Кафедра «экономика и менеджмент» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «экономика и менеджмент»



КАФЕДРА «Экономика и менеджмент»

 

Н.А. Водопьянова

 

 Микроэкономика (продвинутый курс)

 

 

Электронные методические указания

 

 

Волжский

 2020                                                     


УДК 004 (075.5)

ББК 32.81

К 687

 

Рецензент:

 

Доцент кафедры «Экономической теории и экономической безопасности МОУ ВО «ВИЭПП», канд. эконом. наук

Коваленко О.А.

 

 

Издается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

   Водопьянова Н.А..

Микроэкономика (продвинутый курс) [ Электронный ресурс ]: методические указания / Н.А. Водопьянова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волжский, 2020. – Режим доступа: http://lib.volpi.ru. – Загл. с титул. экрана. – 48 с.

 

Методические указания содержат вопросы к практическим занятиям, вопросы для самоподготовки, домашние задания и примеры решения задач по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый курс)». Целью методического пособия является помощь в организации освоения необходимых компетенций, а так же закрепление, углубление и контроль знаний. Методические указания предназначены для магистрантов всех форм обучения.

 

 

 Ó Волгоградский

 государственный   технический

 университет, 2020

 Ó Волжский политехнический    институт, 2020

 


ОГЛАВЛЕНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 4
1.ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ…………………………. 6
1.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………….… 7
ТЕМА 1. Теория и моделирование спроса и предложения. Простые динамические модели рыночного равновесия на однотоварном рынке……....   7
ТЕМА 2. Теория поведения потребителей и рыночный спрос………………….... 13
ТЕМА 3. Производственная функция. Экономические издержки и поведение фирмы на различных рынках ………………………………………………………..   18
ТЕМА 4. Рынок ресурсов………………..…………………………………………... 26
ТЕМА 5. Общее равновесие. Тория выбора в условиях неопределенности…….. 29
2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………… 31
2.1.Методические рекомендации по оформлению КУРСОВОЙ работы…..……………………………………………………………………………   34
2.2. Примерные темы курсовых работ………………………………...................... 36
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………………………...   39
3.1.Методические рекомендации по написанию конспектов…………………… 39
3.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада, статьи……. 40
4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ…………………………. 44
5. ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ………………………………………………….... 52
6.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ КУРС)»…………..…   56
6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ………………………………. 58
Приложение …………………………………………………………………………... 61

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемые методические указания разработаны для магистрантов, обучающихся по направлению38.04.01 «Экономика». При работе над ним автор ставил целью помочь студентам эффективно организовать изучение дисциплины «Микроэкономика (продвинутый курс)».

Особенностью методических указаний является их практическая направленность. Она реализуется, во-первых, на основе изложения классических тем микроэкономики с точки зрения возможности использования их на практике, и, во-вторых, за счет особой логики изложения обучающих материалов.

В методических указаниях представлен материал для углубленного изучения всех разделов дисциплины. Каждый раздел включает следующие подразделы:

- план практического занятия

- вопросы для самоконтроля

- пример решения задач по теме

- домашние задания

- рекомендуемая литература

После освоения и творческого осмысления разработанных автором учебно-методических материалов студенты должны

Знать:

- теории установления равновесия на однотоварном рынке;

- теории потребительского поведения;

-  производственную функцию и теорию рынков ресурсов.

Уметь:

- по данным о функции спроса и предложения определять параметры равновесия, выигрыши (излишки) покупателей и продавцов;

- показывать влияние государственного ценообразования, включения страны в международную торговлю, введения импортных (экспортных) тарифов и субсидий на равновесную цену и равновесное количество, выигрыши продавцов и покупателей, общественное благосостояние;

- определять максимизирующий полезность выбор покупателя по данным о функции полезности, номинальном доходе и ценах товаров;

- выводить производственную функцию, зная функции  спроса на ресурсы

В конечном счете, успешно освоивший учебный материал студент будет владеть  базовыми профессиональными знаниями и навыками микроэкономического анализа, развитым и грамотным экономическим мышлением, позволяющим ему:

- ознакомиться с методами и моделями микроэкономического анализа;

- приобрести навыки решения практических экономических задач;

- развить навыки самостоятельного изучения современной учебной и научной литературы;

- находить и анализировать статистическую информацию, читать и понимать актуальные научные публикации по российским и мировым микроэкономическим проблемам, экономически осмысливать практические ситуации из реальной хозяйственной жизни и самостоятельно оценивать микроэкономические явления с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и минимизации потерь.

- продолжать более углубленное изучение поставленных проблем, вести самостоятельные теоретические изыскания.

Автор надеется, что методические указания будут полезно не только для решения сугубо утилитарной задачи – сдачи промежуточной аттестации, но и послужит стимулом для дальнейшей творческой работы магистрантов.

Подготовка к практическим занятиям

Практическое занятие ‑ одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических и практических вопросов, решение практических задач под руководством преподавателя.

Основной целью практического занятия является проверка глубины понимания магистрантом изучаемой темы, учебного материала и умения изложить его содержание ясным и четким языком, развитие самостоятельного мышления и творческой активности у студента.

На практических занятиях предполагается рассматривать наиболее важные, существенные, сложные вопросы которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами.

При этом готовиться к практическому занятию всегда нужно заранее. Подготовка к практическому занятию включает в себя следующее:

- обязательное ознакомление с планом занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение;

- изучение конспектов, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, содержания рекомендованных нормативных правовых актов;

- работа с основными терминами (рекомендуется их выучить);

- изучение дополнительной литературы по теме занятия, делая при этом необходимые выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- формулирование своего мнения по каждому вопросу и аргументированное его обоснование;

- запись возникших во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературы вопросов, чтобы затем на семинаре получить на них ответы;

- обращение за консультацией к преподавателю.

 На практическом занятии студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя, получает навыки устной речи и культуры дискуссии, навыки практического решения задач


1.1. Тематический план практических занятий

План практического занятия

1. Определение спроса. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы спроса. Изменение величины спроса и изменения в уровне спросе.

2. Определение предложения. Закон и кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Изменения величины предложения и изменения в уровне предложении.

3. Равновесие на однотоварном рынке и его динамика. Излишек потребителей и производителей.

4. Эластичность спроса: факторы и показатели Перекресная эластичность спроса. Эластичность спроса относительно дохода.

5. Эластичность предложения. Факторы влияющие на эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения.

Вопросы для самоконтроля:

1) Тождественны ли понятия «изменения в уровне спроса» и «изменение величины спроса»? Аргументируйте свой ответ примерами.

2) Известно, что, когда цены на бензин резко поднимаются, спрос на большие автомобили падает. Объясните, почему это следует рассматривать как изменение спроса, а не как движение по кривой спроса.

3) Как вы понимаете утверждение: «Закон спроса действует, потому что у потребителейесть возможность замены»?

4) Назовите факторы, под влиянием которых сдвигается кривая предложения (влево, вправо). Какие факторы определяют перемещение по кривой предложения (вверх, вниз)?

5) Изобразите графически пересечение кривых спроса и предложения. Найдите точку равновесия (равновесная цена) и определите условия, при которых возникает дефицит спроса (избыток предложения) и дефицит предложения (избыток спроса).

6) Проведите экономический анализ. Предположим, что функция спроса населения на данный товар Qd = 7- р, функция предложения данного товара: Qs = -5 + 2р, где Qd - объем спроса в млн шт. в год; Qs - объем предложения в млн шт. в год; Р -цена в рублях. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Что случится, если цена будет установлена на уровне 3 руб.?

7) Если Qd=1000-40p, а Qs = - 400+30p,. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

8) Проведите экономический анализ. Предположим, что цена 1 л молока возросла с 30 руб. до 30,3 руб, месячный объем производства увеличился с 10 тыс. л до 11,5 тыс. л. Определите ценовую эластичность предложения.

9) Проведите экономический анализ. Предположим, что в результате повышения цены товара с 5 руб. до 6 руб. объем спроса сократился с 9 млн шт. до 7 млн шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

10) Какова взаимосвязь торговой выручки и эластичности спроса?

11) Охарактеризуйте эластичность предложения по цене.

12) Как на практике используется теория эластичности спроса и предложения?

 

 

  ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ:

 

Задача № 1 Неблагоприятные климатические условия в Канаде привели к сокращению предложения злаковых культур на мировой рынок. К каким краткосрочным и долгосрочным (в случае многолетних неурожаев) последствиям это может привести?

 

Решение задачи №1 В краткосрочном периоде из-за наличия переходящих запасов в крупнейших странах экспортерах злаковых культур (эта величина в среднем составляет 20% от величины годовых потребностей в зерне, однако в некоторых странах, например США, она доходит до 40% от внутренних потребностей страны) серьезных изменений на мировом рынке не произойдет. Но в случае многолетних неурожаев кривая предложения злаковых культур сместится вверх и влевоÞравновесная рыночная цена повысится, а равновесное количество уменьшится (при прочих равных).

 

Задача №2 Заполните таблицу:

Товар Событие Неценовой фактор Смещение кривой спроса
1. Пищевые добавки телепередача о пользе пищевых добавок.    
2. Детское питание рост рождаемости.    
3. Автомобили рост цен на запчасти.    
4. Мороженное лето.    
5. Компьютеры IBM пользователи ожидают компьютеры более совершенной модификации.    
6. Кроссовки сезонная распродажа.    
7. Мотоциклы рост числа аварий с участием мотоциклистов.    
8. Витамины весенний авитаминоз.    

Решение задачи №2

Товар Событие Неценовой фактор Смещение кривой спроса
1. Пищевые добавки телепередача о пользе пищевых добавок. Изменение вкусов потребителей Вверх и вправо
2. Детское питание рост рождаемости. Изменение количества потребителей Вверх и вправо
3. Автомобили рост цен на запчасти. Изменение цен на товары-комплименты Вниз и влево
4. Мороженное лето. Предпочтения потребителей Вверх и вправо
5. Компьютеры IBM пользователи ожидают компьютеры более совершенной модификации. Ожидания потребителей Вниз и влево
6. Кроссовки сезонная распродажа. Ожидания потребителей относительно будущих цен Вверх и вправо
7. Мотоциклы рост числа аварий с участием мотоциклистов. Предпочтения потребителей Вниз и влево
8. Витамины весенний авитаминоз. Предпочтения потребителей Вверх и вправо

Задача №3

Допустим, функция спроса равна Qd = (№+100)–Р, а функция предложения Qs=(–№–50)+2Р, где Р — это цена в рублях, а величина спроса и предложения в штуках.

1) Найдите равновесную цену и равновесное количество.

2) Предположим, что правительство решило установить фиксированную цену PG=(№+40) рублей? Определите соответствующие величины спроса и предложения.

3) Наблюдается ли затоваривание или дефицит после вмешательства государства в экономику?

4) Каков будет объем потребления в этом случае?

 

Решение задачи №3:

Точку равновесия до вмешательства правительства в работу данного рынка находим из уравнения: Qs = Qd или 100 - Р = 2Р - 50.

Следовательно, Р0 = 50, Q0 = 50.

Если правительство снизит цену до 40 руб., то величина спроса достигнет 60 (Qd = 100 - 40 = 60), но предложение сократится до 30 (Qs = 2-4 0 - 50 = 30). Имеем избыточный спрос, равный 30 при таком же объеме продаж: Q = min(Qd, Qs) = 30.

 


 

 

Тест:

  Могут ли привести к сдвигу точки экономического равновесия из E1 в Е2 (рис.1).

а) рост заработной платы в отрасли, производящей данный товар;

б) сокращение налогов на фирмы-производительницы;

в) увеличение среднего дохода населения;

г) расширение спроса на данный товар вследствие успешной рекламной компании;

д) приход на местный рынок иностранных компаний;

е) рост издержек производства вследствие удорожания транспортных

расходов

.

Рис. 1. Рыночное равновесие

Решение теста:

а) нет;

б) да;

в) нет;

г) нет;

д) да;

е) нет.

 

Домашнее заданиеК ТЕМЕ 1

План практического занятия

1. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

2. Кривые безразличия потребителей и их свойства. Предельная норма замещения и ее изменение. Бюджетная линия и ее свойства. Равновесие потребителя.

3. Реакция потребителя на изменение дохода и цен благ. Кривые "доход-потребление" и "цена-потребление". Эффект дохода и эффект замещения.

Вопросы для самоконтроля:

1) В чем смысл и назначение теории потребительского поведения?

2) Охарактеризуйте понятия общая, предельная полезность блага.

3) Как полезность блага связана с его редкостью?

4) В чем суть закона убывающей предельной полезности?

5) В чем состоит парадокс воды и алмазов с точки зрения теории пре­дельной полезности?

6) Перечислите свойства кривых безразличия.

7) От каких факторов зависит изменение бюджетной линии потребителя?

8) В каких случаях поведение потребителя считается рациональным?

9) Какие товары называются низкокачественными?

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:

 Задача №1.

Предпочтения потребителя заданы в виде функции полезности U(x, y) = xy. Доход потребителя равен (100*№+800) ден.ед. Цены благ соответственно равны РX = 20, РY= 40. 1) Чему будет равен оптимальный набор для потребителя?

2) Представьте решение графически.

Решение задачи №1.

Запишем задачу в общем виде:

Поскольку оптимум в этом примере является внутренним, то должно выполняться условие

Таким образом, оптимальный набор должен находиться на прямой х = 2у и в то же время удовлетворять бюджетному ограничению.

Получаем систему из 2-х линейных уравнений:

Ее решение дает оптимальный набор:

Графическая интерпретация этой задачи:

 

  Рис. 2. Равновесие (оптимум) потребителя

Домашнее заданиеК ТЕМЕ 2

1. Решите тест:

1. Общая полезность это:

а) наибольшее количество блага, которое может приобрести потребитель на сумму своего дохода;

б) удовлетворение, получаемое субъектом в результате потребления всего объема приобретенного блага;

в) общая сумма денег, затраченная субъектом на приобретение избранного им потребительского выбора;

г) общая сумма денег, потраченная субъектом на приобретение всего избранного им количества данного блага.

2. Предельная полезность это:

а) добавочное удовлетворение, извлекаемое субъектом из одной дополнительной единицы конкретного блага;

б) оценка качества продукта;

в) сумма денег, заплаченная потребителем за последнюю единицу данного блага;

г) количество данного блага, необходимое субъекту для полного удовлетворения потребности в нем.

3. Закон убывающей предельной полезности устанавливает зависимость между:

а) желанием потребителя иметь данное благо и его материальными возможностями;

б) количеством благ в оптимальном потребительском наборе;

в) предельной полезностью и объемом потребления данного блага;

г) предельной полезностью и общей полезностью.

4. Равновесие потребителя это:

а) состояние потребителя, при котором он тратит всю сумму своего дохода;

б) состояние потребителя, при котором он получает максимальную полезность от потребляемых благ при данных ценах и доходе;

в) состояние потребителя, при котором он приобретает максимальное количество товаров на сумму своего дохода;

г) состояние потребителя, при котором он получает максимальный доход от потребляемых благ при данных ценах на них.

5. Кривая безразличия характеризует:

а) качество товаров, входящих в потребительский выбор;

б) цены товаров, входящих в потребительский выбор;

в) уровень дохода потребителя;

г) потребительские предпочтения.

6. На линии бюджетного ограничения расположены точки, соответствующие комбинациям благ, которые:

а) могут быть приобретены потребителем на всю сумму его дохода;

б) приносят потребителю одинаковую полезность;

в) приносят потребителю максимальную полезность;

г) приносят продавцу максимальный доход.

7. Предельная норма замещения показывает:

а) как изменится цена одного блага при изменении цены другого на одну дополнительную единицу;

б) какова цена одной дополнительной единицы замещаемого блага;

в) сколько нужно денег для приобретения набора благ, состоящего из одной дополнительной единицы блага «Х» и одной дополнительной единицы блага «Y»;

г) каким количеством одного блага готов пожертвовать потребитель в «обмен» на одну дополнительную единицу другого блага с тем, чтобы общий уровень полезности потребительского набора остался неизменным.

8. Рост дохода потребителя графически выражается:

а) движением линии бюджетного ограничения влево;

б) изменением угла наклона бюджетной линии;

в) перемещением бюджетной линии вправо параллельно первоначальному положению;

г) изменением угла наклона кривой безразличия.

9. Изменение цены блага графически выражается:

а) изменением угла наклона кривой безразличия;

б) перемещением бюджетной линии вправо параллельно первоначальному положению;

в) изменением угла наклона бюджетной линии;

г) изменением угла наклона кривой спроса.

10. Сущность эффекта дохода заключается в том, что:

а) снижение цены одного из благ, входящих в потребительский набор, увеличивает реальный доход потребителя, позволяя ему покупать всех продуктов больше;

б) снижение цены одного из благ, входящих в потребительский набор, увеличивает номинальный доход потребителя, позволяя ему покупать всех продуктов больше;

в) увеличение цены одного из благ, входящих в потребительский набор, увеличивает реальный доход потребителя, позволяя ему покупать всех продуктов больше;

г) увеличение цены одного из благ, входящих в потребительский набор, снижает номинальный доход потребителя, позволяя ему покупать всех продуктов больше.

2. Решите задачу:

Задача №1

 Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на диски. В табл. представлена полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и дисков. Цена журнала – 1,5 долл., цена диска – 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 диска и 10 журналов.

Количество

Журналы

Диски

TU MU P TU MU P
1 60     360    
2 111     630    
3 156     810    
4 196     945    
5 232     1050    
6 265     1140    
7 295     1215    
8 322     1275    
9 347     1320    
10 371     1350    

 Рассчитайте данные, заполните таблицу и определите:

 а) сколько денег тратит студент на покупку этого количества дисков и журналов;

б) какую полезность он получает от потребления дисков и журналов;

в) при какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной.

 Постройте график кривой предельной полезности дисков.


 

Рекомендуемая литература:

1. Борисов Е. Ф. Экономика [Текст]: учебник и практикум для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. специальностям / Борисов Евгений Филиппович. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. – 595с.

2. Микроэкономика: Теория и российская практика. Учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – 9-е изд. – М.: КНОРУС, 2011.

3. Павлова Т.А., Переверзева С.В. Поведение потребителя: Микроэкономический анализ. Учебное пособие/Под общ. ред. д.э.н., проф. Л.А. Миэринь. – СПб.: СПбГУЭФ, 2008. – 69 с.

4. Розанова Н.М. Микроэкономика: задачи и упражнения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 559 с.

5. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Микроэкономика [пер. с англ.]. – 18-е изд. – М.: Вильямс, 2008. – 744 с.

6. Сафрончук М.В. Микроэкономика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2009. – 246 с.

7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Учебник для студентов высших учебных заведений. –2-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 607 с.

8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. – 4-е изд. – М.: 2010. – 245 с.

9. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. для вузов, обучающихся по экон. спец.. - М.: Владос, 2005. - гл. 10

10. Курс экономической теории: учеб. - Под ред. Чепурина М. Н. -Киров. 1999.-гл. 6.

11. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - Пер с англ., в 2-х томах: Уч. пособие, М.: Туран, 1996. - Т. 2., гл. 23.

12. Мэнкью Н. Г. Принципы микроэкономики.2-е изд.- С-Пб.: Питер, 2003 -. гл. 4-6.

13. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб для вузов. - 2-е изд., М НОРМА,2002. -. гл.5.

14. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах./ Д.Н. Хайман.- М.: Финансы и статистика, 1992. - Т. 1. С. 235-277.

15. Пиндайк Р. Микроэкономика: Сокр. пер с англ / Р. Пиндайк, Д., Рубинфельд - М.: «Экономика», «Дело», 1992.-Гл. 3.

16. Фишер С. И Экономика./ С.И. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи - М.: Дело ЛТД,1993- гл.5-6.

 


План практического занятия

1. Производство и его сущность. Основные факторы производства и их свойства. Производственная функция и ее свойства. Совокупный, средний и предельный продукты факторов производства и их динамика. Закон убывающей отдачи от переменных ресурсов.

2. Изокванты и их свойства. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения ресурсов и ее динамика.

3. Изокосты и их свойства. Условие равновесия производителя.

4. Сущность издержек производства Издержки производства в краткосрочном периоде: виды и динамика. Долгосрочные издержки производства. Эффекты масштаба производства.

5. Доходы фирм (валовой, средний и предельный) и факторы, определяющие их величину. Прибыль фирм.

6. Фирма в условиях рынка совершенной конкуренции. Максимизация выгоды конкурентной фирмой в краткосрочном и долгосрочном периодах: определение оптимального объема выпуска. Эффективность конкурентных рынков.

7. Фирма в условиях монополистического рынка Коэффициент Лернера. Кривая спроса на продукт фирмы - монополиста. Цена и предельный доход фирмы-монополии. Оптимальный объем выпуска фирмы-монополии. Ценовая дискриминация: условия проведения и значение.

8.  Антимонопольное регулирование

9. Фирма в условиях рынка монополистической конкуренции Максимизация выгоды фирмами на рынках монополистической конкуренции Экономические последствия монополистической конкуренции

10. Фирма в условиях олигополистического рынка Максимизация выгоды фирмами на рынках олигополистической конкуренции. Стратегия поведения при олигополии и теория игр. Модель дуополии Курно.

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Разграничьте понятия: расходы, затраты, издержки, себестоимость. Дайте определение понятию бухгалтерские и экономические издержки.

2) Покажите на примерах, в чем заключается различие между внешними и внутренними издержками.

3) Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и общих издержек.

4) Раскройте содержание краткосрочного и долгосрочного периодов работы предприятия с точки зрения изменения факторов производства.

5) Объясните утверждение: «В долгосрочном плане не существует постоянных издержек; все издержки оказываются переменными».

6) Что такое отдача от масштаба и почему она существует?

7) Какова роль нормальной прибыли в стратегии предприятия?

8) Назовите условия и критерии рынка совершенной конкуренции.

9) Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции.

10) Каковы принципиальные варианты поведения совершенной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?

11) Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

12) Почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы является горизонтальной линией, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?

13) Каковы пути достижения точки безубыточности предприятиями?

14) При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?

15) Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?

16) Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?

17) Объясните, при каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

18) чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции?

19) Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

20) Проанализируйте плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции.

21) Опишите особенности олигополистического рынка. Каковы основные барьеры на пути проникновения на данный рынок?

22) Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях олигополии?

23) Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс».

24) Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

25) Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

26) Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?

27) Как измеряется степень монопольной власти фирмы?

28) Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных монополий?

29) В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?


 

Пример решения задач:

Задача № 1

Для какой модели рынка характерно применение следующих приёмов укрепления своих позиций и увеличения прибыли? Заполните таблицу, в нужном столбце поставьте знак «+».

  а б в г д е ж з и к л м
Чистая монополия                        
Монополистическая конкуренция                        
Олигополия                        
Чистая конкуренция                        

а) манипулирование количеством предложенного товара и ценой;

б) организация картелей;

в) лидерство в ценах;

г) реклама с акцентом на особых качествах своего товара, товарные знаки, торговые марки;

д) снижение издержек, повышение качества;

е) разработка уникального товара не имеющего заменителей;

ж) реклама используется как средство поддержание престижа;

з) предприятие владеет авторскими правами и патентами;

и) фирма учитывает реакцию конкурентов на собственные действия;

к) фирма обеспечивает равенство предельных издержек и предельного дохода;

л) постоянные снижения существующего уровня цен – «ценовая война»;

м) разработка новой упаковки.

Решение задачи №1

  а б в г д е ж з и к л м
Чистая монополия +         +   +   +    
Монополистическая конкуренция       +               +
Олигополия   + +       +   +   +  
Чистая конкуренция         +              

 

Задача №2

  Фирма «Маяк» в месяц имеет постоянные издержки – 350 тыс.руб., переменные 200 тыс. руб. Цена одного изделия – 2 руб. объем производимой продукции 230 тыс. шт. Определите степень монопольной власти фирмы «Маяк».

Решение задачи №2.

Индекс Лернера показывает относительное превышение монопольной цены над предельными издержками: L = .

Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана: IL = (P – AC)/P.

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:

IL = (P – AC)Q/PQ = Pr/TR.

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии.

L = = -0,2.

 

Задача №3

На рынке действуют две фирмы олигополистического типа. Каждая из них имеет 50% объема рынка. Фирмы придерживаются единой политики цен. Определите, при каком объеме производства и каком уровне цены фирмы максимизируют прибыль.

Заполните таблицу:

Объем выпуска (Q) Цена (P) Выручка (Pc) Предельный доход (MR) Общие издержки (TC) Предельные издержки (MC) Прибыль (Pr)
4 12     44    
6 9,8     51    
8 9,5     68    
10 7     87    
12 4     108    

Решение задачи №3:

Q=QA+QB

QB=Q-QA

ACА=ACB

MCА=MCB

MRА=MRB

Пmax, если MR А/В =MC А/В

MR=DTR/DQ

MC=DTC/DQ

Объем выпуска (Q) Цена (P) Выручка (Pc) Предельный доход (MR) Общие издержки (TC) Предельные издержки (MC) Прибыль (Pr)
4 12 48 - 44 - 4
6 9,8 58,8 4,6 51 3,5 7,8
8 9,5 76 8,6 68 8,5 67,5
10 7 70 -3 87 9,5 -17
12 4 48 -11 108 10,5 -60

При суммарном объеме производства в 16 ед. уровне цены 9,5 ден. ед. фирмы максимизируют прибыль.

Задача №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.208 с.)