Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование квест – технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Формирующий этап опытно – экспериментального исследования проводится с ноября 2019 года по февраль по 2020 год. Цель данного этапа является обоснование эффективности использования квест – технологий в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. На формирующем этапе нами были определены основные 2 направления работы: 1 этап – предварительная работа, включающая в себя проведение игр, направленных на развитие свойств внимания. 2 этап – проведение квестов. В период с ноября по февраль проведены два квеста с продолжительностью один час. Квесты проводились раз в месяц, и каждый квест был посвящен темам: «В поисках подарков», «По следам защитников». В декабре 2019 года был проведен квест «В поисках подарков». Данный квест был посвящен предстоящему празднику «Новый год». Вначале квеста детям предлагалось найти новогодние подарки, которые потеряли помощники Деда Мороза. Этим и определился мотивационный компонент новогоднего квеста. Квест состоял из четырех станций, задания которых были направлены на развитие свойств внимания (концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение). На каждом этапе после выполнения задания дети получали направление дальнейшего следования в виде фрагмента карты. Вид данного квеста – кольцевой, так как решение одной задачи дает возможность решать следующую. В ходе квеста дети выполняли задания: «Четвертый лишний», цель которого развитие распределения внимания. Задание «Найди отличия», направленное на развитие объема, концентрации внимания. А также загадки, которые направлены на развитие переключения внимания. Выполнив последнее задание, детей встречал Дед Мороз, поблагодарив их за помощь, вручал детям найденные подарки. В процессе прохождения заданий дети легко переключались, удерживали внимание, мало отвлекались на посторонний шум. Это можно объяснить тем, что детям было интересно, их увлекал сюжет, а также герои, которые участвовали в организации квеста, заинтересовали детей своей эмоциональной и выразительной игрой. Но были некоторые дети, которые все – таки отвлекались на посторонние предметы и шум, у них можно наблюдать низкие показатели развития свойств внимания.
В феврале 2020 года был реализован и проведен квест «По следам защитников», посвященный 23 февраля Дню Защитников Отечества. Данный квест имеет линейный вид, обусловлен тем, что команды стартовали с разных точек. Мотивационный компонент заключался в том, что детям предлагалось прохождение сложных заданий, которые требовали мужества, отваги и упорства как у настоящих солдат. Квест «По следам защитников» состоит из 6 этапов, в которых задания, направленные на развития свойств внимания. В первом этапе было задание «Найди лишнее», направлено на развитие концентрации и распределения внимания. Задание заключалось в том, чтобы детям необходимо прослушивая стихотворение, найти неподходящее, лишнее слово и хлопнуть в ладоши. Во втором этапе задание «Что изменилось?», целью которого является развитие объёма внимания. В процессе выполнения задания, дети запоминают предметы, лежащие на столе, затем отворачиваются, а предметы меняются либо убираются. Дети рассказывают, что изменилось. На третьем этапе были загадки, развивающие распределение внимания. Четвертый и пятый этап состоял из подвижной игры «Стой!» и «Больше – меньше» соответственно, направленные на переключение, устойчивость и концентрацию внимания. Шестой этап – это задание «Четвертый лишний», целью которого является распределение внимания, заключающееся в том, чтобы найти лишний предмет и объяснить почему. В завершении всех заданий дети награждаются медалями за усердность, решительность и внимательность в процессе выполнения всех заданий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе организации и проведения квестов «В поисках подарков» и «По следам защитников», дети легко могли направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно, могли определенное время сохранять сосредоточенность на объекте и сознательно направляли свое внимание на определенный предмет. Но также можно отметить, что некоторые дети справлялись с трудом с заданиями, это можно объяснить тем, что дети часто отвлекались на посторонний шум и соответственно не могли выслушать в полном объеме задание.
В процессе проведения квестов были использованы разные виды квестов (линейные, кольцевые), в ходе игрового сюжета дети выполняли задания, направленные на развитие устойчивости, распределения, переключения, концентрации и объема внимания, а так же задания, предложенные детям, постепенно усложнялись, что способствовало проявлению активности детей и развитию свойств внимания. Заключение Внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Развитие внимания в младенчестве первоначально выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. Развитие внимания в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок. Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво. Наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно, недостаточная целенаправленность деятельности приводит к тому, что действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Поэтому необходимо вести системную, коррекционно-развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушено внимание.
В практике познавательного развития детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Квест для ребенка является наиболее привлекательной, интересной и средством познания окружающего мира и своих возможностей. Квест – технология является эффективным педагогическим средством, позволяющая комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. По результатам эмпирического исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает очень низкий уровень развития переключения, распределения внимания, устойчивость и объема внимания. Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушением речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированности умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс выполнения трудным, требующим большого волевого усилия. Особенности внимания у детей с нарушением речи также проявляется в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски у детей с нарушением речи преобладают над другими видами ошибок. Характерной особенностью внимания у детей с нарушениями речи является отвлекаемость.
Библиографический список 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С. Абрамова.- Екатеринбург: Издательство Деловая книга, 2002.-648с. 2. Баскакова, И.Л. Изучение свойств внимания / И.Л. Баскакова. - М.: Просвещение, 2001.- 228с. 3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста/В.Н.Белкина.- М:Издательство Гуадеамус, 2005.-256с. 4. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология/Б.М.Величковский.- М.: МГУ, 1998.-336с. 5. Волковская Т. Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи/Спец. психология. - 2008. - № 3. - С. 37-47. 6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/Л.С.Выготский. - СПб: Союз, 1997. - 224с. 7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии/Л.С.Выготский.- СПб: Союз, 1997. - 144с. 8. Гальперин, П.Я. Учебное пособие для вузов/П.Я. Гальперин. – М.: Университет, 2000. – 336с. 9. Гальперин. П. Я. К проблеме внимания /П.Я. Гальперин.- М.: ЧеРо, 2001.-340с. 10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-365с.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2000.- 175 с. 12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000.- 467с. 13. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2002.- 321с. 14. Немов, Р.С. Основы общей психологии / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2001. - 688с. 15. Психология/Под ред. И.В. Дубровина.- М.: Академия, 2000.-464с. 16. Ромусик М. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с общим недоразвитием речи. – 2007. - № 2. – С. 18-21. 17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб: Питер Ком, 2004. – 720с. 18. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: «Академия», 1999.- 365с. 19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 2002.-327с. 20. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия/Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1998.- 258с. 21. Ухтомский А.А. Доминанта души/А.А. Ухтомский. – Ярославль: Рыбинское подворье, 2000.- 608 с. 22. Шадриков В.Д. познавательные процессы: учебное пособие для студентов/ В.Д.Шадриков.- М.: Просвещение, 2007.-142с. 23. Осяк С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология/ С.А. Осяк. – М.: Академия, 2015. – № 1-2. 24. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / Л.С. Волкова. – М.: Гриф МО РФ, 2009. – 703 с. 25. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог.фак. / Л.С. Волкова и др. –– М.: Владос, 2009. – 703 с. 26. Жукова И.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / И.С. Жукова. – М., 2001. – 245 с. 27. Рудакова, Н.П. Общее недоразвитие речи у дошкольников / Н.П. Рудакова. – Благовещенск: БГПУ, 2013. – 365 с. 28. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.– 656 с. 29. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): пособие для логопедов / Л.Н Ефименкова. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с. 30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно – методическое пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с. 31. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 2003. - 367с. 32. Филичева Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение, 2001. – 125 с. 33. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение, 2000. – 275 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение А.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.016 с.) |