Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь географических и этнических названий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Абхиры – скотоводческое племя, занимавшее одноименную территорию на юго-востоке совр. Гуджарата. Абхисары – одно из племен Пенджаба, локализующееся в районе совр. Пешавара либо в междуречье Джелама и Чинаба. Абхишахи – одно из племен Пенджаба; точно не локализуется. Аванти – страна в южной части плато Мальва, занимающая долину реки Нармада и западные склоны гор Виндхья. Амбаштхи – жители Амбаштхи, страны, занимавшей северную область Синда и часть Восточного Пенджаба до совр. Лахора. Анарта-нарриты – племена, занимавшие одноименную территорию полуострова Катхиавар и прилегающие с востока области Гуджарата и Мальвы. Анга, Анги – народ и страна, занимавшая территорию совр. Бихара южнее Ганга. Андхаки – племя, входившее в состав племенного союза Ядавов. Андхры – дравидийское племя, занимавшее часть одноименной территории совр. штата Андхра – между реками Годавари и Кришна. Аратты – жители Аратты (древнее название Пенджаба). Асикни – древнее название реки Чинаб в Пенджабе. Ашмаки – племя, которое локализуют на территории совр. Восточного Афганистана; есть сведения о переселении части племени на юг Индии. Бахлики – народ одноименной страны, граничившей (с запада?) с территорией мадров (см.); предположительно бахлики – иранское племя, переселенцы из Бактрии. Биндусарас – озеро в верховьях Ганга, место паломничества (см. комментарий). В словарь включены реалии, достаточно определенно поддающиеся идентификации; те реалии, которые идентифицировать не представляется возможным, см. по указателю и в комментарии. Бхаратаварша – древнее название Индии. Бхараты – наиболее значительное из древних арийских племен, упоминаемое уже в «Ригведе», обитавшее, по-видимому, первоначально на территории между реками Сатледж и Тринаб; позднее, в эпосе, приобретает более широкое значение – жители Бхаратаварши. Бхаргавы (потомки Бхригу) – в космографическом тексте «Бхишмапарвы» – название некоего племени, место обитания которого не установлено. Бходжи – народ одноименной страны, местоположение которой остается неопрделенным (по-видимому, в Центральной или Западной Индии); бходжи почитались одним из ответвлений рода Ядавов (потомков Яду). Вайтарани – река, отделяющая юг Деканского полуострова от его центральной части; также название мифической адской реки, отделяющей мир живых от подземного царства бога смерти.
Ванаю – страна, расположенная предположительно западнее Индии; более определенно не локализуется. Ванги – народ страны, занимавшей одноименную территорию в Восточной Бенгалии (совр. Бангладеш). Варвары (млеччхи) – название, объединяющее племена и народы, пребывающие за пределами брахманской культуры, противопоставляемые ариям, ее носителям. Васати – предположительно неарийская народность (не поддающаяся определенной локализации). Ватадханы – одно из племен Пенджаба, одноименная область обитания которого – совр. Бхатнайр. Ватсы – народность, занимавшая территорию на юге совр. штата Уттар Прадеш, западнее слияния Ганга с Джамной. Венна – река, предположительно отождествляемая с совр. Венгангой, левым притоком Годавари. Ветравати – река, обычно отождествляемая с совр. Бетвой, берущей начало в горах Виндхья (близ Бхопала) и впадающей в Джамну ниже Хамирпура. Видарбхи – народность, занимавшая одноименную территорию на юге совр. Штата Мадхья Прадеш (совр. Берар). Под Видарбхами Прибрежными подразумевается, вероятно, территория по течению реки Нармады. Видехи – индоарийское племя, одноименная страна обитания которого занимала территорию между Гангом и Гималаями, ограниченную реками Гандак на западе и Коси на востоке, со столицей в городе Митхиле. Видиша – река, на которой расположен одноименный город, совр. Бетва. Виндхья – горный хребет, отделяющий Северную Индию от Деканского полуострова. Випаша – одна из рек Пятиречья, совр. Биас. Витаста – одна из рек Пятиречья, совр. Джелам. Вришни, вришнийцы – то же, что ядавы, яду, одно из племен Западной Индии, возводивших свое происхождение к мифическому прародителю Яду (см.). Ганга – Ганг, великая река Северной Индии. Гандхамадана – горный хребет в Гималаях (округ Гархвал, север штата Уттар Прадеш), в древности отождествлявшийся с мифической горой, местопребыванием небожителей. Гандхара – страна гандхаров, занимавшая территорию у впадения в Инд реки Кабул (север совр. Восточного Пенджаба) и земли вдоль границы совр. Пакистана и Афганистана со столицей в г. Пурушапуре (совр. Пешавар).
Годавари – река, берущая начало в горах Западные Гаты на северо-западе Деканского полуострова и впадающая в Бенгальский залив южнее совр. Города Какинада (штат Андхра). Гомати (совр. Гомти) – левый приток Ганга, впадающий в него ниже г. Варанаси на территории штата Уттар Прадеш. Гопалы (пастухи) – условное обозначение племен Западной Индии, образующих воинство Кришны (Пастуха), которое, в отличие от недо самого, сражается на стороне Кауравов. Гора заката (аста) – мифическая гора, за которую, по поверьям, заходит солнце. Гунны – народ, происходящий из Центральной Азии, принадлежащий группе тюркско-монгольских народов, в I в. н. э. мигрировавшей в основном на запад; часть их отклонилась к югу и в IV-вв. вторглась в Северо-Западную Индию. Дарады – народ, обитавший на крайнем севере Индии, в районе совр. Гильгита (Дардистан). Дарвики, дарвы – по-видимому, родственные пенджабские племена, одноименные территории обитания которых – области между реками Джелам и Чинаб. Дашарны – народ, страна обитания которого с тем же названием занимала территорию между рекою Джамна и горами Виндхья (от Восточной Мальвы до западных областей Бихара, включая территорию Патны). Дашераки – племя, обитавшее на территории совр. Мальвы. Девика – совр. река Диг, приток Рави (в Восточном Пенджабе). Дравиды – здесь, видимо, название одного из дравидийских племен Южной Индии и места его обитания. Дришадвати – приток реки Сарасвати, упоминаемый еще в «Ригведе»; идентифицируется предположительно с совр. рекой Читанг южнее Курукшетры. Инд – великая река на территории совр. Пакистана. Индрапрастха – город, основанный, согласно эпосу, Пандавами на месте совр. Дели. Иравати – совр. река Рави, одна из рек Пятиречья, сливающаяся с Чинабом у г. Ахмадпура в Пакистане. Кавери – река в Южной Индии, протекающая восточнее Западных Гат. Кайласа (хемакута) – горный хребет в Гималаях в районе совр. Камаона; в древности отождествлялся с мифической горой, местопребыванием бога Шивы. Калинга – страна обитания неарийской народности калингов, занимавшая территорию побережья Бенгальского залива южнее совр. Ориссы, между реками Маханади на севере и Годавари на юге. Камбоджа – страна обитания народности Камбоджей (предположительно иранского происхождения); локализуется на юго-востоке совр. Афганистана (западнее Гандхары, район совр. Кандагара). Капила – название реки Нармады в верхнем течении. Каруши – население страны Каруша, расположенной на северо-востоке совр. штата Мадхья Прадеш, граничившей с Чеди на западе и Магадхой на востоке (район совр. города Рива). Каушики – река, отождествляемая с совр. рекой Коси, левым притоком Ганга, впадающим в него ниже Бхагалпура (по данным древней географии – приток Брахмапутры). Каши – древнее название Бенареса (Варанаси) и царства с центром в этом городе, граничившего на юге с Магадхой; кашийцы – его население. Каши-кошалы – здесь, по-видимому, название страны, охватывавшей территории Каши {см.) и Кошалы (Косалы), и народов, ее населяющих. Кашмиры – страна обитания кашмиров, занимавшая территорию совр. Штата Джамму и Кашмир между верхним течением Инда и горным хребтом Пир Пан джал. Кекая – страна Кекаев, рода, жившего на территории междуречья Биаса и Сатледжа в Пенджабе.
Керала – страна кералов, дравидийской народности, издревле населявшей Малабарский берег Южной Индии (совр. штат Керала). Кираты – страна киратов; под этим названием известны были отсталые охотничьи племена (предположительно монголоиды), жившие в предгорьях Гималаев на всем протяжении от Кашмира на северо-западе до Ассама и Трипуры на востоке. Китавы – возможно, то же, что гандхары, или родственное им племя в Гандхаре (см.). Конканы – страна конканов, занимавшая, очевидно, территорию исторической области Конкан на западе Деканского полуострова (совр. Гоа и прилегающие районы штатов Карнатак и Керала). Косала (Кошала) – страна косалов, занимавшая территорию на востоке совр. штата Уттар Прадеш (район совр. города Лакхнау), граничившая на юге с царством Каши (см.). Краунча – мифическая гора, с которой отождествляют либо южное ответвление горы Кайласа (см.), либо сохранившую это название гору в Восточных Гималаях, на севере Ассама. Краунча, Махакраунча – гора, помещаемая в эпосе и пуранах на фантастическом материке Краунчадвипа. Кришнавена – река, отождествляемая предположительно с совр. Кришной (Кистной). Кукуры – племя, родственное вришни (см.). Кулинды – страна кулиндов, совр. Гарвал (верховья Ганга); Кулинды Предгорья – возможно, территория западнее, район совр. Шахаранпура севернее Дели. Кунталы – страна кунталов, занимавшая территорию юго-запада совр. Хайдарабада до побережья Аравийского моря. Кунти – страна обитания одноименного племени, территория совр. Мальвы. Куру – народность или союз племен, сложившийся к началу 1-го тыс. до н.э. вокруг племени бхаратов (см.), мигрировавшего к этому времени из Пенджаба к верховьям Ямуны (совр. Джамны) и Ганга, в область, получившую название Курукшетра (см.). В эпосе происхождение куру (как и бхаратов и многих других этносов) возводится к легендарному одноименному первопредку. Иногда в значении этого этнонима употребляется и родовое имя Кауравы (потомки Куру). Курукшетра (поле Куру) – историческая область к северу от совр. Дели, страна куру, приблизительно совпадающая с территорией совр. штата Харьяна; место описываемой в эпосе великой битвы. Куру-панчалы – страна обитания одноименных народностей (см.). Кхандава – лес, локализуемый обычно в районе совр. городов Мератх и Музаффарнагар, восточнее Курукшетры (см.). Кхашики – страна обитания одноименного племени (кхаши, кхасы) неарийского происхождения, в горах к югу от Кашмира, в верхнем Пенджабе. Кшудраки – воинственное племя Пенджаба, занимавшее территорию между реками Рави и Сатледж; обычно упоминаются вместе с малавами (см.).
Лесовики (Кананы), лесные Шабары – очевидно, некие неарийские племена джунглей Центральной Индии, относимые традиционно к варварам (млеччхам). Лунное озеро – возможно, Гангахрада, место паломничества в Тханесаре на территории Курукшетры. Магадха – страна магадхов (магадхийцев), занимавшая юг совр. штата Бихар (с центром в гор. Раджагриха, совр. Раджгир). В середине 1-го тыс. до н.э. на ее территории сложилось могущественное государство, послужившее центром первого объединения Индии под властью империи Маурья. Мадры – страна мадров, одного из наиболее могущественных племен Пенджаба; занимала территорию между реками Рави и Чинаб с центром в гор. Шакала (совр. Сиалкот). Майнака – гора, отождествляемая обычно с горой Ганготри в Гималаях (к северу от Кайласы), где берет начало река Ганг. Малавы (маллы) – племя, занимавшее территорию между реками Чинаб и Равви в Пенджабе. Малады – страна маладов, расположенная в районе совр. Шахабада в Бихаре. Малайя – горный массив, включающий южную часть Западных Гхатов вместе с Кардамоновыми горами на крайнем юге Индии. Маллы – страна маллов или малавов (см. малавы). Манаса – священное озеро в Гималаях у восточных отрогов горного хребта Ладакх, совр. Манасаровар в Западном Тибете. Мандакини – левый приток Ганга, берущий начало в долине Кедарнатх в Гималаях. Мандара – мифическая гора, в «Махабхарате» помещаемая в Гималаях; отождествляется с горой Мандарагири в Южном Бихаре. Марубхаумы – предположительно район совр. Мервара либо территория пустынь Восточного Раджастхана и обитавшие там племена. Матсьи – страна матсьев, занимавшая территорию к югу от Курукшетры, на северо-востоке совр. Раджастхана с центром в гор. Виратанагара (совр. Байрат). Махендра – северо-восточная часть горного массива на территории от Ориссы до Мадуры, включая Восточные Гаты (разделяемая здесь, по-видимому, на западную и восточную горные области). Махишаки – предположительно южная часть совр. штата Карнатака (Майсур) или страна на реке Нармада с центром в гор. Махишмати (совр. Мандхата). Мекалы – страна мекалов, расположенная у истоков реки Нармада, в районе горного хребта Майкал в Центральной Индии. Меру – мифическая гора в центре Вселенной, отождествлялась с горным хребтом Рудра-Гималая в Гархвале. Наги – неарийское племя, обитавшее в горах на северо-востоке Индии (территория совр. штата Нагаленд). Налини – мифическая река (Ганга, протекающая в небесах). Нандана – мифическая роща в небесном царстве Индры. Нармада (рева) – река, берущая начало в восточных отрогах горного хребта Майкал и впадающая в Камбейский залив на юге совр. штата Гуджарат; означает границу между Северной Индией и Деканским полуостровом. Нила – гора, местоположение которой остается неопределенным; возможно, одна из вершин в верховьях Ганга, близ Хардвара. Нишадха, Нишадхи – страна и ее народ, обитавший в горах Виндхья (более определенно не локализуются).
Нишады – общее наименование аборигенных племен Северной Индии, остававшихся за пределами арийской культуры (дравидийских и мунда). Пайошни – река, берущая начало в горах Виндхья; возможно, также название реки Сарасвати {см.) в ее верхнем течении. Паллавы – здесь, очевидно, дравидийские племена, населявшие царство династии Паллавов, в III-I вв. охватывавшего территории юга совр. Штатов Андхра и Карнатака и север Тамилнада. Пандьи – дравидийское племя, обитавшее на крайнем юге Деканского полуострова, предки совр. тамилов. Панчала – страна панчалов, расположенная к западу и юго-западу от страны куру, между Гималаями и верхним течением Ганга. Парасики – страна парасиков (персов), видимо, граничащие с Индией восточные области Ирана (см. также Пахлавы)., Парвати – горная страна на юге, местоположение которой не установлено. Париятра – западная часть горного хребта Виндхья (от истоков реки Чамбал). Пауравы – жители горной страны на севере или северо-востоке Индии. Пахлавы – страна пахлавов (пехлевийцев), т. е. парфян. Пишачи – здесь, очевидно, название народности, остававшейся на периферии арийской культуры, предположительно населявшей какие-то области между Магадхой и Калингой (см.). Прабхадраки – предположительно племя, родственное панчалам. Правара – левый приток Годавари в среднем ее течении. Праяги – по-видимому, жители области города Праяги (совр. Аллахабада), почитающейся священной земли у слияния Ганга с Ямуной (Джамной). Пулинды – область обитания неарийского племени пулиндов (запад совр. Бунделькханда и район Сагара в штате Мадхья Прадеш). Пундры – страна обитания пундр, неарийского племени, расположенная в нижнем течении Ганга, на территории совр. Западной Бенгалии и Южного Бихара (о другой стране того же названия сведений нет). Пятиречье (Панчанада) – Пенджаб, т.е. междуречье пяти притоков Инда: Джелама, Чинаба, Рави, Биаса и Сатледжа; в узком смысле страна, орошаемая Панчанадой (совр. Панджнад), потоком, несущим соединенные воды этих пяти рек от места слияния их до впадения в Инд. Раджапур – здесь, очевидно, столица Камбоджи (см.). Раивата(ка) – гора (совр. Гирнар близ Джунагара). Самантапанчака – область Курукшетры или название места паломничества (тиртха) на ее территории (близ совр. города Панипат), посвященного Раме, сыну Джамадагни (шестой аватаре Вишну). Сарасвати – священная река ариев, протекавшая от Гималаев параллельно Сатледжу и Инду и впадавшая в Аравийское море; с течением времени частично пересохла и изменила течение (от нее осталась сейчас река Гхаггар, ограничивающая с севера Курукшетру). Сараю – река, левый приток Ганга (совр. Гхагхра). Сатваты – то же, что ядавы или племя, входящее в племенной союз ядавов. Саувиры – страна обитания неарийского племени саувиров, занимавшая территорию левобережья Инда от впадения в него Панджнада до района совр. пакистанского Хайдарабада. Сахья – часть Западных Гхат к северу от реки Кавери. Северные Куру (Уттаракуру) – мифическая страна, лежащая за Гималаями (повидимому, на западе Тибета). Синдху – индийское название реки Инд; также страна, расположенная в нижнем течении Инда, совр. Синд (юго-восток Пакистана). Синдху-пулиндаки – по-видимому, страна, охватывавшая территорию пулиндов (см.) и смежную территорию, прилегающую к реке, носящей название Синдху (правый приток Джамны, совр. Синдх). Синдху-саувиры – страна, охватывающая территорию обитания обоих народов, синдху (сайндхавов, также неарийского племени, занимавшего правобережье нижнего Инда) и саувиров. Сита – один из мифических рукавов реки Ганги, протекающей на небесах; также название одной из рек фантастического материка Шакадвипы. Сринджаи – племя, упоминаемое обычно вместе с панчалами. Сураштра – страна, занимавшая территорию полуострова Катхиявар и прилегающие области от низовий Инда до устья Нармады. Тамаса – левый приток Ганга, впадающий в него ниже слияния Ганга с Джамной. Танганы – страна танганов, занимавшая крайний север совр. штата Уттар Прадеш. Титтиры – племя, обитавшее, по-видимому, южнее Курукшетры. Тохары – народность, обитавшая ко времени сложения эпоса на территории Бактрии (Балха). Тригарты – страна тригартов, расположенная в верхнем Пенджабе, в бассейне рек Биас, Сатледж и Рави. Трипурцы – жители Трипуры, отождествляемой с совр. г. Теор на реке Нармада (близ Джабалпура). Тунгавена – река Тунга, протекающая на территории совр. штата Карнатака, правый приток реки Кришны. Упаплавья – совр. г. Байрат, приблизительно в 200 км южнее Дели. Уткалы – племя Центральной Индии, соседствовавшее с мекалами и калингами. Хариварша – мифическая страна, иногда отождествляемая с Северными Куру (см.). Хиранвати – название нескольких рек, одна из которых протекает на Курукшетре. Химаван – Гималаи. Хунды – племя, обитавшее, по-видимому, на территории, смежной с Пундрами (см.). Чандрабхага – совр. река Чинаб. Чарманвати – совр. река Чамбал в Раджастхане. Чади – страна чеди (чедийцев, арийской народности), расположенная к югу от Двуречья (Ганга и Джамны), северная часть совр. штата Виндхья-Прадеш. Черная веяна (кришнавенна) – возможно, то же, что Кришнавена (см.) либо река Венганга (см. Венна). Чины – китайцы. Чолы – страна чолов, дравидийской народности, занимавшая юг Коромандельского побережья. Шабары – неарийское племя, обитавшее в горах Декана, название которого употреблялось позднее в значении варваров вообще. Шакадвипа – фантастический материк за пределами Индии (Джамбудвипы), в описаниях которого отразились сведения о соседнем Иране или Сеистане. Шаки – среднеазиатские скифы-саки. Шальвы – страна шальвов, племени, обитавшего на западе совр. Раджастхана. Шатадру – совр. Сатледж, одна из главных рек Пятиречья (см.). Швета – горный массив Гималаев в Восточном Тибете (совр. Шветагири). Шиби – арийское племя, обитавшее в Западном Пенджабе. Шона – правый приток Ганга, совр. река Сон, берущая начало в горах Меовара и впадающая в Ганг выше Патны. Шудры – здесь: название страны и неарийского племени, ее населявшего; локализуется в междуречье Инда и Сатледжа. Шудры-абхиры – шудры объединяются здесь с абхирами (см.), по-видимому, поскольку те и другие относятся эпосом к западным варварам-млеччхам. Шуктиман – предположительно горный массив Восточных Гат к югу от реки Кришны. Шурасены – страна шурасенов, расположенная южнее совр. Дели на правобережье реки Джамны (район Матхуры). Яваны – греки (ионийцы), поселения которых в Бактрии и Гандхаре существовали со времени похода Александра Македонского или даже раньше (уже при Ахеменидах). Ядавы, Яду – общее название арийских племен, обитавших на запад от Джамны и возводивших свое происхождение к мифическому первопредку Яду, как и вришни, сатваты, шурасены. Ямуна – река Джамна. [1] Поле Подвижничества (tapahksetra) – поле битвы, воинского подвижничества. Сопоставление битвы с религиозной аскезой в известной мере подготовляет здесь представление о Курукшетре, поле великой битвы, как о «поле дхармы», т. е. битвы за святое дело, образ, которым открывается «Бхагавадгита». [2]... искушенные в чтении Вед... – Подразумевается ритуальное чтение священных текстов, которому приписывается магическое действие. Согласно комментарию Девабодхи, здесь, кроме канонических четырех Вед, имеется в виду также «Дханурведа», трактующая искусство стрельбы из лука (см.: Devabodha 1947: 2). [3]... как солнце опаляет круг Джамбудвипы... – употребительная в древнеиндийской поэзии метафора: собирание земных вод в тучи под воздействием солнечного зноя. [4] Иоджана – мера длины, определяемая обычно как равная 13,4 км (см.: Араньякапарва 1987: 737). [5] Муж-бык. – Об этом очень употребительном в древнеиндийском эпосе эпитете см.: Араньякапарва 1987: 604. [6]... с желтым зонтом... – В оригинале игра слов, основанная на созвучии pandura («желтыйС) с родовым именем pandava в предшествующей строфе (переводится как «сын Панду»), имеющем то же значение «желтый» или «сын Желтого» (имя может означать изначально расовый признак неарийского племени, призванного панчалами в их борьбе за гегемонию с куру и содействовавшего их победе; см. в статье о «Бхишмапарве»). Некоторые исследователи полагают, что значение имени Панду может указывать на некую физическую ущербность в параллель слепоте его брата (см.: Buitenen 1981: 2), но это, скорее, можно полагать более поздним переосмыслением этнонима. Царский зонт – один из главных знаков царского достоинства в древней Индии. [7]... затрубили в большие раковины... – Просверленные с одного конца морские раковины употреблялись как боевые трубы; такая раковина – обычный атрибут эпического героя, род боевого рога, нередко со своим именем; см. далее, где названы две такие раковины-горы – Панчаджанья, принадлежащая Кришне, отобравшему ее у поверженного им демона Панчаджаны, и рог Арджуны Девадатта (devadatta – букв, «богоданный»). [8] В подлиннике: yugante, букв, «в конце века (юги)». Юга – в индийской космогонии один из четырех «веков» истории вселенной от творения до ее гибели (которой предшествуют грандиозные стихийные бедствия и катастрофы), так называемая махаюга (см.: Араньякапарва 1987: 742-43; Индуизм 1996: 272, 477). Здесь под «веком» имеется в виду именно махаюга. [9]... на чьей стороне правда... – В подлиннике: dharma. Это кардинальное понятие всей религиозно-этической системы индуизма охватывает чрезвычайно широкий диапазон значений; в индологической литературе понятие «дхарма» чаще всего оставляют без перевода. Под ним понимают прежде всего совокупность этических норм, обязательных для соблюдения в духовной и общественной жизни, что почитается необходимой основой космического порядка. В зависимости от контекста «дхарма» может переводиться как «закон», «право», «правда», «праведность», «добродетель», «долг» и т. п. [10]... направляясь к югу. – Птицы, пролетающие к югу, – зловещее знамение (юг – страна смерти в представлениях древних индийцев). [11] Месяц карттика – октябрь-ноябрь, считался наиболее благоприятным для начала военных действий. [12] Кшатрии – вторая по статусу из четырех варн (сословий) древнеиндийского общества, воинская аристократия. Первое место в этой иерархии традиционно занимала варна брахманов, жречество, третье – вайшьи, свободные общинники, земледельцы, ремесленники и торговцы. От трех высших варн отграничивалась низшая – шудры. См.: Индуизм 1996: 112. [13] Арундхати – звезда Алькор в созвездии Большой Медведицы; ее олицетворяет жена Васиштхи, главного из Семи мудрецов (saptarsayah – Семь мудрецов, санскритское название этого созвездия, в котором Васиштха представляет звезду дзета); супруга риши считалась воплощением супружеской преданности. Звезда Арундхати, близкая к звезде Васиштхи, почиталась благоприятной. [14] Шанайшчара – планета Сатурн, почиталась особенно зловещей; ее прохождение через накшатры, созвездия лунного зодиака (так называемые «лунные дома», или «лунные стоянки»), определяло предсказания будущего в индийской астрологии; наиболее неблагоприятным было время ее пребывания в четвертой (начиная с Ашвини, см. ниже) накшатре – Рохини (часть созведия Тельца). [15]... пятно на луне... – В Индии это пятно называют «заяц на луне», по поверьям, он отвращает беду. [16]... рождают солнечных птиц и павлинов. – Мифические солнечные птицы, именуемые обычно супарнами (в оригинале: vainateya – «потомки Винаты», мифической праматери птиц), появляются на полях сражений вместе со стервятниками. Павлин – зооморфный атрибут (вахана) бога войны Сканды. [17]... побуждаемые Смертью... – В подлиннике: kala – «Время», одна из ипостасей бога смерти в индуистской мифологии. [18] Белая планета – так именуется в лексиконах Шукра (Венера), но здесь, возможно, имеется в виду Кету, спутник упомянутого непосредственно перед этим Раху, демона затмений, периодически поглощающего Солнце и Луну, который почитался одной из планет, соответствующей восходящей точке пересечения лунной орбиты (см.: Араньякапарва 1987: 721). Упоминаемая далее Читра – альфа Девы, четырнадцатая накшатра (если начинать счет, как принято было в астрономических трактатах, с накштры Ашвини. [19] Великая планета (mahagraha) – обычно так именуется Раху, иногда – Шанайшчара (Сатурн); возможно, Раху или Кету подразумеваются под упоминаемой выше «необычайно грозной» (mahaghora) кометой (dhumaketu), вторгающейся в накшатру Пушья (восьмой знак лунного зодиака, группа звезд в созвездии Рака). [20] Ангарака – планета Марс, Брихаспати – Юпитер. Созвездия Магха (соответствует альфе и еще пяти звездам в созвездии Льва) и Шравана (альфа, бета и гама Орла) – соответственно десятая и двадцать третья накштры. [21] Сын Солнца – Шанайшчара (см. выше примеч. 14). Созвездие Бхагья, которое он «угнетает», – двенадцатая накшатра (включающая звезду бета Льва, более известная под названием Уттара-пхальгуни). [22] Подножье Скамьи (prasthapada) – двойное созвездие двадцать пятого и двадцать шестой и двадцать седьмой накшатр, знаков лунного зодиака, лунных стоянок (Пурва-бхадрапада и Уттарабхадрапада, соответственно – альфа и бета Пегаса и ню Пегаса и альфа Андромеды). Указанные здесь и далее движения планет относительно созвездий должны предвещать недоброе. О действительном движении планет в эпоху сложения текста существовали, очевидно, еще очень смутные представления. [23] Темная (syama) планета – Будха (Меркурий). [24] Джьештха – восемнадцатая лунная стоянка (альфа, сигма и тау Скорпиона), традиционно считается священным созвездием Индры. Упоминаемые далее Дхрува и Свати – соответственно Полярная звезда и Арктур (пятнадцатая накштра), Брахмараши, согласно комментарию Нилакантхи, – другое название созвездия Шравана (см. выше примеч. 20). [25] Жестокая планета – по-видимому, Ангарака (Марс), то же, что Краснотелый (lohitanga); считалась неблагоприятной и у индийцев также ассоциировалась с богом войны. Другое толкование parusa, «жестокий», как эпитета Раху (см.: Roy 1925/4: 6; также Dutt 1897: 4) менее вероятно; в одной из рукописей вместо parusa читаем angaraka (см. раз Протяжение материка Джамбу (главы 1-11) 341 чтения в критическом изд., с. 14). В лексиконах paruseya дается как патроним Брихаспати, считающегося сыном Ангираса (Ангараки). [26]... пятиглавый ячмень и стоглавый рис. – Подразумевается, очевидно, вырождение злаков, подобное появлению животных-уродов, о котором повествуется в начале главы. [27] Лучшие из всех существ... коровы... – Представление, характерное для индийского мировоззрения с древнейших времен. [28] Две планеты... близ обоих созвездий. – Брихаспати (Юпитер) и Шани, или Шанайшчара (Сатурн); созвездие Вишакха, шестнадцатая накшатра, отождествляется с четырьмя звездами в созвездии Весов, обычно рассматривается как объединяющее два по две звезды(йота и гамма, бета и альфа Весов). [29] Гневная планета... великий страх. – Очевидно, Будха, считающийся обычно благоприятным светилом, но в определенных положениях способный, как и Шанайшчара и Ангарака, предвещать недоброе (оба автора английских переводов называют здесь Раху, но они, следует заметить, ориентируются при этом на текст бомбейского издания «Махабхараты», значительно отличающийся от принятого в критическом издании; см.: Roy 1925/4: 7; Dutt 1897: 4). Первая накшатра – Ашвини (бета и гамма Овна). Неестественное движение Будхи, стремительно минующего также вторую и третью накшатры (Бхарани – три звезды Овна – и Криттики – Плеяды), имеет, очевидно, следствием преждевременное наступление новолуния, о котором говорится далее. [30]... новолуние... на тринадцатую ночь! – Лунный синодический месяц в индийском календаре разделялся на две половины (paksa) по пятнадцать суток (tithi), не вполне совпадающих с естественными. Шестнадцатая ночь – первая следующей половины месяца. В результате нарушений в движении небесных тел одна половина месяца сокращается, таким образом, на двое суток. [31]... в неурочное время... – В подлиннике: aparvani. Подразумеваются, очевидно, несвоевременные, следующие непосредственно одно за другим затмения луны и солнца. [32] К солнцу обращаясь, вещают уликие мудрецы... – Речь идет о том, что солнце, померкшее на заре, предвещает битву. [33] Великие стихии (mahabhutah) – вода, огонь, воздух, эфир и земля, т. е. пять первоэлементов в индийской космологии (см. примеч. 42 к текущ. разд.). [34]... подобен крику осла. – В Индии этот крик считается зловещей приметой (как и другие приметы, указанные ниже). [35] Рок – В подлиннике: kala – Время. [36]... боевые трубы... – В подлиннике: sankhah – «раковины» (см. выше примеч. 7). [37]... войско четырех родов оружия (caturanga)... – В древнеиндийской армии это пехота, конница, колесницы и боевые слоны. [38]...и мириады, и тьмы... – В подлиннике: arbuda, koti – единицы счета, обозначающие обычно 10 млн; в данном тексте – обычная для эпоса гиперболизация. [39]... люди и животные... – Нижеследующая классификация четырнадцати видов животных (pasu), включая человека, – одна из традиционных в индийской мифологии (первоначально выделялось только пять видов домашних животных, к которым мулы и ослы добавлены позднее). Не входящие в число этих четырнадцати относятся к прочим «живородящим» (jarayuja). [40]... виды трав, держащиеся кожурою (tvaksara). – Подразумеваются растения, лишенные ствола, – травы и тростники. Ср. классификацию подвижных (trasa) и неподвижных (sthavara) существ в «Законах Ману» (см.: Законы Ману 1960/1: 43-48). [41] Гаятри – ведийский стихотворный размер, которым сложен носящий то же название (или другое – «Савитри») особо почитаемый священный стих гимна богу солнца Савитару (РВ. III. 62. 10); содержит двадцать четыре слога (три строки по 8). К числу видов подвижных и неподвижных существ (14 и 5) добавляется число «великих элементов» (стихий) (см. ниже примеч. 42), что дает основание рассматривать Гаятри (персонифицируемую в образе богини) как олицетворение природы (пример характерной числовой символики). [42]... из пяти стихий... – Отражение представления о пяти космических первоэлементах в основе мироздания усматривают уже в памятниках протоиндийской цивилизации (см.: Альбедиль 1994: 216); упоминаются уже в Упанишадах. Позднее, в учении санкхьи термин mahabhuta определяет пять «грубых элементов» как конечный продукт эволюции материи (см. примеч. 33 к текущ. разд.). [43] Они разрушаются... возникают в должной последовательности. – Считается, что земля растворяется в воде, вода – в огне, огонь – в воздухе, воздух – в пространстве; возникновение же их происходит в обратной последовательности. [44]... принадлежит непостижимому. – В подлиннике: acintya – букв, «немыслимое, не постигаемое мыслью». [45] Сударшана (Sudarsana) – «Прекрасный». Так именуется здесь Джамбудвипа, обычно почитаемый центральным из семи материков земли в индийской традиционной космографии. Деление его на Смоковницу (pippala) и Зайца (sasa) в дальнейшем не совсем ясно прослеживается. Но в следующей главе описывается центральная его часть, включающая Бхаратаваршу (т. е. страну Бхараты, Индию), которая и упоминается далее в описании материка первой из семи стран, называемых «варшами» (varsa), расположенных, согласно этой полуфантастической географии, между разделяющими их горными хребтами. Упоминаемые в конце следующей главы Нагадвипа и Кашьяпадвипа определяются как «уши» Зайца также в «Падмапуране» (III. 3); обещанное же описание другой части материка отсутствует, и не исключено, что текст этого раздела дошел до нас не полностью. Здесь, очевидно, подразумевается отличная от общепринятой версия описания Земли, которая излагается не очень последовательно (см. ниже). [46] Вайдурья (vaidurya) – драгоценный камень, отождествляется с бериллом или «кошачьим глазом». [47] Совершенные существа и странники небес – мифологические классы небожителей низшего ранга, названия которых чаще оставляют без перевода. «Совершенные» (siddha) – ангелоподобные праведники, обитающие в поднебесье; «странники» – родственные им небесные певцы и музыканты. [48] Четыре острова (dvlpa) – четыре страны, которые по этой версии окружают гору Меру соответственно с востока, запада, юга (название Джамбудвипа обозначает здесь один из этих «островов» или «материков») и севера. «Островами» они называются, согласно комментарию Нилакантхи, как окруженные водами протекающих по ним многочисленных рек (см.: Kirfel 1920: 9 3). См. также ниже примеч. 56. [49] Сюжет об обиде Сумукхи, сына царя мифических птиц супарн, на гору Меру в «Махабхарате» подробно не излагается. Неясно, идентичен ли он мудрецу Сумукх
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.014 с.) |