Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекции по курсу История управленческой мысли»↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекции по курсу История управленческой мысли» Тема 1 Введение в «Теорию менеджмента: история управленческой мысли». План лекции: Определение понятия «менеджмент». 2. Цели и задачи дисциплины. Предмет и объект исследования. Предпосылки возникновения менеджмента. Деятельность человека и потребность в управлении. Истоки управленческой деятельности в Древнем мире. Определение понятия «менеджмент». Слово «менеджмент» английского происхождения; его буквальный перевод на русский язык — «управление». Термин «менеджмент» употребляется в различных значениях: 1) профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов 2) научная теория управления, область знаний об управлении социально-экономическими процессами 3) менеджмент можно рассматривать и как принятие управленческих решений. В этом случае слово «менеджмент» используется для обозначения процесса. 4) под менеджментом понимают аппарат управления, состоящий из руководителей (менеджеров) разного уровня. Такой орган управления характеризуется иерархической организацией, в которой одни руководители подчиняются другим 2. Цели и задачи дисциплины. Предмет и объект исследования.
Цель и задачи дисциплины: создать методологическую основу для последующего изучения как отдельных аспектов менеджмента, так и для формирования цельного мировоззрения применительно к управленческим проблемам в области управления организацией. Объект исследования – система управления, предмет – проблемы в организации управления, профессионализме, механизмах мотивации и т. д. Менеджмент выступает одновременно и как наука, и как искусство. Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей. Понимание менеджмента как искусства основывается на учете особенностей организации, а также специфики каждой человеческой личности, составляющей эту организацию. Любая организация – это сложная, как правило открытая, система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей (членов коллектива), оперативно принять нужное решение, взять ответственность за это решение и претворить его в жизнь. Именно в этом и заключаются проблемы менеджмента как искусства. Чтобы таких проблем не возникало, менеджер должен опираться на науку и искусство управления, объединив их в единый процесс Деятельность человека и потребность в управлении.
Потребность человека в управлении обусловили следующие факторы: - одна из основных причин — разделение труда; - разделение труда тесно связано с другим фактором — технологическим усложнением процесса производства; - усложнение структуры производства.
Этапы развития менеджмента Давая характеристику окружающего мира, можно выделить три основных компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество. Такое деление позволяет провести классификацию процессов управления:
Управление процессами, протекающими в живой природе, изучается естественными науками. Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы, с их различными интересами, представляет собой управление людьми (работниками). Эта наиболее сложная область управления социальными системами является предметом изучения социальных (общественных) наук. Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Практика управления стара как мир. Но сегодня никто с достаточной степенью достоверности не скажет, когда возникли первые элементы управления. По-видимому, потребность в нем возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами. Значительно позднее К. Маркс укажет на то, что всякий непосредственно общественный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Древний мир Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования. Необходимо было решить где, какого размера и каким способом добывать камень, как его подвозить к месту строительства. Кроме того, необходимо было решить и все организационные вопросы: когда и с помощью какого транспорта подвозить камни к месту строительства. Камни вырубались зимой и весной, а перевозились в период разлива Нила. Таким образом решались вопросы сокращения затрат на строительство. На управление также возлагалось координирование действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников. Дошедшие до нашего времени незначительные источники свидетельствуют о довольно широком понимании египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства. В древнем памятнике письменности Египта — книге «Поучение Птаххотепа», датируемой 2000—1555 гг. до н.э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе». Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Каменщик не должен затачивать сам свой инструмент. Управление он считал наукой об общем развитии людей, которая должна базироваться на всеобщих разумных законах. В управлении обществом главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом. При этом он выделил два вида надзора: титанический, основанный на силе, иполитический, мягкий. Каждый член общества выполняет свои определенные функции, а правитель сплетает их в гармоническое целое. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главное в управлении — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Современная позиция, по существу, не изменилась. Как отмечают авторы учебника «Основы менеджмента»: «Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить». Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Поэтому в 284 г. н.э. император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою очередь, в четыре географических региона. Диоклетиан и три его помощника возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи. Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль можно показать на примере применяемой там системы управления фермой. Так, например, Катон Старший (234—149 гг. до н.э.) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ. Интересны идеи в области управления, выдвинутые мыслителями Древнего Востока. Из древнеиндийского трактата «Артхашастра» (IV— III вв. до н.э.) видно, что получили развитие такие науки, как философия, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении. На санскрите искусство управления называется «дан-данити», в буквальном переводе «руководство по владению палкой» (на санскрите палка — данда). Для организаций Древнего мира было характерно:
Вместе с тем следует отметить, что в древности крупные организации имели формальные структуры управления с четко выделенными уровнями управления. Руководители этих организаций затрачивали определенное количество усилий для координации их деятельности. Организации налаживали связи с другими организациями, что способствовало достижению ими определенного успеха. Средневековье и Новое время В практике управления существуют примеры организаций, возникших в Средневековье и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится Римско-католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Современные военные организации также имеют структуру, похожую на структуру управления католической церкви. Наличие эффективных структур управления позволяет этим организациям успешно развиваться и процветать, тогда как многие современные организации со слабыми структурами управления приходят в упадок или даже прекращают свое существование. Теория управления в Древнем мире была развита слабо. В основном управление осуществлялось на практике, большей частью методом проб и ошибок. Производился также обмен опытом и идеями среди правителей, церковных деятелей, военачальников. Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469—1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных. В эпоху Петра I в России сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Проводимые Петром I реформы были направлены на достижение «общего блага». Власть государя трактовалась как неограниченная и стоящая выше закона. В «Артикуле воинском» сказано: «Государь никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли... по своей воле благомнению управлять». Реформы Петра 1 касались государственного управления. К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно. Известен опыт управления заводами Сибири и Урала. В книге начальника главных заводов Сибири и Урала В.И. Геннина затрагиваются вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя и др. Генниным описана модель руководителя, в которой главное место отводится его организаторским способностям и личным качествам (честность, трудолюбие, здравый смысл, трезвый расчет, заботливость). Перечисленные качества важны и для современного руководителя. В условиях капиталистического и феодального обществ потребность в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством. Основой существования феодального общества было ведение натурального хозяйства. Рабы и крепостные крестьяне находились в полной личной зависимости от воли и власти хозяина, что не стимулировало роста производительности труда. Тематика рефератов (50 тем) Требования к реферату 18-23 стр. в том числе обложка, оглавление, список литры. Хорошо- 16 слайдов; 20 и выше слайдов оценка 5 ВАШ НОМЕР ПО СПИСКУ, СООТВЕТСВУЕТ номеру темы реферата! 1. Значение истории управленческой мысли для науки управления. 2. Управление в государствах Древнего Востока. 3. Развитие управления в Древнем Китае: философские школы, их основные концепции. 4. Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание. 5. Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и спарте. 6. Греческие философы об управлении государством и хозяйством. 7. Теоретическая база управления в Древнеримском государстве. 8. Различие путей развития Древней Греции и Рима. 9. Роль христианства в становлении основ научного знания в области управления. Августин Блаженный и Фома Аквинский. 10. Особенности управления в варварских государствах. 11. Атилла и Карл I Великий: идеи и практика управления. 12. Особенности управления в средние века: теоретические воззрения и практика управления (на примере Панского государства). 13. Средневековые мусульманские государства – роль ислама в формировании моделей управления. 14. Особенности создания и управления Византией при различных династиях. 15. Управленческая мысль в средневековой Западной Европе: известные мыслители эпохи средневековья об управлении государством и обществом. 16. Единое Древнерусское государство: роль князей и их деяния в становлении государственности. 17. Основы управления государством в Древней Руси: законодательные основы и экономические инструменты. 18. Русское (Московское) государство: этапы становления и особенности развития. 19. Влияние особенностей государственного управления в Золотой Орде на управление в русских княжествах и Московской Руси. 20. Иван Грозный и идеология его реформ. 21. Сравнительная характеристика взглядов на управление И.С. Пересветова, митрополита Макария и оппонента Ивана IV – Андрея Курбского. 22. Политические реформы Петра I и их воплощение. 23. Управление при Екатерине II в эпоху «просвещенного абсолютизма». 24. Изменения в управлении при Павле I – административные реформы. 25. Значение промышленного переворота в изменении государственной модели управления и управления экономикой. 26. Направления развития научных взглядов в эпоху4 промышленного переворота. 27. «Капитал» К. Маркса: структура и основные положения. 28. Развитие управленческой мысли в России в XIX веке – веке реформ. 29. План М.М. Сперанского. Замыслы и реальность. 30. Управление при Александре II: идеи либерализма и механизм их воплощения на практике. 31. Российское земство – успехи и «провалы». 32. Контрреформы Александра III – победа консервативных идей в государственном управлении. 33. Восшествие на престол Николая II – ставки на самодержавие. 34. Идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента. 35. Тейлоризм – история возникновения. 36. Формирование направлений и школ менеджмента: классификация и их характеристика. 37. Управленческая мысль в России в начале ХХ века. А.П. Столыпин и его концепция модернизации России. 38. Идеи русского парламентаризма – Государственная Дума в императорской России. 39. Марксистская школа в России. Основные представители и их взгляды. 40. В.И. Ленин: теория и практика государственного управления. 41. Научная организация труда – в работах А.К. Гастева и его последователей. 42. Формирование управленческой мысли на Западе в рамках «школы науки управления». Этапы, направления, представители. 43. Планирование в СССР – как инструмент управления. 44. Значение плана ГОЭРЛО для теории и практики управления. 45. Советская школа экономико-математических методов. Труды и достижения. Л.В. Канторович – лауреат Нобелевской премии 1975 года. 46. Совнархозы при Н.С. Хрущеве – форма реализации территориального принципа управления в капитальном строительстве. 47. А.Н. Косыгин и реформа промышленности 1965г. 48. Управленческая мысль в СССР в 1970-е годы. Проблемы и их решения. 49. Управленческая мысль в эпоху «зрелого социализма». 50. Модели экономической реформы второй половины ХХ века - 1980-90 г.г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Список литературы Основная литература 1.Семенова И.И. История менеджмента. Учебное пособие М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. – 200 с. 2. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение [Электронный ресурс]: учебник/ Е.В. Алябина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014.— 705 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47701.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Андреев А.Ф. Основы теории управления [Электронный ресурс]/ Андреев А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Троицкий мост, 2013.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40882.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Алябина Е.В. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учебник / Алябина Е.В., Борисова А.А., Горевая Е.С., Киселева М.М., Лычагин М.В., Межов И.С., Щербакова Н.А.— Н.: Новосибирский государственный технический университет, 2014. 705— c. Дополнительная литература 5.С.Н. Чудновская. История менеджмента. Учебник. – СПб.: ПИТЕР,2011. 6.История менеджмента. Учеб. пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.:ИНФРА-М, 2012. 7.Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие/ Под общей редакцией проф. И.И. Мазура. – М.: Издательский центр «Элима», 2011 8.9.Корицкий Э.Б., Лавриков Ю.А., Омаров А.М. Советская управленческая мысль 20-х годов. – М., 2012 3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 1.Основы теории управления:учеб.пособие для студентов вузов / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 558 с. 2.Поварич, А. Акулов // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - N 5. - С. 94-103. 3.Практикум по теории управления: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.В. Васильева, 4.В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - Изд. 2-е, доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 303 с. 5.Райченко, А. В. Общий менеджмент: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 383 с. 6.Рой, О. М. Теория управления: учеб. пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2013. - 250 с. 4.3Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины 1.http://sumik.open-edu.ru/SUMIK/SUMIK-manegment/index.HTM 2. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс /В.С. Юкаева. - Москва: Дашков и К°, 2013. -104 с. Режим доступа:http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394 006326.html Выполненное задание необходимо отправить на электронный адрес преподавателя в срок сдо 8 июня 2020 года!
Лекции по курсу История управленческой мысли»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.) |