Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектическая взаимосвязь понятий авторитета и традицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы рассматривали узловые моменты консервативного мышления, развивавшиеся в этом общественно-политическом и культурном явлении в неразрывной связи с конкретно-историческими особенностями как времени, так и места. Именно эти особенности наложили свой отпечаток на конкретные проявления консервативного самосознания в Германии и России, которые будут рассмотрены далее. При этом необходимо отметить, что, несмотря на всю массу различий, в российском и германском консерватизме (как и в любом другом) существуют две идеи, которые во многом определяют охранительное, самосознание. Это принципы традиции и авторитета. По мнению Мартина Грайфенхагена, ведущим все-таки является понятие традиции, которое и составляет стержень консервативного самосознания, так как именно от него «идет понимание других положений теории консерватизма: авторитета, институциональности, консервативного пред- 77 ставления о религии и государстве» (132, S. 142). Именно сила традиции, по мнению Ф. Ю. Шталя, делает всех людей в той или иной степени консерваторами, так как обычай проникает во все сферы человеческих взаимоотношений и «все люди от природы связаны одними и теми же законами, пока доктрина революции не разлучает их с ними насильственно; все классы принимают свое естественное участие в легитимизме» (68, S. 297). То есть, согласно консервативному представлению, традиция сильна благодаря естественной природе вещей, и только искусственно созданные обстоятельства подрывают ее естественную силу. Так, П. Роден уже после многих потрясений начала XX века и в преддверии еще предстоящих катаклизмов этого столетия утверждал, что «здравый человек по природе своей консерватор» и только из-за революционных событий «он бывает готов к потрясающим переменам» (179. S. 94).
78 ведет к тому, что «индивид не имеет... никакого самодостаточного значения... он только звено в организме общественной жизни. Только благодаря общности с надындивидуальным смыслом существования его жизнь приобретает содержание и значение» (цит.по: 154, S.35). Таким образом, в поддержании традиций человеку отводится далеко не главная роль. Это не удивительно, так как временный и смертный индивид не в состоянии сохранить непреходящие обычаи. «Поэтому, — полагает Грейфен-хаген, — основа консервативной традиции может быть только божественной» (132, S. 144), мало того, человек «приобщается к традиции не по собственной воле и соображению, он призывается к ней силой, над ним стоящей» (132. S.144-145). 79 Тем самым в действие включается неразрывное с традицией понятие авторитета. Более того, по мнению Гёте, «при внимательном рассмотрении любой авторитет есть вид традиции» (цит. по: 132, S. 172). То есть для консерватизма оба эти понятия не существуют друг без друга, поэтому уже в наши дни Ганс-Георг Гадамер мог назвать традицию формой авторитета: «Освящение традициями и обычаями имеет невыразимый воздающийся авторитет, и наша исторически-конечная сущность определяется тем, что авторитет традиций всегда имеет власть над нашими поступками и намерениями» (цит. по: 132,S.172). "Однако единство авторитета и традиции не столь беспроблемно, как того хотелось бы охранителям. В реальной общественно-политической действительности авторитет власти, заботящийся о своей мощи, зачастую вступает в противоречие с требованием сохранения исторически сложившихся и «Богом данных» обычаев. И Германия, и особенно Россия являли тому массу примеров. Это неудивительно, если учесть, что принцип авторитета, являясь в большей степени функциональным понятием, чем идея традиции, способен лучше приспосабливаться к новой реальности, вбирая элементы враждебных для себя веяний, для того, чтобы этим же веяниям с большим успехом противостоять. Ханна Арендт, подмечая эту «живучесть» авторитета, утверждала: «Мы можем сказать исторически, что потеря авторитета — то есть радикальное сомнение не в легитимности силы государства, но в легитимности авторитета вообще — последняя и поэтому всегда решающая стадия того развития, которое веками сотрясало только традицию и религию. Из этих трех: традиция—религия-авторитет...авторитет оказался самым стабильным элементом» (цит. по: 132, S. 172). Но подобное выживание
80 авторитета без традиции не может удовлетворить консерваторов в целом, так как для консервативного мировоззрения авторитет, лишенный моральной силы традиции, столь же враждебен, как и разрушающая авторитет революция. Причину подобного отпадения авторитета от традиции консерватизм видит в изначальной греховности и порочности человеческой натуры, так как «в Боге собственно нет никакого дуализма. Его образ в человеке и Его миропорядок в роду человеческом пребывают в полном единстве... Но здесь в конце концов был наложен отпечаток человеческой власти, которая была автономна и оттого оказалась падшей вне Бога, так возник второй порядок — право, свободное от первоначально божественного, от него отличающееся, да и часто ему противоречащее» (69, S. 194). То есть консерватизм четко разделяет два вида авторитета: божественный и человеческий. И если последний, зачастую являясь произволом, всегда вызывал у консерваторов недоверие, то первый, основанный на божественном установлении и являющийся фактически первоначальным авторитетом, признается консерваторами безоговорочно. Грайфенхаген даже полагает, что «только в том значении, которое отождествляет авторитет с божественным господством, традиция имеет близость к авторитету, которую предполагает консерватизм» (132, S. 173). Однако, по нашему мнению, не все консерваторы сохраняли подобное органическое единство авторитета и традиции в своем мировоззрении. Даже такой консерватор «без страха и упрека», как Эрнст Людвиг фон Герлах, должен был делать нелегкий выбор между своими консервативными принципами и авторитарными притязаниями прусской, а затем общегерманской монархии; в конце концов он остался верен своим принципам, заявляя, что «мо- 81 нархия еще должна заслужить милость Бога среди человеческих правовых и житейских отношений» (цит. по: 185, S. 32). Однако платой за такую принципиальную верность традиции и божественному авторитету был полный разрыв с авторитетом земным — в лице прусского короля (а затем германского кайзера) и его великого канцлера. Редкий консерватор мог решиться на такое: ведь в Германии (и особенно в России) охранители были партией власти, поэтому порвать с авторитетом власти во имя легитим-ной традиции было дано не всякому. И если в Германии с ее мощными традициями иерархического общественного устройства и федеративного территориального деления все-таки было возможно, оставаясь консерватором, выражать несогласие с авторитетом государственной власти, то в России это было по большей части невозможно. Ведь самодержавие, помимо фактической силы, обладало силой исторически сложившейся традиции, поэтому охранитель, протестующий против самодержавия, по сути пилил сук, на котором сидел. Не случайно Карамзин, осмелившийся критиковать Александра I в своем опусе «О древней и новой России», был недоволен в первую очередь именно намерением самодержавия ограничить свою власть. Если как историк и консерватор Карамзин не мог не видеть разрушительного воздействия самодержавия на органический континуитет исторически сложившихся традиций, то способ к недопущению этих негативных явлений, который он считал допустимым, целиком зависел от воли самодержца: «Да царствует благодетельно!» (12, с. 499). Справедливости ради следует отметить, что Карамзин понимал уязвимость и «беззащитность» традиции перед всевластным авторитетом самодержавия и подобно Э. Л. фон Герлаху обращался за поддержкой и к божествен-
82 ному авторитету, полагая, что «свободу дает не Государь.., а каждый из нас самому себе с помощью Божей. Свободу мы должны завоевать в своем сердце миром совести и доверенности к Провидению» (11. с. 161). Однако написано это было не для всеобщего чтения и притом незадолго до смерти.
Земля как основа традиции Нужно отметить, что в защите традиционных жизненных устоев консерватизм опирался на землю в буквальном смысле слова, так как "именно земля, а точнее — землевладение составляло для консерватора основу человеческого общества. Еще Юстус Мёзер видел в поземельных отношениях основу истории Германии, отводя им даже большую роль, чем деятельности людей: «История Германии приняла бы совсем другой оборот, если бы мы проследили все перемены судьбы имений как подлинных составных частей нации, признав их телом нации, а тех, кто в них жил, хорошими или плохими случайностями, которые могут приключиться с телом» (58, S. IX-X). Таким образом, при помощи землевладения природа в консер-
83 вативном представлении становится исторической категорией, превращаясь в важнейшего посредника общественных отношений. Именно «почва» стала, наряду с религиозным преданием, одним из главных гарантов долговечности исторически сложившихся обычаев. Поэтому консерваторы пытались оградить земельные порядки от новых веяний товарно-денежных отношений. А. Мюллер доказывал, что «земля сама по себе не имеет никакой ценности для человечества... Собственно чудесные, я бы даже сказал божественные, качества земли обнаруживаются только в процессе длительного использования одной и той же земли одними и теми же владельцами, семьями, помещиками» (цит. по:132, S.148). 84 с происходящими преобразованиями, он писал в 1811 году канцлеру Гарденбергу: «Мы настаиваем на том, что сохранение государства зиждется на укреплении старых поместий и сохранении союза земельных владений, являющегося стержнем государства, и что разрушение указанного союза, который связывает собственников на землю. является одним из видов радикальной революционной деятельности. Все отношения служения и верноподданнических чувств, патримониальная юриспруденция, даже недостойная подлость служили тому, чтобы укреплять этот глубочайший и священный союз и тем самым — само государство» (30, с. 25). Представление о земле как основе политической власти стало одной из основных идей всего прусского (а не только юнкерского) консерватизма. Так, Ф. Ю. Шталь, никогда к юнкерству не принадлежавший, не являвшийся глашатаем этого сословия, сочувствовавший умеренным реформам, тем не менее писал, что земля не только предмет имущества, т. к. она «одновременно налагает узы власти, и отданные ею распоряжения сами собой разумеются для тех, кто на этой земле живет, на этом естественном отношении основано землевладение и устройство, официально связывающее государственные функции с землевладением, как, например, в Англии мировой судья, а в Пруссии ландрат» (70, S. 119).
85 Естественно, что такая основа дворянского господства, как земля, должна была, по мысли охранителей, быть ограждена от угрозы проникающих во все сферы жизни товарно-денежных отношений, так как в противном случае аристократия теряла исключительное право на владение землей. Поэтому А. Мюллер считал, что владение землей основано на особом характере собственности, «она дает только правопользования, но никак не абсолютного владения» (цит. по: 132, S. 155). Марвиц выразил это общее положение более конкретно и откровенно, заявляя, что земельная собственность дворянства не может закладываться и покупаться, поэтому «оно никогда не сможет ее потерять и оторваться от нации» (55, S. 157). И если для Марвица было важно не только сохранить юнкерское землевладение, но и не «оторваться от нации», то для основной массы юнкерства, которое стало основной движущей силой прусского консерватизма, главной и, можно сказать, единственной целью оставалось чисто меркантильное стремление сохранить господство в аграрной сфере. Не случайно Эрнст Людвиг фон Герлах, уже в ходе революции 1848 года, был возмущен циничной, эгоистической позицией юнкерства, защищавшего только свои материальные и господские интересы и не желавшего, по его мнению, проявлять заботу об интересах государства. В своей знаменитой речи перед «юнкерским парламентом» 18 августа 1848 года он напомнил собравшимся о том, что земельная собственность не только привилегия, но и обязанность, ибо она «есть политическое понятие, созданное рукой Божьей, чтобы сохранять его закон, могущество его закона — государство. Ее всегда нужно представлять в самой тесной взаимосвязи с обязанностями, которые из этого проистекают; только в этой взаимосвязи, только как 86 служение она священна... собственность только как средство потребления... грязна. Если бы собственность была только этим, то коммунизм был бы справедлив» (28, S. 161). Взывая к почвенническому традиционалистскому самосознанию юнкерства, Герлах указывал на неправильное приложение сил в борьбе против революции, так как опрометчиво «выставлять фронт против навоза (т. е. крестьянства. — Г. М.), подставляя тыл посягательствам на действующее государство — это позиция, которая может только испортить крестьянина. Тылом к навозу, фронтом против врага — это по-дворянски» (45, S. 162). 87 поддерживающим господство юнкерства, — оно есть важная составная часть государственной системы и только в этом смысле имеет значение. Именно в таком аспекте следует понимать утверждение Шталя, что землевладение должно и впредь оставаться важнейшим элементом политического представительства, так как только оно является «постоянным элементом общественного положения», а все остальное может меняться (70, S. 324). 88 При этом узкоэгоистические аграрные интересы провозглашались сутью охранительства: «Сегодня нет никакой государственно-охранительной политики, которая не отождествлялась бы также с антикапиталистической экономической политикой» (цит. по: 172, S. 95). Если учесть, что это говорилось в одном из программных документов Союза сельских хозяев за 1905 год, то можно сделать вывод, насколько устремления союза были далеки от реальности. 89 но деформировало консервативную идеологию: «когда-то она была ориентирована сословно, — теперь она стала... межсословной и антисемитской и сверх того профессионально ориентированной; где она через все перипетии своей истории была правительственной, — там она стала оппозиционной;...историческая ориентация на конкретное, ставшая когда-то исходным пунктом консервативного мышления, уступила место биологическим химерам и мифам о борьбе» (172, S. 279). 90 Так же, как и в Германии, российское почвенничество с самого начала имело традиционалистские корни. Еще князь М. Щербатов с ностальгией вспоминал допетровские времена, когда «государев двор был не на подряде, но из волостей своих всем довольствовался» (17, с. 7). Особую ценность для Щербатова подобный образ жизни имел благодаря стабилизирующему влиянию на общество во всех его элементах, так как «почти всякий, по состоянию своему без нужды мог своими доходами прожить и иметь все нужное, не простирая к лучшему своего желания, ибо лучшего никто не знал» (17, с. 12). Такой «растительный» образ жизни делал земельную аристократию настоящим фундаментом государства, так как «правление деревень занимало большую часть времени, а сие правление влекло за собой рассмотрение разных крепостей и заведенных разных приказных дел, которые понуждали вникнуть в узаконение государства» (17, с. 12). 91 изоляции от товарно-денежных отношений, то Карамзин уделяет главное внимание защите крепостного права и доказывает опасность новомодных экспериментов: «Покойный отец мой... смотрел не только за своими, но и за крестьянскими полями... господин богател, но и крестьяне не беднели. Воля, мною им данная, обратилась для них в величайшее зло: то есть в волю лениться и предаваться гнусному пороку пьянства» (10, с. 290). То есть крепостное право должно оставаться неизменным, так как неизменной остается природа человеческая, о которой Карамзин, как и все консерваторы, был невысокого мнения, поэтому он иронически относился к мнению иностранных путешественников, которые, «видя в России бесконечную леность крестьянина, обыкновенно приписывают ее так называемому рабству... такая философия никогда не входила в голову нашим землевладельцам: они ленивы от природы, от навыка, от незнания выгод трудолюбия» (10, с. 291). Только отеческая забота помещика может спасти крестьянина от этого порока. То есть отношения крепостных крестьян и их хозяина рассматриваются Карамзиным как патриархально-семейные, при этом право владения крепостными не столько привилегия, сколько долг, поэтому писатель считает своей обязанностью жить «с истинной пользою для пятисот человек, вверенных мне судьбою» (10, с. 296). Если вспомнить взгляды прусских почвенников, то они тоже рассматривали свое право землевладения как священный долг перед Богом и государством быть хранителями данного порядка. Правда, они не столь упорно защищали крепостное право, так как наполеоновские войны фактически силой принудили правящий слой к его отмене. Хотя Л. фон Марвиц уже после отмены личной наследственной зависимости, оправдывая ее 92 «задним числом», писал, что эта «зависимость больше была патриархальным союзом, который объединял крестьянина и дворянина» (54, S. 240). 93 интереса было присуще как консерваторам, так и социалистам (правда, в разной степени), достаточно вспомнить уже приводившееся высказывание Э. Л. фон Герлаха о собственности только как средстве потребления: «если бы собственность была только этим, то коммунизм был бы справедлив» (45, S. 161). 94 Если Особое совещание признало необходимость «капитализации» сельского хозяйства России, а следовательно, разрушения сдерживающего влияния крестьянской общины, то Редакционная комиссия выступила с противоположных позиций, увидев в общинном крестьянстве и его особом умственном складе наивернейшую гарантию самодержавия в России. В докладе комиссии утверждалось, что «воспитанные в неустанном, упорном труде, привыкшие к исконной однообразной обстановке жизни, приученные изменчивым успехом земельных работ к сознанию своей зависимости от внешних сил природы и. следовательно, от начал высшего порядка, крестьяне, более чем представители какой-либо другой части населения, всегда стояли и стоят на стороне созидающих и положительных основ общественности и государственности и, таким образом, силою вещей являются оплотом исторической преемственности в народной жизни против всяких разлагающих сил и беспочвенных течений» (цит. по: 87, с. 238). Это положение крестьянства, по мнению Редакционной комиссии, должно было всячески поддерживаться государством, поэтому был еще раз повторен охранительный принцип об изоляции общинного землевладения от товарно-денежных отношений: «надельные земли, имея государственное значение... не могут составлять предмет свободного оборота и поэтому не подлежат действию общих гражданских законов» (цит. по: 87, с. 239). Более того, подобно одному из программных документов германского Союза сельских хозяев, отождествлявшего государственно-охранительную политику «с антикапиталистической экономической политикой» (цит. по: 172, S. 95), доклад Редакционной комиссии подчеркивает, что «гражданский правооборот у крестьян образовался на основе порядка семейного и общинного... 95 в ущерб началам индивидуальности и капитализма» (цит. по: 87, с. 240). То есть российское почвенничество, подобно немецкому, носило не только политически антилиберальный, но и экономически антикапиталистический характер. 96 ная власть, не желавшая во имя своих представлений о почвенничестве внести своевременные коррективы в поземельные отношения. И то и другое явно не способствовало укреплению истинно консервативного мировоззрения среди правящего слоя охранителей Германии и России.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.012 с.) |