Рекомендуемое количество часов на освоение программы курса «Психология конфликта» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуемое количество часов на освоение программы курса «Психология конфликта»



максимальной учебной нагрузки обучающегося 10 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей.

 Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в семье.

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска».

Учащихся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относят к группе риска.

Традиционно к группе риска относят:

· детей из неблагополучных семей;

· детей с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенных;

· учащихся с проблемами в обучении и развитии;

· детей с хроническими заболеваниями, инвалидов.

· Некоторые исследователи (С.В.Титова, Т. М. Гармс, Н.М.Василенко, Е.Ю. Фисенко и др.) к группе риска относят также одаренных детей.

    Именно такие дети чаще всего вступают в конфликты. Необходимость разрешения, предупреждения конфликтно-стрессовых ситуаций в сегодняшних условиях, пестрящих различными видами социальных и других противоречий, неизмеримо возросла. Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ»

2.1. Объем и виды учебной работы


Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 10
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 10
в том числе:  
практические занятия 1

 

Содержание курса

Тема Содержание
1 Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
2 Уровень конфликтности личности. Закрепление понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умений самоанализа и самооценки на примере результатов самотестирования. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”
3 Учимся разрешать конфликты. Усвоение правил разрешения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
4 Стили разрешения конфликтов. Продолжение знакомства с различными стилями разрешения конфликтов; углубления самопонимания путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.
5 Самоконтроль в общении. Практическое занятие. Участники группы выполняют тесты: “Оценка самоконтроля в общении”, “Оценка коммуникативных умений” (в 2 вариантах) с целью более глубокого самопознания и самоопределения в различных ситуациях общения.
6 Управление конфликтом. Рассмотрение способов конструктивного поведения в конфликте, методов управления конфликтом, роли эмоций в динамике конфликта; развитие навыков творческого разрешения конфликтных ситуаций.
7 Самооценка и внутриличностный конфликт. Знакомство с понятиями “самооценка адекватная”, “неадекватная”. Связь самооценки с возникновением конфликтов внешних и внутренних. Тест “Методика полярных профилей”.
8 Система психологической защиты. Характеристика основных форм психологической защиты: замещение, регрессия, вытеснение, отрицание, проекция, компенсация, рационализация. Тест-опросник Плутчика – Келлермана – Конте.
9 Ролевые и внутриличностные конфликты. Влияние “роли” (Родитель – Взрослый – Дитя) на формирование и развитие личности, на взаимодействие с другими людьми; возникновение внешних и внутренних конфликтов в связи с преобладающим типом реагирования. Знакомство с техникой амортизации (“психологическое айкидо”). Тест “ТРИ “Я”” (определение преобладающего типа реагирования).
10 Деловая игра “Умеем ли мы общаться”. Заключительное занятие, где участники курса могут применить все свои знания по теории и практике разрешения конфликтов. Проводится анкета “Конфликтная ли вы личность?”, конкурсные состязания в микрогруппах “Культурная беседа”, “Речевой этикет”; работа по созданию коллективного портрета “Приятного собеседника (партнера)”; выработка “Правил общения и поведения при разрешении конфликтов”.

Занятие 1. “Конфликты в нашей жизни”

1. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

2. Введение теоретических понятий: СПОР, ПРОТИВОРЕЧИЯ, КОНФЛИКТ, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ, ИНЦИДЕНТ.

3. Самостоятельный анализ тестирования.

4. Коллективный анализ результатов.

5. Рефлексивная деятельность.

Ребятам предлагается соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

Занятие 2. Уровень конфликтности личности

1. Беседа.

Вопросы:

- В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?

- Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?

- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

-- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

- Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

- Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

2. Самотестирование “Уровень конфликтности личности”.

Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты.

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Традиции хороши, но до определенного предела.
  • Во всем надо знать меру.
  • Сказать правду тоже надо уметь!
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • Не превращайте настойчивость в назойливость.

Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
  • Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.

Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать на его место”;
  • не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

3. Рефлексивная деятельность.

 Что чаще всего для вас является причиной конфликта?

Поможет ребятам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

Занятие 3. “Учимся разрешать конфликты”

1. Задание: ребятам предлагается описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти ситуации будут рассмотрены коллективно, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

2. Беседа. Ребятам предлагается вспомнить правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликта.

3. Способы и правила разрешения конфликта.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Способы разрешения конфликта (юмор, “психологическое поглаживание”, компромисс, анализ ситуации, “третейский” суд, ультиматум, подавление партнера и разрыв связи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.013 с.)