Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Передаваемая просодическими и, в частности, интонационными средствами информация многообразна: она включает сведения не только о содержании речи, но и о коммуникантах, о ситуации общения, об отношении к ней говорящего и т. д. В трактовке термина интонация единства не существует. Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio», что означает «громко произносить». Исследователь Л. В. Бондарко подчеркивает: «Интонационная сторона речи – это основное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр), участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения» [2, с. 37]. Лингвист Л. В. Щерба отмечает: «Интонационная сторона речи – Это важнейший аспект устной речи, сложное суперсегментное фонологическое явление, всецело сориентированное на коммуникацию, служащее на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений, экспрессивных и эмоциональных категорий [32, с. 24]. Исследователь русской интонации Е. А. Брызгунова характеризует интонацию как «звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают отношение к высказываемому» [4, c. 56]. Нельзя не согласиться с утверждением Н. В. Черемисиной о том, что интонация является «важнейшей приметой звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков» [30, c. 9]. Проблема несформированности интонационной выразительности речи выявляется в процессе глубокого и детального обследования детей, без специального исправления со временем она приводит к вторичным и третичным последствиям. К числу таких ошибок относятся: нарушение письма; нарушение чтения; нарушение овладения математикой; осложнения овладением навыками межличностного взаимодействия; трудности усвоения норм социального поведения; сложности формирования эмоционально-волевых процессов (нарушается развитие личности ребенка); расстройства коммуникативной деятельности, поскольку нарушаются функции интонации: фонетическая, синтаксическая, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная. Обычно дети с несформированностью интонационной выразительности речи не охватываются логопедической помощью, при традиционном логопедическом обследовании просодические компоненты речевой системы тщательно не анализируются, а описываются кратко, часто аудиально. В системе оказания коррекционной работы формированию интонационной выразительности речи уделяется мало внимания, чаще она осуществляется поверхностно или вообще отсутствует. Логопед Р. Е. Левина писала: «Совершенная речь должна быть интонационно выразительным. Интонация не относится к тем языковым средствам, которые действуют в предложении самостоятельно, поэтому она выполняет вспомогательную функцию. И все же уместна, удачно выбранная интонация во многом обеспечивает ясность, точность, эстетическое совершенство речи» [16, с. 67]. В высказывании интонация играет чрезвычайно важную роль прежде всего потому, что благодаря ей дифференцируются предложения по цели высказывания. Интонация позволяет также точно определить смысл предложения и коммуникативное намерение говорящего, то есть все то, что говорящий хочет или считает необходимым высказать. С помощью интонации можно выделить в сообщении главное и второстепенное. Интонирование, что не соответствует содержанию, может привести к тому, что образуются некорректные высказывания, будет потеряна точность речи. Интонация важный фактор формирования содержания высказывания. Именно поэтому этот феномен устной речи требует детального изучения и практического владения. Е. А. Брызгунова в своей книге «Звуки и интонация русской речи» отмечала: «Интонация представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов, к которым относятся: изменение высоты тона, фразовый ударение, паузы, тембр голоса, темп речи. Каждый из этих составляющих играет свою роль в формировании интонационной окраски» [4, с. 59]. Высота тона может изменяться в направлении повышения или снижения. Например: Он здесь. В этом предложении высота тона меняется в направлении снижения. Он здесь? В вопросительном предложении высота тона меняется в направлении повышения. Эти изменения создают своеобразную кривую, которую называют мелодикой. Мелодика речи имеет национальную специфику. В каждом языке существуют свои типы мелодики, которые можно выделить в зависимости от направления изменения высоты тона. Фразовое ударение падает на слово (или словосочетание), которое передает важную информацию. С помощью паузы изменяется членение предложения на определенные части, вследствие чего улучшается понимание сообщаемого. Вот пример такого членения: На предыдущем уроке мы рассмотрели тему/ «правописание приставок». Завтра первое сентября. Паузы могут быть физиологическими, то есть вызванными необходимостью вдохнуть воздух. Кроме того, паузы отражают логическую завершенность мысли, что чаще всего наблюдаем на грани предложения. Паузы также могут служить средством выразительности. От тембра голоса зависит интонационное своеобразие речи. Тембр – это индивидуальное звучание голоса, особую окраску, благодаря которому можно передать различные эмоциональные состояния (радость, печаль, равнодушие, озабоченность, гнев, отчаяние и т. п), а также различные проявления характера (мягкость, твердость, отзывчивость, неумолимость, нежность, общительность, упрямство, уверенность и тому подобное). Совокупность тембровых оттенков звучания позволяет отличить один голос от другого. Темп – это скорость речи, ускорение или замедление отдельных его фрагментов. Темп речи обнаруживает себя и в длительности звучания отдельных слов, слогов, и в длительности пауз [17]. Перечисленные составляющие интонации взаимосвязаны друг с другом. Факторы, определяющие характер интонации – это индивидуальные, универсальные, национальные и стилевые особенности речи. Интонация – явление индивидуальное, а потому чрезвычайно ценное. Она подчеркивает, подчеркивает уникальность личности, ее неповторимость. Именно индивидуальность интонации позволяет узнать голос человека при отсутствии зрительного восприятия. Интонация принадлежит человеку так же, как цвет глаз, осанка, походка и т.д. Индивидуальность интонирования в речи зависит от многих факторов жизни человека – возраста, пола, образования, профессии, воспитания, темперамента, эмоционально-психического склада, уровня артистичности и ораторских способностей, условий жизни, состояния голосового аппарата и т.д. Поскольку в интонации много индивидуального, очень трудно осуществлять ее исследования. И все же такие исследования проводят [1]. Несмотря на индивидуальный характер, существуют общепринятые требования к интонационного оформления предложений и текстов. Достаточно сравнить в пределах повествовательного предложения интонацию информирования, объяснения, аргументации, упрека, восхищения, осуждения, сострадания, согласия, благодарности, возмущения и т. д. Каждая из этих интонаций сочетает индивидуальные черты говорящего с характерными для данного языка универсальными особенностями. Некоторые из универсальных особенностей присущи всем языкам мира. Эти особенности позволяют ощутить завершенность и незавершенность высказывания, различить повествовательные, вопросительные или побудительные предложения, передать общечеловеческие эмоциональные состояния и т. д. Кроме того, что интонация сочетает индивидуальное и универсальное, в ней проявляются еще и черты, присущие каждой национальной языке. Они связаны с особенностями грамматической структуры языка, в частности синтаксиса, а также другими национальными специфическими языковыми закономерностями. Существуют определенные общепринятые и общеизвестные суждения о том или ином языке. Так, украинский язык в мире оценивают, как особенно мелодичную, напевную. И один из факторов, формирующий это представление, - украинская интонация. Интонация связана также со стилем речи. Можно выделить и воспроизвести интонацию разговорной речи и интонацию, с которой читается научный доклад, интонацию агитационно-пропагандистской речи и интонацию статистического отчета. Использование одной интонации вместо другой может исказить смысл или создать комический эффект [22]. Таким образом, интонация представляет собой своеобразный сплав индивидуальных, универсальных, национальных и стилевых признаков. Полная реализация этих признаков обеспечивает точность, выразительность, эмоциональность речи. Очень важно, чтобы педагог использовал средства интонационной выразительность речи, мог правильно воспроизвести необходимую интонацию и легко изменить ее в случае необходимости. Учителю часто приходится быть актером и играть ту роль, которая соответствует учебной или воспитательной целью. Поэтому надо владеть своим голосом, интонацией, придавая им такого окраса, которого требует ситуация. Интонация учителя должна быть не только контролируемой, но и служить средством эмоционального воздействия. Интонация вялая, однообразная, монотонная, лишенная эмоций так же не способствует достижению цели, как и интонация слишком экспрессивная, неуравновешенный, полна неожиданных контрастов, поэтому надо прислушиваться к своим интонациям, анализировать их, искать оптимальную в той или иной ситуации речи. Существуют определенные приемы, позволяющие усилить интонационную окраску, сделать ее ярче, выразительнее. Среди таких приемов эффективными являются: изменения тембра, варьирование мелодики, замедление или ускорение темпа речи, логический и другой ударения, функционирующих в предложении и тому подобное. Формирование интонационной системы – один из аспектов овладения звуковой стороной языка. В научных источниках приведены разные сведения, относительно периодизации становления интонационной стороны речи. Н.А. Гвоздев говорил о раннем овладении детьми интонационной стороной речи. Уже в период однословного предложения ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования. В то же время появляются разновидности восклицательной интонации. Чуть позже появляются вопросительные интонации. Характерно, что вопрос изначально выражается только интонацией. Она совпадает с вопросительной интонацией взрослых, и то, что ребенок задает вопросы, улавливается окружающими без труда. Очень рано появляется интонация перечисления. Она соединяет целые предложения, а также однородные члены, которые сначала выражаются без союзов [8, c. 138]. О.И. Яровенко экспериментально доказала, что различные типы интонации встречаются уже с 2,5 лет. При этом у детей различного возраста интонационное оформление фраз осуществляется поразному. Интонация которой пользуются в своей речи дети 2,5 лет характеризуется особенной яркостью и концентрированность проявлений [33]. Воспроизведение интонации у ребёнка с нормальным слухом обеспечивается взаимодействием механизмов дыхания, голосообразования и артикуляции. С тех пор как ребёнок овладевает речью у него формируется речевой голос. В виду того, что гортань в анатомическом и физиологическом отношении на данный момент ещё недостаточно развита, голосовые связки тонкие и короткие, малы по объёму. Способность управлять своим голосом, изменять по высоте и силе, придавать ему нужную интонационную окраску находится в стадии формирования. Среди исследователей проблемы детской речи существует мнение, что в возрасте 4-5 лет интонации которыми дети пользуются в своей речи в основном соответствуют тем интонациям, которые используют в своей речи взрослые. В частности, О.И. Яровенко утверждает, что дошкольники достаточно чётко дифференцируют интонационные признаки начала и конца предложения. При произнесении фраз исчезают элемент избыточности, что позволяет сделать вывод о полном овладении детьми данной возрастной группы интонационной системой языка. Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека» [33, c. 40]. В научно-методической литературе отмечается, что дети старшего дошкольного возраста могут сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворения, самостоятельно передавать радость, печаль, удивление. В возрасте 6 лет они пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, то есть могут соизмерять громкость своего высказывания с учётом характера высказывания. Однако существует и другое мнение относительно уровня сформированности детской речи. Е.С. Алмазова отмечает, что у многих детей 5-6-летнего возраста наблюдается быстрая, нечёткая, смазанная речь, тихие голоса. Дети не владеют речевым дыханием, говорят сквозь зубы, подвижность органов артикуляции у них ограничена, что является причиной неправильного произнесения звуков речи [1]. А.Д. Салахова замечает, что дети чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Причину ускоренного темпа речи у дошкольников авторы видят в способности у детей этого возраста подражать речи окружающих [25]. Таким образом, исследователи придерживаются различных мнений о сроках и очередности становления основных компонентов интонации. К старшему дошкольному возрасту интонационная система в речи детей с нормальным речевым развитием в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.013 с.) |