4. Поиск своих. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://poisksvoih.ru/viewtopic.php?f=193&t=5639


Крайнова Анна,

обучающаяся 10-а класса МАОУ «Гимназия №3» г. Владимира

Руководитель: Бузыкова Вера Сергеевна,

руководитель школьного музея МАОУ «Гимназия № 3» г. Владимира

Номинация: «Земляки»

Тема работы:

«НА РАЗНЫХ ПОЛЮСАХ БЫТИЯ»

Оглавление

1 Введение
2 Жизнь и политическая карьера Николая Павловича Миславского в период 1913-1940 годов ХХ века
3 Семья и учёба в гимназии
4 Политическая карьера и судьба Николая  Миславского в период 20-40-х годов ХХ века
5 Жизненный путь Константина Всеволодовича Беллюстина в период 1913-1930-го годов ХХ века
6 Семья и учёба во Владимире и Нижнем Новгороде
7 Жизнь Константина Беллюстина в период 1921-1930 годов.
8 Формирование личной позиции к новому строю
9 Заключение
10 Библиография

Введение

2017 год является знаменательным в истории России. В этом году исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, которая произвела огромные перемены не только внутри страны, но и оказала колоссальное влияние на мировую политику и историю. На долгие годы события революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны поделили участников этих событий на «красных» и «белых». «Красная» армия победила не только «белую» армию, она утвердила новую коммунистическую идеологию. Эта идеология была объявлена как истинно верная. Однако уникальные документы семейных и государственных архивов, которые сегодня стали доступными для нас, позволяют увидеть то внутреннее разделение общества, которое не бросалось в глаза, но которое не исчезло, а продолжало существовать. Великая Октябрьская социалистическая Революция 1917 года так и не смогла до конца изменить мировоззрение многих людей бывшей Российской империи. Они продолжали жить бок о бок с теми, кто принял новую идеологию, не пытаясь противостоять им, но оставались на своих духовно-нравственных позициях.

Несколько лет назад в наш музей поступили уникальные документы из семейных архивов двух бывших учащихся владимирской губернской мужской гимназии Николая Павловича Миславского (1903-1974) и Константина Всеволодовича Беллюстина (1904-1931). Будучи ровесниками, из одного социального сословия, поступившие в одну и ту же гимназию, имевшие общих учителей, Николай Миславский и Константин Беллюстин после октябрьской революции 1917 года оказались на разных полюсах бытия.

Цель данного исследования: восстановить страницы жизни двух бывших учеников Владимирской губернской мужской гимназии Николая Павловича Миславского и Николая Всеволодовича Беллюстина, отражающие социально-политический раскол в обществе страны, вызванный революционными событиями 1917 года.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Проанализировать документы семейного архива Миславских, значительная часть которых поступила в ходе работы потомков Николая Миславского в государственных архивах Москвы;

2. Проанализировать письма Константина Беллюстина 1918-1930 годов, поступившие в школьный музей от племянника К.В.Беллюстина Николая Сергеевича Беллюстина.

3. Изучить и систематизировать документы государственного архива Владимирской области, относящиеся к работе Владимирской губернской мужской гимназии и 3-й школы 2 ступени периода 1913-1920 годов.

Личные документы Николая Миславского, сохранённые его сыном О.Н.Миславским, а также обнаруженные им в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР СССР), представляют сегодня бесценный материал о судьбе нашего земляка, жившего в тот сложный исторический период и оказавшегося в центре революционных преобразований.

Документы семейного архива Беллюстиных являются источником уникальной информации о жизни конкретной семьи в сложнейших условиях политического противостояния 20-х годов прошлого столетия. Письма Константина Беллюстина восполняют те пробелы отечественной истории, которые в СССР по идеологическим соображениям искажались или не освещались совсем. В школьный музей полный комплект этих писем поступил как в оцифрованном виде, так в распечатанном на принтере, переплетённом в виде книги (нигде не опубликованы). Это был дар Николая Сергеевича Беллюстина за работу нашего школьного музея по сохранению памяти о его деде Всеволоде Константиновиче Беллюстине, работавшем директором народных училищ Владимирской губернии в 1912-1916 годах. (Письма Константина Беллюстина.Архив Н.С.Беллюстина).

События революции 1917 года и последовавшие после неё перемены в жизни многомиллионного народа продолжают оставаться актуальными и сегодня. Эти перемены отразились в судьбах героев данного исследования настолько ярко и глубоко, что позволяют как на машине времени погрузиться в мир столетней давности и увидеть две разных линии жизни молодых людей в общих социально-политических условиях.

Согласно избранной теме определяется объект данного исследования. Им является процесс социально-политического раскола в советском обществе в период 1917-1940-х годов. В качестве предмета выступают судьбы двух бывших учеников Владимирской губернской мужской гимназии Николая Миславского и Константина Беллюстина, как отражение социально-политического раскола в обществе, вызванного революционными событиями 1917 года.

В процессе исследовательской работы возникла гипотеза: всегда ли полярность политических мировоззрений людей в обществе рождает в них неистребимую ненависть к людям других взглядов, действительно делая их врагами народа и государства, в котором они живут. В ходе работы была применена совокупность методов: сравнительно-исторический, поисковый, системный, метод анализа, описания.

Сегодня, когда неоднозначная оценка революционных событий 20-х годов прошлого века, получает всё большее освещение, эта работа может представлять определенный интерес для дальнейших научных исследований в данном направлении. В этом её актуальность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.013 с.)