Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генри Форд — основные принципы организации производства

Поиск

Идеи Тейлора в области организации производства продолжил Генри Форд (1863—1947). Он автор двух книг: «Моя жизнь, мои достиже­ния» и «Сегодня и завтра». Первая книга была переведена на русский язык в 1924 г., вторая — в 1928 г.

Форд родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ир­ландии. Два важнейших события детства произвели на него серьез­ное впечатление. В 12 лет он впервые увидел на дороге движущий­ся локомобиль, и в этом же году ему подарили часы. С детства он был «прирожденным техником». Увиденный локомобиль определил его дальнейшую судьбу

В 15 лет Форд оставил занятия в школе и определился учеником в механическую мастерскую в Детройте. В этом возрасте он уже мог не только починить любые часы, но даже изготовить вполне прилич­ные часы. В молодые годы он имел более 300 часов. Одно время он хотел даже изготовлять часы, но пришел к мысли, что не все люди их будут покупать. А ему хотелось наладить производство какой- нибудь продукции ддя массового потребителя. И он обратился к сред­ствам передвижения.

В 1891 г. он разработал конструкцию газолиновой тележки и не­сколько лет занимался совершенствованием ее двигателя. Впер­вые Форд сумел на ней проехать в 1893 г. Газолиновая тележка, имеющая резервуар емкостью 12 л, пробегала 60 миль со скоростью 20 миль в час.

На базе этой газолиновой тележки впоследствии был создан ав­томобиль «Форд»> модель «Т», который имел уже четыре цилиндра, автоматическое пусковое устройство и был проще своего предшест­венника при том, что стал удобнее и практичнее в использовании.

С 1893 г. Форд уже работает в должности главного инженера Эдисоновской компании Детройта, специализирующейся на осве­щении города. В 1899 г. он становится главным инженером Дет­ройтской автомобильной компании и работает в ней по 1902 г. Дея­тельность в этой компании принесла ему известность изобретателя скоростных моделей автомобилей.

В 1903 г., Форд создает «Форд синьер компани», контрольный па­кет акций которой (51%) он приобретает в 1916 г. В 1919 г. его сын приобретает остальные — 41% акций. Весь пакет акций оказался в ру­ках семьи Форда. Благодаря созданию автомобиля модели «Т» Форд сломал все прежние концепции, существовавшие в автомобильной промышленности. Эта модель пользовалась огромной популярностью среди покупателей — в 1908—1927 гг. было продано свыше 15 млн автомобилей этой модели. Это были дешевые и практичные авто­мобили, способные преодолеть и ухабистые проселки, и грязь, и снег, и песок, и даже каменную лестницу. В народе этот автомобиль назы­вали «жестяной машинкой». Сам Г. Форд тоже ездил на такой.

Создавая автомобильное производство, Форд писал, что цель его состояла в том, «чтобы производить с минимальной затратой мате­риала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью». Он отмечал, что «алчность есть род близорукости». Вместе с тем он имел громадную прибыль за счет увеличения объема продаж. «За­помни: тот, кто слишком гонится за прибылью, никогда не гребет деньги лопатой! Вот мне лично просто нравится выпускать автомо­били, которые раскупаются, как горячие пирожки!» В основу органи­зованного им производства были положены следующие принципы:

не следует бояться возможных неудач, так как «неудачи дают только повод начать снова и более умно»;

· не следует бояться конкуренции и вместе с тем не следует стре­миться к нанесению вреда делу и жизни другого человека, яв­ляющегося вашим конкурентом;

· не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей. «По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход»;

· «производить — не значит дешево покупать и дорого продавать». Покупать сырье и материалы следует «по сходным ценам», добавляя в процессе производства незначительные дополни­тельные расходы, но добиваясь при этом изготовления доб­рокачественной продукции. «Вести азартную игру, спекули­ровать и поступать нечестно — это значит затруднять только указанный процесс».

Следуя сформулированным им принципам, Форд сумел резко увеличить годовой объем производства автомобилей с 18 664 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижа­лась, за десять лет она упала с 950 до 355 долл.

В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в разви­тии системы Тейлора.

Форд сформулировал основные принципы органи­зации производства:

1. Максимальное разделение труда, специализация.

2. Широкое применение высокопроизводительного специально­го оборудования, инструментов и приспособлений.

3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.

4. Регламентированный ритм производства продукции.

5. Механизация транспортных операций.

На основе этих принципов появилась возможность создания по­точного производства, которое позволяет повышать производитель­ность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, кото­рому не требуется самому подгонять рабочих. На поточной линии это осуществляется автоматически в связи с тем, что рабочий вынуж­ден сам приспосабливаться к скорости движения конвейера и дру­гих механизмов.

Большое значение при создании поточной линии имеет четкая техническая и организационная подготовка производства и обслу­живания рабочих мест. Форд впервые отделил основную работу от ее обслуживания. Все необходимое для работы (заготовки, материалы, инструменты, приспособления, тара, чертежи и пр.) заблаговременно подается на рабочее место. Таким образом, основному производст­венному рабочему не надо отвлекаться на выполнение вспомогатель­ных операций и он все свое рабочее время может посвятить выпол­нению порученной ему операции на своем рабочем месте.

Поточные методы организации производства способствовали воз­никновению конвейерных методов работы (идею движущейся ленты Форд подсмотрел на одном мясокомбинате), где специализация опе­раций сочеталась с принудительным ритмом работы, задаваемым ав­тономным движением предметов труда.

Первый конвейер был пущен в 1913 г., экономический эффект от его внедрения превзошел все ожидания. Каждую минуту с кон­вейера сходило шесть готовых автомобилей. В течение длительного времени империя Форда с легкостью держала в своих руках весь потребительский рынок автомобилей. Однако впоследствии, с воз­растом, он утратил чувство новаторства и уступил свои позиции дру­гой американской компании — «Дженерал Моторс». В сентябре 1945 г. Форд отошел от дел и передал руководство компанией своему внуку — Генри Форду-второму. Дела компании «Форд Мотор» на­ходились в упадке, ей грозило банкротство. Однако у внука оказа­лась хорошая интуиция на людей: он нанял знающих менеджеров, которые сумели уже к середине 50-х гг. XX в. вернуть компании былую мощь.

Конвейеризация производства способствовала резкому повыше­нию темпа, интенсивности и напряженности труда рабочих при од­новременной его изнурительной монотонности. Конвейерный метод организации производства поставил рабочих в крайне жесткие ус­ловия. Им приходилось неподвижно стоять по восемь часов в день без каких-либо перерывов, выполняя одну и ту же операцию. Во время работы запрещалось переговариваться: рядом ставили рабочих раз­ных национальностей — индуса с немцем, финна с китайцем.

Г. Форд брал на работу женщин, бывших заключенных, эмигран­тов, слепых и пр. «Труд — это источник счастья», — говорил он. Однако такое счастье могли выдержать немногие. Рабочие и проф­союзы выступили против фордизма. В 1912 г. их поддержал Конгресс США, высказавшийся против использования системы Тейлора на государственных предприятиях. В 1970-х гг. авторы доклада «Работа в Америке» отмечали, что «промышленность расплачивается за продолжающуюся приверженность к практике Тейлора низкой про­изводительностью рабочего и высоким уровнем саботажа, прогулов и текучести кадров».

В системе Форда повышается роль и значение внутрипроизводст­венного оперативного планирования и, в частности, поддержания на требуемом уровне оборотных заделов между смежными операциями с различной длительностью времени на их выполнение. Кроме того, в системе Форда повышается роль контроля за качеством продукции. В случае появления брака дефектные детали и узлы немедленно изымаются с конвейера, так как малейшая задержка в его работе может привести к остановке всего процесса производства.

Так же, как и Тейлор, Форд придавал большое значение работе распределительного бюро, которое разрабатывало подробнейшим образом весь производственный процесс изготовления продукции, вплоть до деталей и операций. Однако в системе Форда теряет свое значение инструкционная карточка, которой отводилась значитель­ная роль в системе Тейлора. Это связано с тем, что в основе работы конвейера лежит такт (темп). Интенсивность труда рабочего непо­средственно связана с темпом и скоростью движения конвейера, которые четко рассчитываются. На конвейере работают низкоква­лифицированные рабочие, не имеющие специальной подготовки. Этим достигается высокая взаимозаменяемость рабочих, и предпри­ятие не зависит от них.

Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное, обеспечивая себя всем необходимым для осуществления производства выпускаемой продукции. Так, про­изводство автомобилей невозможно без проката черных металлов. В связи с этим Форд налаживает свое металлургическое производство. Металлургическое производство, в свою очередь, требует железной руды и угля. Поэтому Форд приобретает железные рудники и уголь­ные шахты. Для перевозки всех этих материалов необходим транс­порт, и Форд оснащает производство железнодорожным транспор­том, автобазами, пароходами и пр. Кроме того, Форд налаживает изготовление всех необходимых для производства основной продук­ции комплектующих изделий — электротехнических, резиновых и др. Применение подобной структуры организации производства было вполне оправдано в условиях, когда рыночные отношения не полу­чили должного развития. Форд видел в этой организационной струк­туре следующие преимущества: во-первых, независимость от изме­нений условий работы и конъюнктуры взаимосвязанных отраслей промышленности; во-вторых, возможность подчинения всех вспо­могательных и обслуживающих производств и предприятий ритму работы основного — производства автомобилей.

Значительное внимание в системе Форда уделялось вопросам стандартизации как основного, так и вспомогательного производст­ва, что позволило резко сократить затраты средств, сил и времени.

В социальном плане Форд продолжал развивать основное по­ложение системы Тейлора о гармонии интересов предпринимателя и рабочего.

Появление системы Форда связано с тем этапом общего кризи­са капитализма, когда империализм, и прежде всего американский, пытался найти новые направления своего развития путем создания крупнейших трестов и синдикатов, стремящихся в собственных ин­тересах регулировать производство и сбыт продукции, чтобы избежать кризисов перепроизводства. Форд считал свою фирму гарантиро­ванной от кризисов перепроизводства, а рабочих — от безработицы.

Однако и концепция Форда, и его фирма потерпели крах во время кризиса 1929—1933 гг. Не выдержало также испытания временем одно из основных положений концепции Форда о преимуществах замкнутой организации производства в рамках одной фирмы. Раз­рушение этого положения связано с развитием специализации и ко­оперирования.

Школа научного управления связана с именами К. Барта, С. Томп­сона, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, которые в течение многих лет явля­лись ближайшими сотрудниками Тейлора. Такие же исследователи, как Г. Форд и Г. Эмерсон, непосредственно с Тейлором не работали, но они опирались в своих исследованиях на идеи и основные по­ложения его работ.

Основная литература

1.Семенова И.И. История менеджмента. Учебное пособие М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2012. – 200 с.

2. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник/ Е.В. Алябина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014.— 705 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47701.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Андреев А.Ф. Основы теории управления [Электронный ресурс]/ Андреев А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Троицкий мост, 2013.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40882.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Алябина Е.В. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учебник / Алябина Е.В., Борисова А.А., Горевая Е.С., Киселева М.М., Лычагин М.В., Межов И.С., Щербакова Н.А.— Н.: Новосибирский государственный технический университет, 2014. 705— c.

 

 

ЗАДАНИЕ 2 (практическая  часть)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.01 с.)