Тема 4. Преступления, нарушающие общий порядок предпринимательской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Преступления, нарушающие общий порядок предпринимательской деятельности.



 

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ)

 

Объект преступления - установленный порядок осуществления и лицензирования предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Верховный Суд РФ в п. 1 Постановления Пленума от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем", повторяя определение предпринимательской деятельности, тем самым дополнительно подчеркнул, что правоприменитель должен руководствоваться принципом системности законодательства, согласно которому уголовное право не создает понятий, отличных от гражданско-правового. Основным критерием, позволяющим отграничить предпринимательскую деятельность от иной деятельности, является ее направленность на систематическое получение прибыли. Не является предпринимательской деятельность, связанная с осуществлением функций по трудовому контракту (договору), а также выполнение обязанностей, вытекающих из разовых гражданско-правовых договоров.

Субъекты предпринимательской деятельности для ее осуществления должны быть зарегистрированы. Для гражданина такая обязанность вытекает из ст. 23 ГК РФ, а юридическое лицо подлежит государственной регистрации в соответствии со ст. 49 и ст. 51 ГК РФ. Согласно ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Данный нормативный акт устанавливает общий порядок и условия государственной регистрации юридических лиц (при их создании, реорганизации и ликвидации), а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Действующим законодательством предусмотрены отдельные виды деятельности, которые могут осуществляться только на основании лицензии.

Вопросы лицензирования отдельных видов деятельности и порядок получения лицензии был описан выше при характеристике ст. 169 УК РФ.

Объективная сторона преступления может быть выражена:

1) в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации, которое будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре отсутствует запись о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Постановления);

2) в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, т.е. ведение такой деятельности без получения лицензии вовсе либо по истечении срока ее действия, а также в случаях приостановления или аннулирования лицензии (п. 4 Постановления).

Обязательными криминообразующими признаками данного состава также являются последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, причинной связи либо извлечение в результате такой деятельности дохода в крупном размере.

В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ не требует (п. 18).

Состав преступления формально-материальный. Преступление является оконченным в момент извлечения дохода в крупном размере либо в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупный размер или ущерб - это денежная сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей, особо крупный - 6 млн. рублей.

С содержательной стороны под доходом, как указано в п. 12 Постановления, понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что занимается предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка, извлекая при этом доход в крупном размере, и желает этого. При материальности данного состава преступления виновным предвидится возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, он желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 1 лет. Им может являться лицо, как имеющее, так и не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, руководитель организации или иное лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией, а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя.

Квалифицирующие признаки - совершение преступления организованной группой (понятие организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК РФ) или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

 

Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1)

 

Объект преступления - установленный порядок производства и оборота товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке.

Действующим законодательством предусмотрен перечень товаров и продукции, производство и реализация которых без их обязательной маркировки акцизными марками и специальными марками запрещена. К ним относятся алкогольная продукция, табак и табачные изделия.

Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, производимые и реализуемые на территории нашего государства (за исключением поставок на экспорт), маркируются федеральными специальными марками, а указанная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, осуществление контроля за уплатой налогов. Указанные марки приобретаются в налоговых и таможенных органах. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Обязательная сертификация продукции, действующая в свое время, на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П была отменена Правительством РФ.

На настоящий момент ст. 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" указывает, что объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и такое подтверждение проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Однако в действующем законодательстве РФ специальный перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, отсутствует. Таким образом, положения ст. 171.1 УК РФ в этой части не применяются.

Предмет преступления - немаркированный товар и продукция, которая подлежит обязательной маркировке акцизными марками, специальными марками.

Алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Табак и табачные изделия - это изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.

Объективная сторона преступления выражается в совершенных в крупном размере действиях с немаркированными товарами и продукцией, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок: 1) производство; 2) приобретение; 3) хранение; 4) перевозка; 5) сбыт.

Под производством немаркированных товаров и продукции понимается их серийное изготовление. Приобретение - это возмездное или безвозмездное получение имущества любым способом. Хранение - это действия лица, связанные с владением этими предметами (например, в машине, на складе, в тайнике). Перевозка - это перемещение виновным немаркированных товаров и продукции из одного места в другое, совершенное с использованием любого вида транспорта (например, в машине, поезде, самолете). Сбыт - это любая форма возмездной или безвозмездной передачи этого имущества третьим лицам (например, продажа, обмен, дарение).

Состав преступления формальный. Деяние, связанное с производством, приобретением, перевозкой и сбытом, является оконченным в момент совершения любого из этих действий. Хранение немаркированных товаров или продукции - это длящееся преступление. Ответственность наступает с момента начала хранения вне зависимости от его продолжительности.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером понимается стоимость немаркированных товаров и продукции, которая превышает 1 млн. 500 тыс. рублей, а особо крупным - 6 млн. рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает в крупном размере одно или несколько из указанных действий, и желает этого.

Производство, приобретение, хранение и перевозка немаркированных товаров и продукции без цели сбыта состава преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ, не образует. Мотивы не имеют значения для квалификации, однако, как правило, это деяние совершается из-за корыстной заинтересованности.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Им может выступать индивидуальный предприниматель, руководитель организации или иное лицо.

Квалифицирующие признаки - совершение преступления организованной группой (понятие организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК РФ) или в особо крупном размере.

 

Незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2)

 

Объектом данного преступления является установленный порядок проведения азартных игр.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения данной деятельности осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ (глава 58) Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона). Необходимыми и определяющими атрибутами азартной игры являются ставка (денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику и служащие условием участия в азартной игре) и выигрыш (денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата, предусмотренного правилами азартной игры), достижение которого является волей случая и, как правило, не зависит от искусства играющих.

К азартным играм традиционно могут быть отнесены карточные игры (за исключением спортивных), рулетка, тотализатор, пари (основанное на риске соглашение о выигрыше, исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет) и т.п.

Указанным Федеральным законом установлены следующие основные ограничения на проведение азартных игр: 1) организаторами азартных игр могут быть лишь юридические лица, зарегистрированные на территории РФ; 2) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям действующего законодательства; 3) не допускается деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи; 4) игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с диспозицией части первой рассматриваемой статьи уголовно наказуемыми деяниями признаются лишь организация и (или) проведение азартных игр:

1) с использованием игрового оборудования вне игорной зоны.

Обязательными признаками данного состава являются средство совершения преступления - "игорное оборудование" и место - "вне игорной зоны".

Игорной зоной признается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 7 ч. 1 ст. 4 Федерального закона).

Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации.

Под игорным оборудованием понимаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Исходя из требований Федерального закона и общей организации игорного бизнеса можно выделить следующее игровое оборудование:

- игровой автомат (разновидность игрового оборудования, посредством которого победитель азартной игры определяется при помощи специального устройства, находящегося внутри корпуса такого игрового оборудования, случайным образом, без непосредственного участия организатора азартных игр или его работников);

- игровой стол (игровое оборудование, которое применяется при игре в рулетку и предусматривает наличие одного или нескольких полей, при помощи которых проводится азартная игра организатором азартной игры или его работником), игровой стол для игры в карты и т.п.

- игральные карты;

- игровые фишки.

Под использованием игрового оборудования следует понимать его применение в процессе проведения азартной игры. Приобретение, хранение, перевозка либо сбыт такого оборудования состава преступления не образует;

2) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи.

В данном случае уголовный закон не указывает на место совершения преступления как обязательный признак состава, что позволяет сделать вывод о принципиальном запрете на использование информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи для организации и проведения азартных игр, включая такую деятельность и в игровых зонах.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети определено в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Как предусмотрено в ч. 3 ст. 15 названного Закона, использование на территории России информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

Понятие средств связи определено в п. 28 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ) - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. При этом понятие электросвязи определено в п. 35 указанной статьи как любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Из содержания п. 1 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. "Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи", к подвижной связи можно отнести следующие виды связи: а) подвижная радиосвязь; б) подвижная радиотелефонная связь; в) подвижная спутниковая радиосвязь. Сюда же следует отнести и запрет на организацию и проведение азартных игр с помощью мобильной связи и мобильных телефонов (например, когда азартные игры проводятся путем отправки и приема коротких текстовых сообщений, и т.п.).

Сам факт наличия у лица либо в заведении средств связи или информационно-телекоммуникационных сетей не дает достаточного основания для привлечения к уголовной ответственности. Необходимо, чтобы указанные средства применялись именно для организации либо проведения азартной игры;

3) без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3 Федерального закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в частности, путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах, вне которых любое проведение азартных игр запрещено.

Исключение составляет лишь деятельность букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок (без использования при этом игровых автоматов и игровых столов), которые могут быть расположены вне игровых зон.

Таким образом, в рамках рассматриваемого состава криминализована любая форма организации и проведения азартных игр вне игорных зон (за вышеуказанным исключением), а также аналогичная деятельность в игорных зонах без соответствующего разрешения либо после его аннулирования.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной (уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Совершение указанных преступлений возможно лишь в форме действия - организации и (или) проведения азартных игр.

Организацией азартных игр следует признавать деятельность лица или группы лиц, направленную на планирование проведения азартных игр, предоставление (приискание) помещений, оборудования и иного материально-технического обеспечения, а также их финансирование, подбор и обучение обслуживающего персонала, разработка (утверждение) правил азартной игры, привлечение участников игр, руководство игорным заведением и его персоналом.

Организаторская деятельность может быть распределена между несколькими участниками, каждый из которых выполняет свои функции. Действия этих лиц в рамках единого умысла следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Проведением азартной игры следует признать разъяснение правил азартной игры ее участникам, заключение между ними соглашения, основанного на риске, непосредственное ведение (соблюдение) игорного процесса, прием ставок, выплату вознаграждения и т.п.

Все описанные составы являются формальными.

Обязательным признаком является сопряженность данных деяний с извлечением дохода в крупном размере, размер которого определен в примечании к ст. 169 УК РФ и составляет 1 млн. 600 тыс. рублей. Исходя из принципа системности уголовного права понятие "дохода" применительно к целям ст. 171.2 УК РФ должно соответствовать разъяснениям п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" и под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления такой деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с ее осуществлением.

Субъект рассматриваемых преступлений общий. Ответственности подлежат лишь лица, деятельность которых заключается в организации и проведении азартных игр. Участие в азартной игре при отсутствии в действиях лица признаков ее организации и проведения, уголовно наказуемым быть признано не может.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла, который может быть как прямой, так и косвенный (например, по отношению к размеру предполагаемого или полученного дохода от такой деятельности).

В ч. 2 настоящей статьи предусмотрена уголовная ответственность за совершение тех же деяний, сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере (см. примечание к ст. 169 УК РФ) либо совершенных организованной группой.

 

Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ)

 

Норма о незаконной банковской деятельности является специальной по отношению к ст. 171 УК РФ.

Объект преступления - установленный порядок осуществления и лицензирования банковской деятельности.

Банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности, осуществляемой кредитными организациями, и заключается в осуществлении банковских операций и иных сделок, предусмотренных действующим законодательством. Не является банковской деятельностью совершение разовых видов банковских операций (например, купля-продажа иностранной валюты, инкассация денежных средств, выдача займа в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности).

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки, небанковские кредитные организации, иностранные банки.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <1>. Например, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Такие юридические лица могут создаваться в форме компаний (финансовых, страховых, инвестиционных), фондов (пенсионных) и т.д.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Иностранный банк для осуществления банковских операций на территории России обязан зарегистрировать свое обособленное подразделение (филиал).

В ст. 5 названного Закона предусмотрены виды банковских операций и сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации. Банковскими операциями являются: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Банковские сделки имеют следующую разновидность: 1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 4) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 5) оказание консультационных и информационных услуг и т.д.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Так, например, внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании кредитных организаций осуществляется регистрирующим органом на основании решения Центрального банка РФ о государственной регистрации кредитной организации (ст. 12 Закона).

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком России в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Лицензия на осуществление банковских операций выдается Центральным банком РФ после государственной регистрации кредитной организации и оплаты учредителями объявленного ее уставного капитала. С момента получения лицензии юридическое лицо имеет право осуществлять банковские операции, которые в ней указаны. Срок действия лицензии не ограничен.

Объективная сторона преступления выражается в действиях - осуществление банковской деятельности: 1) без регистрации; 2) без лицензии, последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, причинной связи, либо это деяние сопряжено с извлечением доходов в крупном размере.

Содержание объективных признаков состава преступления аналогично норме, предусмотренной ст. 171 УК РФ, за исключением некоторых положений, характерных для осуществления банковской деятельности. Например, осуществление банковской деятельности без лицензии обычно сопряжено с ее осуществлением и без регистрации, однако возможно и со стороны зарегистрированной кредитной организации (в случае если лицензия была приостановлена или отозвана Центральным банком РФ).

Кредитная организация имеет специальную правоспособность, и поэтому ей запрещено заниматься другими видами предпринимательской деятельности. Поэтому Верховный Суд РФ в п. 6 Постановления Пленума от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" <1> разъяснил, что действия кредитной организации, осуществляющей иную предпринимательскую деятельность (например, производственная, торговая или страховая), при наличии оснований необходимо квалифицировать по ст. 171 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное предпринимательство.

Состав преступления формально-материальный. Преступление является оконченным в момент извлечения дохода в крупном размере либо причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупный размер или ущерб - это денежная сумма, превышающая 1 млн. 600 тыс. рублей, особо крупный - 6 млн. рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что занимается предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка, извлекая при этом доход в крупном размере, и желает этого. При материальности данного состава преступления виновным предвидится возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, он желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующие признаки - совершение преступления организованной группой (понятие организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК РФ) или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

 

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ)

 

Объект данного преступления - установленный порядок образования юридического лица.

Объективную сторону рассматриваемого состава образуют действия, выражающиеся в организации (создании или реорганизации) юридического лица через подставных лиц.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц <1>. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Государственная регистрация юридических лиц и ведение государственного реестра юридических лиц осуществляется Федеральной налоговой службой (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (в ред. от 24 марта 2011 г.)).

В регистрирующий орган документы на образование юридического лица могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти <1>.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, а также формы заявления, уведомления или сообщения установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <1>.

Заявление, уведомление или сообщение удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа.

При государственной регистрации юридического лица в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.077 с.)