Словарь географических и этнических названий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь географических и этнических названий



 

Абхиры – скотоводческое племя, занимавшее одноименную территорию на юго-востоке совр. Гуджарата.

Абхисары – одно из племен Пенджаба, локализующееся в районе совр. Пешавара либо в междуречье Джелама и Чинаба.

Абхишахи – одно из племен Пенджаба; точно не локализуется.

Аванти – страна в южной части плато Мальва, занимающая долину реки Нармада и западные склоны гор Виндхья.

Амбаштхи – жители Амбаштхи, страны, занимавшей северную область Синда и часть Восточного Пенджаба до совр. Лахора.

Анарта-нарриты – племена, занимавшие одноименную территорию полуострова Катхиавар и прилегающие с востока области Гуджарата и Мальвы.

Анга, Анги – народ и страна, занимавшая территорию совр. Бихара южнее Ганга.

Андхаки – племя, входившее в состав племенного союза Ядавов.

Андхры – дравидийское племя, занимавшее часть одноименной территории совр. штата Андхра – между реками Годавари и Кришна.

Аратты – жители Аратты (древнее название Пенджаба).

Асикни – древнее название реки Чинаб в Пенджабе.

Ашмаки – племя, которое локализуют на территории совр. Восточного Афганистана; есть сведения о переселении части племени на юг Индии.

Бахлики – народ одноименной страны, граничившей (с запада?) с территорией мадров (см.); предположительно бахлики – иранское племя, переселенцы из Бактрии.

Биндусарас – озеро в верховьях Ганга, место паломничества (см. комментарий). В словарь включены реалии, достаточно определенно поддающиеся идентификации; те реалии, которые идентифицировать не представляется возможным, см. по указателю и в комментарии.

Бхаратаварша – древнее название Индии.

Бхараты – наиболее значительное из древних арийских племен, упоминаемое уже в «Ригведе», обитавшее, по-видимому, первоначально на территории между реками Сатледж и Тринаб; позднее, в эпосе, приобретает более широкое значение – жители Бхаратаварши.

Бхаргавы (потомки Бхригу) – в космографическом тексте «Бхишмапарвы» – название некоего племени, место обитания которого не установлено.

Бходжи – народ одноименной страны, местоположение которой остается неопрделенным (по-видимому, в Центральной или Западной Индии); бходжи почитались одним из ответвлений рода Ядавов (потомков Яду).

Вайтарани – река, отделяющая юг Деканского полуострова от его центральной части; также название мифической адской реки, отделяющей мир живых от подземного царства бога смерти.

Ванаю – страна, расположенная предположительно западнее Индии; более определенно не локализуется.

Ванги – народ страны, занимавшей одноименную территорию в Восточной Бенгалии (совр. Бангладеш).

Варвары (млеччхи) – название, объединяющее племена и народы, пребывающие за пределами брахманской культуры, противопоставляемые ариям, ее носителям.

Васати – предположительно неарийская народность (не поддающаяся определенной локализации).

Ватадханы – одно из племен Пенджаба, одноименная область обитания которого – совр. Бхатнайр.

Ватсы – народность, занимавшая территорию на юге совр. штата Уттар Прадеш, западнее слияния Ганга с Джамной.

Венна – река, предположительно отождествляемая с совр. Венгангой, левым притоком Годавари.

Ветравати – река, обычно отождествляемая с совр. Бетвой, берущей начало в горах Виндхья (близ Бхопала) и впадающей в Джамну ниже Хамирпура.

Видарбхи – народность, занимавшая одноименную территорию на юге совр. Штата Мадхья Прадеш (совр. Берар). Под Видарбхами Прибрежными подразумевается, вероятно, территория по течению реки Нармады.

Видехи – индоарийское племя, одноименная страна обитания которого занимала территорию между Гангом и Гималаями, ограниченную реками Гандак на западе и Коси на востоке, со столицей в городе Митхиле.

Видиша – река, на которой расположен одноименный город, совр. Бетва.

Виндхья – горный хребет, отделяющий Северную Индию от Деканского полуострова.

Випаша – одна из рек Пятиречья, совр. Биас.

Витаста – одна из рек Пятиречья, совр. Джелам.

Вришни, вришнийцы – то же, что ядавы, яду, одно из племен Западной Индии, возводивших свое происхождение к мифическому прародителю Яду (см.).

Ганга – Ганг, великая река Северной Индии.

Гандхамадана – горный хребет в Гималаях (округ Гархвал, север штата Уттар Прадеш), в древности отождествлявшийся с мифической горой, местопребыванием небожителей.

Гандхара – страна гандхаров, занимавшая территорию у впадения в Инд реки Кабул (север совр. Восточного Пенджаба) и земли вдоль границы совр. Пакистана и Афганистана со столицей в г. Пурушапуре (совр. Пешавар).

Годавари – река, берущая начало в горах Западные Гаты на северо-западе Деканского полуострова и впадающая в Бенгальский залив южнее совр. Города Какинада (штат Андхра).

Гомати (совр. Гомти) – левый приток Ганга, впадающий в него ниже г. Варанаси на территории штата Уттар Прадеш.

Гопалы (пастухи) – условное обозначение племен Западной Индии, образующих воинство Кришны (Пастуха), которое, в отличие от недо самого, сражается на стороне Кауравов.

Гора заката (аста) – мифическая гора, за которую, по поверьям, заходит солнце.

Гунны – народ, происходящий из Центральной Азии, принадлежащий группе тюркско-монгольских народов, в I в. н. э. мигрировавшей в основном на запад; часть их отклонилась к югу и в IV-вв. вторглась в Северо-Западную Индию.

Дарады – народ, обитавший на крайнем севере Индии, в районе совр. Гильгита (Дардистан).

Дарвики, дарвы – по-видимому, родственные пенджабские племена, одноименные территории обитания которых – области между реками Джелам и Чинаб.

Дашарны – народ, страна обитания которого с тем же названием занимала территорию между рекою Джамна и горами Виндхья (от Восточной Мальвы до западных областей Бихара, включая территорию Патны).

Дашераки – племя, обитавшее на территории совр. Мальвы.

Девика – совр. река Диг, приток Рави (в Восточном Пенджабе).

Дравиды – здесь, видимо, название одного из дравидийских племен Южной Индии и места его обитания.

Дришадвати – приток реки Сарасвати, упоминаемый еще в «Ригведе»; идентифицируется предположительно с совр. рекой Читанг южнее Курукшетры.

Инд – великая река на территории совр. Пакистана.

Индрапрастха – город, основанный, согласно эпосу, Пандавами на месте совр. Дели.

Иравати – совр. река Рави, одна из рек Пятиречья, сливающаяся с Чинабом у г. Ахмадпура в Пакистане.

Кавери – река в Южной Индии, протекающая восточнее Западных Гат.

Кайласа (хемакута) – горный хребет в Гималаях в районе совр. Камаона; в древности отождествлялся с мифической горой, местопребыванием бога Шивы.

Калинга – страна обитания неарийской народности калингов, занимавшая территорию побережья Бенгальского залива южнее совр. Ориссы, между реками Маханади на севере и Годавари на юге.

Камбоджа – страна обитания народности Камбоджей (предположительно иранского происхождения); локализуется на юго-востоке совр. Афганистана (западнее Гандхары, район совр. Кандагара).

Капила – название реки Нармады в верхнем течении.

Каруши – население страны Каруша, расположенной на северо-востоке совр. штата Мадхья Прадеш, граничившей с Чеди на западе и Магадхой на востоке (район совр. города Рива).

Каушики – река, отождествляемая с совр. рекой Коси, левым притоком Ганга, впадающим в него ниже Бхагалпура (по данным древней географии – приток Брахмапутры).

Каши – древнее название Бенареса (Варанаси) и царства с центром в этом городе, граничившего на юге с Магадхой; кашийцы – его население.

Каши-кошалы – здесь, по-видимому, название страны, охватывавшей территории Каши {см.) и Кошалы (Косалы), и народов, ее населяющих.

Кашмиры – страна обитания кашмиров, занимавшая территорию совр. Штата Джамму и Кашмир между верхним течением Инда и горным хребтом Пир Пан джал.

Кекая – страна Кекаев, рода, жившего на территории междуречья Биаса и Сатледжа в Пенджабе.

Керала – страна кералов, дравидийской народности, издревле населявшей Малабарский берег Южной Индии (совр. штат Керала).

Кираты – страна киратов; под этим названием известны были отсталые охотничьи племена (предположительно монголоиды), жившие в предгорьях Гималаев на всем протяжении от Кашмира на северо-западе до Ассама и Трипуры на востоке.

Китавы – возможно, то же, что гандхары, или родственное им племя в Гандхаре (см.).

Конканы – страна конканов, занимавшая, очевидно, территорию исторической области Конкан на западе Деканского полуострова (совр. Гоа и прилегающие районы штатов Карнатак и Керала).

Косала (Кошала) – страна косалов, занимавшая территорию на востоке совр. штата Уттар Прадеш (район совр. города Лакхнау), граничившая на юге с царством Каши (см.).

Краунча – мифическая гора, с которой отождествляют либо южное ответвление горы Кайласа (см.), либо сохранившую это название гору в Восточных Гималаях, на севере Ассама.

Краунча, Махакраунча – гора, помещаемая в эпосе и пуранах на фантастическом материке Краунчадвипа.

Кришнавена – река, отождествляемая предположительно с совр. Кришной (Кистной).

Кукуры – племя, родственное вришни (см.).

Кулинды – страна кулиндов, совр. Гарвал (верховья Ганга); Кулинды Предгорья – возможно, территория западнее, район совр. Шахаранпура севернее Дели.

Кунталы – страна кунталов, занимавшая территорию юго-запада совр. Хайдарабада до побережья Аравийского моря.

Кунти – страна обитания одноименного племени, территория совр. Мальвы.

Куру – народность или союз племен, сложившийся к началу 1-го тыс. до н.э. вокруг племени бхаратов (см.), мигрировавшего к этому времени из Пенджаба к верховьям Ямуны (совр. Джамны) и Ганга, в область, получившую название Курукшетра (см.). В эпосе происхождение куру (как и бхаратов и многих других этносов) возводится к легендарному одноименному первопредку. Иногда в значении этого этнонима употребляется и родовое имя Кауравы (потомки Куру).

Курукшетра (поле Куру) – историческая область к северу от совр. Дели, страна куру, приблизительно совпадающая с территорией совр. штата Харьяна; место описываемой в эпосе великой битвы.

Куру-панчалы – страна обитания одноименных народностей (см.).

Кхандава – лес, локализуемый обычно в районе совр. городов Мератх и Музаффарнагар, восточнее Курукшетры (см.).

Кхашики – страна обитания одноименного племени (кхаши, кхасы) неарийского происхождения, в горах к югу от Кашмира, в верхнем Пенджабе.

Кшудраки – воинственное племя Пенджаба, занимавшее территорию между реками Рави и Сатледж; обычно упоминаются вместе с малавами (см.).

Лесовики (Кананы), лесные Шабары – очевидно, некие неарийские племена джунглей Центральной Индии, относимые традиционно к варварам (млеччхам).

Лунное озеро – возможно, Гангахрада, место паломничества в Тханесаре на территории Курукшетры.

Магадха – страна магадхов (магадхийцев), занимавшая юг совр. штата Бихар (с центром в гор. Раджагриха, совр. Раджгир). В середине 1-го тыс. до н.э. на ее территории сложилось могущественное государство, послужившее центром первого объединения Индии под властью империи Маурья.

Мадры – страна мадров, одного из наиболее могущественных племен Пенджаба; занимала территорию между реками Рави и Чинаб с центром в гор. Шакала (совр. Сиалкот).

Майнака – гора, отождествляемая обычно с горой Ганготри в Гималаях (к северу от Кайласы), где берет начало река Ганг.

Малавы (маллы) – племя, занимавшее территорию между реками Чинаб и Равви в Пенджабе.

Малады – страна маладов, расположенная в районе совр. Шахабада в Бихаре.

Малайя – горный массив, включающий южную часть Западных Гхатов вместе с Кардамоновыми горами на крайнем юге Индии.

Маллы – страна маллов или малавов (см. малавы).

Манаса – священное озеро в Гималаях у восточных отрогов горного хребта Ладакх, совр. Манасаровар в Западном Тибете.

Мандакини – левый приток Ганга, берущий начало в долине Кедарнатх в Гималаях.

Мандара – мифическая гора, в «Махабхарате» помещаемая в Гималаях; отождествляется с горой Мандарагири в Южном Бихаре.

Марубхаумы – предположительно район совр. Мервара либо территория пустынь Восточного Раджастхана и обитавшие там племена.

Матсьи – страна матсьев, занимавшая территорию к югу от Курукшетры, на северо-востоке совр. Раджастхана с центром в гор. Виратанагара (совр. Байрат).

Махендра – северо-восточная часть горного массива на территории от Ориссы до Мадуры, включая Восточные Гаты (разделяемая здесь, по-видимому, на западную и восточную горные области).

Махишаки – предположительно южная часть совр. штата Карнатака (Майсур) или страна на реке Нармада с центром в гор. Махишмати (совр. Мандхата).

Мекалы – страна мекалов, расположенная у истоков реки Нармада, в районе горного хребта Майкал в Центральной Индии.

Меру – мифическая гора в центре Вселенной, отождествлялась с горным хребтом Рудра-Гималая в Гархвале.

Наги – неарийское племя, обитавшее в горах на северо-востоке Индии (территория совр. штата Нагаленд).

Налини – мифическая река (Ганга, протекающая в небесах).

Нандана – мифическая роща в небесном царстве Индры.

Нармада (рева) – река, берущая начало в восточных отрогах горного хребта Майкал и впадающая в Камбейский залив на юге совр. штата Гуджарат; означает границу между Северной Индией и Деканским полуостровом.

Нила – гора, местоположение которой остается неопределенным; возможно, одна из вершин в верховьях Ганга, близ Хардвара.

Нишадха, Нишадхи – страна и ее народ, обитавший в горах Виндхья (более определенно не локализуются).

Нишады – общее наименование аборигенных племен Северной Индии, остававшихся за пределами арийской культуры (дравидийских и мунда).

Пайошни – река, берущая начало в горах Виндхья; возможно, также название реки Сарасвати {см.) в ее верхнем течении.

Паллавы – здесь, очевидно, дравидийские племена, населявшие царство династии Паллавов, в III-I вв. охватывавшего территории юга совр. Штатов Андхра и Карнатака и север Тамилнада.

Пандьи – дравидийское племя, обитавшее на крайнем юге Деканского полуострова, предки совр. тамилов.

Панчала – страна панчалов, расположенная к западу и юго-западу от страны куру, между Гималаями и верхним течением Ганга.

Парасики – страна парасиков (персов), видимо, граничащие с Индией восточные области Ирана (см. также Пахлавы).,

Парвати – горная страна на юге, местоположение которой не установлено.

Париятра – западная часть горного хребта Виндхья (от истоков реки Чамбал).

Пауравы – жители горной страны на севере или северо-востоке Индии.

Пахлавы – страна пахлавов (пехлевийцев), т. е. парфян.

Пишачи – здесь, очевидно, название народности, остававшейся на периферии арийской культуры, предположительно населявшей какие-то области между Магадхой и Калингой (см.).

Прабхадраки – предположительно племя, родственное панчалам.

Правара – левый приток Годавари в среднем ее течении.

Праяги – по-видимому, жители области города Праяги (совр. Аллахабада), почитающейся священной земли у слияния Ганга с Ямуной (Джамной).

Пулинды – область обитания неарийского племени пулиндов (запад совр. Бунделькханда и район Сагара в штате Мадхья Прадеш).

Пундры – страна обитания пундр, неарийского племени, расположенная в нижнем течении Ганга, на территории совр. Западной Бенгалии и Южного Бихара (о другой стране того же названия сведений нет).

Пятиречье (Панчанада) – Пенджаб, т.е. междуречье пяти притоков Инда: Джелама, Чинаба, Рави, Биаса и Сатледжа; в узком смысле страна, орошаемая Панчанадой (совр. Панджнад), потоком, несущим соединенные воды этих пяти рек от места слияния их до впадения в Инд.

Раджапур – здесь, очевидно, столица Камбоджи (см.).

Раивата(ка) – гора (совр. Гирнар близ Джунагара).

Самантапанчака – область Курукшетры или название места паломничества (тиртха) на ее территории (близ совр. города Панипат), посвященного Раме, сыну Джамадагни (шестой аватаре Вишну).

Сарасвати – священная река ариев, протекавшая от Гималаев параллельно Сатледжу и Инду и впадавшая в Аравийское море; с течением времени частично пересохла и изменила течение (от нее осталась сейчас река Гхаггар, ограничивающая с севера Курукшетру).

Сараю – река, левый приток Ганга (совр. Гхагхра).

Сатваты – то же, что ядавы или племя, входящее в племенной союз ядавов.

Саувиры – страна обитания неарийского племени саувиров, занимавшая территорию левобережья Инда от впадения в него Панджнада до района совр. пакистанского Хайдарабада.

Сахья – часть Западных Гхат к северу от реки Кавери.

Северные Куру (Уттаракуру) – мифическая страна, лежащая за Гималаями (повидимому, на западе Тибета).

Синдху – индийское название реки Инд; также страна, расположенная в нижнем течении Инда, совр. Синд (юго-восток Пакистана).

Синдху-пулиндаки – по-видимому, страна, охватывавшая территорию пулиндов (см.) и смежную территорию, прилегающую к реке, носящей название Синдху (правый приток Джамны, совр. Синдх).

Синдху-саувиры – страна, охватывающая территорию обитания обоих народов, синдху (сайндхавов, также неарийского племени, занимавшего правобережье нижнего Инда) и саувиров.

Сита – один из мифических рукавов реки Ганги, протекающей на небесах; также название одной из рек фантастического материка Шакадвипы.

Сринджаи – племя, упоминаемое обычно вместе с панчалами.

Сураштра – страна, занимавшая территорию полуострова Катхиявар и прилегающие области от низовий Инда до устья Нармады.

Тамаса – левый приток Ганга, впадающий в него ниже слияния Ганга с Джамной.

Танганы – страна танганов, занимавшая крайний север совр. штата Уттар Прадеш.

Титтиры – племя, обитавшее, по-видимому, южнее Курукшетры.

Тохары – народность, обитавшая ко времени сложения эпоса на территории Бактрии (Балха).

Тригарты – страна тригартов, расположенная в верхнем Пенджабе, в бассейне рек Биас, Сатледж и Рави.

Трипурцы – жители Трипуры, отождествляемой с совр. г. Теор на реке Нармада (близ Джабалпура).

Тунгавена – река Тунга, протекающая на территории совр. штата Карнатака, правый приток реки Кришны.

Упаплавья – совр. г. Байрат, приблизительно в 200 км южнее Дели.

Уткалы – племя Центральной Индии, соседствовавшее с мекалами и калингами.

Хариварша – мифическая страна, иногда отождествляемая с Северными Куру (см.).

Хиранвати – название нескольких рек, одна из которых протекает на Курукшетре.

Химаван – Гималаи.

Хунды – племя, обитавшее, по-видимому, на территории, смежной с Пундрами (см.).

Чандрабхага – совр. река Чинаб.

Чарманвати – совр. река Чамбал в Раджастхане.

Чади – страна чеди (чедийцев, арийской народности), расположенная к югу от Двуречья (Ганга и Джамны), северная часть совр. штата Виндхья-Прадеш.

Черная веяна (кришнавенна) – возможно, то же, что Кришнавена (см.) либо река Венганга (см. Венна).

Чины – китайцы.

Чолы – страна чолов, дравидийской народности, занимавшая юг Коромандельского побережья.

Шабары – неарийское племя, обитавшее в горах Декана, название которого употреблялось позднее в значении варваров вообще.

Шакадвипа – фантастический материк за пределами Индии (Джамбудвипы), в описаниях которого отразились сведения о соседнем Иране или Сеистане.

Шаки – среднеазиатские скифы-саки.

Шальвы – страна шальвов, племени, обитавшего на западе совр. Раджастхана.

Шатадру – совр. Сатледж, одна из главных рек Пятиречья (см.).

Швета – горный массив Гималаев в Восточном Тибете (совр. Шветагири).

Шиби – арийское племя, обитавшее в Западном Пенджабе.

Шона – правый приток Ганга, совр. река Сон, берущая начало в горах Меовара и впадающая в Ганг выше Патны.

Шудры – здесь: название страны и неарийского племени, ее населявшего; локализуется в междуречье Инда и Сатледжа.

Шудры-абхиры – шудры объединяются здесь с абхирами (см.), по-видимому, поскольку те и другие относятся эпосом к западным варварам-млеччхам.

Шуктиман – предположительно горный массив Восточных Гат к югу от реки Кришны.

Шурасены – страна шурасенов, расположенная южнее совр. Дели на правобережье реки Джамны (район Матхуры).

Яваны – греки (ионийцы), поселения которых в Бактрии и Гандхаре существовали со времени похода Александра Македонского или даже раньше (уже при Ахеменидах).

Ядавы, Яду – общее название арийских племен, обитавших на запад от Джамны и возводивших свое происхождение к мифическому первопредку Яду, как и вришни, сатваты, шурасены.

Ямуна – река Джамна.


[1] Поле Подвижничества (tapahksetra) – поле битвы, воинского подвижничества. Сопоставление битвы с религиозной аскезой в известной мере подготовляет здесь представление о Курукшетре, поле великой битвы, как о «поле дхармы», т. е. битвы за святое дело, образ, которым открывается «Бхагавадгита».

[2]... искушенные в чтении Вед... – Подразумевается ритуальное чтение священных текстов, которому приписывается магическое действие. Согласно комментарию Девабодхи, здесь, кроме канонических четырех Вед, имеется в виду также «Дханурведа», трактующая искусство стрельбы из лука (см.: Devabodha 1947: 2).

[3]... как солнце опаляет круг Джамбудвипы... – употребительная в древнеиндийской поэзии метафора: собирание земных вод в тучи под воздействием солнечного зноя.

[4] Иоджана – мера длины, определяемая обычно как равная 13,4 км (см.: Араньякапарва 1987: 737).

[5] Муж-бык. – Об этом очень употребительном в древнеиндийском эпосе эпитете см.: Араньякапарва 1987: 604.

[6]... с желтым зонтом... – В оригинале игра слов, основанная на созвучии pandura («желтыйС) с родовым именем pandava в предшествующей строфе (переводится как «сын Панду»), имеющем то же значение «желтый» или «сын Желтого» (имя может означать изначально расовый признак неарийского племени, призванного панчалами в их борьбе за гегемонию с куру и содействовавшего их победе; см. в статье о «Бхишмапарве»). Некоторые исследователи полагают, что значение имени Панду может указывать на некую физическую ущербность в параллель слепоте его брата (см.: Buitenen 1981: 2), но это, скорее, можно полагать более поздним переосмыслением этнонима. Царский зонт – один из главных знаков царского достоинства в древней Индии.

[7]... затрубили в большие раковины... – Просверленные с одного конца морские раковины употреблялись как боевые трубы; такая раковина – обычный атрибут эпического героя, род боевого рога, нередко со своим именем; см. далее, где названы две такие раковины-горы – Панчаджанья, принадлежащая Кришне, отобравшему ее у поверженного им демона Панчаджаны, и рог Арджуны Девадатта (devadatta – букв, «богоданный»).

[8] В подлиннике: yugante, букв, «в конце века (юги)». Юга – в индийской космогонии один из четырех «веков» истории вселенной от творения до ее гибели (которой предшествуют грандиозные стихийные бедствия и катастрофы), так называемая махаюга (см.: Араньякапарва 1987: 742-43; Индуизм 1996: 272, 477). Здесь под «веком» имеется в виду именно махаюга.

[9]... на чьей стороне правда... – В подлиннике: dharma. Это кардинальное понятие всей религиозно-этической системы индуизма охватывает чрезвычайно широкий диапазон значений; в индологической литературе понятие «дхарма» чаще всего оставляют без перевода. Под ним понимают прежде всего совокупность этических норм, обязательных для соблюдения в духовной и общественной жизни, что почитается необходимой основой космического порядка. В зависимости от контекста «дхарма» может переводиться как «закон», «право», «правда», «праведность», «добродетель», «долг» и т. п.

[10]... направляясь к югу. – Птицы, пролетающие к югу, – зловещее знамение (юг – страна смерти в представлениях древних индийцев).

[11] Месяц карттика – октябрь-ноябрь, считался наиболее благоприятным для начала военных действий.

[12] Кшатрии – вторая по статусу из четырех варн (сословий) древнеиндийского общества, воинская аристократия. Первое место в этой иерархии традиционно занимала варна брахманов, жречество, третье – вайшьи, свободные общинники, земледельцы, ремесленники и торговцы. От трех высших варн отграничивалась низшая – шудры. См.: Индуизм 1996: 112.

[13] Арундхати – звезда Алькор в созвездии Большой Медведицы; ее олицетворяет жена Васиштхи, главного из Семи мудрецов (saptarsayah – Семь мудрецов, санскритское название этого созвездия, в котором Васиштха представляет звезду дзета); супруга риши считалась воплощением супружеской преданности. Звезда Арундхати, близкая к звезде Васиштхи, почиталась благоприятной.

[14] Шанайшчара – планета Сатурн, почиталась особенно зловещей; ее прохождение через накшатры, созвездия лунного зодиака (так называемые «лунные дома», или «лунные стоянки»), определяло предсказания будущего в индийской астрологии; наиболее неблагоприятным было время ее пребывания в четвертой (начиная с Ашвини, см. ниже) накшатре – Рохини (часть созведия Тельца).

[15]... пятно на луне... – В Индии это пятно называют «заяц на луне», по поверьям, он отвращает беду.

[16]... рождают солнечных птиц и павлинов. – Мифические солнечные птицы, именуемые обычно супарнами (в оригинале: vainateya – «потомки Винаты», мифической праматери птиц), появляются на полях сражений вместе со стервятниками. Павлин – зооморфный атрибут (вахана) бога войны Сканды.

[17]... побуждаемые Смертью... – В подлиннике: kala – «Время», одна из ипостасей бога смерти в индуистской мифологии.

[18] Белая планета – так именуется в лексиконах Шукра (Венера), но здесь, возможно, имеется в виду Кету, спутник упомянутого непосредственно перед этим Раху, демона затмений, периодически поглощающего Солнце и Луну, который почитался одной из планет, соответствующей восходящей точке пересечения лунной орбиты (см.: Араньякапарва 1987: 721). Упоминаемая далее Читра – альфа Девы, четырнадцатая накшатра (если начинать счет, как принято было в астрономических трактатах, с накштры Ашвини.

[19] Великая планета (mahagraha) – обычно так именуется Раху, иногда – Шанайшчара (Сатурн); возможно, Раху или Кету подразумеваются под упоминаемой выше «необычайно грозной» (mahaghora) кометой (dhumaketu), вторгающейся в накшатру Пушья (восьмой знак лунного зодиака, группа звезд в созвездии Рака).

[20] Ангарака – планета Марс, Брихаспати – Юпитер. Созвездия Магха (соответствует альфе и еще пяти звездам в созвездии Льва) и Шравана (альфа, бета и гама Орла) – соответственно десятая и двадцать третья накштры.

[21] Сын Солнца – Шанайшчара (см. выше примеч. 14). Созвездие Бхагья, которое он «угнетает», – двенадцатая накшатра (включающая звезду бета Льва, более известная под названием Уттара-пхальгуни).

[22] Подножье Скамьи (prasthapada) – двойное созвездие двадцать пятого и двадцать шестой и двадцать седьмой накшатр, знаков лунного зодиака, лунных стоянок (Пурва-бхадрапада и Уттарабхадрапада, соответственно – альфа и бета Пегаса и ню Пегаса и альфа Андромеды). Указанные здесь и далее движения планет относительно созвездий должны предвещать недоброе. О действительном движении планет в эпоху сложения текста существовали, очевидно, еще очень смутные представления.

[23] Темная (syama) планета – Будха (Меркурий).

[24] Джьештха – восемнадцатая лунная стоянка (альфа, сигма и тау Скорпиона), традиционно считается священным созвездием Индры. Упоминаемые далее Дхрува и Свати – соответственно Полярная звезда и Арктур (пятнадцатая накштра), Брахмараши, согласно комментарию Нилакантхи, – другое название созвездия Шравана (см. выше примеч. 20).

[25] Жестокая планета – по-видимому, Ангарака (Марс), то же, что Краснотелый (lohitanga); считалась неблагоприятной и у индийцев также ассоциировалась с богом войны. Другое толкование parusa, «жестокий», как эпитета Раху (см.: Roy 1925/4: 6; также Dutt 1897: 4) менее вероятно; в одной из рукописей вместо parusa читаем angaraka (см. раз Протяжение материка Джамбу (главы 1-11) 341 чтения в критическом изд., с. 14). В лексиконах paruseya дается как патроним Брихаспати, считающегося сыном Ангираса (Ангараки).

[26]... пятиглавый ячмень и стоглавый рис. – Подразумевается, очевидно, вырождение злаков, подобное появлению животных-уродов, о котором повествуется в начале главы.

[27] Лучшие из всех существ... коровы... – Представление, характерное для индийского мировоззрения с древнейших времен.

[28] Две планеты... близ обоих созвездий. – Брихаспати (Юпитер) и Шани, или Шанайшчара (Сатурн); созвездие Вишакха, шестнадцатая накшатра, отождествляется с четырьмя звездами в созвездии Весов, обычно рассматривается как объединяющее два по две звезды(йота и гамма, бета и альфа Весов).

[29] Гневная планета... великий страх. – Очевидно, Будха, считающийся обычно благоприятным светилом, но в определенных положениях способный, как и Шанайшчара и Ангарака, предвещать недоброе (оба автора английских переводов называют здесь Раху, но они, следует заметить, ориентируются при этом на текст бомбейского издания «Махабхараты», значительно отличающийся от принятого в критическом издании; см.: Roy 1925/4: 7; Dutt 1897: 4). Первая накшатра – Ашвини (бета и гамма Овна). Неестественное движение Будхи, стремительно минующего также вторую и третью накшатры (Бхарани – три звезды Овна – и Криттики – Плеяды), имеет, очевидно, следствием преждевременное наступление новолуния, о котором говорится далее.

[30]... новолуние... на тринадцатую ночь! – Лунный синодический месяц в индийском календаре разделялся на две половины (paksa) по пятнадцать суток (tithi), не вполне совпадающих с естественными. Шестнадцатая ночь – первая следующей половины месяца. В результате нарушений в движении небесных тел одна половина месяца сокращается, таким образом, на двое суток.

[31]... в неурочное время... – В подлиннике: aparvani. Подразумеваются, очевидно, несвоевременные, следующие непосредственно одно за другим затмения луны и солнца.

[32] К солнцу обращаясь, вещают уликие мудрецы... – Речь идет о том, что солнце, померкшее на заре, предвещает битву.

[33] Великие стихии (mahabhutah) – вода, огонь, воздух, эфир и земля, т. е. пять первоэлементов в индийской космологии (см. примеч. 42 к текущ. разд.).

[34]... подобен крику осла. – В Индии этот крик считается зловещей приметой (как и другие приметы, указанные ниже).

[35] Рок – В подлиннике: kala – Время.

[36]... боевые трубы... – В подлиннике: sankhah – «раковины» (см. выше примеч. 7).

[37]... войско четырех родов оружия (caturanga)... – В древнеиндийской армии это пехота, конница, колесницы и боевые слоны.

[38]...и мириады, и тьмы... – В подлиннике: arbuda, koti – единицы счета, обозначающие обычно 10 млн; в данном тексте – обычная для эпоса гиперболизация.

[39]... люди и животные... – Нижеследующая классификация четырнадцати видов животных (pasu), включая человека, – одна из традиционных в индийской мифологии (первоначально выделялось только пять видов домашних животных, к которым мулы и ослы добавлены позднее). Не входящие в число этих четырнадцати относятся к прочим «живородящим» (jarayuja).

[40]... виды трав, держащиеся кожурою (tvaksara). – Подразумеваются растения, лишенные ствола, – травы и тростники. Ср. классификацию подвижных (trasa) и неподвижных (sthavara) существ в «Законах Ману» (см.: Законы Ману 1960/1: 43-48).

[41] Гаятри – ведийский стихотворный размер, которым сложен носящий то же название (или другое – «Савитри») особо почитаемый священный стих гимна богу солнца Савитару (РВ. III. 62. 10); содержит двадцать четыре слога (три строки по 8). К числу видов подвижных и неподвижных существ (14 и 5) добавляется число «великих элементов» (стихий) (см. ниже примеч. 42), что дает основание рассматривать Гаятри (персонифицируемую в образе богини) как олицетворение природы (пример характерной числовой символики).

[42]... из пяти стихий... – Отражение представления о пяти космических первоэлементах в основе мироздания усматривают уже в памятниках протоиндийской цивилизации (см.: Альбедиль 1994: 216); упоминаются уже в Упанишадах. Позднее, в учении санкхьи термин mahabhuta определяет пять «грубых элементов» как конечный продукт эволюции материи (см. примеч. 33 к текущ. разд.).

[43] Они разрушаются... возникают в должной последовательности. – Считается, что земля растворяется в воде, вода – в огне, огонь – в воздухе, воздух – в пространстве; возникновение же их происходит в обратной последовательности.

[44]... принадлежит непостижимому. – В подлиннике: acintya – букв, «немыслимое, не постигаемое мыслью».

[45] Сударшана (Sudarsana) – «Прекрасный». Так именуется здесь Джамбудвипа, обычно почитаемый центральным из семи материков земли в индийской традиционной космографии. Деление его на Смоковницу (pippala) и Зайца (sasa) в дальнейшем не совсем ясно прослеживается. Но в следующей главе описывается центральная его часть, включающая Бхаратаваршу (т. е. страну Бхараты, Индию), которая и упоминается далее в описании материка первой из семи стран, называемых «варшами» (varsa), расположенных, согласно этой полуфантастической географии, между разделяющими их горными хребтами. Упоминаемые в конце следующей главы Нагадвипа и Кашьяпадвипа определяются как «уши» Зайца также в «Падмапуране» (III. 3); обещанное же описание другой части материка отсутствует, и не исключено, что текст этого раздела дошел до нас не полностью. Здесь, очевидно, подразумевается отличная от общепринятой версия описания Земли, которая излагается не очень последовательно (см. ниже).

[46] Вайдурья (vaidurya) – драгоценный камень, отождествляется с бериллом или «кошачьим глазом».

[47] Совершенные существа и странники небес – мифологические классы небожителей низшего ранга, названия которых чаще оставляют без перевода. «Совершенные» (siddha) – ангелоподобные праведники, обитающие в поднебесье; «странники» – родственные им небесные певцы и музыканты.

[48] Четыре острова (dvlpa) – четыре страны, которые по этой версии окружают гору Меру соответственно с востока, запада, юга (название Джамбудвипа обозначает здесь один из этих «островов» или «материков») и севера. «Островами» они называются, согласно комментарию Нилакантхи, как окруженные водами протекающих по ним многочисленных рек (см.: Kirfel 1920: 9 3). См. также ниже примеч. 56.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.124 с.)