Тема 5. Общее равновесие. Тория выбора в условиях неопределенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Общее равновесие. Тория выбора в условиях неопределенности



План практического занятия

1. Основные модели установления равновесия на товарном рынке. Модель общего равновесия Л. Вальраса., В.Парето

2. Эффективность и общее равновесие. Критерии общественного благосостояния.

3. Теория внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Теорема Коуза. Применении теории внешних эффектов.

4. Общественные блага и их виды. Спрос и предложение на общественные блага. Функция государства по продуцированию общественных благ

5. Рынок с ассиметричной информацией. Последствия ассиметричности информации для покупателей и продавцов. Основные способы преодоления последствий ассиметричности информации на отдельных рынках.

6. Содержание понятий неопределенности и риска. Измерение риска. Принятие решений в условиях неопределенности. Взаимосвязь неопределенности и риска.

7. Спекуляция на товарном и фондовом рынках. Основные способы снижения степени риска на рынках товаров и капитала. Экономическая безопасность.

8. Теория общественного выбора Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии. Модель медианного избирателя. Лоббизм. Пародокс голосования. Логроллинг.

9. Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики. Политико-экономичекий цикл.«Провалы» государства.

Вопросы для самоконтроля:

1) Совпадают ли понятия идеального и реального равновесия, частичного и общего?

2) Расшифруйте модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. В чем ее основные недостатки?

3) Модель равновесия В. Парето?

4) Что такое «общественные блага»? Кем финансируется создание чисто и частично общественных благ?

5) Что такое «внешние эффекты»? Объясните их суть.

6) Понятие дохода и понятие уровня жизни. Основные показатели уровня жизни.

7) Функциональное и количественное распределение доходов. Кривая Лоренца.

8) Считаете ли Вы необходимым мероприятия государства по социальной помощи населению. Каковы основные каналы социальной помощи?

9) Каковы причины и формы государственного регулирования экономики?

10) Перечислите и дайте краткую характеристику функциям, которые государство выполняет в экономической сфере.

Домашнее заданиеК ТЕМЕ 5:

1. Напишите эссе на одну из тем:

1) Внешние эффекты и современный рынок. Значение теории Коуза.

2) Преимущества и «провалы» рынка.

3) Безусловный базовый доход и благосостояние

Литература

1. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - Пер с англ., в 2-х томах: Уч. пособие, М.: Туран, 1996. - Т. 2., гл. 32.

2. Мэнкью Н. Г. Принципы микроэкономики.2-е изд.- С-Пб.: Питер, 2003 -. гл. 10-11.

3. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. для вузов, обучающихся по экон. спец.. - М.: Владос, 2005. - гл. 21

4. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах./ Д.Н. Хайман.- М.: Финансы и статистика, 1992. - Т. 2. гл.16-18

5. Пиндайк Р. Микроэкономика: Сокр. пер с англ / Р. Пиндайк, Д., Рубинфельд - М.: «Экономика», «Дело», 1992.-Гл. 15,17.

6. Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика: Пер с англ.: 16 –е изд.: Уч. Пос.- М.: «Вильямс»,2000.- гл 16-19.

7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб для вузов. - 2-е изд., М НОРМА,2002. -. Гл.11.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ курсовой РАБОТЫ

 

Обязательным элементом изучения дисциплины «Микроэкономика (продвинутый курс)», об является выполнение курсовой работы.

1. Курсовая работа, представляемая к защите, должна включать в себя:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список литературы;

– приложения.

2. Общий объем курсовой работы – 35-40 страниц машинописного текста без приложений.

3. Титульный лист является первой страницей курсовой работы (номер страницы не проставляется) и заполняется по строго определенным правилам оформления, определяемым учебным заведением.

4. Заголовки глав и параграфов курсовой работы должны точно соответствовать выбранной теме и полностью ее раскрывать кратко, логично и аргументировано, являться основанием для формулирования выводов, разработки рекомендаций и их обоснования.

5. Введение является важной частью курсовой работы, оно ориентирует исследователя на раскрытие заявленной темы, а также содержит все необходимые квалификационные характеристики.

6. Во введении в сжатой форме отображается основная суть всей работы, все ее фундаментальные положения, отражаемые в соответствующих контекстах.

7. Объем введения должен составлять 1,5 – 3 страницы.

8. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для выбора темы и проведения исследования. Здесь также должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной темы с другими исследованиями.

Актуальность – обязательное требование к любой курсовой работе. Освещение актуальности позволяет понять тему исследования и оценить ее с точки зрения значимости.

От формулирования научной проблемы логично перейти к определению цели и формулировке задач исследования(обычно даются в форме перечисления: изучить…, описать…, исследовать…, выявить…, и т.д.). Основная цель курсовой работы должна быть разумной и соответствовать критериям «конкретность, измеримость, достижимость», быть соотнесенной с ресурсами и другими возможностями объекта, иметь ограничения по времени ее достижения. То есть цель должна быть реальной. Поставленная цель — это тот гипотетический результат, который должен быть достигнут. Формулировки задач необходимо тщательно продумать, поскольку описание их решения составляет содержания разделов, глав курсовой работы. Оптимальное число реализуемых задач в курсовой работе – не менее трех и не более шести, данное число задач позволяет четко структурировать материал исследования, не выходя за рамки обозначенной темы и объема курсовой работы.

Введение должно содержать указание объекта исследования. Объект исследования – это избранный элемент реальности, который обладает четкими границами, относительной автономностью существования по отношению к окружающей среде. Объектом исследования может быть самостоятельный участок предприятия, предприятие, регион и тому подобная обособленная целостность. Объект – исследования как кибернетическая модель (черный ящик) представляет собой процесс или явление, порождающие, как правило, проблемную ситуацию, требующую своего разрешения.

Далее указывают предмет исследования как ту часть выбранного объекта исследования (часть процесса), которая оказывает влияние на всю систему объекта и на которую направлено основное внимание студента. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта исследования и что определяет тему работы, практически совпадает с ее названием. В теме отражается проблема в ее характерных чертах, т.е. очерчены рамки исследования и конкретизируется основной замысел.

Во введении необходимо представить теоретическое, методологическое и практическое значение изучаемой проблемной ситуации, которое заключается в возможности использования результатов работы на практике. При этом необходимо представить анализ степени разработанности проблемы.

Если курсовая работа имеет научно-практический раздел, в котором анализируемые данные, полученные самим студентом, желательно охарактеризовать методы исследования, которые служат инструментом получения фактического материала, необходимого для достижения поставленной в курсовой работе цели.

Во введении дается краткая характеристика основных источников получения информации (научная периодика, монографии, документы, законы и т.д.).

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру курсовой работы, т.е. описать перечень ее структурных элементов.

9. В основной части формулируется проблема, излагается ее интерпретация в экономической теории, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора курсовой работы.

В соответствии с планом основная часть содержит две-три главы, каждая из которых делится на три-пять параграфов.

Первая глава носит теоретический характер. В ней автор определяет методологические и теоретические основы исследуемой проблемы.

В первой главе могут быть рассмотрены:

- основные категории изучаемого процесса;

- сущность выбранного явления;

- генезис явления;

- возможные тенденции или сценарии развития явления.

В первой главе освещаются экономическое содержание и значение предмета исследования. Необходимо также определить дискуссионные проблемы с представлением понимания определенного вопроса и анализ имеющихся точек зрения на их решение.

Высказывания авторов при критическом рассмотрении их точек зрения следует цитировать. Наличие различных подходов к решению проблемы, содержащихся в нормативных положениях и работах отдельных авторов, вызывает необходимость глубокого и критического их разбора. После этого автор курсовой работы обосновывает свое мнение с учетом практики работы организации по спорному вопросу или соглашается с одной из имеющихся точек зрения, выдвигая при этом собственные аргументы.

Как правило, первый параграф первой главы посвящается раскрытию сущности проблемы. В этом разделе курсовой работы должна быть четко сформулирована рассматриваемая проблема. Следует помнить, что постановка проблемы исследования предполагает следующий алгоритм: формулирование проблемы ‑ построение проблемы ‑ оценка проблемы ‑ обоснование проблемы ‑ обозначение проблемы. При разработке этого раздела, как и других разделов, необходимо акцентировать внимание на особенности, которые имеют отношение к теме исследования.

При освещении того или иного вопроса по направлению исследования в курсовой работе часто возникает необходимость, сослаться на какой-либо нормативно-правовой акт, при этом указывая его полное наименование, дату, номер и утвердивший его орган.

Вторая глава имеет аналитический характер. В этой главе дается общая экономическая характеристика субъекта, анализируется состояние проблемы. Материалами для анализа могут быть планы работы экономических субъектов, годовые отчеты, данные статистического наблюдения, служебная документация. Анализ и обработку информации необходимо проводить с помощью современных методов анализа.

Третья глава содержит предложения и рекомендации, которые должны носить конкретный характер, позволяющий осуществить их практическое применение. Это могут быть рекомендации, модели, методики, программы, прогнозы и проекты. Например, рекомендации могут быть представлены в форме аналитического обзора.

Методика может содержать алгоритм исследуемого процесса и служить инструментом управления. Для разработки методики требуется выявить и установить причины, зависимости, взаимосвязи внешней и внутренней среды исследуемого объекта.

Приветствуются и такие результаты, как «прогноз» и «проект». Особый интерес в прогнозе представляет перечень условий, при которых решение проблемы можно считать осуществимым. Проект представляет собой единый комплекс решения поставленной проблемы, включающий систему сбалансированных, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям мероприятий.

Все мероприятия, предложенные студентом, должны быть максимально конкретными. Особое внимание следует обратить на обоснованность предложений.

Основное внимание уделяется разработке комплекса мероприятий по теме исследования, позволяющих после их реализации обеспечить определенный экономический эффект. При этом важно определить состав мероприятий, содержание, последовательность и сроки внедрения. Обязательно надлежит провести их экономическое обоснование путем сопоставления разработанного варианта с фактическим положением дела.

Необходимо иметь в виду, что в научной работе автору принято давать оценку излагаемого материала в соответствии с нормами научной коммуникации, которые строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения «я». Желательно применять конструкции типа «по нашему мнению», «мы считаем», «в работе предлагается», «мы полагаем» и т.п.

Допускается изложение основной части в двух главах. В этом случае вторая глава содержит аналитическую и практическую части. Практические выводы и рекомендации, содержащие конкретные мероприятия с обоснованием, расчетами и практическими выкладками, могут включаться в состав обязательных параграфов.

Каждая глава заканчивается выводами, которые делаются на основе собранных данных и результатов проведенной студентом работы, т.е. анализа находящихся в его распоряжении материалов.

10. Заключение курсовой работы подводит итог проделанному исследованию в той или иной области. Заключение – это логическое завершение курсовой работы.

В заключении обязательно должны присутствовать:

- выводы, которые сделаны по теоретической главе;

- результаты по анализу объекта исследования, полученные по итогам написания аналитической главы;

- предложения по совершенствованию деятельности экономического субъекта в направлении исследуемой проблематики.

При написании заключения основное внимание уделяется раскрытию причин положительных и отрицательных сторон деятельности экономического субъекта.

 

2.1. Методические рекомендации по оформлению курсовой работы:

 

Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение 1)

Работа представляются руководителю в сброшюрованном виде (в папке со скоросшивателем).

Работа оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210×297 мм).

 Работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги одного сорта формата А4 (210 × 297мм) через полтора интервала и размером шрифта Times New Roman 14 пунктов.

Текст работы, таблиц и иллюстраций следует располагать на листах, соблюдая следующие размеры полей: поля: левое 25 мм, правое 10 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам (10 мм). При печати текстового материала следует использовать выравнивание «по ширине» (двухстороннее выравнивание).

 Нумерация страниц работы – сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе, содержании номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются вверху по центру арабскими цифрами (шрифт 10), без точки в конце.

Оглавление оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 7.0.11 2011.

Оглавление – перечень основных частей работы с указанием страниц, на которые их помещают.

Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или приводить заголовки в другой формулировке. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

В оглавлении слово «Содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту (посередине страницы) с прописной буквы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав.

Заголовки располагают симметрично тексту (посередине страницы).

Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно трем интервалам. Расстояние между заголовками – два интервала.

Каждую главу следует начинать с нового листа.

Главы и параграфы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделенного точкой.

Текст работы должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать действующим правилам.

 Иллюстративный материал оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.

Иллюстративный материал должен быть представлен рисунками. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости в приложении.

Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы, например: «Рисунок 2.3 – Система учета основных средств» (третий рисунок второй главы).

На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации должны иметь наименование и, если необходимо, пояснительные данные (подрисуночный текст). 

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей и оформляют их в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95. Таблицы, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости в приложении.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы, например: «Таблица 2.1 – Показатели ликвидности» (первая таблица второй главы).

На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать «… в соответствии с данными, представленными в таблице 3» при сквозной нумерации и «… по данным, представленным в таблице 2.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы, которые занимают объем более одной страницы, следует располагать в приложениях.

Библиографические ссылки в тексте работы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008.

 Выбор темы осуществляется магистрантом на основе его научных интересов по согласованию с преподавателем.

2.2. Примерные ТЕМЫ курсовых работ по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)»:

1. Особенности формирования и реализации концепции социальной ответственности бизнеса: мировой опыт и отечественная практика

2. Реализация социальной ответственности бизнеса в условиях экономического кризиса: мировой опыт и отечественная практика

3. Социальная ответственность бизнеса: региональный аспект

4. Оценка динамики инвестиционной привлекательности регионов РФ в условиях внешнеторговых санкций

5. Исследование инвестиционной привлекательности региона и результативности реализации его инвестиционной политики

6. Ценовая политика предприятий в современных условиях развития отечественной экономики.

7. Формирование и выбор ценовых стратегий предприятий в современных условиях развития экономики

8. Управление кадровым потенциалом в условиях модернизации отечественной экономики

9. Формирование, использование и оценка кадрового потенциала: мировой опыт и отечественная практика

10. Борьба конкурентных начал и монопольных тенденций в современной экономике: мировой и отечественный опыт.

11. Демонополизация и развитие конкуренции в современной экономике

12. Малый бизнес, его роль в современной экономике

13. Отрицательные внешние эффекты и их регулирование: международный и отечественный опыт.

14. Положительные внешние эффекты и их регулирование

15. Стратегии поведения и развития фирм в условиях неопределенности конкурентной среды.

16. Проблема выбора и защиты прав потребителя: международный опыт и перспективы

17. Проблема эффективности олигополистического рынка

18. Управление динамикой качества жизни населения: мировой и отечественный опыт

19. Перспективы развития предприятий топливно-энергетического комплекса: мировые тенденции и отечественная практика

20. Развитие ресурсного потенциала предприятия: мировой опыт и отечественная практика

21. Поддержание и развитие конкурентной среды в отечественной экономике

22. Динамика производительности труда в современных условиях развития экономики

23. Проблемы национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.

24. Проблемы признания и реализации интеллектуальной собственности в России

25. Проблемы формирования информационно-технической среды предпринимательства

26. Развитие институтов рыночной инфраструктуры в современной России

27. Рынок заемных средств: международный опыт, проблемы и перспективы развития в России

28. Рынок страховых услуг: международный опыт, проблемы и перспективы развития в России

29. Современные особенности регулирования естественных монополий: международный и отечественный опыт.

30. Неопределенность в модели потребительского выбора: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика

31. Несовершенство рынка и проблемы функционирования современной экономики: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика

32. Особенности потребительского нефункционального спроса: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика.

33. Особенности рыночной экономики в условиях цифровой трансформации: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика.

34. Отрицательные внешние эффекты и их регулирование: отражение в экономической теории, международный опыт российская специфика

35. Положительные внешние эффекты и их регулирование: отражение в экономической теории, международный опыт и российская специфика

36. Положительные внешние эффекты и особенности современной индустриальной политики: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика

37. Проблема асимметричной информации на товарных рынках: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика

38. Проблема взаимосвязи ресурсов в условиях цифровой экономики: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика.

39. Проблема выбора и защиты прав потребителя: отражение в экономической теории, международный опыт и российская специфика

40. Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в современной экономике: отражение в экономической теории, международный опыт и российская специфика

41. Формирование социальной ответственности бизнеса: отражение в экономической теории, международный опыт, проблемы и перспективы развития в России.

42. Формирование спроса на рынке наукоемких товаров: отражение в экономической теории, мировой опыт, проблемы и перспективы развития в России

43. Ценовая дискриминация на отраслевых рынках: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика

44. Частная собственность на землю: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика

45. Экономика домашнего хозяйства как базисный элемент микроэкономического анализа: отражение в экономической теории, мировой опыт и российская специфика.


3. Методические указания для организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки специалистов.

Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине: написание конспектов, подготовка ответов к вопросам, написание рефератов, решение контрольных и самостоятельных работ, подготовка научной статьи.

 

3.1. Методические рекомендации по написанию конспектов

Конспект (от лат. conspectus обзор) письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений.

В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Техника составления конспекта.

Необходимо просмотреть материал, выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины;

Снова прочитать текст и тщательно проанализировать его. Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.

Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом.

При конспектировании на аудиторных занятиях рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

1. Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.

2. Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.

4. Записи нужно создавать с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно необходимо употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

5. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.

6. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

7. Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Второстепенные слова нужно отбрасывать, без которых главная мысль не теряется.

8. Если в лекции встречаются непонятные термины, можно оставить место, а после занятий уточнить их значение у преподавателя.

 

3.2. Методические рекомендации по подготовке научного доклада, статьи

 Научная статья – это представление результатов какого-либо исследования для научной общественности. Научная статья обязательно включает элементы нового знания, которые и определяют её значимость. В отдельных случаях научная статья может содержать систематизацию, обобщение уже известных научных данных о процессе, явлении или объекте, на основе которого делаются новые выводы, прогнозы. Такая статья называется обзором научной литературы по определенной проблеме.

Выбор темы исследования неразрывно связан с выбором его объекта. Объект исследования – система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Получение знаний об объекте, необходимых для решения конкретной проблемы, поставленной в исследовании, осуществляется посредством изучения результатов целенаправленного научного воздействия на отдельные части объекта, называемые предметами исследования.

Предмет исследования – часть, сторона, свойство, отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях, т.е. это элемент объекта исследования. Предмет исследования является носителем группы или ряда существенных свойств, связей, или признаков изучаемого объекта и служит средством его научного познания.

После обоснования темы, определения объекта и предмета исследования формулируется цель исследования по данной теме. Цель исследования выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему «цель – средство – результат». Цель – заранее осознанный и планируемый результат. Основные элементы, формирующие содержание цели исследования: конечный результат, объект исследования, путь достижения конечного результата.

Задачами исследования называются вопросы, получение ответов на которые необходимо для достижения цели исследования. Как правило, выдвигаются следующие исследовательские задачи:

– выявление сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления и на этой основе его объяснение, характеристика;

– обоснование основных путей (методов, средств) решения проблемы.

Изучение научной литературы – это важный и длительный процесс, завершающийся написанием окончательного варианта статьи. Он включает ряд этапов: поиск источников; ознакомительное чтение; углубленное, изучающее чтение с выписками в форме конспектов, аннотаций, тезисов, реферирования; использование источников в процессе исследования для объяснения и интерпретации собственных результатов и наблюдений; ссылки на литературу в черновике; написание обзорной части работы; организация библиографического описания к работе и его окончательное редактирование.

Научное обобщение носит особый характер, оно отличается точностью, подчеркнутой логичностью, однозначным выражением мысли, которая строго аргументируется, а ход логических рассуждений акцентируется с помощью специальных средств связи.

Перечислим некоторые языковые средства научного стиля, чтобы вы могли придерживаться их при работе с рукописью:

– слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.);

– термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.);

– слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.);

– глаголы настоящего вневременного в обобщенно-отвлеченных значениях (речь ИДЕТ о проблеме..., отсюда СЛЕДУЕТ вывод..., СЛЕДУЕТ заметить, что..., вычисление (наблюдение) ПРИВОДИТ к следующему результату..., перейдем к следующему вопросу..., заключение носит предварительный характер..., из сказанного ранее вытекает..., это дает основание говорить о..., это говорит о... и др.);

– глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получим /получили.., применим..., используется, выражается, наблюдается и т.п.); чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что..., рассмотрим..., выведем...);

– преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем (полагаем, утверждаем…, нами установлено...).

– частотны существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

– краткие прилагательные: Пространство однородно и изотропно.

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова ЭТОТ, ЭТО, заменяйте их синонимами. Например, этот → подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п. В предложении преобладает прямой порядок слов (подлежащее – сказуемое – дополнения).

После подготовки черновых набросков отдельных разделов необходимо приступать к написанию рукописи статьи в целом. Разделы следует расположить в следующем порядке:

– аннотация;

– введение;

– экспериментальный раздел;

– аналитический/теоретический раздел;

– заключение;

– список использованных источников.

Введение может включать такие компоненты: обоснование и актуальность темы; краткий обзор литературы, характеристика предмета, объекта (объектов) а также методов исследования; выдвигаемая гипотеза; научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

В экспериментальном (исследовательском) разделе дается обоснование и описание методики исследования; приводятся полученные данные, размещается необходимый иллюстративный материал; формулируются выводы и обобщения.

В тексте статьи следует аргументировано выделить то новое и оригинальное, что вносит в разработку проблемы автор статьи. Текст должен обладать некоторым композиционно-сюжетным построением, направленным на последовательное и целенаправленное раскрытие для читателя процесса авторского поиска.

Аналитический или теоретический раздел посвящается анализу полученных экспериментальных результатов; их описанию, интерпретации в рамках существующей теории или представляет оригинальное теоретическое исследование.

Методический раздел может содержать аргументированные практические рекомендации, возможности и особенности использования результатов Вашей работы.

Заключение в краткой форме подводит итоги всей работы в виде тезисов или выводов, согласованных с целью и задачами исследования; указывает теоретическую и практическую ценность полученных результатов, их возможное внедрения, намечает дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.

Устный доклад при выступлении на конференции строится на основе введения, развернутого реферата содержания работы и заключения. Заранее узнайте об установленном регламенте выступления. Помните, что обо всем рассказать в отведенное время не удастся, поэтому отберите наиболее значимые и интересные результаты, факты, выводы, наблюдения. Постарайтесь их включить в свое выступление. Наиболее важные и интересные результаты можно представить в виде слайдов (не более одного-трех). Слайды облегчат ваше выступление на защите, сделают более доступным его восприятие слушателями и придадут дополнительную значимость вашей работе.

Доклад следует рассчитывать на 5 – 15 минут (в зависимости от регламента) и построить следующим образом:

а) название темы работы, обоснование ее новизны и практической значимости. Можно указать мотивы выбора темы;

б) цель и задачи работы;

в) характеристика предмета, объекта и материала исследования;

г) методы исследования;

д) основные результаты и выводы работы;

е) в заключение можно указать дальнейшие перспективы исследования;

ж) рассматриваемой пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.155 с.)