Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фридрих Дюрренматт «Визит старой дамы »

Поиск

 

 

Курсовая работа

 

 

Минусинск

2020 г.

 

Министерство культуры Красноярского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский колледж культуры и искусства»

 

РАЗРАБОТКА РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА   ПО ПЬЕСЕ

Фридрих Дюрренматт «Визит старой дамы»

Курсовая  работа

Специальность – 51.02.01. Народное художественное творчество

По виду Театральное творчество

(углубленная подготовка)

 

Обучающийся: Лалетина Анастасия Сергеевна

Руководитель: Бызов Дмитрий Николаевич

 

 

 

 

Минусинск

2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА

1.1 Выбор пьесы………………………………………………………………….8

1.2 Творчество автора…………………..……………………………………….13

1.3 Изучение предполагаемой зрительской аудитории……………………….15

 

РАЗДЕЛ 2 ИЗУЧЕНИЕ ПЬЕСЫ………………………………………………..24

2.1. Идейно-тематический анализ пьесы………………………………………26

2.2. Действенный анализ пьесы…………………………………………………28

2.3 Основные предлагаемые обстоятельства и конфликт пьесы ……………30

РАЗДЕЛ 3. РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА СПЕКТАКЛЯ

3.1 Сверхзадача спектакля………………………………………………………31

3.2 Художественный образ спектакля …………………………………………32

3.3 Жанр спектакля……………………………………………………………....33

3.4 Характеристика персонажей………………………………………………..35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………37

  

Введение

 

 

    Цель Курсовой работы: обобщить знания, умения и навыки идейно-тематического анализа драматургического произведения на примере пьесы Фридрих Дюрренматт «Визит старой дамы»

    Объектом исследования: является изучение и анализ идейно-художественных особенностей творчества  Фридриха Дюрренматта.

    Предметом исследования: являются идейно-тематическое содержание пьесы  Фридрих Дюрренматт «Визит старой дамы».

 

    Задачи:

1. Познакомиться с драматургией  и анализом идейно-художественных особенностей её произведений с целью выбора репертуара.

2. Определить идейно-тематическое содержание пьесы.

3. Разработать режиссерский замысел одноименной постановки.

Раздел I. Обоснование выбора репертуара

П. 1. 1

Дюрренматт заметил однажды, что “парадокс – феномен сегодняшнего мышления. Сегодняшняя драматургия – драматургия парадоксов”.

В них парадокс – не просто остроумная игра, а средство приблизиться к

болезненным проблемам современной эпохи. “В парадоксальном, – отмечал

швейцарский драматург, – показывается действительность”.

Долго искать репертуар мне не пришлось. Ещё со второго курса была

знакома с пьесой Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Пьеса запала

в душу.

  Это трагическая комедия. Переплетённая со сложной судьбой главной

героини Клер Цаханасян (Клара Цаханасян), и глупостью, бесчеловечностью 

маленького городка. 

Пьеса актуальна и по сегодняшний день. «Визит старой дамы» можно

сравнить с блудным сыном, что когда  через десятки лет вернулся домой,

превратился в «Блудную дочку», но основные составляющие драматической

интриги сохранились: обиженное любви как мотив мести, подкуп и убийство

как пути ее осуществления.

 

Как и любой рассказ, пьесу, сказку, комедию, трагедию, роман, поэму и др –

невозможно обойти стороной. Творчество, которое рождает писатель, новый

мир, новые жизни и может даже не новые жизни, а обычные для нас, но в чём

то похожие на наши судьбы. А задача режиссёра показать «миру» мир на

сцене; - Это выбрать репертуар, подобрать подходящих актёров, написать/

нарисовать декорации, сделать макет как это должно выглядеть, поставить

спектакль,  донести сверхзадачу до зрителя. И самое главное – вложить

душу.

 

Выбор пьесы

Пьеса актуальна тем, что там является проблема моральной ответственности,

что является главной в образе Илля, осложняется его конфликтом с

городской общиной. Здесь перед зрителем открывается простор для

размышлений над состоянием личности, которая вдруг попала в ситуацию

отчуждения от общества, приняла на себя роль «козла отпущения», прошла

через измену близких людей.

А исследуя изменения в сознании гюленцив, Дюрренматт акцентирует

давний вопрос о том, можно ли ради общественного блага пожертвовать

жизнью одного человека. К этому добавляются проблемы власти денег в

коммерциализированном обществе, вырождения гуманистических идеалов

западной цивилизации в штампы общественного сознания, которыми

прикрываются варварские по своей антигуманной сущности акции.

 

Безусловна эта пьеса на века. Она современна тем, что человек теряет себя,

когда его жизнь подпирают обстоятельства, закрывая казалось бы все двери.

И он как кошка прыгает на стену, царапая обои, портит не свою мебель. Тем

самым делает хуже другим.

Вместо того, чтобы принять и сделать правильно решение, - он старается

выжить путём лжи, жестокости. 

Но кому потом нужна ободранная мебель? Правильно никому.

 

 

Творчество автора

  Фридрих Райнхольд Дюрренматт — швейцарский немецкоязычный прозаик,

драматург и публицист. Родился в Конольфингене (недалеко от Берна) 5

января 1921 года в семье протестантского пастора. В три года у Фридриха

появилась сестренка Врони. Из-за материальных трудностей во время

мирового кризиса в экономике семья переезжает в Берн. Фридрих учится в

Бернской Свободной гимназии, потом в Гумбольтианум, который оканчивает

в 1941 году. Будущий писатель был посредственным учеником и часто менял

школы. Он имел с юных лет тягу к рисованию, которую пронес через всю

жизнь. С 1941 года Дюрренматт слушал сначала в Цюрихском, а с 1943 года

в Бернском университете курсы теологии, философии, германистики и

истории искусств, но так и не довёл своё университетское образование до

учёной степени. В 1946 году он покинул университет, и некоторое время

работал художником-графиком, прежде чем остановил свой выбор на

литературе. Повод для слез: Ротару больше никто никогда не услышит. Вот

что случилось Подробнее В 1943 году началась его писательская

деятельность. Впоследствии он даже иллюстрировал свои произведения

собственными рисунками. В 1990-м году было обнаружено и

отреставрировано панно работы Фридриха Дюрренматта в бывшем доме его

родителей, где он когда-то проживал. В 1946 г. Фридрих берет в жены

актрису Лотти Гайслер и уезжает с ней в Лигерц, где продолжается его

творческая работа.

  Первыми литературными опытами Дюрренматта были

рассказы — «Рождество» (Weihnacht), «Палач» (Der Folterknecht), «Сын»

(Der Sohn) и другие, написанные ещё в годы войны. Наиболее широкую

известность он завоевал как драматург: его пьесы «Ромул Великий» (1949),

«Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962) и другие обошли сцены мира.

Сочинения Дюрренматта изданы более чем на 40 языках. В 1983 году его

супруга умирает, и Дюрренматт в 1984 году женится на Шарлотте Керр. Она

— актриса, журналистка и кинопродюсер. Совместно с писателем они ставят

кинофильмы. Фридрих Дюрренматт отмечен за свою работу

многочисленными призами и наградами, в том числе и международными. Он

умер в Невшателе 14 декабря 1990 года, где прожил без малого 40 лет.

 

  Теперь более подробно. Как жизнь повлияла на творчество Дюрренматта.

 Изначально, Швейцария неспроста явилась первой в Европе страной многих

литературных достижений, снискавших швейцарской литературе уважение и

признательность во всем мире. Расцвет драматургии в послевоенной

Швейцарии не случаен. Дело в том, что Женева, Цюрих, Базель, Берн и

другие швейцарские города и кантоны, в течение двенадцати тревожно-

тягостных лет существования «тысячелетнего рейха» были перепутьем

эмигрантских дорог, средоточием культурных и, в частности, театральных

сил, искавших убежища от фашизма. Здесь произошло невольное

столкновение течений, стилистических и идейных поисков и новаций.

 

   Следует также отметить, что конец Второй мировой войны не был новым

началом для немецкой литературы в Швейцарии. Большинство писателей

работало непрерывно. Литературная сцена изменилась благодаря

произведениям писателя-романиста Макса Фриша и, прежде всего, благодаря

Фридриху Дюрренматту. Он изображал ужас того времени и, как пессимист,

сам переживал это время.

Дюрренматт создавал, прежде всего, пародии, и, как сам говорил,

«несомненно, тот, кто видит бессмыслицу, безнадежность этого мира, может

отчаяться, но это отчаяние не является следствием этого мира, а лишь

ответом, который дается этому миру. А ответом была бы надежда, решение

понять мир, в котором мы часто живем, как Гулливер среди великанов».

Человек рассматривался в его произведениях как жалкая песчинка в мире

бездушных, самодовлеющих абстракций, грозящих ему неминуемой и

мучительной смертью, и задавлен сложной конструкцией неестественных

отношений.

Если обратиться к первым прозаическим произведениям Дюрренматта,

можно отметить, как автор подчеркивает двойственность положения своего

героя: он может стать и палачом, и жертвой или - такой поворот еще более

вероятен - он палач, страж, охранник и жертва одновременно. Таким

образом, ведущими темами творчества писателя в его раннем творчестве

являются:

 

- взаимоотношения судьи и обвиняемого;

- жертва и палач;

- справедливость и насилие;

- различные бунты и попытки анатомирования зла и т.д.

 

«Визит старой дамы».

Город Гюллен, описываемый автором в его

произведении «Визит старой дамы», является маленьким городком в

Швейцарии, хотя может находиться и абсолютно в другом месте.

Относительно названия города можно отметить тот факт, что название

происходит из швейцарско-немецкого и означает «навоз», чем и

символизирует драматическое состояние. Gьlle (навоз) = ценнейшее

органическое удобрение, символизирует экономический упадок общества,

запущенность города, фальшивость жителей Гюллена и экономический

подъем посредством денежных взносов.

Драматург придавал большое значение также и месту действия. Первый

взгляд на сцену определял для зрителя атмосферу спектакля, а,

следовательно, в общих чертах и его содержание. Дюрренматт писал,

«произведение создается вместе со зрителями. Раньше я присутствовал на

всех пробах, всегда принимал участие в драматическом театре Цюриха, часто

сам вел постановку. А потом каждый раз шок во время генеральной пробы.

Внезапно приходят зрители. Как будто в спальной комнате внезапно

появляются чужие люди. После генеральной репетиции работа в театре для

меня заканчивается. Премьера уже не считается, она состоится перед

публикой».

Дюрренматт творит, сохраняя неизменную дистанцию к материалу. Своей

задачей он считает изобразить пестрый, красочный, противоречивый, не

поддающийся систематизации мир, мир, который он, как художник,

разумеется, интерпретирует в своем творчестве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.01 с.)