Эволюция жанра жития. «житие протопопа аввакума», им самим написанное» как новаторское произведение 17 века. Композиция, образы, особенности языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция жанра жития. «житие протопопа аввакума», им самим написанное» как новаторское произведение 17 века. Композиция, образы, особенности языка.



Агиография -описание жития святых христианских сподвижников, которые шли на муки, страдания ради веры и защиты христианских идеалов.Жанр агиографии пришли на Русь из Византии вскоре после принятия христианства.Эти тексты необходимы были новообращённым народам для понимания христианской веры. Агиография включала в себя целую систему жанров, которые строго следовали канонам(норма,образец), одним из главных был жанр жития.

На структурном уровне следование художественному канону выражается в наличии строгой композиционной схемы жития; на стилистическом уровне - в использовании определенных поэтических средств, важнейшим из которых является агиографическая топика (т. е. общие места)

Персонажами являются исторические лица, а не выдуманные герои(священники, монахи,князья,праведники)Очень важен для жанра жития момент чуда, откровения (способность к учению – божий дар). Именно чудо вносит движение и развитие в биографию святого. Основной принцип создания жития - показать исключительность героя, величие его подвига, отрешенность от всего земного. Развитие жанра жития выражалось в попытках отойти от канонов в использовании литературного вымысла, употреблении более простого и живого языка. Житие развивалось вплоть до 18 века. Расцвет в 14-15в.в.это связано с периодом татаро-монгольского нашествия. Южно-славянское влияние:именно в это время в Византии, на Руси и Болгарии возникает стиль плетения словес.(Житие Сергия Радонежского)

Литература 17 века является мостом между лит.средневековой и лит. нового времени.

Агиографические произведения в процессе эволюции с одной стороны сохраняют традиции жанра 11 в., с др.это подлинно-новаторский текст, который свидетельствует о том, что лит. 17 века является мостом между лит. средневековой и лит. нового времени.

Житие протопопа Аввакума сохраняет идею того, что биография святого всегда даёт образец жизни человека, идеалом которого стала жизнь Христа. Перед нами жизнь мученика за веру, с другой стороны гл. герой жития –новый тип человека, ещё не известный древнерусской литературе.

По внутр. облику Аввакум отличается от традиционного житийного персонажа. Он может испытывать сомнения, греховные желания и отдаёт себе в этом отчёт. (так например в один из тяжёлых моментов жизни он вспоминает Иова, который роптал на бога за обрушившиеся на него бедствия, о чем идет речь в библейской Книге Иова)И действительно, автору «Жития» присущ особый, неповторимый метафористический строй повествования, в котором сливаются библейская и народно-бытовая образность, торжественность и обыденность, символика и жизненная достоверность

Особенности композиции

Стремление Аввакума дать широкую картину жизни, рассказать о своей борьбе, передать свои страсти, искания, раздумья, свести счеты с врагами – все это обусловило особенности композиции «Жития», внешне нестройной, свободной, как будто разорванной с нарушениями хронологической последовательности и непрерывности повествования, допускающей постоянное перевоплощение рассказчика в героя, героя – в рассказчика. Такая композиция позволила Аввакуму вместить и организовать столь разнообразный материал, избежать плавной, спокойной эпичности, которая противоречила бы бурному течению жизни Аввакума.(можно сказать про перспективы времени по конспекту)

Большое значение для раскрытия внутренней борьбы героя и драматизма его жизненных конфликтов и столкновений приобрели в «Житии» средства драматической характеристики – внутренний монолог, многочисленные реплики и диалоги.

Особенности языка Воспроизведение устного рассказа в эстетическом плане следует рассматривать как ориентацию на народную поэзию, на народное красноречие в противовес письменной литературе духовной и светской аристократии, недоступной народу. Отсюда – насыщенность речи Аввакума народными пословицами, поговорками, присловьями («из моря напился, а крошкою подавился», «стану опять про свое горке говорить, как вы меня жалуете – потчиваете», Отсюда – нарочитая грубоватость и свобода выражений (о борьбе с бесом: «ночь всю зимнюю с ним простряпал, о молящемся юродивом Федоре: «тысячу поклонов отбросает»); отсюда – обилие вульгаризмов и бранных слов. Вместе с тем, где это было Аввакуму необходимо, он легко и естественно переходил на торжественный, высокий стиль проповеди. Но и в том и в другом случае его произведение было рассчитано на чтение вслух. Аввакум хотел быть понятным каждому простому, неграмотному человеку.

Образы героев

Воевода Пашков не выглядит условным злодеем, фигура его достаточно жизненна и даже не лишена известной человечности; ему оказывается, знакомо чувство благодарности и даже раскаяния: «Сел Пашков на стул, шпагою подперся, задумався и плакать стал, а сам говорит: «согрешил, окаянной, пролил кровь неповинну, напрасно протопопа бил.»

В многофигурном полотне, каким является «Житие», Аввакум сохранил единство принципов изображения людей, отсутствие схематического противопоставления персонажей и резкого выделения идеального, безупречного героя, что было столь характерно для средневековой литературы.

Среди бегло и не всегда выразительно очерченных образов его единомышленников и соратников – протопопа Неронова, обоих Данилов, дьякона Федора, священника Лазаря, юродивых Федора и Афанасюшки, Еремея – заметно выделяется героическая под стать Аввакуму, фигура его жены – Настасьи Марковны. Это образ должен быть поставлен в ряд с лучшими женскими образами нашей древней письменности. «Сиротина», живущая в скудности», она по любви выходит замуж за Аввакума и навсегда остается для него верной женой, другом и союзников в борьбе. Твердо идет она рука об руку с ним, принимая на себя удары его судьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.006 с.)