Ознакомление с результатами экспресс - интервью «для чего нам нужна речь. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с результатами экспресс - интервью «для чего нам нужна речь. »



Игра «Вопрос – ответ»

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно было видеть внимательных, заботливых, родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. свойственно данному возрасту.

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребёнка 3-4 лет.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Сейчас мы поиграем в игру «Интервью» я каждому из вас задам один вопрос «Для чего нам нужна речь?» 

Ознакомление с результатами экспресс - интервью «Для чего нам нужна речь?»

Варианты ответов:

· общаться друг с другом;

· писать письма;

· благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);

· оригинально выражать свои мысли;

· быть успешным на работе;

· рассказывать прекрасные стихи;

· петь песни.

Остановимся на возрастной норме детей от 3 до 4 лет.

· Педагогический всеобуч «Развитие речи ребёнка 3-4 лет»

Развитие словаря (слайд 5)

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.

Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи.

Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами.

В активном словаре детей 3-4 лет:

· существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядин, мамин);

· обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда).

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Грамматический строй (слайд 6).

· Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания).

· Усвоение правил построения предложений.

· Использование разных частей речи.

Дети 3-4 лет:

· Отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов;

· Составляют фразы из двух-трёх предложений;

· Используют в речи предлоги «за», «в», «на», «под», «над».

(Игры «Где сидит собачка?», «Где спряталась игрушка?» (с использованием игрушек).)

Звуковая культура речи

«Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка».

Когда наконец ты это запомнишь!» - сердится мама на трёхлетнего карапуза. Так бывает часто: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь, ничего страшного! В 3 года звукоподражание у ребёнка ещё до конца не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5 – 6 годам. Если и в этом возрасте в его речи останутся серьёзные дефекты, когда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.

(Ознакомление родителей со статьёй «Сыски, фыфки, хыхки…» (приложение 1).)

Интонация – это фонетическое средство языка, позволяет выражать разные чувства.

Система фонем – усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.

Дети 3-4 лет произносят (слайд 7):

· все свистящие («с», «сь», «з», «зь», «ц»);

· все губные («п», «пь», «б», «бь»);

· все зубные («т», «ть», «д», «дь»);

· губно-зубные («ф», «фь», «в», «вь»);

· все гласные («а», «о», «у», «ы», «и», йотированные «я», «ю», «ё», «ю», «е»);

· шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») заменяются на свистящие: вместо «каша» - «касса»;

· сонорные («р», «рь», «л», «ль») заменяются на «ль», реже – «й» - «йябота», «йека».

Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.

Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Речевой слух также очень важен в овладении ребёнком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Самый идеальный вариант развитие речи ребёнка – это развитие через игру.

Рефлексия

Перед вами елочка (яблонька). Ее нужно украсить красивыми шарами (яблочками). Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте елочку (яблоньку) красным шариком (яблочком). Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте елочку (яблоньку) зеленым шариком (яблочком).

(Звучит музыка, родители поводят оценку данного мероприятия. Решение текущих вопросов.)

 

                              Приложение 1. «Сыски, фифки, хыхки…»

Советы учителя-логопеда

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов:

- «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело,а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я.А.Коменский).

- Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева).

- Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).

- Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

- Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)

- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)

- Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это?)

- Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

- Как можно назвать зайку?

- Что с ним можно делать?

· Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).

· Учите подбирать слова к определенным глаголом («Собака бежит. А к

то еще может бегать?» и т.д.).

· Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

 

Приложение 2

Домик – открыть широко рот.

Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.

Труба – вытягиваем губы трубочкой.

Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.

Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».

Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).

Конфета — рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.

Чашечка языком — язык прогибается, образуя чашечку.

Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.

Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.

Лошадка — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.

Грибок – рот открыт, а язык присосать к нёбу.

Гармошка – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.

Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».

Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.

Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).

Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.

Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.

Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».

Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.

Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.

Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.

Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.

Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.

Игра «Вопрос – ответ»

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно было видеть внимательных, заботливых, родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. свойственно данному возрасту.

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребёнка 3-4 лет.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Сейчас мы поиграем в игру «Интервью» я каждому из вас задам один вопрос «Для чего нам нужна речь?» 

Ознакомление с результатами экспресс - интервью «Для чего нам нужна речь?»

Варианты ответов:

· общаться друг с другом;

· писать письма;

· благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);

· оригинально выражать свои мысли;

· быть успешным на работе;

· рассказывать прекрасные стихи;

· петь песни.

Остановимся на возрастной норме детей от 3 до 4 лет.

· Педагогический всеобуч «Развитие речи ребёнка 3-4 лет»

Развитие словаря (слайд 5)

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.

Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи.

Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами.

В активном словаре детей 3-4 лет:

· существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядин, мамин);

· обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда).

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Грамматический строй (слайд 6).

· Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания).

· Усвоение правил построения предложений.

· Использование разных частей речи.

Дети 3-4 лет:

· Отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов;

· Составляют фразы из двух-трёх предложений;

· Используют в речи предлоги «за», «в», «на», «под», «над».

(Игры «Где сидит собачка?», «Где спряталась игрушка?» (с использованием игрушек).)

Звуковая культура речи

«Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка».

Когда наконец ты это запомнишь!» - сердится мама на трёхлетнего карапуза. Так бывает часто: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь, ничего страшного! В 3 года звукоподражание у ребёнка ещё до конца не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5 – 6 годам. Если и в этом возрасте в его речи останутся серьёзные дефекты, когда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.

(Ознакомление родителей со статьёй «Сыски, фыфки, хыхки…» (приложение 1).)

Интонация – это фонетическое средство языка, позволяет выражать разные чувства.

Система фонем – усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.

Дети 3-4 лет произносят (слайд 7):

· все свистящие («с», «сь», «з», «зь», «ц»);

· все губные («п», «пь», «б», «бь»);

· все зубные («т», «ть», «д», «дь»);

· губно-зубные («ф», «фь», «в», «вь»);

· все гласные («а», «о», «у», «ы», «и», йотированные «я», «ю», «ё», «ю», «е»);

· шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») заменяются на свистящие: вместо «каша» - «касса»;

· сонорные («р», «рь», «л», «ль») заменяются на «ль», реже – «й» - «йябота», «йека».

Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.

Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Речевой слух также очень важен в овладении ребёнком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Самый идеальный вариант развитие речи ребёнка – это развитие через игру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.05 с.)