По окончании программы для учащихся должны быть характерны следующие показатели: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По окончании программы для учащихся должны быть характерны следующие показатели:



 

1. Изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность в получении новых знаний.

2. Умение эффективно регулировать своё поведение на всех этапах деятельности.

3. Владение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.

4. Осознание особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

5. Снижение уровня тревожности, связанными с различными аспектами школьной жизни.

6. Умение адекватно относиться к ошибкам и неудачам.

 

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы с целью повышения уровня общего развития ребёнка, восполнения пробелов предшествующего развития и обучения (по необходимости).

Подведение итогов коррекционной работы с каждым обучающимся школы.

Объективная оценка и учебных достижений ребёнка.

Каждый раздел содержит перечень конкретных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования. В целях реализации содержания трех разделов коррекционной программы используются различные формы и методы работы (индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми) с обучающимися и родителями (консультирование, разработка рекомендаций, проведение бесед).

 

В соответствии целями формируются следующие задачи:

 

· способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

· формировать у детей адекватную самооценку;

· помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

· развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.

· учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

· вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

· развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.

Организация, формы и методы работы

Форма проведения занятий: подгрупповые коррекционно-развивающие занятия.

Методические средства, используемые в программе.

· процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

 

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

 

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:

· развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

· упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

· этюды;

· рассматривание рисунков и фотографий;

· чтение художественных произведений;

· рассказ психолога и рассказы детей;

· сочинение историй;

· беседы;

· моделирование и анализ заданных ситуаций;

· слушание музыки;

· рисование;

· мини-конкурсы, игры-соревнования.

· Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом

· на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

Условия формирования коррекционно-развивающей группы:

· Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности ребенка:

· нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;

· особенности развития эмоционально-волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;

· проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за

· себя, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;

· нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость;

· проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

· ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;

· психосоматические проблемы: частые «простудные заболевания» и.т.д.;

· нарушение детско-родительских отношений.

При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:

1. Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).

2. Снижение интеллекта до степени умеренной умственной отсталости. Численность детей в работе в подгруппе от 6 - 7 человек одного возраста.

Структура программы и занятий:

Программа включает в себя следующие блоки

1. «Я и Я» - включает в себя игры и упражнения, направленные на формирование первоначальных представлений ребенка о себе, развитие навыков самоанализа, Изучения своих переживаний и желаний; способность различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Также в данном блоке представлены игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

2. «Я и мои эмоции» - здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, обучение детей выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения, а также развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

3. «Я и другие» - представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Для этого детям предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками. Данный блок призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.

4. «Я учусь владеть собой» - игры и упражнения, направленны на от реагирование негативных эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и т.п), обучение навыкам социально-приемлемого поведения, формирование адекватных способов эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.

5. «Я и мои черты характера» - включает в себя игры и упражнения, направленные на актуализацию нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера человека; мотивировать детей на осознание собственных черт характера, определять черты характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях, обобщить представление детей о чертах характера важных для общения, развивать интерес и способность к самопознанию. В результате работы над данным блоком программы дети смогут освоить понятие «сильная личность», выработают навыки уверенного поведения.

6. «Я общаюсь» - игры и упражнения данного блока направлены на освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека, развитие способности принимать друг друга, помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми, способствовать преодолению барьеров в общении. Дети смогут совершенствовать навыки общения, познакомятся с правилами приветствия, ведения беседы и прощания, получат представление о вербальных барьерах общения. Упражнения данного блока помогут детям в овладении умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему, познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:

1. Приветствие

2. Разминка

3. Основная часть

4. Рефлексия занятия

5. Прощание

 

Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить

актуальное эмоциональное состояние детей.

Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.

Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество.

 

Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др.

Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, (3—5 игры, упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

 

План и содержание программы занятий на обучающихся 7-11 лет.

Задачи развития на 7-11 лет:

 

Развитие игровых навыков:

· ребенок действует от лица роли, соблюдает ролевое соподчинение;

· ребенок ведет ролевые диалоги, может принимать на себя роль в игре со сверстниками;

· ребенок может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам простые правила игры

· ребенок умеет согласовывать тему игры, распределять роли, действовать в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми.

 

Развитие коммуникативных навыков:

· ребенок употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества;

· ребенок пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждать,

· доказывать, объяснять, проявлять инициативу

Развитие эмоциональной сферы – ребенок эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей.

 

Задачи по блокам:

Я и Я»

· формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания

· формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

· осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям

Я и мои эмоции»

· знакомство с различными видами эмоций и чувств, обучение словесной передаче своего эмоционального состояния, обучение детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния

· отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.

Я и другие»

· развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы

· формирование навыков общения, развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям

· формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека

· развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей

· обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения

Я учусь владеть собой»

· проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования

· выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций

· формирование адекватных форм поведения

 

Общая характеристика коррекционно – развивающих занятий:

В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.

Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В. Дубровиной, А.Д. Кошелевой, Н.Л. Кряжевой и др.), можно выделить следующие методические средства для коррекции:

- игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка;

- сказкотерапия. Произведения детских писателей и поэтов, фольклор являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему;

- психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения;

- изотерапия. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.

   Целью программы является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.

Для достижения целей будут решаться следующие задачи:

- создать положительный эмоциональный фон;

- повысить самооценку и уровень;

- способствовать формированию эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

- способствовать изменению негативных стереотипов поведения;

- формировать доброжелательные межличностные отношения;

- способствовать развитию сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений;

- способствовать растормаживанию речевой функции.

Структура коррекционной программы включает в себя:

- первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребенка;

- направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний;

- рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребенка;

- заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

По окончании занятий ребенок должен:

знать:
       - способы саморегуляции, доступные его возрасту;

уметь:

- регулировать свои поведенческие реакции;

- свободно выражать свои чувства и переживания,
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
- владеть навыками саморегуляции и самопознания, соответствующие возрасту,
- владеть навыками конструктивного общения.

 

 

  1. Место коррекционного курса в учебном плане

ТАБЛИЦА №1

 

Класс Количество учебных недель в году Количество занятий коррекционного курса
1 класс 33 1 раз в неделю
2 класс 34 1 раз в неделю
3 класс 34 1 раз в неделю
4 класс 34 1 раз в неделю

 

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Эмоционально-волевой сферы» изучается с 1 - 33 ч. в год, со 2 по 4 класс по одному часу в неделю (34 ч. в год).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.06 с.)