Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема соотношения традиционализма и консерватизма в Германии и РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первое, что нужно выяснить, — это каким образом в обеих странах на рубеже XVIII-XIX веков произошло становление консерватизма как особого способа мышления. Ответ на этот вопрос неминуемо сталкивается с проблемой соотношения традиционализма и консерватизма в узком, «аристократическом», если вспомнить Хантингтона, смысле слова. По мнению К. Манхейма, «традиционализм означает тенденцию к сохранению старых образцов, вегетативных способов жизни, признаваемых всеобщими и универсальными» (88, с. 591). То есть традиционализм в понимании К. Манхейма чем-то напоминает рассмотренное нами ранее широкое определение консерватизма как защиты вечных, неизменных ценностей. Однако Манхейм считает, что традиционализм — это не защита каких-то жизненных устоев, а сама жизнь в соответствии с этими устоями, поэтому «традиционалистское поведение представляет собой практически 31 чистую серию реакций на раздражители. Поведение же консервативное осмысленно, вдобавок осмысленно по отношению к изменяющимся от эпохи к эпохе обстоятельствам» (88, с. 596). Таким образом, традиционализм является тем способом жизни, который присущ людям во все времена и из которого, в силу стечения исторических обстоятельств, на рубеже XVIII-XIX вв. вырос собственно консерватизм. В этом смысле можно не согласиться с Мартином Грайфенхагеном, который считает, что разделение между традиционализмом и консерватизмом проблематично, так как «границы между структурно антропологическим и историческим явлениями методологически противоречивы» (132, S. 53). У Манхейма традиционализм и консерватизм существуют в неразрывной взаимосвязи, при этом, как уже сказано, на основе традиционалистского образа жизни формируется консервативный образ мышления. Однако позиция Грайфенхагена обнаруживает свою обоснованность, если мы станем рассматривать непосредственно писателей — защитников традиционализма. Ведь традиционализм в его первозданном нерефлекторном виде не нуждается ни в каком теоретическом обосновании (и в обосновании вообще). Традиции общественной структуры, государственного устройства и христианского мировоззрения долгое время были сами собой разумеющимися и не нуждались в каком-либо разъяснении. Таким образом, авторы, которые брали на себя труд защищать традиционализм и создавать в своих произведениях его «мыслительную модель», тем самым переставали быть традиционалистами и становились консерваторами в узком смысле слова. Именно это противоречие позволило Грайфенхагену
32 и Эпштейну считать защитника германского традиционализма Юстуса Мёзера одним из первых консерваторов на немецкой земле. Это же можно было сказать и о его русском «коллеге» Михаиле Щербатове. Однако нам все же кажется, что подход К. Манхейма более обоснован, ибо, с одной стороны, в период «творческой активности» Ю. Мёзера и М. Щербатова (в (в 70-е годы XVIII в консерватизм еще не стал общественно-политическим явлением, а с другой — оба защищали именно традиционалистский образ общества и государства, не соглашаясь ни на какие изменения. В этом отношении можно сказать, что Юстус Мёзер находился в более комфортных для традиционалиста условиях, чем Михаил Щербатов, так как маленькое герцогство Оснабрюкен, в котором жил Мёзер, было в середине XVIII в. заповедником феодальных порядков, законсервированных после Вестфальского мира в условиях Священной Римской империи. Это позволяло Мёзеру оставаться, по мнению К. Манхейма, на позициях традиционализма, еще не достигшего «стадии воспоминания и рефлексии» (88, S. 613). Поэтому Мёзер «не возвращается в прошлое — он живет в осколках прошлого, которые еще сохраняются настоящем... прошлое — это не что-то уходящее, а интегральная часть жизни, не только воспоминание, но интенсивное переживание чего-то, что все еще существует и утрата чего является пока только угрозой» (88, с. 633). Мёзеру еще нет необходимости оплакивать старые порядки, он доказывает, почему эти порядки должны существовать и далее: «Когда я сталкиваюсь с каким-либо старым обычаем, который не соответствует современному способу мышления, я всегда думаю, что 33 ведь наши предки не были глупцами, пока не найду какого-то разумного объяснения» (58, S. 260). Щербатов, будучи традиционалистом, находился в более тяжелом положении, так как реформы Петра I были столь резкими и стремительными, что изменили, по мнению князя, не только государственную систему, но и течениe всей российской жизни, в результате «искренняя привязанность к вере стала исчезать, таинства стали впадать в презрение, твердость уменьшилась, уступая место нагло стремящейся лести, роскошь и сластолюбие положили основание своей власти» (17, с. 30).
Однако у германских традиционалистов были свои трудности, от которых в XVIII в. были избавлены их российские «единомышленники». Преобразования, затронувшие Европу в эпоху Просвещения, не были столь бурными, как реформы Петра I, однако именно благодаря своей постепенности и естественности они сильнее укоренялись в европейской жизни. Наступление новых порядков представлялось в Европе более неотвратимым, чем в России. Не случайно Щербатов, в отличие от Мёзера, уделяет сравнительно мало внимания распространению новейших общественно-политических идей в России. настолько эти идеи (легкомысленно распространяемые самой Екатериной II, которая была «упоена безрасмысленным чтением новых писателей», и «многие книги Вольтеровы, разлагающие закон, по ее велению были переведены») (17, с. 97) казались искусственными и несоответствующими современному ему положению в стране. Нужно еще раз отметить, что судьба критических замечаний, написанных Мёзером и Щербатовым, была совершенно различной. Критические статьи Мёзера, который 34 хотя и принадлежал к почтенному патрицианскому роду, но все же не был дворянином, достаточно регулярно печатались. Щербатов же, несмотря на то, что был князем — потомком Рюриковичей, писал свои критические замечания «в стол», и его главное произведение подобного рода «О повреждении нравов в России» увидело свет только в 1850 году, да и то не па родине автора, а в Англии, благодаря, герценовскому «Колоколу». Это говорит о том, что деспотические наклонности российского самодержавия сдерживали становление и распространение не только либеральной мысли, но и консервативной, препятствуя естественному формированию гражданского общества. Однако это не означает, что Германия в целом была более демократичной страной. Большему «удобству» Мёзера в немалой степени способствовало то, что он жил в одном из карликовых немецких государств и тем самым был защищен от наиболее сильных проявлений абсолютизма в Германии, характерных для Пруссии и Австрии. Однако и у Мёзера, и у Щербатова есть одна общая черта, которая объединяя их, не позволяет причислить их к собственно консерватизму, развившемуся после Великой французской революции. Они четко показывают, что им не нравится в окружающей их действительности, отдавая предпочтение «старому режиму», однако не предлагают никаких реальных средств к сохранению этого режима в новых условиях. Не случайно Гёте, высоко оценивая творчество Юстуса Мёзера, отметил: «Его предложения и советы взяты не из воздуха, однако они столь часто были неприменимы, что он назвал собрания своих статей "Патриотическими фантазиями", хотя все там, казалось бы, основано на действительном и возможном» (цит. по: 132, S. 59).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.5 (0.022 с.) |