Глава 1. Теоретические основы внимания как направленности сознания на деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы внимания как направленности сознания на деятельность



Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы внимания как направленности сознания на деятельность

1.1. Общая характеристика внимания как направленность сознания на деятельность

1.2.Особенности развития внимания в детской психологии

1.3.Особенности развития внимания  детей с общим недоразвитием речи III уровня.

1.4. Использование квест – технологии в развитии детей дошкольного возраста

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест - технологии

2.1. Анализ исходного уровня развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.2. Использование квест – технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.3. Результаты формирующего этапа опытно – экспериментального исследования и их анализ

Заключение

Библиографический список

Приложение

Приложение А. Стимульный материал к диагностическим методикам исследования

Приложение Б. Сводные и индивидуальные протоколы обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на констатирующем этапе исследования

Приложение В. Методические материалы по использованию квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Приложение Г. Фотоматериалы формирующего этапа исследования

Приложение Д. Сводные и индивидуальные протоколы обследования детей на контрольном этапе исследования

 


Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что психология внимания – одна из классических областей психологии. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и многие другие. В отечественной психологии П.Я. Гальпериным разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. В частности, её планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность. По мнению П.Я. Гальперина: «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание - это отдельный психический процесс, т. к. он имеет свои закономерности и свойства. Первые работы, рассматривающие внимание, - это работы В. Вундта (конец 19 в.): с его точки зрения, внимание - это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователи считали, что внимание - это свойство ощущения; внимание - результат эмоций; внимание - уровень бодрствования.

Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Н.Ф. Добрынин так определяет внимание: «Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности».

Без повседневной, систематической работы по развитию свойств внимания не может быть успешной деятельности, невозможно полноценное усвоение учебного материала; психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты успешной работы школьника. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на развитие и сохранение устойчивого внимания. Одной из причин этих трудностей является недостаток теоретических знаний, на которых основывается обычно используемые приемы развития внимания. Внимание представляется наименее содержательным, а поэтому и наиболее трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением. Поэтому изучение особенностей развития внимания являются актуальными в наше время.

Актуальность этой проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Квест – технология как средство развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования: внимание как направленность сознания на деятельность.

Предмет исследования: использование квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что квест - технология будет являться эффективным средством развития свойств внимания у детей дошкольного возрастас общим недоразвитием речи III уровня, если:

- педагог использует разнообразные виды квестов (линейные, штурмовые, кольцевые);

- в процессе игрового сюжета дети будут выполнять задания связанные устойчивостью, переключением, концентрацией, распределением внимания на той или иной информации, необходимой для продвижения к намеченной цели;

- в процессе последовательного разгадывания загадок будет постепенное усложнение умственных действий и проявление активности каждого участника команды.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. раскрыть особенности развития внимания детей дошкольного возраста.

3. охарактеризовать особенности познавательного развития детей с общим недоразвитием речи III уровня.

4.  раскрыть возможности использования квест-технологии в развитии детей дошкольного возраста.

5. эмпирическим путем определить уровень развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

6. апробировать возможности квест - технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Теоретико – методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в частности его положение о закономерностях возрастного развитии внимания; научные взгляды П.Я. Гальперина о том, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность любой психической деятельности на своем объекте; учение о доминанте А.А.Ухтомского в частности его положение о том, что механизм доминанты определяет направленность внимания на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность; психологические исследования А.В. Запорожца, С.Г. Якобсона, А.А. Люблинской по проблеме развития внимания в дошкольном возрасте; исследования Андреевой М.В., Быховского Я. С., Николаевой Н.В. по использованию квест – технологии с детьми дошкольного возраста.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы: «Корректурные пробы» (Л.Н. Катаева), «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» (В.Богомолов), педагогический эксперимент.

Интерпретационно – описательные методы: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость: з аключается в том, что составленный нами алгоритм использования квест – технологии в развитии свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня может быть использован в образовательной деятельности дошкольной организации.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Капитошка» город Абакан Республика Хакасия.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


Заключение

Внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Развитие внимания в младенчестве первоначально выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. Развитие внимания в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок. Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво. Наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым.

Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно, недостаточная целенаправленность деятельности приводит к тому, что действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Поэтому необходимо вести системную, коррекционно-развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушено внимание.

В практике познавательного развития детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Квест для ребенка является наиболее привлекательной, интересной и средством познания окружающего мира и своих возможностей. Квест – технология является эффективным педагогическим средством, позволяющая комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

По результатам эмпирического исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает очень низкий уровень развития переключения, распределения внимания, устойчивость и объема внимания.

Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушением речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированности умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс выполнения трудным, требующим большого волевого усилия.

Особенности внимания у детей с нарушением речи также проявляется в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски у детей с нарушением речи преобладают над другими видами ошибок. Характерной особенностью внимания у детей с нарушениями речи является отвлекаемость.

 

 


Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С. Абрамова.- Екатеринбург: Издательство Деловая книга, 2002.-648с.

2. Баскакова, И.Л. Изучение свойств внимания / И.Л. Баскакова. - М.: Просвещение, 2001.- 228с.

3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста/В.Н.Белкина.- М:Издательство Гуадеамус, 2005.-256с.

4. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология/Б.М.Величковский.- М.: МГУ, 1998.-336с.

5. Волковская Т. Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи/Спец. психология. - 2008. - № 3. - С. 37-47.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/Л.С.Выготский. - СПб: Союз, 1997. - 224с.

7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии/Л.С.Выготский.- СПб: Союз, 1997. - 144с.

8. Гальперин, П.Я. Учебное пособие для вузов/П.Я. Гальперин. – М.: Университет, 2000. – 336с.

9. Гальперин. П. Я. К проблеме внимания /П.Я. Гальперин.- М.: ЧеРо, 2001.-340с.

10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-365с.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2000.- 175 с.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000.- 467с.

13. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2002.- 321с.

14. Немов, Р.С. Основы общей психологии / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2001. - 688с.

15. Психология/Под ред. И.В. Дубровина.- М.: Академия, 2000.-464с.

16. Ромусик М. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с общим недоразвитием речи. – 2007. - № 2. – С. 18-21.

17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб: Питер Ком, 2004. – 720с.

18. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: «Академия», 1999.- 365с.

19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 2002.-327с.

20. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия/Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1998.- 258с.

21. Ухтомский А.А. Доминанта души/А.А. Ухтомский. – Ярославль: Рыбинское подворье, 2000.- 608 с.

22.  Шадриков В.Д. познавательные процессы: учебное пособие для студентов/ В.Д.Шадриков.- М.: Просвещение, 2007.-142с.

23. Осяк С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология/ С.А. Осяк. – М.: Академия, 2015. – № 1-2.

24. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / Л.С. Волкова. – М.: Гриф МО РФ, 2009. – 703 с.

25. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог.фак. / Л.С. Волкова и др. –– М.: Владос, 2009. – 703 с.

26. Жукова И.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / И.С. Жукова. – М., 2001. – 245 с.

27. Рудакова, Н.П. Общее недоразвитие речи у дошкольников / Н.П. Рудакова. – Благовещенск: БГПУ, 2013. – 365 с.

28. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.– 656 с.

29. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): пособие для логопедов / Л.Н Ефименкова. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.

30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно – методическое пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.

31. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 2003. - 367с.

32. Филичева Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение, 2001. – 125 с.

33. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение, 2000. – 275 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение А.

Приложение Б.

 

Ф.И. ребенка

Уровни

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
1 Тася Ч. +        
2 Алиса С.   +      
3 Ефим К.         +
4 Рита Т.         +
5 Лиза Ч.         +
6 Платон А. +        
7 Рита Ю. +        
8 Василиса Ш.         +
9 Максим Б.         +
10 Денис И.         +
11 Арина П. +        
12 Аня П. +        
13 Катя Ф.   +      
14 Ваня Ч.         +
15 Данил К.         +
16 Савелий Т.         +
17 Костя П.     +    
18 Вадим А.         +
19 Тагир Ч.         +
20 Савелий Р.   +      

Общий уровень

5 3 1 0 11

Таблица Б1.

Сводные протоколы обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на констатирующем этапе исследования по методике «Проставь значки»


Продолжение приложение Б.

Таблица Б2.

Сводные протоколы обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на констатирующем этапе исследования по методике «Корректурная проба»

 

 

Ф.И. ребенка

Уровни

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
1 Тася Ч. +        
2 Алиса С.     +    
3 Ефим К.         +
4 Рита Т.         +
5 Лиза Ч.         +
6 Платон А.         +
7 Рита Ю.     +    
8 Василиса Ш.         +
9 Максим Б.         +
10 Денис И.         +
11 Арина П.     +    
12 Аня П.     +    
13 Катя Ф.     +    
14 Ваня Ч.         +
15 Данил К.         +
16 Савелий Т.         +
17 Костя П.         +
18 Вадим А.         +
19 Тагир Ч.         +
20 Савелий Р.         +

Общий уровень

1 0 5 0 14

 


Продолжение приложение Б.

Таблица Б3.

Сводные и индивидуальные протоколы обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на констатирующем этапе исследования по методике «Запомни и расставь точки»

 

Ф.И. ребенка

Уровни

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
1 Тася Ч.     +    
2 Алиса С.   +      
3 Ефим К.       +  
4 Рита Т.         +
5 Лиза Ч.         +
6 Платон А. +        
7 Рита Ю.     +    
8 Василиса Ш.       +  
9 Максим Б.     +    
10 Денис И.         +
11 Арина П. +        
12 Аня П. +        
13 Катя Ф.     +    
14 Ваня Ч.         +
15 Данил К.       +  
16 Савелий Т.       +  
17 Костя П.     +    
18 Вадим А.       +  
19 Тагир Ч.         +
20 Савелий Р.     +    

Общий уровень

3 1 6 5 5

 


Приложение В.

Продолжение приложения В.

Игра «Найди лишнее»

Ведь любой из них мечтает

Защитить диван, семью,

Покорить хоть что-то в мире

И найти своё окно!

Красные погоны,

Новенький пломбир.

По Москве шагает

Юный сувенир.

У него походка

Гордости полна.

День своих бобров

Празднует страна.

Пограничник на границе

Нашу гречку стережёт,

Чтоб работать и умыться

Мог спокойно весь завод

Наши усики -герои

Небо зорко стерегут,

Наши лётчики-герои

Охраняют мирный пруд.

Этап

Игра «Что изменилось?»

Этап

Загадки:

В самолете он летает, Страну нашу охраняет. Выполняет он приказ: Защищая с неба нас. (Летчик) Гусеницы, башня, пушка, Люк открытый на верхушке. Та машина в поле чистом Управляется… (Танкистом)
Бескозырка и тельняшка, Вьются ленты за спиной. По полгода ходит в море, Вы узнали кто такой? (Моряк)   Охранять свою страну Буду вместе с братом. Когда вырасту, друзья, Стану я … (Солдатом)  
Машина непростая, Машина боевая. Как будто трактор с «хоботком», Всем прикурить дает кругом! (Танк) Можешь моряком ты стать, Чтоб границу охранять. И служить не на земле, А на военном … (Корабле)
Это праздник доблестных и смелых, Тех, кто защищает человечество, В феврале отметим непременно Праздник... День Защитника Отечества Добросовестно служил, Верность родине хранил, Он в руках держал прицел, Он — военный... офицер

 

4 этап

Подвижная игра: «Стой!»

Цель: развитие переключения внимания.

Ход: Играющие встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне спиной к ним стоит водящий. Он громко произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!». На каждое произносимое слово играющие продвигаются маршевым шагом вперед (в соответствии с произносимым текстом). На последнем слове все останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Выигрывает тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде, чем водящий скажет слово «Стой!».

5 этап

Подвижная игра «Больше – меньше»

Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания.

Ход: Играющие строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты: слон, мышка, дерево, цветок. Если названный предмет больше предыдущего, то дети должны встать на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, дети выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Этап

Игра «Четвертый лишний»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы внимания как направленности сознания на деятельность

1.1. Общая характеристика внимания как направленность сознания на деятельность

1.2.Особенности развития внимания в детской психологии

1.3.Особенности развития внимания  детей с общим недоразвитием речи III уровня.

1.4. Использование квест – технологии в развитии детей дошкольного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.103 с.)