Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Поиск

Раздел 1.

Основы теории и методики физического воспитания дошкольников

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение науке «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».

2. Определите основные понятия предмета.

3. Кто является основателем теории физического воспитания в России?

4. Назовите цель физического воспитания.

5. В чем состоят задачи физического воспитания ребенка?

6. Перечислите средства физического воспитания.

7. Дайте характеристику физических упражнений.

Раздел 2

Естественно-научные и психолого-педагогические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Вопросы для контроля:

1. Каковы особенности нервной системы ребенка?

2. Назовите особенности физического развития детей от рождения до 7 лет.

3. Перечислите критические периоды психофизического развития ребенка.

4. Назовите особенности физического воспитания ребенка 1-го, 2-го, 3-го года жизни.

5. Какова роль массажа для детей первого года жизни?

 

Раздел 3

Основы обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания

Вопросы для контроля:

1. Дайте характеристику принципов образования дошкольников в области физической культуры.

2. Перечислите методы педагогического исследования в теории физического воспитания и развития ребенка.

3. Что такое «двигательное умение» и «двигательный навык». Закономерности их формирования.

4.  Перечислите этапы обучения движению.

 5. Дайте характеристику основным программам образования дошкольников в области физической культуры.

6. Дайте характеристику способам организации детей при обучении движениям: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.

7. Охарактеризуйте средства развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, равновесия, выносливости

 

Раздел 4.

Гимнастика

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение гимнастики. Что входит в раздел гимнастики?

2. Охарактеризуйте общеразвивающие упражнения. Каковы принципы их подбора?

3. Опишите особенности проведения строевых упражнений в разных возрастных группах.

4. Перечислите основные движения и дайте характеристику физиологического механизма, показателей правильности их выполнения.

5. Классификация подвижных игр. Особенности их проведения в разных возрастных группах.

6. Каково воспитательное значение русских народных подвижных игр?

7. Спортивные упражнения. Методика обучения спортивным упражнениям.

8. Какова роль педагога и родителей в обучении ребенка спортивным упражнениям?

9. Что входит в классификацию запрещенных и ограниченных упражнений в ДОУ?

 

Раздел 5.

Формы организации физического воспитания в ДОУ

Вопросы для контроля:

1. Назовите основные формы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

2. Какова роль физкультурных занятий для детей дошкольного возраста?

3. Принцип построения физкультурного занятия.

4. Каковы способы организации детей на занятии?

5. Как осуществляется подготовка педагога к занятию?

6. В чем проявляется специфика воздействия стретчинга на организм детей?

7. В чем заключается оздоровительный эффект занятий на фитболах?

 

Раздел 6

Комплексная система физкультурно-оздоровительного воздействия

Вопросы для контроля:

1. Каково значение утренней гимнастики в детском саду? Назовите ее основные составляющие для младших и старших групп детей.

2. Значение и особенности гимнастики после дневного сна.

3. Что такое физкультминутка? Какова ее роль в системе физических упражнений?

4. Определение «Закаливание», как комплексной системы воспитательно-образовательной системы. Цель закаливая, требования к проведению закаливающих мероприятий: общих и специальных.

5. Не традиционные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста.

 

Раздел 7

Активный отдых

Вопросы для контроля:

1. Физкультурный досуг - эффективная форма активного отдыха. Задачи воспитателя при проведении досуга.

2. Варианты физкультурных досугов. Методика проведения.

3.Физкультурный праздник. Подготовка к нему. Организация и проведение физкультурного праздника.

4. Дни здоровья и каникулы. Значение, методика проведения, обеспечение двигательного режима.

5. Значение задания на дом. Формы работы: рекомендации по методики выполнения движения, дифференцированные задания, индивидуальные задания и другие формы работы родителей с детьми.

 

Раздел 8

Планирование физкультурно-оздоровительной работы и контроль за ее организации

Вопросы для контроля:

1. Каковы особенности планирования работы по физическому воспитанию ребенка?

2. Основные виды планирования: годовое, перспективное, календарное. Требования к планированию.

3. Какие сотрудники ДОУ принимают участие в физическом воспитании ребенка?

4. Назовите формы организации медикопедагогического контроля за физическим воспитанием.

5. Диагностика физического и двигательного развития детей.

Виды диагностики, тестовые задания на выявление физической подготовленности ребенка.

2. Научно – исследовательская деятельность студентов.

В требованиях к профессиональной подготовленности педагога отмечается, что он должен принимать участие в исследованиях по проблемам развития системы образования, владеть основными методами научных психолого-педагогических исследований, подготовить и защитить выпускную квалификационную работу. Подготовке и защите выпускной квалификационной работы предшествует написание курсовых работ.

Курсовая и квалификационная работы - это виды учебно-ис­следовательской деятельности студента. Выполнение любой учебно-исследовательской работы должно осуществляться в соответствии с правилами проведения исследовательской деятельности, а рукопись оформлена с учетом требований, предъявляемых к такого рода работам.

Кроме того, курсовая и квалификационная работы должны отражать современный уровень и перспективы отрасли науки, избранной для исследования. С этой целью изучается и анализируется научная и методическая литература по избранной теме. Непременным условием является проведение самостоятельного исследования. В квалификационной работе обычно оно реализуется в ходе педагогической практики.

Подготовка к исследованию

На этапе подготовки к исследованию определяется логика ис­следования и в соответствии с ней разрабатывается методика исследования, т.е. намечается ход научной работы, создаются необходимые организационные и материальные условия для реализации намеченных планов.

Определение логики исследования

Всякое исследование обязательно начинается с постановки проблемы. Определить научную проблему, нуждающуюся в исследовании, не так просто. Для этого надо хорошо знать современное состояние науки и потребности практики, чтобы обнаружить, чего в науке недостает. Как правило, студент еще не обладает такими знаниями, поэтому ведущая роль в определении проблемы принадлежит научному руководителю.

В рамках проблемы может быть сформулировано несколько тем (направлений) исследований.

Тема очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе и реализовано в опыте педагогов.

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1) насколько возможно решить поставленную в исследовании цель средствами, доступными студенту;

2) удастся ли набрать достаточное количество материала; насколько достижение поставленной цели возможно за время, отведенное на подготовку работы;

3) насколько научный руководитель может оказать консультативную помощь студенту.

После того как студент с научным руководителем выбрали тему и вид будущего исследования, они должны сформулировать его основные характеристики.

В курсовой работе определяются только самые основные характеристики исследования: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи методы и приемы, практическая значимость.

При подготовке квалификационных работ, кроме того, описание теоретических основ исследования.

Студенту необходимо продумать логику предстоящего иссле­дования до его начала. Это поможет ему понять, зачем необходимо проводить именно это исследование, что ему следует делать и что, в конце концов, он предполагает получить.

Актуальность исследования. Исследование начинается с опре­деления его актуальности. Необходимо определить, зачем изучать данную проблему, почему это надо сделать сегодня, что могут дать результаты исследования для теории и практики физической культуры. Хорошо обоснованная актуальность должна убедить всех, что проблема требует скорейшего решения и если бы студент сегодня не стал ее изучать, то завтра обязательно это сделал кто-нибудь другой. Правильное определение студентом актуальности сразу ориентирует его на возможный путь решения проблемы

Можно отметить, что на современном этапе весьма актуальными являются исследования, связанные с новыми оздоровительными технологиями, с разработкой методических приемов повышения интереса детей к занятиям физическими упражнениями, с решением воспитательных задач в процессе занятий физическими упражнениями и т.п.

Объект и предмет исследования. После описания актуальности следует выявить объект и предмет исследования. То есть что конкретно будет изучать студент и в какой области. Часто студенты путаются: что шире - объект или предмет? Шире - объект. Предмет как бы находится внутри объекта. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Объект исследования в самом общем виде - это педагогическое пространство, область, в рамках которой проводится исследование.

Объектом исследования в сфере физической культуры может быть образовательный процесс по физической культуре, система оздоровительной работы в образовательном учреждении, деятельность педагога в конкретных условиях и направлениях, двигательная деятельность человека во всем многообразии, система подготовки специалистов по физической культуре и т. п.

Предмет исследования -это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Точное определение предмета конкретизирует деятельность студента, избавляет его от попыток «объять необъятное».

Предметом могут выступать: содержание образования в области физической культуры; формы и методы деятельности специалиста по физической культуре; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания детей и подростков в процессе занятий физическими упражнениями и т.п.

Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования.

Гипотеза исследования. Исходя из темы исследования, его объекта и предмета можно приступить к выдвижению гипотезы.

При описании актуальности исследования была поставлена проблема. Теперь необходимо выдвинуть предположение, как ее можно решить. Гипотеза и есть предположение, догадка, представляющая собой возможный ответ на вопрос о решении проблемы. Однако проблема - очень широкое понятие, которое конкретизируется в предмете исследования. Поэтому гипотеза - это предположение о путях преобразования предмета исследования по созданию условий для его развития и совершенствования. Только при четком представлении о предмете исследования можно раз­работать гипотезу исследования.

В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое доказательство. Наиболее часто в студенческих исследовательских работах используются описательные и объяснительные гипотезы.

Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий изучаемых явлений, т. е. описательная гипотеза может определяться по схеме: эффективность совершенствования того или иного вида педагогической деятельности может быть повышена, если будет сделано то-то и то-то.

В объяснительной гипотезе дается пояснение возможных следствий из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы. Объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте.

Для доказательства (или опровержения) гипотезы и проводится исследование. Направление, по которому пойдет доказательство гипотезы, конкретизируется в цели исследования.

Цель и задачи исследования. Цель - это представление о результате. Ставя перед собой цель, студент представляет себе, какой результат он намерен получить. Формулировка цели исследования начинается с существительного: обоснование, разработка и т. п.

Намечая путь достижения цели, студент должен определить ряд шагов, которые он должен для этого сделать. То есть он формулирует задачи исследования. Задачи начинаются с глаголов (формулируются в виде поручений): изучить, определить, выявить, установить и т. п.

Определяя число задач, студент должен учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Например, нельзя определить влияние занятий футбол - гимнастикой на формирование осанки старших дошкольников, не изучив возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата детей.

Тема и название исследования. Определив тему и конкретные задачи, можно дать первый вариант формулировки названия работы. Часто понятия «тема» и «название» используют как синонимы. Эти два понятия действительно отражают почти одно и то же. Тема отражает суть исследования, его основное направление. Название - это конкретизация темы, точная формулировка того, что сделано в исследовании. Сразу найти точное краткое название - дело далеко не простое. Поэтому в начале исследования определяется тема как более широкое понятие, а уже потом, когда будет решен вопрос, в чем будет заключаться работа, формулируется название. В ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Название - это «визитная карточка» работы. Его лаконичность, четкое отражение в нем смысла исследования — признаки хорошей научной работы. Не следует забывать, что название ко многому обязывает. Если оно не соответствует содержанию работы, то это говорит об отсутствии у студента четкого представления о смысле исследования или о его небрежном отношении к работе.

Теоретические основы исследования. В основу любого исследования должна быть положена ведущая идея. Любое исследование строится не на пустом месте. В результате многих предшествующих исследований в науке сложились определенные теоретические концепции. Концепция - система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо, общий замысел.

Взятые за основу теоретические концепции, на которых будет строиться исследование, должны быть отражены в разделе «Теоретические основы исследования».

Теоретические основы исследования - это те учения, разработки, теории конкретных авторов, которые связаны с предметом исследования и объясняют именно его и только его. Как правило, описание теоретических основ исследования делится на две части:

1) научные положения и теории;

2) результаты фундаментальных исследований.

Научная новизна исследования. Весь ход исследования подчинен необходимости получения нового знания. В первом приближении вопрос о новизне возникает еще на стадии определения предмета - нужно обозначить, относительно чего будет получено такое знание. Новое знание в виде предположения о нем выдвигается в гипотезе.

На завершающем этапе исследования при осмыслении и оцен­ке промежуточных и окончательных результатов нужно дать кон­кретный ответ о его новизне. В определении научной новизны проявляется соотнесенность всех методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен объект и предмет исследования, показана актуальность темы, тем яснее самому студенту, что он выполнил это впервые.

При формулировании научной новизны исследования требуется ответить на вопрос: «Какие новые результаты получены в ходе исследования?»

Количество положений новизны может быть разным. В учебно-исследовательских работах студентов их обычно от одного до трех. Раздел новизны целесообразно строить в формулировках: разработаны; обоснованы; выявлены; раскрыты; установлены; и т.п.

Для конкретизации новое знание, полученное в исследовании, следует выделять словами «впервые», «новые данные» и т.п.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования - это возможность использования его результатов в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Прежде всего определяется практическая значимость того нового знания, которое получил студент в процессе исследования.

Так, определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации проведенного исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий.

Однако простого упоминания о том, где можно использовать результаты исследования, недостаточно, поскольку оно не дает представления о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы. Определяя значение проведенного исследования для практики, студент должен ответить на вопрос: «Какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?»

Все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют и конкретизируют друг друга. Они составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой исследовательской работы.

Примерные темы курсовых и ВКР.

1. Досуги как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

2. Народные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к физкультуре.

3. Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков владения мячом.

4. Подвижная игра как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

5. Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста.

6. Спортивные игры как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту.

7. Физкультурные праздники и досуги как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.

8. Единство работы ДОУ и семьи как средство приобщения родителей к проблемам воспитания здорового о ребенка.

9. Знакомство старших дошкольников с понятием «здоровье» как средство приобщения к основам здорового образа жизни.

10. Использование физкультурного оборудования как средство повышения уровня самостоятельной двигательной активности у старших дошкольников.

11. Использование литературно – художественных произведений о физическом воспитании как средство развития интереса к физической культуре и спорту в работе с детьми дошкольного возраста.

12. Знакомство старших дошкольников с историей развития спорта.

13. Влияние сюжетных подвижных игр на развитие творчества у детей младшего дошкольного возраста.

14. Использование тестов по физической культуре как средство повышения уровня физической подготовленности старших дошкольников.

15. Использование тестовых заданий для определения уровня физической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

16. Влияние разных типов физкультурных занятий на уровень развития движений у детей дошкольного возраста.

17. Игры – эстафеты для развития быстроты у детей дошкольного возраста.

18. Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

19. Использование музыки на физкультурном занятии как средство развития ритмичности и координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

20. Занятие по физической культуре как условие проявления типов темперамента у старших дошкольников.

21. Формирование представлений об Олимпийских Играх у детей старшего дошкольного возраста.

22. Организация туристических походов в старших группах ДОУ как средство развития выносливости у детей дошкольного возраста.

23. Формирование представлений у детей об организме человека на физкультурных занятиях.

24. Упражнения с мячом в физической подготовке детей шести лет к обучению в школе.

25. Двигательная активность в полноценном развитии детского организма.

26. Влияние эмоционального состояния ребенка на физическое здоровье.

27. Использование футбол – гимнастики в оздоровлении дошкольников.

28. Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности.

29. Изучение состояния проблемы воспитания ловкости у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.

30. Оздоровление дошкольников разных конституциональных типов методами психокинезотерапии.

31. Воспитание смелости у старших дошкольников на занятиях по физической культуре.

32. Учет гендерных различий в организации физкультурных занятий в ДОУ.

 

3. Указания к выполнению домашней контрольной работы.

      

  При заочном обучении важное значение имеет выполнение письменной контрольной работы, предусмотренной учебным планом. Выполнение кон­трольной работы способствует более глубокому усвоению учащимися дис­циплины и является одной из форм проверки их знаний. Выполнение контрольной работы является итогом самостоятельного изучения курса.
Варианты контрольной работы включают 5 вопросов.
Приступать к выполнению контрольной работы необходимо только по­сле изучения соответствующих тем курса. В работе должны быть отражены основные положения рекомендуемой литературы.

На первой странице пишется план работы. Планом являются вопросы, указанные в варианте. Необходимо строго придерживаться их при изложении материала.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради школьного формата. Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля не менее двух сантиметров для замечаний преподавателя.

На обложке тетради должен быть приколен бланк, утвержденного образца (берется в заочном отделении). На нем указываются следующие реквизиты: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.

Работа должна быть выполнена чернилами одного (синего, черного) цвета, аккуратно и разборчиво, не сокращая слов.

При оформлении записей в тетрадь необходимо выполнять общие к культуре их введения: соблюдать абзацы, новую мысль начинать с новой строки, схемы и таблицы выполнять строго карандашом с использованием чертежных инструментов.

Домашнюю контрольную работу разрешается выполнять и в компьютерном варианте. Объем должен составлять не менее 5 страниц текста компьютерного набора формата А-4, включая рисунки, таблицы и графики. Текст оформляется в редакторе Wоrd 96, шрифт TimesNewRoman,кегль 14.1,5 интервала, поля слева – 3,0 см., справа – 1,0 см., сверху и снизу – 2,0 см.

В конце работы должна быть указана литература, которой пользовался обучающийся, дата выполнения работы и подпись. Список используемой литературы должен иметь четкое подразделение на основную и дополнительную. В список дополнительной литературы включаются справочники, учебные пособия, публикации периодической печати др. В списке должно быть не более 10-12 источников. В списке литературы указывается ФИО авторов в алфавитном порядке, полное название работы, место издательства, год издания.

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «незачтено». Незачетная работа возвращается обучающемуся с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

По получении проверенной контрольной работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого обучающийся выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

Обучающиеся, не выполнившие контрольную работу или получившие отрицательную оценку, к экзаменационной сессии не допускаются.

 

Качество письменной работы оценивается прежде всего по тому, насколько самостоятельно, грамотно и логично слушатель - заочник излагает основные проблемы темы, содержание и анализ первоисточников, правильность тестовых заданий.

Изложение должно носить творческий характер. Оценка работы складывается с учетом полноты и глубины освещения вопросов, степени самостоятельности в их изложении, полноты использования имеющейся по данной теме литературы, умения связать теоретические вопросы с практической деятельностью по специальности.

Запрещается списывание текстов из брошюр, статей и учебников, слепое копирование работ из Интернета.


Контрольную работу следует писать разборчиво, без поправок, остав­ляя поля для замечаний рецензента. Страницы работы должны быть прону­мерованы. Работу следует подписать и указать дату ее выполнения. Следует оставлять место для рецензии преподавателя.

Контрольную работу необходимо выполнять в срок, установленный учебным планом. Объем контрольной работы должен быть в пределах 12 листов ученической тетради.

Зачету не подлежит работа, выполненная не по своему варианту, в ко­торой неверные ответы даны на два вопроса, если ответы на вопросы носят поверхностный характер.

Учащийся не получивший зачет по контрольной работе, выполняет этот же вариант, но в другой тетради с учетом указаний и замечаний препо­давателя - рецензента, данных на первую работу. Первая контрольная работа также высылается в колледж. Проверенная контрольная работа предъявляет­ся преподавателю перед зачетом. На зачете преподаватель может проверить знание учащегося по вопросам контрольной работы. Если рецензент требует доработать контрольную работу, то это надо делать в письменной форме в тетради, в которой выполнена работа. Доработанное задание в колледж на повторное рецензирование не нужно посылать, а нужно предъявить препода­вателю во время экзаменационной сессии.

При затруднении в написании контрольной работы учащиеся-заочники могут обратиться к преподавателю за консультацией.

 

 

Домашняя контрольная работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.009 с.)