Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

 

основной профессиональной образовательной программы

 

Направление подготовки бакалавра 35.03.05. Садоводство

 

Направленность (профиль) образовательной программы

Плодоовощеводство и виноградарство

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

Федеральный государственный образовательный стандарт

№ 737 от 01.08.2017

 

Формы обучения

очная, заочная, очно-заочная

 

 

Санкт-Петербург

2019

 


Авторы:

зав. кафедрой, доцент ____________________ (подпись)   Корьяков О.П.
доцент ____________________ (подпись)   Кандаурова А.В.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии от 07 мая 2019 г., протокол № 10.

  Заведующий кафедрой   ____________________ (подпись)   Корьяков О.П.

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Зав. библиотекой ____________________ (подпись) Позубенко Н.А.
Начальник отдела технической поддержки Центра информационных технологий     ____________________ (подпись)     Чижиков А.С.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ с.
1 Цели освоения дисциплины (модуля) 4
  2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 4
  3 Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы 5
  4 Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 7
  5 Содержание дисциплины (модуля), структурируемое по темам (разделам) с указанием отведенных на них количества академических часов и видов учебных занятий 7
  6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 14
  7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 15
  8 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 15
  9 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 15
  10 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 16
  11 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 16
  12 Особенности реализации дисциплины (модуля) в отношении лиц из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 22

1. Цели освоения дисциплины «Химия»

Целями освоения дисциплины «Химия» являются следующие: формирование основных понятий, знаний и умений по химии; обучение будущего специалиста основам идентификации различных веществ; теоретическая, методологическая и практическая подготовка для освоения профилирующих учебных дисциплин и для выполнения основных профессиональных задач в будущем в соответствии с квалификацией: проведение научных исследований; обработка результатов экспериментальных исследований, научно-производственная, педагогическая деятельность, осуществление мероприятий по контролю состояния и охране окружающей среды.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Химия», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Дисциплина «Химия» участвует в формировании следующей общепрофессиональной компетенции: ОПК-1 (способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий).

 

Индикаторы компетенции

ИД-1. Демонстрирует знание основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области агрономии
ИД-2. Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в агрономии
ИД-3. Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии.

 

В результате освоения компетенции ОПК-1 обучающийся должен:

1) Знать:

- основные понятия и законы химии, закономерности протекания химических процессов;

– особенности химической связи в различных химических соединениях;

– краткие исторические сведения о развитии химии, роль российских ученых в развитии химических наук;

– свойства важнейших классов органических соединений во взаимосвязи с их строением и функциями;

– химию биоорганических соединений и использование биологически активных веществ в сельском хозяйстве;

- основной круг проблем и задач, встречающихся в сельскохозяйственной науке и практике; знать основные способы их решения

2) Уметь:

- составлять уравнения химических реакций для веществ разных классов;

– интерпретировать результаты исследований;

– использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплины химия органическая, для решения соответствующих профессиональных задач в области агрономии;

- находить, отбирать необходимые данные для решения задач сельскохозяйственной деятельности применять методы качественного и количественного анализа и обработки данных с применением информационных систем и технологий;

- находить и выбирать наиболее оптимальные методы решения основных типов проблем и задач в области сельского хозяйства

3) Владеть:

- современной химической терминологией;

– основными навыками обращения с лабораторным оборудованием, осуществлять на практике анализ и идентификацию природных веществ;

- современными методами научно-исследовательской деятельности в области сельского хозяйства.

3. Место дисциплины «Химия» в структуре основной профессиональной образовательной программы

3.1. Для изучения данной дисциплины «Химия» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: химия неорганическая, органическая в объеме, предусмотренном государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (базовый уровень):

Знания: основные положения теории строения атома; формулировку периодического закона, принцип построения периодической системы элементов; основные положения теории химической связи; вещества молекулярного и немолекулярного строения; классификацию и номенклатуру неорганических и органических веществ; типы химических реакций в неорганической и органической химии; основные положения химической кинетики и катализа; понятие о химическом равновесии, закон действующих масс для равновесия, принцип Ле Шателье; основные положения теории электролитической диссоциации, гидролиза солей; понятия электроотрицательность, степень окисления, валентность; процессы окисления и восстановления; основные понятия и положения теории электролиза; строение атомов и химические свойства металлов и их соединений; строение атомов и химические свойства неметаллов и их соединений; химические свойства неорганических веществ; основные положения теории строения органических соединений, способы получения и свойства углеводородов; строение, способы получения и свойства спиртов, фенолов и карбонильных соединений; строение, способы получения и свойства аминов, аминокислот, жиров, белков и углеводов; характерные химические свойства основных классов органических соединений; способы выражения состава растворов; основные количественные законы химии.

Умения: описывать строение ядер и электронную конфигурацию атомов элементов I – IV периодов; характеризовать строение атомов и свойства элементов и их соединений по положению в периодической системе; определять виды связей и объяснять пространственное строение веществ; характеризовать физические свойства веществ в зависимости от типа их кристаллической решётки; характеризовать и объяснять строение и свойства классов неорганических и органических веществ; определять и классифицировать типы химических реакций в неорганической и органической химии; характеризовать и объяснять влияние факторов на скорость химической реакции; характеризовать и объяснять влияние факторов на состояние равновесия; объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и гидролиза, составлять ионно-молекулярные уравнения и объяснять возможность протекания реакций ионного обмена и гидролиза; определять валентность и степень окисления, объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций, составлять их уравнения, расставлять в них коэффициенты, определять окислитель и восстановитель; объяснять сущность процессов электролиза, составлять их уравнения; характеризовать и объяснять химические свойства металлов, неметаллов и их соединений в зависимости от их состава и строения; характеризовать химические свойства классов неорганических веществ и отдельных представителей этих классов; характеризовать свойства, составлять уравнения реакций, объяснять зависимость свойств от состава и строения углеводородов, спиртов, фенолов, карбонильных соединений, аминов, аминокислот, жиров, белков, углеводов; характеризовать и объяснять возможность межклассовых превращений органических веществ; проводить количественные расчёты содержания компонентов в растворе; составлять уравнения реакций и проводить по ним расчёты количества исходных и конечных веществ; владеть началами современной химической терминологией; начальными навыками обращения с лабораторным оборудованием.

3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, практик, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной «Химия»: физиология растений, генетика, почвоведение, агрохимия, система удобрений, микробиология и др., а также государственная итоговая аттестация (ГИА).

 


4. Объем дисциплины «Химия» в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий)

и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет _6_ зачетных единиц / __216__ часов.

Виды учебной деятельности[1]

№ семестра 1

№ семестра 2

Всего, часов

  ОФО ЗФО ОЗФО ОФО ЗФО ОЗФО ОФО ЗФО ОЗФО
Общая трудоемкость 108 108 108 108 108 108 216 216 216
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т.ч. 48 8 30 48 8 42 96 16 72
Лекции 16 2 10 16 2 14 32 4 24
Лабораторные работы 32 6 20 32 6 28 64 12 48
Самостоятельная работа обучающихся 60 100 78 60 100 66 120 200 144
Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет Зач., экз. экзамен экзамен зачёт      

5. Содержание дисциплины «Химия», структурированное по темам (разделам) с указанием отведенных на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

№ раздела

Название раздела (темы)

Содержание раздела

Код формируемой компетенции

Вид учебной работы (часов)

очное заочное очно-заочное
1 2 3 4 5    
1 Понятия и законы стехиометрии, основные классы неорганических соединений Моль, постоянная Авогадро, молярная масса, химический эквивалент, молярная масса эквивалента; законы сохранения массы, постоянства состава, Авогадро; оксиды, основания, кислоты, соли. ОПК-1 Л-2 ч. ЛР - СР-6 ч. Л- 1 ЛР – СР-12ч Л -1 ч. ЛР - СР-8
2 Периодический закон. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь. Периодический закон. Структура периодической системы Д.И. Менделеева; периодичность изменения свойств атомов элементов. Основные принципы теории строения атома; принцип Паули, правило Хунда; способы записи электронных формул атома. Химическая связь: типы связей (ковалентная, ионная, металлическая). Строение вещества. ОПК-1 Л -2 ч. ЛР- СР-6 ч. Л- ЛР – СР-12ч Л - 1ч. ЛР - СР-8 ч.
3 Энергетика химических процессов, скорость химических реакций, химическое равновесие Термохимия: термодинамические системы (открытые, закрытые, изолированные, гомогенные и гетерогенные), внутренняя энергия, энтальпия, тепловой эффект химической реакции, закон Гесса, энтропия, энергия Гиббса. Химическая кинетика: скорость химической реакции; константа скорости реакции; факторы, влияющие на скорость реакции; правило Вант-Гоффа; энергия активации; катализ, катализатор, фермент. Химическое равновесие: обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие, принцип Ле Шателье, химические равновесия в природе. ОПК-1 Л-2 ч. ЛР - 2 ч. СР-8ч. Л- ЛР – СР-12ч Л -2 ч. ЛР - СР-8 ч.
4 Растворы Способы выражения концентрации: молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, массовая доля, титр, моляльная концентрация, мольная доля. Физическая и химическая теории образования растворов. Электролитическая диссоциация, буферные растворы, гидролиз солей, константа и степень гидролиза солей. ОПК-1 Л - 2 ч. ЛР - 4 ч. СР-8ч. Л- 1 ЛР – 1 СР-12ч Л – 2 ч. ЛР -2 СР-8ч.
5 Окислительно-восстановительные реакции Степень окисления, окислители и восстановители, окислительно-восстановительные свойства веществ, составление уравнений ОВ реакций, роль ОВ реакций в природе. ОПК-1 Л - 2 ч. ЛР - 2 ч. СР-8ч. Л- ЛР – СР-12ч Л -1 ч. ЛР -2 СР-12ч.
6 Комплексные соединения Строение координационной сферы комплексных соединений: комплексообразователь, лиганды, донорные атомы лигандов, дентатность, координационное число, геометрия координационной сферы, ионы внешней сферы. Классификация и номенклатура комплексных соединений; устойчивость комплексных соединений в растворах, константы устойчивости; факторы, влияющие на устойчивость комплексных соединений: температура, хелатный эффект, заряд комплексообразователя; значение комплексных соединений в биохимии клетки. ОПК-1 Л - 2 ч. ЛР -6 ч. СР-8ч. Л- ЛР – 1 СР-12ч Л -2 ч. ЛР - СР-10ч.
7 Теоретические основы аналитической химии Предмет и задачи аналитической химии, классификация методов анализа и требования к ним, измерительная посуда; метрологические основы химического анализа: аналитический сигнал и помехи, классификация погрешностей анализа, точность методов и результатов анализа, показатели правильности и точности, доверительный интервал, способы повышения правильности и точности результатов химического анализа. Основные типы реакций в аналитической химии: кислотно-основные, окислительно-восстановительные, комплексообразования, процессы осаждения-растворения. ОПК-1 Л - 2 ч. ЛР - СР-8ч. Л- ЛР – СР-12ч Л -1 ч. ЛР - СР -12ч
8 Методы аналитической химии. Гравиметрический анализ: сущность метода; фильтрование и промывание осадков, высушивание и прокаливание осадков, расчеты в гравиметрическом анализе; практическое применение. Титриметрический анализ: сущность метода, виды (кислотно-основное, комплексонометрическое, окислительно-восстановительное). Основы физико-химических методов анализа: электрохимические, спектроскопические, хроматографические. Фотоколориметрия. ОПК-1 Л - 2 ч. ЛР - 18 ч. СР-8ч. Л- ЛР – 4 СР-16ч.   Л- ЛР -16 СР-12ч.

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

9 Основные классы органических соединений, их химические свойства и способы их получения: Углеводороды. Получение и свойства алканов, алкенов, алкинов, диенов, циклоалканов. Реакции полимеризации. Ароматические углеводороды; особенности строения молекулы бензола и его гомологов; получение и химические свойства аренов. ОПК-1 Л-2ч ЛР-6ч СР-4ч Л-1ч ЛР-1ч СР-12ч Л-2ч ЛР-2ч СР-8ч
10 Спирты, фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты и их производные Методы получения,  физические и химические свойства спиртов; реакции, идущие с участием гидроксильной группы и атомов водорода гидроксильной группы; особенности окисления спиртов. Многоатомные спирты. Фенолы. Свойства фенолов. Применение спиртов и фенолов. Методы получения и свойства альдегидов и кетонов; отдельные представители альдегидов и кетонов и их применение в производстве. Предельные и непредельные карбоновые кислоты; Методы получения и свойства. Сложные эфиры, ангидриды и амиды карбоновых кислот. Оптическая изомерия на примере гидроксикислот, проекционные формулы Фишера. ОПК-1 Л-2ч ЛР-8ч СР-6 Л - ЛР-1ч СР-12ч Л-1ч ЛР-4ч СР-8ч
11 Природные соединения: Аминокислоты. Белки Аминокислоты как основные единицы белков.  Физические и химические свойства аминокислот. Белки. Классификация белков, уровни организации молекулы белка, функции белка. Цветные реакции белков и аминокислот. ОПК-1 Л-2ч ЛР-2ч СР-6ч Л - ЛР-1ч СР-12ч Л-2ч ЛР-2ч СР-8ч
12 Углеводы Липиды Состав, структура и химические свойства углеводов; классификация углеводов; свойства углеводов и их роль в живых организмах. Структура и функции липидов. Жиры и масла, воски, фосфатиды ОПК-1 Л-2ч ЛР-8ч СР-10ч Л – ЛР-1ч СР-12ч Л-2ч ЛР-4ч СР-8ч
13 Нуклеиновые кислоты Понятие о гетероциклических соединениях, азотистые основания, структура нуклеозидов и нуклеотидов. Строение и свойства нуклеиновых кислот, понятие о репликации и транскрипции, генетический код ОПК-1 Л-2ч ЛР - СР-6ч Л – ЛР - СР-12ч Л-1ч ЛР-2ч СР-8ч
14 Физическая и коллоидная химия Химическая кинетика. Порядок реакции. Молекулярность реакции. Влияние температуры на скорость реакции. Энергия активации. Уравнение Аррениуса. Катализ. Ферментативный катализ ОПК-1 Л-2ч ЛР-2ч СР-8ч Л-1ч ЛР- СР-12ч Л-2ч ЛР-4 СР-8ч
15 Химическая термодинамика Второе начало термодинамики. Энтропия. Третье начало термодинамики. Свободная энергия и направление реакции. ОПК-1 Л-2ч Л - СР-10ч Л- ЛР- СР-12ч Л-2ч ЛР-4 СР-8ч
16 Дисперсные системы Дисперсные системы, поверхностные явления. Классификация дисперсных систем. Методы получения дисперсных систем (конденсация, диспергирование, пептизация). Адсорбция (молекулярная, ионная, обменная). Устойчивость и коагуляция коллоидных растворов. ОПК-1 Л-2ч ЛР - 6ч. СР -10 ч. Л – ЛР-2ч СР-16ч Л-2ч ЛР-6ч СР-10ч

 


6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины «Химия»

Основная учебная литература:

1) Грандберг, И. И.Органическая химия: учебник для вузов / И. И. Грандберг, Н. Л. Нам. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2009. - 608 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-358-06141-5: 330-12. (Кол-во экземпляров: всего - 249)

2) Глинка Н. Л.Общая химия: учебник для бакалавров: для студ. нехим. спец. высш. учеб. заведений / Н. Л. Глинка. - 18-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 898 с.: ил., табл. - (Бакалавр) (Министерство образования и науки РФ рекомендует) (Учебник). - Библиогр.: с. 886. - ISBN 978-5-9916-1148-0(Изд-во Юрайт). - ISBN 978-5-9692-1112-4(ИД Юрайт): 557-00. (Кол-во экземпляров: всего - 250)

3) Основы аналитической химии: учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по хим. направлениям: в 2 т. Т. 2: / Н. В. Алов [и др.]; под ред. Ю. А. Золотова. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 408 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки) (Учебник). - ISBN 978-5-7695-9125-9 (т.2). - ISBN 978-5-7695-9123-5: 895-00. (Кол-во экземпляров: всего - 52)

4) Глинка, Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: учеб. пособие / Н. Л. Глинка. - Изд. стер. - Москва: Кнорус, 2014. - 240 с. - ISBN 978-5-406-03259-6: 295-00 (Кол-во экземпляров: всего - 151)

5) Основы аналитической химии: учебник для студ. вузов, обучающихся по хим. направлениям: в 2 т. Т. 1: / Т. А. Большова [и др.]; под ред. Ю. А. Золотова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2014. - 391 с.: ил. - (Высшее образование. Естественные науки) (Учебник). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-4468-0517-4 (т.1). - ISBN 978-5-4468-0516-7: 958-10. (Кол-во экземпляров: всего - 50).

6) Терзиян, Т.В. Физическая и коллоидная химия: учебное пособие / Т.В. Терзиян. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012. - 108 с. - ISBN 978-5-7996-0789-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=23971

 

Дополнительная учебная литература:

1. Цитович И. К.Курс аналитической химии: учебник для с.-х. вузов / И. К. Цитович. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1994. - 495с.: ил. - ISBN 5-06-002253-6: 6000-00. (Кол-во экземпляров: всего - 166)

2. Хомченко, Г. П.Неорганическая химия: учебник для с.-х. вузов / Г. П. Хомченко, И. К. Цитович. - изд. 2-е, перераб. и доп., репр. - СПб.: ИТК ГРАНИТ: КВАДРО, 2009. - 464 с. - Библиогр.: с. 453. - ISBN 978-5-91258-082-6. - ISBN 978-5-91258-121-2: 500-00. (Кол-во экземпляров: всего - 134).

3. Хазипов, Н. З. Биохимия животных с основами физколлоидной химии: учебник для вузов / Н. З. Хазипов, А. Н. Аскарова, Р. П. Тюрикова; Ассоц. "Агрообразование". - М.: КолосС, 2010. - 328 с. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). - Библиогр.: с. 325. - ISBN 978-5-9532-0800-0: 889-13. (Кол-во экземпляров: всего - 70).

4. Хмельницкий, Р. А. Физическая и коллоидная химия: учебник для с.-х. спец. вузов / Р. А. Хмельницкий. - М.: Высш. шк., 1988. - 400 с.: ил. - 1-20. Кол-во экземпляров: всего - 186

 

7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины «Химия»

 

1) Наука. Новости науки и техники. Химия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sci-lib.com/chemistry/

2) Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

3) Химик: сайт о химии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.xumuk.ru/

4) Химическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.russian-chemistry.ru/

5) Электронно-библиотечная система [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.e.lanbook.com/

 

Поисковые системы: Yandex, Rambler, Googl, Mail.ru.

 

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Химия»

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) представлен в приложении к рабочей программе по дисциплине «Химия».

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине «Химия», включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Информационные технологии:

1) интернет – экзамен;

2) электронная почта;

3) интернет – тестирование;

4) мультимедиа сопровождение аудиторных занятий;

5) компьютерное моделирование (видео, презентации, др.) в самостоятельной работе.

 

Программное обеспечение:

1) Операционная система MS Windows XP SP3

2) Операционная система MS Windows 7 SP1

3) Операционная система MS Windows 8 Prof

4) Операционная система MS Windows 10 Prof

5) Пакет офисных приложений MS Office 2007

 

Информационные справочные системы:

1) BiblioClub.ru [Электронный ресурс]: университетская библиотека-онлайн: Собрание книг и журналов для вузов. Научная и учебная литература. Энциклопедии. Бизнес-библиотека. Интернет-магазин аудио- и электронных книг. – Режим доступа: http://www/biblioclub/ru

2) Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru, свободный.

3) Академия Google [Электронный ресурс]: поисковая система, разработанная специально для студентов, ученых и исследователей, предназначена для поиска информации в онлайновых академических журналах и материалах, прошедших экспертную оценку. – Режим доступа: https://scholar.google.ru, свободный.

4) Электронно-библиотечная система Лань [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.e.lanbook.com/

5) Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

4) ХиМиК»: сайт о химии Химическая энциклопедия ON-LINE [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.xumuk.ru/

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Химия»

 

Аудитории для проведения интерактивных лекций с проектором, экраном, ноутбуком.

Стандартные учебные химические помещения, оснащенные вытяжными шкафами, лабораторной мебелью, лабораторной посудой, наглядными пособиями, установками и приборами, реактивами необходимыми для проведения лабораторных занятий.

Весовая комната с техническими и аналитическими весами.

Лаборантская комната для приготовления набора реактивов и растворов для конкретных лабораторных работ.

Оборудованные склады хранения реактивов.

 

11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Химия» (в т.ч. самостоятельной работы)

В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) предусмотрены методические указания для обучающихся, специфика которых определяется содержанием дисциплины и видами учебной и самостоятельной работы.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся в период изучения дисциплины «Химия», поскольку студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу по изучаемым дисциплинам, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения дисциплины «Химия» самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Задачами самостоятельной работы обучающихся традиционно выступают следующие:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную, специальную литературу и материалы, в том числе в поисковых электронно-цифровых ресурсах;

- развитие познавательного интереса, самостоятельных способностей, ответственности и активности обучающихся, их творческой инициативы, организованности;

- формирование навыков самостоятельности мышления, в том числе критического, аналитического и системного, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Для выполнения самостоятельной работы необходимо уметь пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студента; обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций и учебной литературе, готовить реферат по заданной теме, составлять письменный конспект главы или раздела, выполнять упражнения, а также выполнять творческие задания. Каждый студент должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого предлагается вести отдельную тетрадь для самостоятельной работы.

При изучении дисциплины «Химия» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы для обучающихся:

На уровне знаний:

1) для овладения знаниями (их углубления и систематизации): чтение текста (учебника, дополнительной литературы, научных публикаций); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами и материалами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.; подготовка сообщений (докладов, рефератов, презентаций), в том числе по проблемам дополнительных знаний, расширяющих программные;

2) развитие аналитического, системного и критического мышления: аналитическая работа с фактическим материалом (учебника, дополнительной литературы, научных публикаций, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц и схем для систематизации фактического материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; подготовка презентаций; составление библиографии; тестирование и др.

Методические указания к подготовке информационного сообщения.

Информационное сообщение – вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на аудиторном занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, может содержать решение проблемного вопроса, возникшего на предыдущих занятиях, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам и т.д. Как правило, тему информационного сообщения предлагает преподаватель, но она может возникнуть и в ходе занятия по предложению самих обучающихся.

Информационное сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию, презентацию, видео-сопровождение).

Методические указания к подготовке реферата.

Реферат - более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Темя рефератов предлагаются в начале изучения курса, включены в рабочую программу, ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.

Требования к содержанию и оформлению реферата

1. Структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение по рассматриваемой теме, а также список использованной при написании реферата литературы.

2. Содержание реферата: реферату по усмотрению его автора может быть предпослан эпиграф.

- Во введении должна быть изложена цель написания реферата по данной теме, место этой темы в изучаемом разделе учебной дисциплины, актуальность проблемы, отражающейся в теме, основные задачи и направления их решения.

- В основной части должно быть раскрыто основное содержание темы реферата по намеченным во вступлении направлениям (задачам) и приведены доводы, обосновывающие собственную точку зрения автора реферата по излагаемым вопросам. В этом разделе допускается использование цитат известных ученых и писателей, подтверждающих доводы автора реферата.

- В заключении приводятся краткие выводы по излагаемой теме. Эти выводы не должны быть простым перечислением изложенных ранее вопросов, а должны свидетельствовать о степени новизны и полезности для автора реферата от изучения изложенной темы и о том, что цель, поставленная во введении, достигнута.

- В конце реферата должен быть приведен список литературы, использованной при его написании, а в тексте самого реферата должны быть указаны ссылки на соответствующие литературные источники (литература должна быть оформлена по действующему ГОСТ).

- Лист оглавления должен содержать перечень частей (рубрик) реферата и номера начальных страниц этих частей (рубрик) по тексту реферата.

3) Оформление реферата: Реферат должен представляться в напечатанном виде на белой бумаге формата А-4. Размещение текста на листе должно осуществляться с отступом 1,25 см по каждой стороне листа. Шрифт 14. Межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине. Поля: левое ‒ 3 см, нижнее и верхнее ‒ 2 см, правое ‒ 1,5 см. При наборе на персональном компьютере рекомендуемый тип шрифта «Times New Roman». Заголовки глав печатаются по центру, шрифт полужирный, 14, «Times New Roman». Подзаголовки разделов печатаются по левому краю с отступом 1,25 см, шрифт полужирный, 14, «Times New Roman». Страницы реферата должны быть пронумерованы. Счет страниц должен вестись от титульного листа, которому присваивается номер 1 (печатать номер страницы на титульном листе не требуется). Номер страницы ставиться по центру снизу листа. Объем реферата должен быть достаточным для изложения темы и, в общем случае, не должен превышать 15 страниц.

Методические указания по работе с Интернет-ресурсами

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

· чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

· правильно формулировать критерии поиска;

· определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

· давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

· давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

· обучающимся необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость;

· обращать внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.);

· при работе с Интернет-ресурсами необходимо развитое критическое мышление, позволяющее критически относиться к найденной информации, анализировать ее сравнивать с уже имеющимися данными и знаниями.

Методические указания по с оставлению электронной презентации



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.124 с.)