Характерные особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста



В жизни каждого человека эмоции имеют большое значение. Но для ребенка эмоции становятся детерминантом ценностей объектов и явлений, своего рода стандартом их качества. Именно через чувства, что дошкольник воспринимает окружающий его маленький мир, благодаря ему он может показать взрослым, что он переживает и чувствует.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, мнение о многоуровневых эмоциях было установлено как основа основных законов их проявления и развития. Эта идея наиболее ярко проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности, на этапах детского, раннего и дошкольного детства. Это проявится в новых интересах и потребностях.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют свою импульсивность, они становятся более глубокими с точки зрения семантического содержания. Тем не менее, им по-прежнему сложно контролировать эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Роль эмоций в деятельности дошкольника также изменяется. Если на предыдущих этапах онтогенеза основной точкой отсчета является то, что он становится взрослым, теперь он может чувствовать радость, предвосхищая положительный результат своей деятельности и хорошее настроение других.

Постепенно ребенок-дошкольник усвоил выразительные формы выражения эмоций - интонацию, мимику, пантомиму. Освоение этих выразительных средств, кроме того, помогает ему лучше понимать опыт другого.

Его влияние на эмоциональное развитие личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

Во время дошкольного детства особенности эмоций проявляются в зависимости от характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. Физическое и речевое развитие ребенка сопровождается изменениями в эмоциональной сфере. Измените его взгляды на мир и отношения с другими. Способность ребенка распознавать и контролировать свои эмоции возрастает как понимание поведения, например, в тех областях, где мнение взрослых важно о том, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослые должны хорошо знать, чего ожидать от детей, иначе будут неправильные оценки, которые не учитывают возрастные характеристики ребенка. Идеальное отношение взрослого к ребенку - постепенная адаптация к эмоциональному развитию и развитию личности ребенка. Через три года эмоциональное развитие ребенка на уровне, который он может вести себя образцово. Тот факт, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, не означает, что он всегда будет таким. Крохотное недовольство слезами, истериками и криками нередки среди детей. Хотя для более старых истерик не так характерны, как для юниоров, у них есть сильное чувство собственного достоинства и стремление к независимости. Если четырехлетний ребенок спорит в споре с помощью речи, ему не нужно впадать в истерику. Но если взрослый не отвечает ребенку своим вопросом: «Почему я должен?» - тогда может произойти сбой. Если четырехлетний ребенок очень устал или получил полный срок, его поведение скорее всего будет напоминать поведение ребенка, младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в тот момент, когда ребенок слишком много навалился на него, чтобы вытерпеть. Ему нужна ласка, комфорт и возможность в течение некоторого времени вести себя так, как если бы он был моложе. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, произносятся и быстро выходят. Бурные забавы часто заменяются слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управляя собственным опытом, он все еще не может. Поэтому у детей гораздо больше шансов изменить свое настроение, чем у взрослых. Их легко подбодрить, но еще легче расстраивать или оскорблять, потому что они почти не знают себя и не знают, как себя контролировать. Вот почему они могут испытывать целый ряд чувств и забот в необычно короткий период времени. Ребенок, скачущий на полу, смеется, может внезапно расплакаться или после отчаяния, через минуту, с еще не высушенными глазами, снова заразным смехом. Такое поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них хорошие и плохие дни. Ребенок может быть спокойным и задумчивым сегодня, либо причудливым, либо ныть, а на следующий день - живым и жизнерадостным. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, печалью в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т. д. Другими словами, его долговременное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за некоторых конкретных обстоятельств и, несмотря на то, что оно помогает избежать недомоганий. Если плохое настроение не тянется в течение длительного времени - например, в течение нескольких дней - и не достигает каких-либо границ, нет необходимости беспокоиться. Но если ребенок находится в очень подавленном настроении в течение очень долгого времени или с ним в связи с внезапными изменениями, необходима консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения изменениям настроения ребенка, что позволит ему получить эмоциональную стабильность самостоятельно. Настроение ребенка во многом зависит от отношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательно относятся к ребенку, уважают его как личность, тогда он испытывает эмоциональное благополучие. Положительные качества ребенка проявляются и укрепляются, и доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят горе ребенку, то он испытывает чувство неудовлетворенности, передавая, в свою очередь, окружающим людям, а их игрушки - негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника субъективные отношения постепенно отделяются от объекта опыта. Развитие эмоций, чувства ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение обычной ситуации (изменение режима, образ жизни ребенка) может привести к возникновению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворенность (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать разочарование. Разочарование проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление атаковать врага) или депрессию (пассивное состояние). Около 4-5 лет ребенок начинает формировать чувство долга. Моральное сознание, являющееся основой этого чувства, способствует пониманию потребностей ребенка, которое он соотносит с его действиями и действиями окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ясное чувство долга проявляется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любопытства способствует развитию удивления, радости открытия. Эстетические чувства также получают свое развитие в связи с собственной художественной и творческой деятельностью художника. Ключевыми моментами эмоционального развития дошкольника являются:

· развитие социальных форм выражения эмоций; - формируется чувство долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств;

· благодаря развитию речи эмоции становятся сознательными;

· эмоция является показателем общего состояния ребенка, его психического и физического благополучия.

Ребенок дошкольного возраста является эмоциональным существом: чувства доминируют во всей его жизни, придавая им особый цвет. Он полон выражения - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок от шести до семи лет, конечно, уже знает, как быть сдержанным и скрывать страх, агрессию и слезы. Но это происходит в случае, когда это очень, очень необходимо. Самым мощным и важным источником опыта ребенка является его связь с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многогранные чувства: любовь, ревность, сострадание, зависть и т. д. Когда близкие взрослые любят ребенка, они относятся к нему хорошо, узнают его права, всегда внимательны к нему, испытывают эмоциональное благополучие - чувство уверенности, безопасность. В этих условиях развивается жизнерадостный, физически и умственно активный ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, доброжелательному отношению к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает изучать любовь. Чувство любви, привязанность к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здорового человека. Если мы оцениваем характеристики чувств шестилетнего ребенка, то мы должны сказать, что в этом возрасте он общается со взрослыми и сверстниками. Его день полна эмоций. В один прекрасный день содержатся впечатления о возвышенной близости, позорной зависти, страхе, отчаянии, тонком понимании другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - заключенный эмоций. Для каждого случая, который жизнь бросает - переживает. Эмоции формируют личность ребенка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.005 с.)