Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
АЛИЕВА АЛИЕ РУСТЕМОВНА направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» группа З-СД(О)Л-16 Курсовая работа по логопедии
ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Оценка: ___________________ Дата защиты: _______________
Симферополь, 2020 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Широкая распространённость нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и широкого круга родителей. У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи II-III уровней. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНр) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Многие выдающиеся ученые занимались этой проблемой: Г. А. Каше, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и многие другие. Однако процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению. В связи с этим возрастает интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, так как интонация играет важную роль в процессе общения, а именно адекватного восприятия и понимания своего партнера. Недостаточная интонационная выразительность у детей с дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы. Цель исследования – теоретически изучить особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Обосновать понятие «фонетико-фонематического недоразвития речи»; 3. Охарактеризовать особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; 4. Рассмотреть направления логопедической работы по формированию интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Объект исследования – процесс становления речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Предмет исследования – особенности формирования интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц.
Выводы по главе 1 Первая глава курсовой работы была посвящена изучению теоретических основ интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы. Вопросы особенностей интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи широко освещали в своих трудах Е.А. Брызгунова, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л. В. Щерба и др. Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Самым распространенным дефектом у детей дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном физическом слухе. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние: недифференцированное произношение пар или групп звуков; замена одних звуков другими; смешение звуков. Выводы по главе 2 Вторая глава курсовой работы была нацелена на всесторонне рассмотрение методических аспектов формирования интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы. Речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационный незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом язык таких детей интонационно обеднен. В настоящее время проблемы интонационное оформление речевого высказывания детей с речевыми нарушениями выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но в методике коррекционного обучения. Для положительных результатов логопедической работы по формированию интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо постоянно пополнять предметно – развивающую среду необходимыми пособиями, играми, атрибутами; своевременно проводим корректировку условий; постоянно наблюдать за реакцией и поведением детей, добиваться положительной рефлексии, определять уровень развития ребенка. Постоянно контактировать с родителями воспитанников группы, привлекать их к совместным действиям и мероприятиям, проводить консультации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе было проведено исследование по теме: «Особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Полученные результаты нашли отражение в выводах согласно решенным задачам. Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нами было определено что вопросы особенностей интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи широко освещали в своих трудах Е. А. Брызгунова, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. В. Щерба и др. Хотя исследователи придерживаются различного мнения о сроках и очередности становления основных компонентов интонации, анализ литературы по вопросу позволил сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту интонационная система речи детей без патологии в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых. Интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития. К 5-6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом слухе. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования процессов произношения у детей с различными с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Недостаточная интонационная выразительность у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей. У детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием речи есть особенности интонационно-выразительной стороны речи. При восприятии мелодических рисунков фраз дошкольники допускают неточности на узнавание всех трех типов интонации. На узнавание повествовательной интонации, дети показывают наиболее высокие результаты, чем при узнавании вопросительной и восклицательной интонаций. В свою очередь, вопросительная интонация узнавалась детьми хуже, чем восклицательная. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи. Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду и быть включена в систему логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития. Направления логопедической работы по развитию интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием включают: развитие у детей внимания и интереса к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения; формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи; знакомство с различными видами интонации: повествовательной; вопросительной; восклицательной; знакомство с голосовыми средствами способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи; формирование в экспрессивной речи навыка интонационного оформления фраз; обучение умению выделять и изменять место интонационного центра внутри фраз; развитие качественных характеристик голоса: высоты, силы, мелодики для лучшего овладения интонационными характеристиками; формирование умений управлять своим голосом; вырабатывать контроль за темпо-ритмической организацией собственной речи. Таким образом, резюмируя все выше изложенное можем отметить, что на сегодняшний день проблема преодоления речевых нарушений у детей и выбор оптимальных путей коррекции является актуальной и приобретает большое значение в условиях беспрерывного совершенствования содержания коррекционного обучения в системе дошкольного образования. В специальной педагогике, в частности в логопедии, достигнуты значительные сдвиги на пути к созданию коррекционных программ, методик, учебно-методических, практических пособий и внедрение их в практику для обеспечения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса в дошкольных группах компенсирующего типа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Наука, 2011. – 150 с. 2. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка: Учеб. пособие / Л.В. Бондарко. – М.: Наука, 2016. – 175 с. 3. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / С.Е. Большакова. – М.: Сфера, 2016. – 125 с. 4. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. – М.: Русский язык, 2013. – 280 с. 5. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – М.: Эксмо, 2016. – 68 с. 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. – М.: Эксмо, 2011. – 640 с. 7. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2014. – 104 с. 8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 470 с 9. Гриншпун, В. М. Классификация нарушений речи. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Академия, 2014. – С. 55-70. 10. Дурова, Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников: книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. – Москва: Школьная Пресса, 2016. – 80 с. 11. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова. – М.: Наука, 2015. – 189 с. 12. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 2015. – 112 с. 13. Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – 107 с. 14. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.В. Филичева. – М.: Педагогика, 2009. – 125 с. 15. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах:учебное пособие/ Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М.: ПАРАДИГМА, 2017. – 216 c. 16. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 2013. – 367 с. 17. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев – М.: Наука, 2014. – 368 с. 18. Логопедия: практическое пособие / авт.-сост. В.И. Руденко. – Ростов н/Д.:Феникс, 2012. – 287 с. 19. Мартынова, Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позицией комплексного подхода: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (732) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – Москва: [б. и.], 1972. – 20 с. 20. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М.: Классик Стиль, 2013. – 319 с. 21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 200 с. 22. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/Д Феникс, 2014. – 544 с. 23. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с. 24. Резниченко, Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш – Ж, Ч – Щ: альбом для логопеда. / Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина.– М.: ВЛАДОС, 2018. – 72 с. 25. Салахова, А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. / Под ред. В.И. Бельтюкова. – М.: Педагогика, 2013. – 120 с. 26. Селивѐрстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 344 с. 27. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А.С. Спиваковская. – М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2009. – 462 с. 28. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2016. – 32 с. 29. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Наука, 2015. – 72 с. 30. Черемисина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. – М.: Русский язык, 2015. – 239 с. 31. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. 32. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. – М.: Наука, 2014. – 428 с. 33. Яровенко, О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О.И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. – М.: Академия, 2016. – С. 33-46. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
АЛИЕВА АЛИЕ РУСТЕМОВНА направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» группа З-СД(О)Л-16 Курсовая работа по логопедии
ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Оценка: ___________________ Дата защиты: _______________
Симферополь, 2020 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Широкая распространённость нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и широкого круга родителей. У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи II-III уровней. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНр) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Многие выдающиеся ученые занимались этой проблемой: Г. А. Каше, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и многие другие. Однако процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению. В связи с этим возрастает интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, так как интонация играет важную роль в процессе общения, а именно адекватного восприятия и понимания своего партнера. Недостаточная интонационная выразительность у детей с дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы. Цель исследования – теоретически изучить особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Обосновать понятие «фонетико-фонематического недоразвития речи»; 3. Охарактеризовать особенности интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; 4. Рассмотреть направления логопедической работы по формированию интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Объект исследования – процесс становления речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Предмет исследования – особенности формирования интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.012 с.) |