Тема 8. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях



Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

 

Вопрос об объекте злоупотребления полномочиями и коммерческого подкупа рассмотрен выше.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает: 1) действие (бездействие), выразившееся в использовании управленческих полномочий в организации вопреки интересам этой организации; 2) существенный вред и 3) причинную связь между этим действием (бездействием) и вредом.

Использование полномочий может быть как действием, так и бездействием, когда управляющий не совершает необходимого действия (например, отказывается от защиты нарушенного права организации). Практика показывает, что чаще всего злоупотребление полномочиями выражается в совершении убыточных сделок. Однако возможны и иные виды злоупотреблений, например неправомерное временное позаимствование денежных средств организации, неправомерное использование имущества организации, изъятие доходов организации, целенаправленная бесхозяйственность в интересах конкурентов, использование служебных полномочий во вред инвесторам при дополнительной эмиссии ценных бумаг и др.

Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий означает совершение управляющим каких-либо действий (бездействия) в пределах своей компетенции, определенной законодательством, уставом организации, должностными инструкциями, функциональными обязанностями, внутренними приказами и распоряжениями, а также трудовым договором.

При злоупотреблении полномочием лицо использует предоставленные ему полномочия, однако необходимо учитывать, что формальные пределы этих полномочий нередко нарушаются, так как злоупотребление полномочием связано с его использованием вопреки назначению <1>. Поскольку в гл. 23 УК РФ в отличие от гл. 30 УК РФ отсутствует норма о превышении полномочий, содеянное при таких обстоятельствах охватывается ст. 201 УК РФ. Нельзя превысить полномочие, при этом его не используя. Однако в практике этот вопрос не имеет однозначного решения. Нередко злоупотребление полномочиями отрицается на том основании, что лицо вышло при совершении деяния за формальные рамки предоставленных ему полномочий, даже если возможность совершения деяния связана исключительно с занимаемой должностью.

Деяние должно быть совершено вопреки интересам организации, в которой виновный имеет управленческие полномочия. Не влекут уголовной ответственности действия, совершенные вопреки интересам организации, но в общественных интересах (например, израсходование средств организации на благотворительные и иные общественно полезные цели), но при этом общественный интерес не должен быть лишь внешним прикрытием частного интереса управляющего.

Деяние должно причинить существенный вред правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Существенный вред - это оценочный признак, наличие такого вреда устанавливается судом исходя из конкретных обстоятельств дела, при этом учитываются не только абсолютный размер вреда, но и имущественное состояние организации, количество потерпевших, тяжесть последствий применительно к каждому из них и др.

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 201 УК РФ, наряду с другими обстоятельствами дела должно быть выяснено, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным нарушением своих полномочий.

Под существенным нарушением прав граждан или организаций следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.).

При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Преступление имеет материальный состав, и его следует считать оконченным с момента причинения существенного вреда.

Типичным последствием злоупотребления полномочиями является причинение имущественного ущерба организации, в которой виновный имеет управленческие полномочия. Это вытекает из объекта преступления, поскольку охраняемые уголовным законом отношения в сфере управления организациями, как это уже отмечено, являются гражданско-правовыми имущественными отношениями. Случаи "политического", "идейного" и т.п. предательства со стороны партийных, профсоюзных и т.п. функционеров остаются за рамками правового регулирования и правовой охраны, государство не может вмешиваться в разрешение подобных конфликтов, не нарушая при этом гарантированных Конституцией РФ политических свобод.

Решая вопрос о возможности учета имущественного ущерба, причиненного инвесторам или кредиторам организации, следует исключить двойной учет ущерба. В случае причинения неправомерными действиями управляющего существенного вреда не той организации, в которой он выполняет управленческие функции, но иным лицам либо охраняемым законом интересам общества или государства, необходимо учитывать, что использование полномочий вопреки интересам именно той организации, в которой виновный выполняет управленческие функции, в силу закона необходимо для квалификации содеянного по ст. 201 УК РФ. Само по себе причинение даже существенного ущерба не является достаточным основанием применения этой статьи.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление последствий либо относится к ним безразлично.

Субъективная сторона преступления может быть выражена как в виде прямого, так и в виде косвенного умысла, если лицо в личных целях осознанно подвергает опасности вверенный его попечению интерес, к примеру, в нарушение установленных правил предоставляет необеспеченный кредит.

Целью данного преступления является извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Мотивы содеянного не влияют на квалификацию, преобладает корыстная мотивация.

В случае если у лица не было умысла на причинение ущерба, а имела место управленческая ошибка или производственный риск, ответственности по данной статье не наступает.

Субъект преступления специальный - управляющий в организации, вменяемый и достигший возраста 16 лет.

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что субъектами рассматриваемого преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации) <1>.

Часть 2 ст. 201 УК РФ в качестве квалифицирующего признака преступления называет причинение тяжких последствий. Это оценочный признак. Тяжкими последствиями с учетом обстоятельств конкретного дела могут быть признаны разорение многих лиц, несостоятельность организации, причинение крупного имущественного ущерба и др.

Злоупотребление полномочиями иногда сложно отграничить от хищения. Общее правило - норма о злоупотреблении полномочиями применяется при отсутствии тех или иных признаков хищения. К примеру, вред причиняется не в виде утраты имущества, а в виде упущенной выгоды (неполученных доходов). Так, директор муниципального предприятия В. незаконно, без должного оформления сделки, сдавала в аренду помещения предприятия, деньги в кассу не сдавала, а присваивала их, за что была осуждена районным судом по ч. 1 ст. 201 УК РФ. Приговор был отменен президиумом областного суда, усмотревшим в содеянном состав присвоения (ст. 160 УК РФ). Верховный Суд РФ отменил постановление президиума областного суда на том основании, что районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии в содеянном состава присвоения, "поскольку она присваивала не деньги, вверенные ей учредителями муниципального коммерческого предприятия, а денежные суммы, полученные от арендаторов... и не поступавшие в кассу предприятия, т.е. не находившиеся в его собственности".

В случае так называемого черного отката возникает проблема разграничения злоупотребления правомочиями, хищения, коммерческого подкупа и уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях одна из сторон сделки выплачивает лицу, представляющему другую сторону сделки (обычно ее руководителю), денежную сумму, как правило, в форме неучтенных наличных денег. Следует учитывать, что подобная практика, к сожалению, довольно широко распространена в хозяйственном обороте. Неучтенная выручка ("черная касса") используется как в интересах организации (в расчетах с поставщиками и подрядчиками, при оплате труда работников "в конвертах", на подкуп чиновников, на оплату криминальной "крыши"), так и в личных интересах руководства. Основные цели формирования "черной кассы": уклонение от уплаты налогов; формирование оперативных резервов наличных денег для решения тех или иных вопросов. Нередко ведется тайный учет "черных" доходов и расходов для вышестоящего начальства и основных инвесторов.

Ни в теории, ни в практике нет единообразия при квалификации подобных деяний. Если лицо уверяет, что получил деньги исключительно в интересах организации, и это утверждение не опровергнуто доказательствами, содеянное может влечь уголовную или административную и налоговую ответственность за уклонение от уплаты налогов и нарушение правил ведения кассовых операций (хотя в практике в подобных ситуациях нередко применяется ст. 201 УК РФ). Поскольку полученные руководителем деньги не поступают в кассу предприятия, содеянное нельзя квалифицировать как их хищение. Теоретически можно предположить хищение "излишне" поставленных товаров или переплаченных денег, за что, собственно, и производится "откат", однако имеют место сложности с установлением безвозмездности изъятия, умозрительностью ущерба и невозможностью обособить похищенные ценности от поставленной партии товаров (общей суммы платежа). В практике подобные деяния обычно квалифицируются как коммерческий подкуп или злоупотребление полномочиями.

Для коммерческого подкупа необходим прямой умысел активного участника подкупа, направленный на подкуп, и осознание получателем подкупа этого обстоятельства. Поскольку неучтенные деньги принимаются в качестве части платы по сделке, поскольку активная сторона подкупа не знает о том, в чьих интересах управляющий принимает деньги (в интересах представляемой организации или в личных интересах), а получатель подкупа действует в интересах организации (в том числе и незаконных), нет оснований квалифицировать содеянное по ст. 204 УК РФ. В этом случае имеет место нарушение кассовых правил и уклонение от уплаты налогов <1>.

Как уже отмечалось выше, в примечании 1 к ст. 201 УК РФ приведено понятие лица, выполняющего управленческие функции.

Положения же примечаний 2 и 3 к ст. 201 УК РФ, которые по существу представляли собой процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения уголовных дел по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в настоящее время прекратили свое действие, и вопрос о возбуждении уголовного дела по делам рассматриваемой категории решается на общих основаниях.

 

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

 

Статья 204 УК РФ объединяет под понятием коммерческого подкупа два самостоятельных состава преступления: передачу предмета подкупа (ч. ч. 1 и 2) и незаконное получение предмета подкупа (ч. ч. 3 и 4).

Предмет этих преступлений идентичен предмету получения взятки (ст. 290 УК РФ).

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.), иные имущественные права. Например, как предмет рассматриваемого преступления следует расценивать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" предметом коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление любых имущественных выгод, в том числе освобождение лица от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Коммерческий подкуп в виде незаконного предоставления лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Предмет подкупа предоставляется управляющему за совершение какого-либо действия (бездействия) в интересах дающего или представляемых им лиц и в связи с занимаемым управляющим служебным положением. То обстоятельство, что ст. 204 УК РФ прямо не указывает на предоставление предмета подкупа за общее покровительство и попустительство, не исключает уголовной ответственности за такие действия, как не препятствовала этому сходная формулировка взяточничества в ст. 173 УК РСФСР 1960 г.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время на практике нет единообразного понимания связи с занимаемым служебным положением. В некоторых случаях суды дают весьма узкое толкование такой связи, указывая на то, что ответственность за коммерческий подкуп наступает лишь при условии, когда управляющий получает незаконное вознаграждение за действия, которые могут быть совершены в формальных рамках его полномочий.

Вероятно, подход к решению этого вопроса должен быть более широким. Связь с занимаемым служебным положением следует устанавливать исходя из того, что в содержание умысла получающего вознаграждение входит осознание этим лицом того факта, что ему передают предмет коммерческого подкупа за совершение действий (бездействие) в интересах дающего и что эти действия (бездействие) он может совершить благодаря своему служебному положению, даже если необходимые действия (бездействие) находятся вне сферы его прямых полномочий.

Думается, эта позиция вытекает и из положений п. п. 3 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24, где под входящими в служебные полномочия действиями предлагается понимать такие действия (бездействие), которые лицо имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции, а действия, выходящие за эти пределы, отнесены к категории "способствование", которое выражается в использовании лицом авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других лиц в целях совершения ими определенных действий (бездействия) по службе.

С объективной стороны передача предмета подкупа выражается в незаконной передаче управляющему денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Объективная сторона получения предмета подкупа заключается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Уголовная ответственность наступает как за явный, так и за прикрытый (завуалированный) подкуп, когда имущественные выгоды предоставляются под видом подарков управляющему или его близким (с ведома и согласия управляющего), когда подкуп скрыт под видом законной сделки, гонорара за фактически невыполненную работу, проигрыша в азартной игре и т.п. Основное отличие подкупа от подарка в том, что подарок безвозмезден, а подкуп дается за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. При этом управляющий проявляет нелояльность в отношении вверенных его попечению интересов организации.

Составы преступлений формальные. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения. При этом не имеет значения, получил ли виновный реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

В случаях когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 204 УК РФ. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, в том числе и через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что целью передачи предмета подкупа либо оказания услуг является совершение управляющим действий (бездействия) в интересах дающего. Однако достижение или недостижение этой цели не влияет на решение вопроса о моменте окончания преступления.

Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействия), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействия), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Как мошенничество квалифицируются и действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.

Если лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в интересах этой организации поручает своему подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) передать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по ст. 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, - при наличии оснований по ст. 291.1 УК РФ за посредничество во взяточничестве.

Аналогичные действия, но касающиеся поручения передачи незаконного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, влекут ответственность руководителя по ч. 1 или ч. 2 ст. 204 УК РФ, а работника, выполнившего его поручение, - по ч. 5 ст. 33 и ч. 1 или ч. 2 ст. 204 УК РФ.

Субъективная сторона коммерческого подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает, что передает (получает) незаконное вознаграждение за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым управляющим служебным положением, и желает совершить это действие.

Субъект получения подкупа (получатель незаконного вознаграждения) специальный - управляющий в организации, вменяемый и достигший возраста 16 лет. Субъект передачи подкупа (предоставляющий незаконные имущественные выгоды) - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет (общий).

Определенные сложности связаны с квалификацией соучастия в коммерческом подкупе. Исполнителем (соисполнителем) получения предмета подкупа (преступления со специальным субъектом) может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Иные лица могут выступать только в роли организаторов, подстрекателей или пособников. Исполнителем (соисполнителем) передачи предмета подкупа может быть любое лицо.

Действия посредника в подкупе квалифицируются со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК РФ как соучастие в получении (передаче) предмета подкупа в зависимости от того, чьи интересы представлял посредник.

Квалифицирующими признаками коммерческого подкупа являются совершение преступления по предварительному сговору группой лиц или организованной группой (ч. 2, п. "а" ч. 4 ст. 204 УК РФ), а также (применительно к получению предмета подкупа) вымогательство (п. "в" ч. 4 ст. 204 УК РФ).

Группа лиц по предварительному сговору понимается в практике как соисполнительство. Для вменения указанного признака при квалификации пассивного подкупа необходимо, чтобы в преступлении на стороне получателя незаконного вознаграждения участвовало не менее двух лиц, выполняющих управленческие функции в одной или в разных коммерческих или иных организациях. Эти лица должны выступать в роли получателей незаконного вознаграждения (а не в роли организаторов, подстрекателей или пособников). Наконец, они должны вступить в сговор на стадии приготовления о совместном совершении преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействия) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц. Такой сговор должен быть осуществлен до начала выполнения объективной стороны состава преступления.

В подобных ситуациях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, а сумма, полученная каждым из них, не имеет значения при квалификации деяния.

Предварительный сговор лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание к ст. 201 УК РФ), с должностным лицом (примечание к ст. 285 УК РФ) не образует группы лиц по предварительному сговору ни применительно к ч. 4 ст. 204 УК РФ, ни применительно к ст. 290 УК РФ, что, однако, не исключает соучастия указанных лиц в преступлениях, совершенных друг другом.

Для вменения группы лиц по предварительному сговору при квалификации передачи предмета подкупа необходимо наличие не менее двух соисполнителей, предоставляющих незаконное вознаграждение управляющему. При этом не имеет значения, кто из них непосредственно передал предмет подкупа, был ли предмет подкупа передан посредником или каждым из соисполнителей самостоятельно, дается ли вознаграждение за одно действие в совместных интересах дающих либо за разные действия в индивидуальных интересах каждого из них. Исполнителем передачи предмета подкупа признается не то лицо, которое передает незаконное вознаграждение, а тот, кто его предоставляет управляющему с целью повлиять на его поведение. Сговор исполнителей передачи предмета подкупа должен иметь место до начала выполнения объективной стороны преступления.

В п. 16 Постановления Пленума от 9 июля 2013 г. формулируется важная позиция Верховного Суда РФ в отношении понимания организованной группы. В постановлении отмечается, что организованная группа должна характеризоваться такими признаками, как устойчивость, более высокой степенью организованности по сравнению с другими формами соучастия (например, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору), распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

В организованную группу (п. "а" ч. 4 ст. 204 УК РФ), помимо одного или нескольких лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.

Поэтому в случае признания получения предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части ст. 204 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ. Преступление в таком случае признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Вымогательством является требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица. Однако вымогательством признается не только указанное прямое требование но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать незаконное вознаграждение с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Таким образом, под вымогательством при коммерческом подкупе, как и при взяточничестве, понимается не любая угроза с целью побудить лицо к совершению подкупа или создание определенных условий, а только такие действия, которые угрожают именно законным интересам лица. Угроза совершения правомерных действий (бездействия) относительно незаконных интересов лица вымогательства коммерческого подкупа не образует.

При этом для решения вопроса о наличии вымогательства не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу. Главное, чтобы у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Кроме того, вымогательство будет иметь место и в тех случаях, когда оно осуществляется другим лицом, не являющимся получателем незаконного вознаграждения, но с согласия или по указанию лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Действия такого "помощника" при наличии оснований должны оцениваться как посредничество и как пособничество в коммерческом подкупе и квалифицироваться по ч. 5 ст. 33 и п. "б" ч. 4 ст. 204 УК РФ.

Давая правовую оценку коммерческому подкупу, следует различать единое преступление и совокупность преступлений. В частности, от совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получено или передано от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе от нескольких лиц, если в интересах каждого из них лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Примечание к ст. 204 УК РФ определяет специальные основания освобождения от уголовной ответственности за активный коммерческий подкуп: лицо, совершившее коммерческий подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Таким образом, примечанием устанавливаются два основания освобождения от уголовной ответственности:

1) вымогательство со стороны получателя имущества;

2) добровольное сообщение о подкупе в правоохранительные органы.

Вопрос о понятии вымогательства рассмотрен выше. Сообщение же о совершенном преступлении должно быть сделано лицу либо органу, имеющему право проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ и возбуждения уголовного дела. Сообщение должно быть сделано добровольно до выявления преступления самим правоохранительным органом. По данному поводу в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 указано следующее: "Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружении имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.".

Первоначальное сообщение при этом может быть сделано в суде, в печати и иным подобным образом. Если впоследствии лицо подтверждает эти сведения при допросе или даче объяснений в органе, имеющем право возбудить уголовное дело, это также следует рассматривать в качестве добровольного сообщения.

Указанное в примечании к ст. 204 УК РФ освобождение от уголовной ответственности является императивным и безусловным.

Освобождение от уголовной ответственности лица, совершившего коммерческий подкуп, которое активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

В то же время состав преступления, предусмотренный ч. ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ, будет отсутствовать, если лицо, в отношении которого были заявлены требования о коммерческом подкупе, до передачи ценностей добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

 

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ)

 

Объектом преступления являются отношения в сфере осуществления профессионального долга частными нотариусами и аудиторами. Это преступление подрывает общественное доверие к нотариату и аудиту, угрожает правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства.

Объективная сторона преступления включает в себя: 1) использование частным нотариусом или аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности; 2) существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинную связь между деянием и последствиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.048 с.)