Паспорт ПРОГРАММЫ курса индивидуально- групповой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паспорт ПРОГРАММЫ курса индивидуально- групповой работы



ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

 

Разработала социальный педагог

МАОУ «Гимназия № 5» г. Краснокамска

Лекомцева Валентина Николаевна

 

                                                   

 

 

Краснокамск, 2019 г.

 

 

Программа курса для индивидуально-групповой работы «Психология отношений» разработана на основании авторских программ по психологии Гришаевой Р.П. и программ дополнительного образования Ласкина И.А. Программа рассчитана на учащихся среднего звена (5-11 класс) общеобразовательной школы. Срок реализации программы:

1 год.

 

Организация-разработчик: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Краснокамска Пермского края

 

Разработчик: социальный педагог Лекомцева Валентина Николаевна

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ   3
2. Пояснительная записка   4
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание программы 6
4. условия реализации программы 15
5. Контроль и оценка результатов Освоения программы 16

 


Паспорт ПРОГРАММЫ курса индивидуально- групповой работы

«ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ»

1.1. Область применения примерной программы: формирование основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов.

Программа курса может быть использованаклассными руководителями и воспитателями как серия тематических классных часов не только в техникуме, но и в других средних и специальных учебных заведениях и не только для учащихся «группы риска»

1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная задача программы групповой работы – формирование социальной компетентности

В результате освоения программы обучающийся должен уметь:

  • конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
  • анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
  • понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;
  • уметь быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· понятие конфликта, инцидента, противоречия, столкновения, стычки, противоборства

· пути выхода из конфликтной ситуации

· причины и пути выхода из стресса

Рекомендуемое количество часов на освоение программы курса «Психология конфликта»

максимальной учебной нагрузки обучающегося 10 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей.

 Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в семье.

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска».

Учащихся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относят к группе риска.

Традиционно к группе риска относят:

· детей из неблагополучных семей;

· детей с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенных;

· учащихся с проблемами в обучении и развитии;

· детей с хроническими заболеваниями, инвалидов.

· Некоторые исследователи (С.В.Титова, Т. М. Гармс, Н.М.Василенко, Е.Ю. Фисенко и др.) к группе риска относят также одаренных детей.

    Именно такие дети чаще всего вступают в конфликты. Необходимость разрешения, предупреждения конфликтно-стрессовых ситуаций в сегодняшних условиях, пестрящих различными видами социальных и других противоречий, неизмеримо возросла. Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ»

2.1. Объем и виды учебной работы


Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 10
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 10
в том числе:  
практические занятия 1

 

Содержание курса

Тема Содержание
1 Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
2 Уровень конфликтности личности. Закрепление понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умений самоанализа и самооценки на примере результатов самотестирования. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”
3 Учимся разрешать конфликты. Усвоение правил разрешения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
4 Стили разрешения конфликтов. Продолжение знакомства с различными стилями разрешения конфликтов; углубления самопонимания путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.
5 Самоконтроль в общении. Практическое занятие. Участники группы выполняют тесты: “Оценка самоконтроля в общении”, “Оценка коммуникативных умений” (в 2 вариантах) с целью более глубокого самопознания и самоопределения в различных ситуациях общения.
6 Управление конфликтом. Рассмотрение способов конструктивного поведения в конфликте, методов управления конфликтом, роли эмоций в динамике конфликта; развитие навыков творческого разрешения конфликтных ситуаций.
7 Самооценка и внутриличностный конфликт. Знакомство с понятиями “самооценка адекватная”, “неадекватная”. Связь самооценки с возникновением конфликтов внешних и внутренних. Тест “Методика полярных профилей”.
8 Система психологической защиты. Характеристика основных форм психологической защиты: замещение, регрессия, вытеснение, отрицание, проекция, компенсация, рационализация. Тест-опросник Плутчика – Келлермана – Конте.
9 Ролевые и внутриличностные конфликты. Влияние “роли” (Родитель – Взрослый – Дитя) на формирование и развитие личности, на взаимодействие с другими людьми; возникновение внешних и внутренних конфликтов в связи с преобладающим типом реагирования. Знакомство с техникой амортизации (“психологическое айкидо”). Тест “ТРИ “Я”” (определение преобладающего типа реагирования).
10 Деловая игра “Умеем ли мы общаться”. Заключительное занятие, где участники курса могут применить все свои знания по теории и практике разрешения конфликтов. Проводится анкета “Конфликтная ли вы личность?”, конкурсные состязания в микрогруппах “Культурная беседа”, “Речевой этикет”; работа по созданию коллективного портрета “Приятного собеседника (партнера)”; выработка “Правил общения и поведения при разрешении конфликтов”.

Занятие 1. “Конфликты в нашей жизни”

1. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

2. Введение теоретических понятий: СПОР, ПРОТИВОРЕЧИЯ, КОНФЛИКТ, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ, ИНЦИДЕНТ.

3. Самостоятельный анализ тестирования.

4. Коллективный анализ результатов.

5. Рефлексивная деятельность.

Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

Занятие 2. Уровень конфликтности личности

1. Беседа.

Вопросы:

- В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?

- Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?

- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

-- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

- Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

- Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

2. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”.

Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты.

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Традиции хороши, но до определенного предела.
  • Во всем надо знать меру.
  • Сказать правду тоже надо уметь!
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • Не превращайте настойчивость в назойливость.

Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
  • Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.

Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать на его место”;
  • не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

3. Рефлексивная деятельность.

 Что чаще всего для вас является причиной конфликта?

Поможет ребятам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

Занятие 3. “Учимся разрешать конфликты”

1. Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

2. Беседа. Ребятам предлагается вспомнить правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликта.

3. Способы и правила разрешения конфликта.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Способы разрешения конфликта (юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс, анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи).

Контроль эмоций.

5. Практическая работа.

Упражнение “Разногласие”.

В качестве основы для упражнения может послужить ситуация конфликта из художественной литературы или фильма, телепередачи, реальная жизненная ситуация. Два добровольца в присутствии группы играют роли выбранных персонажей, демонстрируя разногласия, а затем стараются достичь взаимопонимания, применяя принципы управления конфликтом, изложенные

выше.

Занятие 7. “ Самооценка и внутриличностный конфликт”

1. Степень конфликтности личности определяет специфика ее самооценки. Неадекватные самооценки гораздо более способствуют развитию внутриличностного конфликта.

Неадекватная завышенная самооценка порождает противоречия между знаниями о реальных достижениях и ожиданиями человека. В связи с этим противоречием может сложиться подозрительный и тревожный характер, который будет наделен разной степенью агрессивности человека. Агрессивная личность всегда готова конфликтовать.

Неадекватная заниженная самооценка формирует постоянное чувство неполноценности, такой человек сильно подвержен стрессам и даже нервным и психическим расстройствам. В поведении это выражается в нерешительности и колебаниях перед какими-либо конкретными действиями.

Внутренние конфликты – это отражение в жизни взрослого человека неудачно решенных внешних конфликтов ребенка.

Методика полярных профилей (тест).

2. Обсуждение результатов тестирования.

Со школьниками достигается понимание того, что самооценку нужно вырабатывать специально на основе сравнительного анализа оценок учителей, родителей, друзей, поскольку собственное мнение о самом себе может быть неправильным, субъективным. Во время обсуждения надо вести содержательный анализ, не переводя дискуссию “на личности”.

Занятие 8. “Система психологической защиты”

1. Психологическая защита и ее формы (вытеснение (подавление), регрессия, замещение (сублимация), отрицание, проекция, рационализация (интеллектуализация)).

2. Тест–опросник Плутчика – Келлермана – Конте.

3. Обсуждение результатов тестирования.

Занятие 9. “ Ролевые и внутриличностные конфликты”

1. Рассматриваются варианты внутриличностных конфликтов.

2. Психологическое айкидо (борьба: техника амортизации). Разбор примеров ситуаций.

3. Тест “Три Я”.

4. Обсуждение результатов тестирования.

Занятие 10. Деловая игра “Умеем ли мы общаться?”

Ведущая. Мы с вами уже кое-что знаем о конфликтах и путях их разрешения. Но наш жизненный опыт еще мал, и порой некоторые ситуации ставят нас в тупик. Как же поступить, чтобы не произошло конфликта? Для этого давайте проверим, конфликтная ли вы личность, ответив на вопросы анкеты.

1. АНКЕТА “Конфликтная ли вы личность?” (обсуждение результатов).

Культурная беседа”.

Ведущая. Следующий конкурс называется “Культурная беседа”. Два человека (из разных групп) садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник в последний раз, и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

(Ведущая просит построить свою беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно и решить свои задачи, которые поставлены ими перед собой. Время диалога – 4 минуты.)

Речевой этикет”.

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в “Речевой этикет”. Играют три человека из разных групп (назвать слова приветствия, высказать просьбу, как начать знакомство, как извиниться в культурном обществе, слова утешения и ободрения, слова благодарности, как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя).

4. Создание коллективного портрета приятного собеседника (партнера).

Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому всегда и во всем можно довериться? Создадим коллективный портрет человека, с которым приятно общаться …, с которым неприятно общаться.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

 

Технические средства обучения: ПК, мульдимедийный проектор

 

Информационное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

· Основные источники: Закон РФ «Об образовании»

· Концепция Модернизации Российского образования

· Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

Дополнительные источники:

1. Е.М. Аджиева и др. 50 сценариев классных часов. М., РГПУ им. С.А. Есенина, Педагогический поиск, 1999, 160 с.

2. В.Г. Каменская. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: “Детство – пресс”, 1999, 143 с.

3. Ред. А. Карелина. Энциклопедия психологических тестов, М., Издательство АСТ, 1997, 299 с.

4. Н.В. Самоукина. Игры, в которые играют…, Дубна, “ФЕНИКС+”, 2000, 127 с.

5. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов-на-Дону, Издательский центр “МарТ”, 2002, 253 с.

6. Л.П. Пономаренко, Р.В.Белоусова. Психология для старшеклассников, в 2 частях. М., ВЛАДОС, 2001.

7. Журнал “Воспитание школьников”. 1994, №-№ 5, 6, 2000, № 5.

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

 

Разработала социальный педагог

МАОУ «Гимназия № 5» г. Краснокамска

Лекомцева Валентина Николаевна

 

                                                   

 

 

Краснокамск, 2019 г.

 

 

Программа курса для индивидуально-групповой работы «Психология отношений» разработана на основании авторских программ по психологии Гришаевой Р.П. и программ дополнительного образования Ласкина И.А. Программа рассчитана на учащихся среднего звена (5-11 класс) общеобразовательной школы. Срок реализации программы:

1 год.

 

Организация-разработчик: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Краснокамска Пермского края

 

Разработчик: социальный педагог Лекомцева Валентина Николаевна

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ   3
2. Пояснительная записка   4
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание программы 6
4. условия реализации программы 15
5. Контроль и оценка результатов Освоения программы 16

 


паспорт ПРОГРАММЫ курса индивидуально- групповой работы

«ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ»

1.1. Область применения примерной программы: формирование основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов.

Программа курса может быть использованаклассными руководителями и воспитателями как серия тематических классных часов не только в техникуме, но и в других средних и специальных учебных заведениях и не только для учащихся «группы риска»

1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная задача программы групповой работы – формирование социальной компетентности

В результате освоения программы обучающийся должен уметь:

  • конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
  • анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
  • понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;
  • уметь быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· понятие конфликта, инцидента, противоречия, столкновения, стычки, противоборства

· пути выхода из конфликтной ситуации

· причины и пути выхода из стресса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.088 с.)