Кафедра дефектологии и специальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра дефектологии и специальной психологии



Факультет педагогики психологии и коммуникативистики

Кафедра дефектологии и специальной психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работу выполнил ______________________________________Л.А. Гайдарова

 

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образованиекурс 3

Направленность (профиль) Образование лиц с интеллектуальными нарушениями (Олигофренопедагогика)

 

Научный руководитель

канд. филол. наук, доцент _________________________________ А.С. Яровая

 

Нормоконтролер

преподаватель ___________________________________________ Е.Н. Пацева

 

Краснодар

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.……………………………………………………......................

3
1

Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями........................................

5
 

1.1

Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями................................................

5
 

1.2

Особенности развития грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями……………………………....

12
 

1.3

Методы диагностики нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями……………………………....

16
2

Экспериментальное изучение грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями..............

20
  2.1

Цель, задачи и методика исследования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями....................................................................................

20
 

2.2

Результаты исследования, их анализ и интерпретация...............

25
 

2.3

Содержание логопедической помощи по коррекции нарушений грамматического строя речи детей с интеллектуальными нарушениями ……………………………...

  31

Заключение……………………………………………...............................

37

Список использованных источников…………….....................................

38

Приложение А

Картотека игр по формированию и развитию грамматического строя речи у детей………………... 44

Приложение Б

Речевые карты учащихся ГКОУ КК школа-интернат станицы Шкуринской…………………….................... 47
           

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Нарушения речи учащихся с интеллектуальными нарушениями носят системный характер, разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровням; характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, что в значительной степени ограничивает познавательную деятельность учащихся и возможности их социализации.

Цель исследования – изучение грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

 В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать литературу по проблеме развития грамматического строя речи детей с интеллектуальными нарушениями,

2) выявить особенности развития грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями,

3) определить методы диагностики нарушений грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями,

4) раскрыть цель, задачи и методику исследования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями,

5) провести анализ и интерпретацию результатов исследования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями,

6) раскрыть особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Объект исследования – особенности организации и содержания работы по коррекции грамматического строя речи учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Предмет исследования – различные методы, формы работы педагогов, применяемые при работе по коррекции грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Гипотеза исследования – повышению уровня развития грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет способствовать комплексная работа, которая осуществляется в образовательном пространстве специальной (коррекционной) школы (во время уроков русского языка, чтения, речевой практики, логопедических занятий).

В данной работе были использованы следующие методы и приемы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической и специальной литературы), эмпирические (изучение документов, эксперимент), статистические (методы количественной и качественной обработки результатов).

Методологическую основу исследования составили исследования А.К. Аксеновой, Т.А. Власовой, Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, А.М. Бородич, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.

Эмпирическая база исследования: Государственное казённое образовательное учреждение Краснодарского края школа-интернат станицы Шкуринской, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями.

Экспериментальная выборка. В исследовании принимала участие группа испытуемых ГКОУ КК школы-интерната станицы Шкуринской в возрасте 7-8 лет.

Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников.

 

 

Содержание логопедической помощи по коррекции нарушений

Нарушениями

 

В ходе формирования грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста следует принимать во внимание структуру речевых дефектов, проблемы дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм, а также несформированность грамматических значений.

Огромную значимость в работе по развитию грамматического строя имеет в коррекционной школе применение онтогенетического принципа. Большое количество грамматических форм, которые усваивает ребёнок в норме возрасте ещё дошкольном, у ребёнка с интеллектуальными нарушениями оказывается неусвоенным в младших классах [6].

На рисунке 5 представлена рекомендованная последовательность логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи детей с интеллектуальными нарушениями.

 

 

Рисунок 5 – Логопедическая работа по коррекции нарушений грамматического строя речи детей с интеллектуальными нарушениями

 

Продолжительным и сложным процессом считается работа по развитию формы словообразования у детей с интеллектуальными нарушениями, ее надо начинать с уменьшительно-ласкательных и прочих простых словообразовательных форм существительных. Затем ведется работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, также над родственными словами [2].

Особое внимание при составлении структуры предложения стоит уделить усвоению глубинно-семантических (предикативных) отношений внутри речевого высказывания (субъектных, объектных, локативных, атрибутивных), с постепенным усложнением и последовательным включением в структуру высказывания (предложения). Распространяется предложение сперва за счет простых объектных отношений (Мальчик поливает цветы.), потом – локативных (Дети идут в сад.), в последующем – атрибутивных (Это папин чемодан. Папа несёт чёрный чемодан).

Основными задачами коррекционно-логопедической работы являются:

а) практическое усвоение лексических и грамматических связей языка,

б) формирование правильного произношения,

в) развитие связной речи.

Формирование лексико-грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1) формирование практических навыков словоизменения и словообразования,

2) формирование умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных,

3) развитие навыков словоизменения и словообразования.

Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление глаголов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по лицам, числам и родам.

Пример дифференциации единственного и множественного числа существительных.

Вначале ребенку предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, тазы, ваза, таз, дом). Уточняется семантика этих слов (Покажи, где слон, где столы, где вазы и т.д.). Далее предлагаю выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Ребенок называет соответствующие картинки. Для закрепления формы множественного числа использую следующие задания:

1) образование формы множественного числа с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, сосна, гора, береза),

2) использование слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа используются следующие виды работы:

1) игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать что они видят (Я вижу стол, стул, окно и т.д.),

2) Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже (Что ты любишь? Что ты нарисуешь красным карандашом? Желтым карандашом? и т.д.).

При уточнении формы дательного падежа используются следующие виды работ:

1) игра «Кому нужны эти вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых маляр без кисти, рыбак без удочки, парикмахер без ножниц продавец без весов, а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют кому что нужно (удочка – рыбаку, весы – продавцу и т.д.),

2) ответы на вопросы к картинке «Кто кому что дает?», (Бабушка дает внучке ленту. Мама дает дочке куклу).

При уточнении формы родительного падежа используются следующие виды заданий:

1) «Угадай; чьи это вещи?» – детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе и картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называется один из предметов, дети говорят, кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки),

2) игра "Чьи хвосты?". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой изображения хвостов. Показывается хвост и следует вопрос: «Кому принадлежит хвост?» (это хвост лисы, это хвост зайца).

При уточнении формы творительного падежа предлагаются детям следующие задания:

1) ответь на вопрос «Кто чем работает?» По картинкам (маляр – кистью, парикмахер – ножницами),

2) добавь слово к глаголу (рисовать – карандашом, писать – ручкой, копать – лопатой, пилить – пилой),

3) назови пары предметов по картинкам (книжка с картинками, кошка с котятами, корзина с грибами, ваза с цветами).

При уточнении форм предложного падежа предлагают ответить на вопрос по картинкам: «Где что лежит?», «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги). «Где что покупают?» (лекарства, хлеб, игрушки). «Где что растет?» (грибы, овощи, фрукты).

С целью развития словоизменения глаголов используются следующие задания:

1) дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом. Мальчик нарисовал дом).

2) дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть – мыться, причесывать – причесываться, прятать – прятаться, катать – кататься).

Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени (Мальчик спал, девочка..., дети... Заяц бежал, лиса..., звери...).

При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1) образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом – домик, лиса – лисичка),

2) образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая – рыженькая),

3) образовать прилагательное из существительного (дерево – деревянный, железо – железный),

4) образовать глаголы с различными приставками (налил – вылил, входят – выходят).

Таким образом, содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку при обучении их в школе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Формирование грамматического строя речи представляет собой сложный и длительный процесс, который предполагает высокий уровень развития познавательной деятельности учащихся. Все грамматические категории усваиваются у детей 7-8 лет с интеллектуальной недостаточностью, в той же последовательности, что у нормально развивающихся детей, но имеют характерные особенности. Для детей данной категории характерен более медленный темп усвоения грамматических форм.

У детей с интеллектуальными нарушениями грамматический строй речи характеризуется нарушениями, все периоды развития грамматического строя речи протекают с «затягиванием» в более поздние сроки. Главным средством развития грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями является систематическое коррекционное воздействие на уроках русского языка, речевой практики, логопедических занятиях.

Проведенное экспериментальное исследование грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями государственного казённого образовательного учреждения Краснодарского края школы-интерната станицы Шкуринской показало, что 20% испытуемых школьников имеют низкий уровень развития грамматического строя, 80% – средний, высокого уровня формирования грамматического строя речи у данного контингента школьников не выявлено.

Таким образом, в ходе формирования грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста следует принимать во внимание структуру речевых дефектов, проблемы дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм, а также несформированность грамматических значений.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Картотека игр по формированию и развитию

грамматического строя речи у детей

«Из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё?»

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает?»

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?», дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…..Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Педагог: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой);

Стучать…., строгать…., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Педагог начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Игра «Есть – нет»

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал:

город – нет города аптека — …

вокзал — … дом — …

магазин — … парк — …

улица – … житель — …

горожанин –

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

Речевые карты учащихся ГКОУ КК школа-интернат

ст-цы Шкуринской                    

Речевая карта

1.Фамилия, имя, дата рождения:  Виктор Т.                                                                              14.02.2014г

2.Образовательное учреждение: ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской                Класс: 1

3. Дата зачисления на логопедические занятия:                                                                         10.12.2019г

4. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования):          - 

5. Жалобы родителей (законных представителей): нарушения звукопроизношения, трудности формирования разговорной речи

6. Заключение ПМПК/ППк: СНР средней степени

7. Состояние слуха:    N

8. Данные о ходе развития речи: наследственность психопатологически не отягощена, отставал в психическом, речевом развитии;

9.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность): зубной ряд неровный, зубы крупные, губы толстые, малоподвижные, небо готическое, движения языка ограничены,

10. Общая характеристика речи (понимание обращенной речи): понимает обращенную речь в рамках конкретной ситуации:

а) Словарный запас: в активном словаре представлены отдельные слова, фразы, простые предложения, обобщающими понятиями в речи не пользуется;

б) Грамматический строй: сформирован слабо, представлен высказываниями, которые являются констатацией факта действия («Машина идет», «Мама идет» и т.д.);

в) Произношение и различение звуков: допускает нарушения слоговой структуры слов (перестановки, усечения слогов). В речи допускает искажения замены соноров: [л] - [в ], [р] - [о ], [р’]- [ль].

11. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового соста­ва слов: низкий, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза сформированы слабо, затрудняется при выделении звука из состава слова, при определении последовательности звуков в слове.

12. Письмо: успеваемость по письму, наличие и характер специфических ошибок: графомоторные навыки формируются в замедленном темпе, пальцевый праксис затруднен, испытывает затруднения при самостоятельном написании букв

13.Чтение: успеваемость по чтению: затрудняется при синтезе звуков в слоги

14.Проявление заикания: N

15.Заключение учителя: программный материал по русскому языку, чтению усваивает слабо

16.Заключение педагога-психолога: тотальное психическое недоразвитие, аффективно-неустойчивый тип

17.Заключение учителя-логопеда: системное недоразвитие речи средней степени

18. Рекомендации по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка: занятия с учителем-логопедом по коррекции средств языка

19. Результаты коррекции речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы на 2020 учебный год

1.Формировать психологические предпосылки учебной деятельности (функции активного внимания, наблюдательность, познавательную активность, навыки самоконтроля.)

2.Формировать мыслительные операции, учить сравнивать, обобщать, анализировать (на доступном материале). Развивать временные представления, оптико-пространственный гнозис, пальцевый праксис, слуховое, зрительное (в том числе, буквенное) восприятие, межполушарные взаимодействия.

3.Развивать артикуляционный праксис, работать над формированием правильного  произношения звуков [л], [р’], [р], над дифференциацией в речи свистящих и шипящих звуков, парных звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных

4.Формировать навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза, развивать фонематическое восприятие, работать над коррекцией просодической стороны речи.

5.Формировать слоговую структуру слов, навыки построения простых нераспространенных предложений, формировать диалогическую речь.

6.Работать над обогащением, расширением словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения.

7.Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

8.Стимулировать, поощрять проявления речевой активности, инициативы.

Речевая карта

1.Фамилия, имя, дата рождения:          Дарья Б.                                                             26.07.2013г 

2.Образовательное учреждение: ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской           Класс: 1

3. Домашний адрес, телефон:   х. Нардегин, ул. Молодежная, 4, кв. 2

4. Дата зачисления на логопедические занятия:                                                                    10.12.2019г

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования):          -

6. Жалобы родителей (законных представителей): нарушения звукопроизношения, трудности формирования разговорной речи

7. Заключение ПМПК/ППк: СНР средней степени

8. Состояние слуха:    N

9. Данные о ходе развития речи: наследственность психопатологически отягощена, отставал в психическом, речевом развитии;

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность): зубной ряд неровный, движения языка ограничены, прикус открытый боковой

11. Общая характеристика речи (понимание обращенной речи): понимает обращенную речь в рамках конкретной ситуации

а) словарный запас: в активном словаре представлены отдельные слова, фразы, простые предложения, обобщающими понятиями в речи не пользуется

б) грамматический строй: сформирован слабо, представлен высказываниями, которые являются констатацией факта действия («Коза идет», «Мама идет» и т.д.)

в) произношение и различение звуков: допускает нарушения слоговой структуры слов (перестановки, усечения слогов). В речи допускает замены [ц] - [с ], [р’]- [i], [л’]- [i], [ч]-[ш], [р]- [в], имеет место дефект смягчения

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового соста­ва слов:, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза формируются удовлетворительно

13. Письмо: успеваемость по письму, наличие и характер специфических ошибок: графомоторные навыки формируются в замедленном темпе, пальцевый праксис затруднен, навык письма по слуху формируется в замедленном темпе

14.Чтение: успеваемость по чтению: чтение слоговое, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного

15.Проявление заикания: N

16.Заключение учителя: программный материал по русскому языку, чтению усваивает слабо

17.Заключение педагога-психолога: тотальное психическое недоразвитие, простой уравновешенный тип

18.Заключение учителя-логопеда: системное недоразвитие речи средней степени, нарушения чтения и письма сложной формы

19. Рекомендации по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка: занятия с учителем-логопедом по коррекции средств языка

20. Результаты коррекции речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы на 2020 учебный год

1.Совершенствовать психологические предпосылки учебной деятельности(функции активного внимания, наблюдательность, познавательную активность, навыки самоконтроля.)

2.Формировать мыслительные операции, учить сравнивать, обобщать, анализировать (на доступном материале). Развивать временные представления, оптико-пространственный гнозис, пальцевый праксис, слуховое, зрительное (в том числе, буквенное) восприятие, межполушарные взаимодействия.

 3.Развивать артикуляционный праксис, работать над формированием правильного  произношения звуков [л’], [р’], [ц], [л], [р], [ц], [ч], над дифференциацией в речи свистящих шипящих звуков, парных звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных

4.Формировать навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза, развивать фонематическое восприятие, работать над коррекцией просодической стороны речи.

5.Формировать слоговую структуру слов, навыки построения простых нераспространенных предложений, формировать диалогическую речь.

6.Работать над обогащением, расширением словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения.

7.Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

   8.Стимулировать, поощрять проявления речевой активности, инициативы

Речевая карта

1.Фамилия, имя, дата рождения:          Валентина Г.                                                 03.02.20014г 

2.Образовательное учреждение: ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской            Класс: 1

3. Домашний адрес, телефон:   с. Глебовка, ул. Красная, 76

4. Дата зачисления на логопедические занятия:                                                                  10.12.2019г

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования):          -

6. Жалобы родителей (законных представителей): нарушения звукопроизношения, трудности формирования разговорной речи

7. Заключение ПМПК/ППк: СНР тяжелой степени

8. Состояние слуха:        N

9. Данные о ходе развития речи: наследственность психопатологически отягощена, отставала в психическом, речевом развитии;

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность): зубной ряд неровный, зубы крупные, движения языка ограничены

11. Общая характеристика речи (понимание обращенной речи): понимает обращенную речь в рамках конкретной ситуации

а) словарный запас: в активном словаре представлены отдельные слова, фразы, простые предложения, обобщающими понятиями в речи не пользуется

б) грамматический строй: сформирован слабо, представлен высказываниями, которые являются констатацией факта действия («Коза идет», «Мама идет» и т.д.)

в) произношение и различение звуков: допускает нарушения слоговой структуры слов (перестановки, усечения слогов). В речи допускает замены [ц] - [с ], [р’]- [о], [л]- [в], [ч]-[ть], [р]- [о], имеет место дефект смягчения

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового соста­ва слов: низкий, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза сформированы слабо, затрудняется при выделении звука из состава слова

13. Письмо: успеваемость по письму, наличие и характер специфических ошибок: графомоторные навыки формируются в замедленном темпе, пальцевый праксис затруднен, испытывает затруднения при самостоятельном написании букв

14.Чтение: успеваемость по чтению: затрудняется при синтезе звуков в слоги, чтение побуквенное

15.Проявление заикания: N

16.Заключение учителя: программный материал по русскому языку, чтению усваивает слабо

17.Заключение педагога-психолога: тотальное психическое недоразвитие, простой уравновешенный тип

18.Заключение учителя-логопеда: системное недоразвитие речи тяжелой степени, нарушения чтения и письма сложной формы

19. Рекомендации по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка: занятия с учителем-логопедом по коррекции средств языка

20. Результаты коррекции речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы на 2020 учебный год

1.Формировать психологические предпосылки учебной деятельности(функции активного внимания, наблюдательность, познавательную активность, навыки самоконтроля.)

2.Формировать мыслительные операции, учить сравнивать, обобщать, анализировать (на доступном материале). Развивать временные представления, оптико-пространственный гнозис, пальцевый праксис, слуховое, зрительное (в том числе, буквенное) восприятие, межполушарные взаимодействия.

3.Развивать артикуляционный праксис, работать над формированием правильного  произношения звуков [л’], [р’], [ц], [л], [р], над дифференциацией в речи свистящих шипящих звуков, парных звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных

4.Формировать навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза, развивать фонематическое восприятие, работать над коррекцией просодической стороны речи.

5.Формировать слоговую структуру слов, навыки построения простых нераспространенных предложений, формировать диалогическую речь.

6.Работать над обогащением, расширением словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения.

7.Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

8.Стимулировать, поощрять проявления речевой активности, инициативы

Речевая карта

1.Фамилия, имя, дата рождения:         Александр С.                                                  07.03.2013г 

2.Образовательное учреждение: ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской        Класс: 1

3. Домашний адрес:   с. Ивано-Слюсаревское, ул.Светлая,4.

4. Дата зачисления на логопедические занятия:                                                               10.12.2019г

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования):          -

6. Жалобы родителей (законных представителей): нарушения звукопроизношения, трудности формирования разговорной речи

7. Заключение ПМПК/ППк: СНР тяжелой степени

8. Состояние слуха:    N

9. Данные о ходе развития речи: наследственность психопатологически не отягощена, отставал в психическом, речевом развитии;

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность): зубной ряд неровный, движения языка ограничены, тремор языка

11. Общая характеристика речи (понимание обращенной речи): понимает обращенную речь в рамках конкретной ситуации

а) словарный запас: в активном словаре представлены отдельные слова, фразы, простые предложения, обобщающими понятиями в речи не пользуется

б) грамматический строй: сформирован слабо, представлен высказываниями, которые являются констатацией факта действия («Коза идет», «Мама идет» и т.д.)

в) произношение и различение звуков: допускает нарушения слоговой структуры слов (перестановки, усечения слогов). В речи допускает замены [ш] - [сь ], [ж] - [зь ], [ц] - [с ], [р’]- [о], [л’]- [i], [ч]-[ть], [щ]-[сь], [р]- [о], [л]- [л’], имеет место дефект смягчения, искажения свистящих звуков

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового соста­ва слов: низкий, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза сформированы слабо, затрудняется при выделении звука из состава слова

13. Письмо: успеваемость по письму, наличие и характер специфических ошибок: графомоторные навыки формируются в замедленном темпе, пальцевый праксис затруднен, испытывает затруднения при самостоятельном написании букв. Леворукий.

14.Чтение: успеваемость по чтению: затрудняется при синтезе звуков в слоги, чтение побуквенное

15.Проявление заикания: N

16.Заключение учителя: программный материал по письму, чтению усваивает слабо

17.Заключение педагога-психолога: тотальное психическое недоразвитие, простой уравновешенный тип

18.Заключение учителя-логопеда: системное недоразвитие речи средней степени

19. Рекомендации по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка: занятия с учителем-логопедом по коррекции средств языка

20. Результаты коррекции речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы на 2020 учебный год

1.Совершенствовать психологические предпосылки учебной деятельности(функции активного внимания, наблюдательность, познавательную активность, навыки самоконтроля.)

2.Формировать мыслительные операции, учить сравнивать, обобщать, анализировать (на доступном материале). Развивать временные представления, оптико-пространственный гнозис, пальцевый праксис, слуховое, зрительное (в том числе, буквенное) восприятие, межполушарные взаимодействия.

3.Развивать артикуляционный праксис, работать над формированием правильного  произношения звуков [л], [л’], [р’], [р], [щ], [ч], [ш], [ж], над дифференциацией в речи свистящих шипящих звуков, парных звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных

4.Формировать навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза, развивать фонематическое восприятие, работать над коррекцией просодической стороны речи.

5.Формировать слоговую структуру слов, навыки построения простых нераспространенных предложений, формировать диалогическую речь.

6.Работать над обогащением, расширением словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения.

7.Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

8.Стимулировать, поощрять проявления речевой активности, инициативы

Речевая карта

 

1.Фамилия, имя, дата рождения: Алина С.                                                                            04.05.2013г

2.Образовательное учреждение: ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской                Класс: 1

3. Дата зачисления на логопедические занятия:                                                                                10.12.2019г

4. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования):          -

5. Жалобы родителей (законных представителей): нарушения звукопроизношения, трудности формирования разговорной речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.194 с.)