Теоретические основы психической самоорганизации деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы психической самоорганизации деятельности человека



Под психической самоорганизацией психологи и педагоги понимают способность (умение) человека организовать собственную деятельность.

Специалисты выделяют четыре основных подхода к исследованию психической самоорганизации: личностный, деятельностный, интегральный (личностно-деятельностный) и технический.

 

Рис. 1. Подходы к исследованию самоорганизации

 

Личностный подход, при котором самоорганизация понимается как личностное образование. В этом случае выделяют и изучают свойство или комплекс личностных свойств, которые образуют такое психологическое качество как организованность (личностная самоорганизация). Личностный подход к исследованию самоорганизации, исходящий из того, что характеристики системы самоорганизации человека существенно зависят от общего уровня его психического развития – интеллектуального, волевого, эмоционального, нравственного, и направленный на изучение личностных предпосылок самоорганизации, в психологической теории представлен довольно широко.

Деятельностный подход, рассматривающий самоорганизацию как процесс, состоящий из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков). Целью данного направления исследований является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами (функциями) структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности.

В рамках деятельностного подхода к исследованию самоорганизации можно выделить два направления: субстратно-функциональное и структурно-функциональное.

В субстратно-функциональном направлении выделяются и изучаются отдельные компоненты процесса самоорганизации, без рассмотрения взаимодействия этих компонентов (функций) между собой. Структурно-функциональное направление подразумевает не только перечисление функций, но и установление взаимосвязей между ними. Причем все элементы процесса самоорганизации, составляющие единую функционирующую структуру, отбираются и взаимоувязываются очень тщательно.

Личностный и деятельностный подходы объединяет третий – интегральный (личностно-деятельностный) подход. Представители интегрального подхода рассматривают элементы процесса самоорганизации в одном ряду с личностными характеристиками, личностными качествами субъекта, способными повлиять на результаты деятельности.

В практической психологии успешно развивается технический подход к самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности. Значительное место в техническом подходе занимают методы научной организации умственного труда, самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем). Элементы технического подхода используются во всех других направлениях самоорганизации для повышения уровня организации человеком собственной деятельности.

Учебная деятельность является одной из основных форм процесса учения, направленного на приобретение различных знаний, умений и навыков. Учение, в том или ином виде, продолжается всю человеческую жизнь. Современный специалист, чтобы оставаться востребованным вынужден постоянно пополнять свой профессиональный «багаж», занимаясь самообразованием, и периодически переучиваться. Соответственно перед преподавателями высших учебных заведений сейчас стоит задача не только передать студенту необходимый минимум базовых знаний, но и (что не менее важно) помочь ему овладеть умением учиться самостоятельно. Данное умение является частным случаем универсального умения организовать любую собственную деятельность и характеризуется уровнем самоорганизации человека, то есть наличием в его «арсенале умений» приемов и техник самоорганизации, отсутствие которых является серьезнейшим фактором, препятствующим успешному обучению в вузе.

Следует отметить, что поскольку профессиональная деятельность строится на базе учебно-профессиональной, то и профессиональная успешность человека определяется практически теми же психологическими факторами (с незначительной сменой акцентов), что и успешность в учебно-профессиональной деятельности.

Проблема самоорганизации относится к числу тех, которые постоянно находятся в фокусе внимания педагогов и психологов, занимающихся педагогической практикой. Первые работы по самоорганизации учебной деятельности в России появились в двадцатые годы ХХ века. Авторы не углублялись в теоретические изыскания, не пытались раскрыть дидактическое содержание понятия «самоорганизация», а строили свои работы в виде методических указаний по самоорганизации учебного труда, содержащих рекомендации по определению целей, составлению плана, учету и контролю времени и т.д. О востребованности подобной литературы говорит, например, тот факт, что только за период с 1926 по 1930 год книга И.В. Ребельского «Азбука умственного труда» выдержала 12 изданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.005 с.)