Социально-психологические особенности семей с этнической принадлежностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические особенности семей с этнической принадлежностью



 

Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия.

Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятии "менталитета". Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX века известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования [1, c. 5].

В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:

•   о нормах мужского и женского полоролевого поведения;

•   о смысле и содержании брака;

•   о способах воспитания;

•   о правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;

•   содержание материнской и отцовской роли [9, c. 121].

Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей.

Процесс социокультурной адаптации сопровождается определенной сложностью. Это выражается в формировании навыков межкультурной коммуникации, в механизмах адаптации к особенностям вербального и невербального поведения носителей разных культурных традиций, в понимании людей иного менталитета и системы ценностей. Например, профессор русского языка и литературы Виссон Линн, изучающая русско-американские браки, считает, что «разница в культурах огромна, и привыкать к этой разнице нужно годами». Сложность данного процесса связанна не только с необходимостью усвоения новых социальных ролей и новых норм, но и с отказом от устоявшихся стереотипов социального поведения, а также с внутриличностными изменениями. Культурные риски обусловлены не только различием культур брачных партнеров, но и представлениями иностранцев о России.

Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости. В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям [13, c. 209].

На Западе в центре идентичности индивидуума находится его "Я", на Ближнем Востоке другая точка отсчета - семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства.

Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением.

У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые "правила избегания", которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России "правилам избегания" следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.

Межэтническая семья является плодотворным базисом для формирования идентичности тех, про кого говорят, что они этнические маргиналы. Этнические маргиналы, то есть люди, которые не усвоили ценности ни одной из этнических групп, являются, на взгляд автора, самыми активными агентами структурирующими социальную, в данном случае этническую группу [15, c. 23].

Поскольку межэтническая семья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенок оказывается объективно вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия. Таким образом, агент первоначально объективно вовлечен в ценностно-нормативное пространство этнических групп. Его окружают культурные артефакты, которые представляют определенную ценность для той или иной этнической группы. В слу чае если агент появляется на свет в межэтнической семье, то подобных артефактов становится бесчисленное множество, причем символическое значение определенного артефакта для этнических групп, к которым принадлежат родители, могут быть очень разными. Таким образом, этнический маргинал попадает в ситуацию свободного выбора, при котором ценность того или иного культурного артефакта для него определяется им самим. То есть, именно маргинальные типы, на взгляд автора, можно считать теми агентами, которые максимально интенсивно производят структурацию этничности. Причем, в контексте данной работы, представляет интерес процесс идентификации детей из межэтнической семьи, процесс становления этничности. Каким образом этническая структура представляет ребенку набор базисных этнических ценностей через родителей. Каким образом ребенок их соотносит со своей ценностной структурой, и каким образом происходит процесс выбора этнической принадлежности.

Качество семейных отношений определяется множеством внешних и внутренних факторов. Уровень образования является одним из факторов, влияющих на семейные отношения. Отношения в семье с более высоким образовательным уровнем характеризуются большей эгалитарностью, удовлетворенностью браком и более низкой конфликтностью, а также в таких семьях более плодотворно решаются вопросы этнического характера. Супруги с высшим образованием чаще делят обязанности пополам, не всегда учитывая "женские" они или "мужские". Супруги со средне специальным или неоконченным высшим образованием чаще живут со своими родителями [14, c. 96].

В результате проведенного анкетирования сложились следующие показатели: наличие высшего образования среди мужчин составило 33%, среди женщин 25%; средне специального образования среди мужчин 57%, среди женщин 59%; неоконченного высшего образования среди мужчин 10%, среди женщин 16%.

Стаж семейной жизни является важным фактором, влияющим на семейные отношения. Особенно важен данный фактор в семейных отношениях межэтнической семьи. Чем больше супруги совместно проживают, тем быстрее и эффективнее они решают внутрисемейные проблемы и в особенности этнические проблемы своей семьи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.006 с.)