Северо-западный институт управления. Северо-западный институт управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северо-западный институт управления. Северо-западный институт управления



СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет социальных технологий

 

Направление подготовки (специальность) 37.03.01 Психология

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине (модулю) Методика и проведение
психологических исследований в организации

 

на тему:

« Социально-психологический климат и особенности межличностных отношений в танцевальном коллективе »

 

 

Автор работы:

студент 4 курса

очной формы обучения

Купцова Виктория Сергеевна

 

подпись ____________________

 

Научный руководитель курсовой работы (проекта):

Доцент кафедры социальных технологий, кандидат психологических наук

Федоренко В.В.

 

Подпись ____________________

 

«_____» ___________20____ г.

 

 

Санкт-Петербург, 2021 г.


 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологического климата в коллективе. 6

1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в коллективе 6

1.2. Роль руководителя в формировании СПК.. 12

1.3. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе. 14

1.4. Межличностные отношения и их связь с СПК.. 16

Выводы по 1 главе. 18

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата и особенностей общения в танцевальном коллективе. 19

2.1. Описание базы исследования и особенностей выборки. 19

2.2. Организация и методики исследования. 19

2.3 Результаты исследования и интерпретация. 21

Выводы по 2 главе (заключение) 26

Рекомендации. 27

Список использованных источников и литературы.. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 30

 

 


 

Введение

 

Латинское слово «collectifious» переводится как «собирательный». От него образовано слово «коллектив». Но для того, чтобы стать коллективом, просто собрать несколько людей будет недостаточно. Особенность коллектива в том, что люди, входящие в состав данного сообщества, объединены наличием общей цели и единого дела.

В современном психологическом словаре коллектив определяется как группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. [7]

Коллектив  – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. [2] Группа людей, желая достичь общей цели,  объединена деятельностью. На их деятельность оказывает влияние множество факторов, как внешних, так и внутренних. Руководители стали всё больше обращать внимание на внутренние процессы коллектива и регулировать их. С этим связан растущий интерес к проблеме социально-психологического климата и его влияние на общение в коллективе.

Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, которое отражает степень удовлетворенности различными факторами жизнедеятельности, а также выражает общий настрой и степень удовлетворенности отношениями с другими членами коллектива.

Благоприятный социально-психологический климат является одним из главных факторов эффективной деятельности любого коллектива. То есть положительное эмоциональное состояние коллектива участников группы и хорошие взаимоотношения между ними, а также уровень активности, результативности и удовлетворённости членов коллектива выполняемой работой.

Изучением социально-психологического климата занимались такие авторы, как Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, Н.С.Мансуров, В.М. Шепель, И. П. Волков, E. С. Кузьмин, В. В. Новиков, В. Б. Ольшанский, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, А. Л. Свенцицкий и др.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что во многих танцевальных коллективах существует проблема формирования благоприятного социально-психологического климата. Для такого рода коллективов благоприятная атмосфера крайне важна, ведь создание и реализация танцевального номера постоянно связана с взаимодействием людей. От хороших взаимоотношений и сплоченности группы зависят многие показатели их деятельности, и, следовательно, престижа.

Цель работы: исследование социально-психологического климата и особенностей межличностных отношений в танцевальном коллективе, а также разработка рекомендаций для улучшения результатов танцевальной деятельности.

В соответствии с данной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по теме исследования;

2. Подбор психодиагностического инструментария, адекватный целям исследования;

3. Сбор эмпирических данных;

4. Анализ проведенного исследования;

5. Интерпретация результатов, формулировка выводов и рекомендаций.

Объект исследования – социально-психологический климат и межличностные отношения в танцевальном коллективе «Flame».

Предмет исследования – тип социально-психологического климата танцевального коллектива и особенности межличностных отношений в танцевальном коллективе «Flame».

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

2. Психодиагностический инструментарий

· Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

· Методика по изучению психологического климата О. С. Михайлюка и А. Ю. Шалыто

Теоретическая и практическая значимость: данная работа дополняет имеющиеся знания об особенностях межличностных отношений в танцевальном коллективе. Также полученные результаты исследования могут применяться для улучшения качества взаимодействия участников коллектива.

Эмпирическая база исследования: Театр танца «Flame» (20 человек в возрасте 17-34 лет, школьники, студенты, работающие).

Структура работы включает в себя: введение, теоретическую главу, эмпирическую главу, заключение, рекомендации, приложение, список литературы.

 


 

Выводы по 1 главе

 

Социально-психологический климат (СПК) - это общее, относительно стабильное, психологическое настроение участников одной группы, которое имеет проявление в разнообразных формах деятельности. Он служит условной площадкой для реализации деятельности коллектива. Его формирование зависит от наличия симпатий в коллективе среди участников, психологической совместимости, общих интересов, склонностей, готовности работать на благо общей цели. Различают два основных вида СПК – благоприятный и неблагоприятный.

Руководитель коллектива и его преобладающий стиль руководства оказывают сильное влияние на формирование типа СПК. Для формирования благоприятного СПК наиболее подходящим является демократический стиль руководства.

Также существует множество факторов, которые не зависят от стиля руководства, но оказывают значительное влияние на формирование СПК в танцевальном коллективе. К ним относят:глобальная макросреда, локальная макросреда, физический микроклимат, заинтересованность участников в танцевальной деятельности, физические нагрузки, психологическая совместимость, характер коммуникаций в коллективе.

Межличностные отношения складываются на основе эмоциональных связей. Это означает, что они возникают на основе чувств, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Также они являются фактором психологического климата группы.


 

Рекомендации

 

Рекомендую поддерживать высокие показатели социально-психологического климата путем проведения тренингов на сплочение и лучшее узнавание друг друга. Также сохранить или ввести неформальные формы общения: отмечать праздники (дни рождения и важные даты для самого танцевального коллектива), тематические танцевальные вечеринки, общие походы и поездки внерабочее время. Благоприятный социально-психологический климат служит «плацдармом» для эффективной совместной деятельности коллектива.

В связи с высокими показателями благоприятного климата и ориентиром на близкие связи среди участников, рекомендую обратить большее внимание на качество танцевальной деятельности. Для этого полезно будет провести мониторинг мотивации каждого участника. Сильное желание общаться и быть частью коллектива может мешать видеть главную цель и миссию всей группы. Цель: сформировать цель и миссию группы, донести её до всех участников, а также сформировать желание приходить на репетиции не только для поддержания межличностного общения, но и для работы на общую цель коллектива. Таким образом, мы повысим результативность деятельности танцевального коллектива.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица с результатами ответов респондентов по методике для изучения СПК Михайлюка и Шалыто и по методике Т. Лири межличностных отношений

 

климат

поведение

власт

независ

агрес

недовер

покор

завис

сотруд

велик

Респондент 1

24

сотруд

4

3

4

2

4

3

7

5

Респондент 2

24

великод

4

1

2

4

8

5

8

11

Респондент 3

24

властный

10

4

7

0

3

2

8

8

Респондент 4

22

сотруд

4

6

2

0

5

7

9

4

Респондент 5

20

сотруд/независ

7

12

5

6

3

5

12

10

Респондент 6

23

покорн

2

7

4

9

11

5

5

4

Респондент 7

23

сотруд

0

2

2

2

1

1

3

0

Респондент 8

24

сотруд

4

0

2

0

1

4

5

3

Респондент 9

18

зависим

4

2

6

7

4

9

5

4

Респондент 10

20

покорн

0

1

4

2

13

7

5

3

Респондент 11

21

покорн

2

0

2

2

3

1

1

1

Респондент 12

23

сотруд/великод

4

6

7

4

5

6

8

8

Респондент 13

23

сотруд

0

2

2

4

4

2

6

2

Респондент 14

20

сотруд/великод

2

0

3

3

1

4

6

6

Респондент 15

20

сотруд

1

3

1

0

7

7

10

7

Респондент 16

23

сотруд

6

8

2

1

0

6

8

5

Респондент 17

24

недоверчив

7

4

3

8

5

7

7

7

Респондент 18

21

великод

2

3

0

1

5

5

7

8

Респондент 19

22

независ

4

7

2

0

2

6

6

5

Респондент 20

22

сотруд

1

2

0

0

2

4

8

6

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет социальных технологий

 

Направление подготовки (специальность) 37.03.01 Психология

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине (модулю) Методика и проведение
психологических исследований в организации

 

на тему:

« Социально-психологический климат и особенности межличностных отношений в танцевальном коллективе »

 

 

Автор работы:

студент 4 курса

очной формы обучения

Купцова Виктория Сергеевна

 

подпись ____________________

 

Научный руководитель курсовой работы (проекта):

Доцент кафедры социальных технологий, кандидат психологических наук

Федоренко В.В.

 

Подпись ____________________

 

«_____» ___________20____ г.

 

 

Санкт-Петербург, 2021 г.


 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологического климата в коллективе. 6

1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в коллективе 6

1.2. Роль руководителя в формировании СПК.. 12

1.3. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе. 14

1.4. Межличностные отношения и их связь с СПК.. 16

Выводы по 1 главе. 18

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата и особенностей общения в танцевальном коллективе. 19

2.1. Описание базы исследования и особенностей выборки. 19

2.2. Организация и методики исследования. 19

2.3 Результаты исследования и интерпретация. 21

Выводы по 2 главе (заключение) 26

Рекомендации. 27

Список использованных источников и литературы.. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 30

 

 


 

Введение

 

Латинское слово «collectifious» переводится как «собирательный». От него образовано слово «коллектив». Но для того, чтобы стать коллективом, просто собрать несколько людей будет недостаточно. Особенность коллектива в том, что люди, входящие в состав данного сообщества, объединены наличием общей цели и единого дела.

В современном психологическом словаре коллектив определяется как группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. [7]

Коллектив  – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. [2] Группа людей, желая достичь общей цели,  объединена деятельностью. На их деятельность оказывает влияние множество факторов, как внешних, так и внутренних. Руководители стали всё больше обращать внимание на внутренние процессы коллектива и регулировать их. С этим связан растущий интерес к проблеме социально-психологического климата и его влияние на общение в коллективе.

Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, которое отражает степень удовлетворенности различными факторами жизнедеятельности, а также выражает общий настрой и степень удовлетворенности отношениями с другими членами коллектива.

Благоприятный социально-психологический климат является одним из главных факторов эффективной деятельности любого коллектива. То есть положительное эмоциональное состояние коллектива участников группы и хорошие взаимоотношения между ними, а также уровень активности, результативности и удовлетворённости членов коллектива выполняемой работой.

Изучением социально-психологического климата занимались такие авторы, как Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, Н.С.Мансуров, В.М. Шепель, И. П. Волков, E. С. Кузьмин, В. В. Новиков, В. Б. Ольшанский, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, А. Л. Свенцицкий и др.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что во многих танцевальных коллективах существует проблема формирования благоприятного социально-психологического климата. Для такого рода коллективов благоприятная атмосфера крайне важна, ведь создание и реализация танцевального номера постоянно связана с взаимодействием людей. От хороших взаимоотношений и сплоченности группы зависят многие показатели их деятельности, и, следовательно, престижа.

Цель работы: исследование социально-психологического климата и особенностей межличностных отношений в танцевальном коллективе, а также разработка рекомендаций для улучшения результатов танцевальной деятельности.

В соответствии с данной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по теме исследования;

2. Подбор психодиагностического инструментария, адекватный целям исследования;

3. Сбор эмпирических данных;

4. Анализ проведенного исследования;

5. Интерпретация результатов, формулировка выводов и рекомендаций.

Объект исследования – социально-психологический климат и межличностные отношения в танцевальном коллективе «Flame».

Предмет исследования – тип социально-психологического климата танцевального коллектива и особенности межличностных отношений в танцевальном коллективе «Flame».

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

2. Психодиагностический инструментарий

· Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

· Методика по изучению психологического климата О. С. Михайлюка и А. Ю. Шалыто

Теоретическая и практическая значимость: данная работа дополняет имеющиеся знания об особенностях межличностных отношений в танцевальном коллективе. Также полученные результаты исследования могут применяться для улучшения качества взаимодействия участников коллектива.

Эмпирическая база исследования: Театр танца «Flame» (20 человек в возрасте 17-34 лет, школьники, студенты, работающие).

Структура работы включает в себя: введение, теоретическую главу, эмпирическую главу, заключение, рекомендации, приложение, список литературы.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.208 с.)