Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы диагностики речи у детей с интеллектуальными нарушениями
Методы диагностики нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, при этом они имеют свою специфику. В рамках клинических методов диагностики производится общеклиническое или врачебное и параклиническое обследование детей с речевой патологией специалистами-медиками [31]. К общеклиническим методам диагностики относятся исследования в области рефлекторно-двигательных функций, чувствительности, функции черепных нервов, вегетативной нервной системы. К параклиническим методам относятся: исследование цереброспинальной жидкости. ультразвуковое исследование головного мозга, рентгеноконтрастные методы исследования, методы нейровизуализации, электромиография и др. Диагностика речевых нарушений у детей с умственной отсталостью включает в себя: - медицинскую диагностику, - педагогическую диагностику, - психологическую диагностику, - логопедическую диагностику. Психолого-педагогическая диагностика является важной в логопедии, потому что речь ребёнка связана со всеми психическими функциями, а своевременное диагностирование имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет вовремя оказать качественную помощь ребёнку с речевым нарушением. Сама процедура психолого-педагогического исследования нарушения речи у детей начинается, в первую очередь, с плана, который соответствует озвученной проблеме, возрасту ребёнка и его актуальным возможностям. Диагностику нарушения речи у ребенка необходимо осуществлять с учетом ведущей деятельности ребенка: предметно-практической, игровой или учебной [32]. Психолого-педагогическое обследование детей – это единый комплекс, включающий в себя три вида обследования: клиническое, психологическое, педагогическое; каждое из них имеет своё направление, цели и задачи: 1) медицинское или клиническое обследование заключается в рассмотрении картины онтогенеза и дизонтогенеза на основе клинических данных анамнеза. Медицинское обследование проводится педиатром, терапевтом, невропатологом, офтальмологом, отоларингологом и другими, 2) педагогическое обследование, которое заключается в рассмотрении сведений об уровне овладения ребёнком знаниями, умениями, навыками, пониманием на определенном возрастном этапе,
3) психологическое, которое заключается в организации для психологического изучения ребенка с учетом его возраста, позволяющее выбрать форму и методику диагностической процедуры. Психологическое обследование считается ведущим видом обследования, задачами которого является получение сведений о личности ребенка, уровне его умственного развития и поведении. Диагностическая деятельность психолога обуславливается получением оценки неречевых симптомов в структуре речевого нарушения и определением коррекционного обучения. При психологическом обследовании используется только психологический инструментарий, соответствующий всем критериям, которые предъявляются к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, с наличием стандартизированных данных об особенностях их развития [33]. К ним относятся следующие методы психологической диагностики: наблюдение, эксперимент, тестирование и другие. Методы психологического обследования делятся на устные и письменные (интервью, беседа), бланковые, предметные (доски Сегена, кубики Кооса), аппаратурные, компьютерные; вербальные (словесно-логические) и невербальные (матрицы Равена). Педагогическое обследование ребенка с нарушением речи, как правило, осуществляется логопедом с помощью различных не стандартизированных методик, тестовых заданий; методов исследования фонетической грани речи (предметные картинки, содержащие звук в начале, в середине или в конце слова; речевой материал – слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки); методов исследования фонематической грани речи (картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать противоположные звуки: звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твердые – мягкие и т.д.); методов исследования лексики и грамматического строя речи (предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов (шар – шары, кувшин – кувшины и пр.); картинки с изображением однородных предметов, которые различаются по определенному признаку (размер, форма, цвет и прочие); методов исследования состояния связной речи (сюжетные картинки; серии сюжетных картинок, которые предназначены для разных возрастных групп); методов исследования языкового анализа и синтеза (речевой материал – это предложения, слова различной звуко-слоговой структуры, предметные и сюжетные картинки) [34].
Основной метод педагогического исследования – это обучающий эксперимент, позволяющий определить этап возникновения трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи, спроектировать коррекционное направление. Таким образом, можно сделать следующий вывод: методологическая база исследования речевых нарушений у детей речи находится на стадии теоретических и практических разработок.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.005 с.) |