Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция жанра жития. «житие протопопа аввакума», им самим написанное» как новаторское произведение 17 века. Композиция, образы, особенности языка.
Агиография -описание жития святых христианских сподвижников, которые шли на муки, страдания ради веры и защиты христианских идеалов.Жанр агиографии пришли на Русь из Византии вскоре после принятия христианства.Эти тексты необходимы были новообращённым народам для понимания христианской веры. Агиография включала в себя целую систему жанров, которые строго следовали канонам(норма,образец), одним из главных был жанр жития. На структурном уровне следование художественному канону выражается в наличии строгой композиционной схемы жития; на стилистическом уровне - в использовании определенных поэтических средств, важнейшим из которых является агиографическая топика (т. е. общие места) Персонажами являются исторические лица, а не выдуманные герои(священники, монахи,князья,праведники)Очень важен для жанра жития момент чуда, откровения (способность к учению – божий дар). Именно чудо вносит движение и развитие в биографию святого. Основной принцип создания жития - показать исключительность героя, величие его подвига, отрешенность от всего земного. Развитие жанра жития выражалось в попытках отойти от канонов в использовании литературного вымысла, употреблении более простого и живого языка. Житие развивалось вплоть до 18 века. Расцвет в 14-15в.в.это связано с периодом татаро-монгольского нашествия. Южно-славянское влияние:именно в это время в Византии, на Руси и Болгарии возникает стиль плетения словес.(Житие Сергия Радонежского) Литература 17 века является мостом между лит.средневековой и лит. нового времени. Агиографические произведения в процессе эволюции с одной стороны сохраняют традиции жанра 11 в., с др.это подлинно-новаторский текст, который свидетельствует о том, что лит. 17 века является мостом между лит. средневековой и лит. нового времени. Житие протопопа Аввакума сохраняет идею того, что биография святого всегда даёт образец жизни человека, идеалом которого стала жизнь Христа. Перед нами жизнь мученика за веру, с другой стороны гл. герой жития –новый тип человека, ещё не известный древнерусской литературе. По внутр. облику Аввакум отличается от традиционного житийного персонажа. Он может испытывать сомнения, греховные желания и отдаёт себе в этом отчёт. (так например в один из тяжёлых моментов жизни он вспоминает Иова, который роптал на бога за обрушившиеся на него бедствия, о чем идет речь в библейской Книге Иова)И действительно, автору «Жития» присущ особый, неповторимый метафористический строй повествования, в котором сливаются библейская и народно-бытовая образность, торжественность и обыденность, символика и жизненная достоверность
Особенности композиции Стремление Аввакума дать широкую картину жизни, рассказать о своей борьбе, передать свои страсти, искания, раздумья, свести счеты с врагами – все это обусловило особенности композиции «Жития», внешне нестройной, свободной, как будто разорванной с нарушениями хронологической последовательности и непрерывности повествования, допускающей постоянное перевоплощение рассказчика в героя, героя – в рассказчика. Такая композиция позволила Аввакуму вместить и организовать столь разнообразный материал, избежать плавной, спокойной эпичности, которая противоречила бы бурному течению жизни Аввакума.(можно сказать про перспективы времени по конспекту) Большое значение для раскрытия внутренней борьбы героя и драматизма его жизненных конфликтов и столкновений приобрели в «Житии» средства драматической характеристики – внутренний монолог, многочисленные реплики и диалоги. Особенности языка Воспроизведение устного рассказа в эстетическом плане следует рассматривать как ориентацию на народную поэзию, на народное красноречие в противовес письменной литературе духовной и светской аристократии, недоступной народу. Отсюда – насыщенность речи Аввакума народными пословицами, поговорками, присловьями («из моря напился, а крошкою подавился», «стану опять про свое горке говорить, как вы меня жалуете – потчиваете», Отсюда – нарочитая грубоватость и свобода выражений (о борьбе с бесом: «ночь всю зимнюю с ним простряпал, о молящемся юродивом Федоре: «тысячу поклонов отбросает»); отсюда – обилие вульгаризмов и бранных слов. Вместе с тем, где это было Аввакуму необходимо, он легко и естественно переходил на торжественный, высокий стиль проповеди. Но и в том и в другом случае его произведение было рассчитано на чтение вслух. Аввакум хотел быть понятным каждому простому, неграмотному человеку.
Образы героев Воевода Пашков не выглядит условным злодеем, фигура его достаточно жизненна и даже не лишена известной человечности; ему оказывается, знакомо чувство благодарности и даже раскаяния: «Сел Пашков на стул, шпагою подперся, задумався и плакать стал, а сам говорит: «согрешил, окаянной, пролил кровь неповинну, напрасно протопопа бил.» В многофигурном полотне, каким является «Житие», Аввакум сохранил единство принципов изображения людей, отсутствие схематического противопоставления персонажей и резкого выделения идеального, безупречного героя, что было столь характерно для средневековой литературы. Среди бегло и не всегда выразительно очерченных образов его единомышленников и соратников – протопопа Неронова, обоих Данилов, дьякона Федора, священника Лазаря, юродивых Федора и Афанасюшки, Еремея – заметно выделяется героическая под стать Аввакуму, фигура его жены – Настасьи Марковны. Это образ должен быть поставлен в ряд с лучшими женскими образами нашей древней письменности. «Сиротина», живущая в скудности», она по любви выходит замуж за Аввакума и навсегда остается для него верной женой, другом и союзников в борьбе. Твердо идет она рука об руку с ним, принимая на себя удары его судьбы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.006 с.) |