Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Обоснование актуальности разработки и внедрения технологий повышения вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели, виды деятельности. Исходя из концепции ФГОС второго поколения [1] по физической культуре, целью школьного образования стало — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. На протяжении последних лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовленность детей, школьников и студенческой молодежи, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у обучающихся общеобразовательных школ. Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания всего общества. Основной причиной увеличения количества детей с заболеваниями связано с малой двигательной активностью в течение дня. Привлечение учащихся к занятиям физической культурой является одной из основных социально-педагогических проблем. Решение этой задачи должно рассматриваться с двух позиций – личностно значимой и общественно необходимой. На сегодняшний день, учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов, направленных на социализацию и личностное развитие детей и молодежи средствами физической культуры и спорта, на успешную реализацию программы освоения обучающимися учебных действий в областях познавательной, физической, нравственной, эстетической, коммуникативной, трудовой культуры и тесно связан с комплексным воздействием на их морфофункциональную, психофизиологическую сферу и состояние здоровья. В сочетании с другими формами обучения достигается формирование физической культуры личности, которая включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Однако восприятие традиционных учебных занятий по физической культуре, монотонность и непривлекательность содержания программного материала, недостаток современного спортивного инвентаря и оборудования оценивается как «социальная обязанность», а не как естественная потребность. Принуждение к любому виду деятельности, в том числе и к «физкультурно-спортивной», воспитывает нежелание следовать ни советам, ни требованиям педагога. Таким образом, в настоящее время как никогда становится актуальным вопрос разработки и внедрения технологий повышения вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно - спортивных мероприятиях.
2. Описание технологий, включая описание процедуры и критериев оценки эффективности реализации здоровьесберегающих программ в общеобразовательных организациях Описание технологий повышения вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях. Основным «психологическим» ресурсом мотивации к ведению здорового образа жизни и занятиям физической культурой и спортом может быть опора на основные жизненные ценности и приоритеты. По результатам исследования уровня вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно - спортивных мероприятиях, и существующих подходов за контролем динамики состояния физического и психического здоровья и физической подготовленности обучающихся выявлен относительно стандартный набор мотивов, по которым обучающиеся занимаются физической культурой и спортом, участвуют в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, а также ведут здоровый образ жизни. Главенствующими мотивами занятиями физической культурой и спортом оказались «стремление к здоровому образу жизни» и «общение». Дополнительно у обучающихся 3-4 классов ведущим мотивом стало «физическое превосходство над сверстниками». Для большинства обучающихся 8-11 классов ведущим мотивом к занятиям физической культурой и спортом является «физическое совершенствование». Основным мотивом ведения здорового образа жизни обучающихся с третьего по седьмой классы стали рекомендации/традиции семьи, тогда как обучающихся 8-11 классов в большей степени мотивирует улучшение самочувствия и физическое совершенствование. При выявлении мотивов участия в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях обнаружено, что мотивами для обучающихся 3-7 классов является общение. В старших классах ведущие мотивы сменяются на «воспитание силы воли». Необходимо учитывать ведущие мотивы для каждой категории обучающихся при подготовке документов планирования и при проведении занятий. Рассматривая технологии повышения вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, стоит отметить непосредственное влияние родителей обучающихся на вовлеченность в процесс физического воспитания и мотивацию обучающихся к занятиям.
Учитывая результаты исследования уровня вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, и существующих подходов за контролем динамики состояния физического и психического здоровья и физической подготовленности обучающихся, работа с родителями является важной составляющей в процессе физического воспитания. Необходимо вести просветительскую деятельность для родителей по вопросам здоровья, физического развития ребенка, необходимости формирования навыков здорового образа жизни, важности занятий физическими упражнениями, профилактики гиподинамии, участия в физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях и других проблем, связанных с двигательной активностью и здоровым образом жизни. Обсуждение данных вопросов обеспечит осознанное отношение родителей к важности занятий физической культурой и спортом. Кроме того, учителями физической культуры может быть обеспечено консультирование родителей по вопросам физического развития ребенка. Повышению вовлеченности (мотивации) обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом способствует применение на уроках физической культуры современных технических средств. Такими средствами могут выступать фитнес-трекеры, фитнес-браслеты, смартфоны, часы и другие гаджеты с возможностью отслеживания двигательной активности, частоты сердечных сокращений и других показателей обучающихся. Использование современных технических средств в подготовке домашнего задания повышает вовлеченность в процесс его выполнения, таким образом, способствуя систематическим занятиям физической культурой. Фитнес-трекеры, умные часы и фитнес-браслеты обладают широким функционалом и умеют определять количество пройденных шагов и этажей за период времени, пройденное расстояние, физическую активность в день в минутах, количество сожженных калорий и многие другие показатели. Для реализации технологий использования современных технических средств на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности необходимо обеспечить образовательную организацию достаточным количеством современных технических средств. В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329 -ФЗ, Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2015 г. N 2390-р утвержден перечень официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Для повышения вовлеченности (мотивации) обучающихся в участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях необходимо разработать систему поощрения участников. Данная система также должна предусматривать возможность поощрения участия в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях обучающихся с ОВЗ.
Критерии оценки эффективности реализации здоровьесберегающих программ в общеобразовательных организациях 1. Начальная диагностика. Предусматривает ли программа начальную диагностику физического и психического состояния, и физической подготовленности обучающегося. 2. Достижение цели программы. Итоговый уровень достижения цели программы. 3. Выполнение задач программы. Количество выполненных задач в ходе реализации программы. 4. Выполнение количественных показателей. Сумма выполненных количественных показателей. 5. Уровень теоретической подготовки обучающихся. Объем знаний (в процентах), предусмотренных программой, освоенный обучающимся. 6. Уровень практической подготовки обучающихся. Уровень овладения обучающимися умениями и навыками (в процентах), предусмотренными программой. 7. Соответствие прогнозируемых и реальных результатов обучающихся. Уровень соответствия прогнозируемых и реальных результатов обучающихся. 8. Полнота выполнения программы. Насколько выполнено расписание занятий здоровьесберегающей программы. 9. Проведенные внеурочные мероприятия. Количество проведенных внеурочных мероприятий, предусмотренных программой. 10. Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы. Проведено ли выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы. 11. Внесение корректив в содержание и методику реализации здоровьесберегающей программы. Необходимость корректировки программы и степень необходимой проработки. 12. Вовлечение родителей в процесс физического воспитания. Предполагает ли программа вовлечение родителей в процесс физического воспитания. Процедура оценки эффективности реализации здоровьесберегающих программ в общеобразовательных организациях Каждому критерию оценки эффективности реализации здоровьесберегающих программ в общеобразовательных организациях разработаны индикаторы и показатели, позволяющие оценивать эффективность реализации здоровьесберегающих программ в общеобразовательных организациях. Для оценки эффективности реализации здоровьесберегающих программ в общеобразовательных организациях необходимо сложить баллы, соответствующие результатам оценки по каждому критерию. 1. Программа предусматривает начальную диагностику – 1 Программа не предусматривает начальную диагностику – 0 2. Цель достигнута – 2 Цель не достигнута – 1 Невозможно достичь цели – 0 3. Задачи программы выполнены полностью – 3 Задачи программы выполнены частично – 2 Задачи программы не выполнены – 1 Невозможно отследить выполнение – 0 4. Количественные показатели выполнены полностью – 3 Количественные показатели выполнены частично – 2 Количественные показатели не выполнены – 1 Отсутствуют количественные показатели – 0 5. Высокий уровень: 100-80%, специальные термины обучающийся употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием – 3 Средний уровень: 70-50%, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой – 2 Низкий уровень: менее 50%, ребёнок избегает употребления специальных терминов – 1 6. Высокий уровень: 100-80%, уверенно использует инвентарь, выполняет практические задания – 3 Средний уровень: 70-50%, работает с инвентарем с помощью педагога, выполняет упражнения на основе образца – 2 Низкий уровень: менее чем 50%, испытывает серьёзные затруднения при работе с инвентарем, может выполнить самые простейшие упражнения – 1
7. Результаты совпадают полностью – 3 Совпадают частично – 2 Не совпадают – 1 Прогнозируемые результаты отсутствуют – 0 8. Выполнено полностью – 3 Выполнено более 50% – 2 Выполнено менее 50% – 1 Не выполнено – 0 9. Проведены все запланированные мероприятия – 4 Проведено более 50% мероприятий – 3 Проведено менее 50% мероприятий – 2 Мероприятия не проведены – 1 Мероприятия не запланированы – 0 10. Выполнено – 1 Не выполнено – 0 11. Нуждается в существенной переработке – 0 Нуждается в корректировке – 1 Нуждается в незначительной корректировке – 2 12. Программа предполагает активное вовлечение родителей – 3 Программа предполагает умеренное вовлечение родителей – 2 Программа предполагает низкое вовлечение родителей – 1 Программа не предполагает вовлечение родителей – 0 Итоговая сумма баллов указывает на уровень эффективности реализации здоровьесберегающей программы: 31 – 25 баллаов – наиболее эффективно реализованная программа 24 – 18 балл – программа реализована со средней эффективностью 17 – 12 – низкий уровень эффективности реализации программы Менее 14 баллов - программа реализована неэффективно 3. Предлагаемая схема распространения технологий на различных уровнях управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный, локальный) Федеральный уровень На федеральном уровне схема распространения технологий может быть представлена в следующем виде. Этапы распространения технологий 1. Аналитический этап: анализ здоровьесберегающей деятельности и технологий вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом на федеральном уровне. 2. Проектировочный этап: разработка программ здоровьесберегающей деятельности и технологий вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом для федерального уровня с рекомендациями для регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения. 3. Формирующий этап: реализация программ здоровьесбережения и технологий вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом. 4. Констатирующий этап: подведение итогов реализации программ здоровьесберегающей деятельности и технологий вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом и определение направлений дальнейшего совершенствования системы здоровьесбережения в образовательных организациях. Региональный уровень Этапы реализации мероприятий по внедрению и реализации технологий повышения вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях. 5. Аналитический этап: анализ здоровьесберегающей деятельности и технологий вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом в региональном образовательном пространстве (анализ региональных законодательных актов
по проблемам здоровьесбережения и вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом; анализ статистических данных о здоровье обучающихся и педагогов и о вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом; анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций; анализ деятельности образовательных организаций по вовлечению (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом; анализ реализации научно-исследовательских проектов по проблеме здоровьесбережения и по проблемам вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом. 6. Проектировочный этап: разработка программ здоровьесберегающей деятельности и деятельности по вовлечению (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения. 7. Формирующий этап: реализация программ здоровьесбережения и технологий вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом в региональном образовательном пространстве. 8. Констатирующий этап: подведение итогов реализации программ здоровьесберегающей деятельности и технологий вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом и определение направлений дальнейшего совершенствования системы здоровьесбережения и вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом в образовательных организациях. Система мер и мероприятий по реализации технологий повышения вовлеченности (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций в систематические занятия физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни и участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях 1. Разработка региональной модели здоровьесбережения и вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом в образовательных учреждениях.
2. Разработка образовательных технологий, формирующих ценности здоровья и здорового образа жизни, механизмов вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом. 3. Создание нормативно-правовой базы реализации здоровьесберегающих учебных программ и технологий, организации здорового школьного питания. 4. Модернизация школьного питания, направленная на повышение его качества, включая внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление организацией школьным питанием. 5. Определение набора обязательных показателей оценки качества развития и здоровья обучающихся. 6. Разработка технологий и инструментария для диагностической, коррекционной, развивающей, профилактической деятельности по здоровьесбережению. 7. Проведение динамической оценки эффективности проводимых здоровьесберегающих мероприятий, ведение официальной статистики сравнительных показателей состояния развития и здоровья обучающихся. 8. Осуществление мониторинга здоровья обучающихся и педагогов, а также мониторинга здоровьесберегающих технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. 9. Проведение социологических исследований по таким параметрам как самооценка здоровья обучающимися, приоритеты в их жизни, отношение к факторам риска и др. 10. Публикация в открытой печати сведений о динамике развития и здоровья учащихся и воспитанников и педагогов в процессе обучения. 11. Установление ответственности образовательных учреждений и органов управления образованием за нанесение ущерба развитию и здоровью обучающихся. 12. Обеспечение межведомственной координации, взаимодействия органов образования с органами здравоохранения, культуры, социальной и экологической защиты, физкультуры и спорта, средствами массовой информации. 13. Создание межведомственной комиссии по внедрению в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий. 14. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров для эффективной организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
15. Проведение научных исследований, конференций по проблемам здоровьесбережения. 16. Разработка учебно-методической литературы по проблемам здоровьесбережения. 17. Организация совместных семинаров для школьных врачей, медсестёр, педагогов, психологов, преподавателей физкультуры, администраторов по обучениюметодам межведомственной интеграции в вопросах охраны и укрепления здоровья участников образовательного процесса. 18. Пропаганда здоровьесбережения среди родителей, проведение собраний, бесед, консультаций, встреч со специалистами, организация клубов, проведение тренингов. 19. Разработка и реализация научно-исследовательских проектов, создание экспериментальных площадок. Муниципальный уровень На муниципальном уровне реализация технологий идет в соответствии с региональной программой и инициативами и включает в себя в том числе, следующие мероприятия: 1. Создание нормативно-правовой базы реализации здоровьесберегающих учебных программ и технологий вовлечения (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом, организации здорового школьного питания. 2. Определение набора обязательных показателей оценки качества развития и здоровья обучающихся. 3. Разработка технологий и инструментария для диагностической, коррекционной, развивающей, профилактической деятельности по здоровьесбережению и вовлечению (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом. 4. Проведение динамической оценки эффективности проводимых здоровьесберегающих мероприятий, ведение официальной статистики сравнительных показателей состояния развития и здоровья обучающихся и вовлечению (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом. 5. Осуществление мониторинга здоровья обучающихся и педагогов, а также мониторинга здоровьесберегающих технологий, мероприятий по вовлечению (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом реализуемых в образовательных учреждениях. 6. Обеспечение межведомственной координации, взаимодействия органов образования с органами здравоохранения, культуры, социальной и экологической защиты, физкультуры и спорта, средствами массовой информации. 7. Организация совместных семинаров для школьных врачей, медсестёр, педагогов, психологов, преподавателей физкультуры, администраторов по обучению методам межведомственной интеграции в вопросах охраны и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Локальный уровень На уровне образовательной организации рекомендуется реализация следующих мероприятий. Этапы реализации программы: I. Подготовительный – анализ сложившейся ситуации и разработка программы. II. Основной – реализация программы. III. Заключительный – подведение итогов, анализ проделанной работы. Основные направления программы: 1. Организационно-методическая деятельность по здоровьесбережению обучающихся и вовлечению (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом. - мониторинг здоровья школьников, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения; - разработка рекомендаций по проведению спортивно-оздоровительного классного часа в школе, динамических пауз, физкультминуток на уроке; - организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей; - разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим технологиям; - проведение мероприятий по вовлечению (мотивации) обучающихся общеобразовательных организаций (в том числе обучающихся с ОВЗ) в систематические занятия физической культурой и спортом 2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно- оздоровительных мероприятий.
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений;
- организация профилактических осмотров состояния здоровья детей и учителей в школе; - профилактика болезней (близорукости, сколиоза, инфекционных заболеваний, социально значимых заболеваний; - мониторинг состояния здоровья школьников с целью определения важнейших направлений их оздоровления. 3. Организация питания. - организация питания детей с учётом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы; - охват всех обучающихся горячим питанием; 4. Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе. - мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье детей; - мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу; - работа службы психолого-педагогического сопровождения для детей, имеющих трудности в обучении; 5. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса. - контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки, за объёмом домашнего задания. - контроль за выполнением программ по предметам ОБЖ, физкультуры. - организация мероприятий по ЗОЖ, ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях. - организация отдыха во время перемен. - введение в систему уроков мероприятий по профилактике здоровьесбережения. 6. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта. - проведение круглого стола по вопросу «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса». - введение спортивно-оздоровительных дней в школе. - организация массовых соревнований.
- использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке. - осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик. - разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.66 (0.015 с.) |