Как проверить уровень развития речи? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как проверить уровень развития речи?



· Если вам что-то настораживает в речи ребенка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите ее вместе. «Кто здесь нарисован?» - «Мальчик». – «Что он делает?» - «Играет».- «А во что он играет?» - «В мячик». – «Какого цвета мячик?» - «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребенок.

· Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и т.д.).

· Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если ребенку плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» - солнышко, велосипед, часы и т.д.

· Бывает, что ребенок переставляет слоги или вместо одних звуков поизносит другие, например говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите ребенку выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он еще не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на телефон и дайте ему послушать.

Развитие произношения (совместная работа с ребенком)

· Гимнастика для язычка.

· Игра – тренировки, позволяющие ребенку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.

1. Для начала отработайте с ребенком вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребенку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать – через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребенку поочередно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечу и т.д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.

2. Ребенок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите ребенка чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споем басом». Вместе с ребенком тяните гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т.д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.

3. Теперь можно учиться правильному произношению.

а) Начнем со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребенку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, беремся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пес, мак и т.д.). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребенку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

б) Переходим к звуку «ш». («Как шипит змея?»)

в) Следующий шаг – добиваемся, чтобы ребенок уловил разницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т.д.

г) По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».

4. Теперь займемся мягкими и твердыми звуками.

Отличное упражнение – «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам – ля-ля-ля! Быстрее, еще быстрее!»

5. Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я –большой медведь, ты – маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»…, ребенок те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъем спинки языка: она то напрягается, то расслабляется – ребенок начинает говорить более четко.

6. После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у ребенка свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось».

Через неделю-две ежедневных занятий с ребенком вы увидите результаты. Если перемен нет, стоит обратиться к логопеду. Занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.

 

Советы учителя-логопеда

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов:

- «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело,а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я.А.Коменский).

- Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева).

- Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).

- Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

- Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)

- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)

- Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это?)

- Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

- Как можно назвать зайку?

- Что с ним можно делать?

· Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).

· Учите подбирать слова к определенным глаголом («Собака бежит. А к

то еще может бегать?» и т.д.).

· Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

 

Приложение 2

Домик – открыть широко рот.

Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.

Труба – вытягиваем губы трубочкой.

Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.

Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».

Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).

Конфета — рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.

Чашечка языком — язык прогибается, образуя чашечку.

Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.

Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.

Лошадка — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.

Грибок – рот открыт, а язык присосать к нёбу.

Гармошка – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.

Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».

Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.

Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).

Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.

Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.

Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».

Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.

Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.

Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.

Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.

Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.012 с.)