Обучение передачам после ведения мяча 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение передачам после ведения мяча



 

Теоретические предпосылки

Передача после ведения мяча представляет собой сочетание двух приемов - ведения мяча и непосредственно передачи с разбега. Оно предназначено для осуществления взаимодействия с партнером после маневрирования нападающего с мячом по площадке. И может выполняться правой или левой рукой, а также со сменой рабочей руки при переходе от ведения к передаче. Для эффективного выполнения данного сочетания необходимо уверенное владение как способами ведения мяча, так и разновидностями передач с разбега. Своевременный переход от ведения мяча к трехшажному разбегу и передаче обеспечивается независимым друг от друга, асинхронным движением верхних и нижних конечностей гандболиста.

Передаче с разбегом может предшествовать одноударное или многоударное ведение. В игровых условиях передачи после ведения исполняются преимущественно с разбегом обычными шагами и с разбегом со скрестным шагом, хотя не исключаются случаи применения разбега с приставным шагом и разбега с подскоком. В частности, последний способ выгоден тем, что позволяет сохранить трехшажный ритм даже при ловле мяча на шаге одноименной с рабочей рукой ноги, для чего после захвата мяча игрок без паузы совершает на этой же ноге "стелющийся" прыжок вперед вверх (подскок) и далее заканчивает разбег шагом разноименной ноги. Разбег с подскоком незаменим при стереотипных синхронных движениях верхних и нижних конечностей при ведении, когда руки и ноги работают в одном ритме, как в баскетболе.

Для осуществления разновидностей передач после ведения в исходном положении нападающий производит разбег с места с мячом в руках или находится в движении, завершая ведение.

Началом подготовительной фазы считается единственный или последний удар мячом в площадку, который выполняется намеренно вперед по направлению движения. Ловля мяча осуществляется на удлиненном шаге разноименной с рабочей рукой ноги для последующего разбега обычными шагами, со скрестным или с приставным шагом. А захват мяча на шаге одноименной ноги предполагает далее выполнение разбега с подскоком. Одновременно со вторым шагом или прыжком игрок совершает замах, поднимая мяч в и.п. для избранной разновидности передачи. По ходу третьего шага вносятся необходимые поправки в расположение звеньев тела нападающего, продиктованные конкретной игровой ситуацией.

В основной фазе передачи после ведения, которая начинается с момента постановки на площадку разноименной с рабочей рукой ноги на третьем шаге разбега, производится рациональный разгон мяча, соответствующий данному виду передачи, с выпуском его до завершения очередного вышагивания одноименной ногой (четвертого шага). Мяч направляется партнеру по избранной траектории с адекватным дистанции усилием.

В завершающей фазе гандболист после сопровождения мяча расслабленной рабочей конечностью моментально восстанавливает устойчивое положение и продолжает или прекращает перемещение в готовности для дальнейших атакующих действий.

Подбор подводящих упражнений и последовательность обучения данному сочетанию приемов после раздельного освоения ведения и разновидностей передач с разбега обусловлены возможными трудностями на стыке этих двух приемов, т.е. нарушением согласованности работы рук и ног в момент перехода игрока от ведения непосредственно к ловле мяча и трехшажному разбегу. Обучение следует начинать с освоения сочетания одноударного ведения и передачи согнутой рукой сверху хлестом с разбегом обычными шагами.

Средства обучения разновидностям передач после ведения мяча:

1) объяснение и показ;

2) беговые задания с несинхронной работой рук и ног в процессе ведения;

3) выполнение разновидностей передач после одноударного ведения с места;

4) то же, что в упр. 3, но после многоударного ведения на месте;

5) выполнение изучаемой разновидности сочетания приемов в целом по зрительным ориентирам (разметка площадки, переносные стойки и т.п.): передачи после одноударного и многоударного ведения в движении на игровых скоростях;

6) то же, что в упр. 5, но с передачами мяча неподвижному или двигающемуся партнеру;

7) то же, что в упр. 6, но с изменением скорости и направления предшествующих передаче перемещений с мячом;

8) то же, что в упр. 7, но с использованием различных способов трехшажного разбега до и после ведения: обычными шагами, со скрестным или приставным шагом, с подскоком;

9) целостное выполнение сочетания приемов, варьируя исходные позиции и расстояния между партнерами, их расположение по отношению к воротам соперников: встречные или поступательные передачи на близкие, средние или дальние дистанции;

10) чередование разновидностей передач после ведения по вариативным зрительным сигналам партнера: поднятая вверх правая рука – передача согнутой сверху хлестом после ведения правой и с разбегом обычными шагами, поднятая вверх левая рука – то же, но с выполнением всех действий рабочей левой рукой и выполнением разбега со скрестным шагом и т.п.;

11) выполнение разновидностей сочетания приемов со сменой рабочей руки по ходу игровых действий: ведение правой – передача левой, ведение левой – передача правой;

12) ситуативное выполнение изучаемого сочетания приемов в условиях пассивного и ограниченно активного противодействия защитника: защитник занимает неподвижную стойку в заданной точке площадки, защитник закрывает только определенные зоны для передачи (например, мешает передавать мяч сверху), защитник противодействует только ведению мяча и т.д.;

13) то же, что в упр. 12, но с использованием финтов по ходу выполнения разновидностей разбега, предшествующего ведению мяча или передаче;

14) целостное воспроизведение разновидностей передач после ведения в сочетании с другими атакующими действиями: обманными движениями, остановками, уходом от защитника и т.п. (по мере освоения техники игры в гандбол);

15) то же, что в упр. 14, но в подвижных играх типа "Борьба за мяч", "10 передач" и т.п.;

16) то же, что в упр. 13, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- все упражнения выполнять из соответствующего планируемым действиям и.п.: стойка игрока, владеющего мячом, с разноименной рабочей руке ногой впереди;

- в качестве зрительных ориентиров для завершения ведения и перехода к передаче использовать разметку площадки, тренировочные переносные стойки, набивные мячи и т.п.;

- в упражнениях с пассивным или ограниченным сопротивлением защитника варьировать условия противодействия, постепенно увеличивая его активность;

- в условиях противодействия защитника обучать нападающего применению обманных движений по ходу разбега перед началом ведения или по его завершению;

- на этапе совершенствования постоянно варьировать условия выполнения сочетания приемов: изменять скорость и направление ведения мяча, чередовать способы разбега и разновидности передач, менять позиции нападающих и расстояние между ними; задавать направление и траекторию передач;

- практиковать смену рабочей руки по ходу выполнения сочетания приемов: вести мяч правой, а передавать левой или наоборот;

- закреплять навык передачи после ведения выполнением его разновидностей в сочетании с другими изученными элементами техники нападения;

- при выполнении разновидностей сочетания приемов:

а) выполнять разновидности разбега перед началом ведения или при переходе к передаче на игровой скорости, без растягивания шагов и без пауз между ними;

б) контролировать мяч по ходу ведения, соблюдать независимость (асинхронность) движений рук и ног;

в) сохранять согласованность работы верхних и нижних конечностей при переходе от ведения к передаче;

г) безошибочно воспроизводить узловые звенья техники ведения и способов передачи с разбега (см. подразделы, посвященные обучению названным приемам), чередовать варианты их сочетаний;

д) последний толчок мяча при ведении выполнять направленно вперед по ходу перемещения;

е) при переходе от ведения к разбегу для последующей передачи ловить мяч двумя руками на удлиненном шаге разноименной с рабочей рукой ноги (соответственно для воспроизведения разбега с подскоком ловить мяч на шаге одноименной ноги);

ж) при выполнении передачи с разбега своевременно поднимать мяч на замах (на втором шаге) и разгонять мяч избранным способом (на четвертом шаге); не задерживать выпуск мяча (он должен покидать кисть до окончания четвертого шага);

з) после сопровождения мяча рабочей рукой приходить в устойчивое положение равновесия, быть в готовности к последующим атакующим действиям: изменению направления перемещения, остановке, получению обратной передачи и т.п.

Основные ошибки при выполнении разновидностей передач после ведения мяча:

1) ошибки в технике, характерные для выполнения разновидностей ведения мяча и передач с места и с разбега (см. подразделы, посвященные обучению названным приемам);

2) скованность, напряженность при ведении мяча, связанная с неуверенностью в способности безошибочно выполнить последующее действие; выполнение движений верхними и нижними конечностями в унисон (синхронно);

3) потеря контроля над мячом в момент последнего его толчка и перехода к разбегу для передачи: мяч слишком далеко послан вперед; игрок запаздывает с ловлей из-за несвоевременного выноса рук к мячу или подбора определенной ноги;

4) несогласованная работа ног и рук: ловля мяча на шаге одноименной с рабочей рукой ноги для последующего разбега обычными шагами, со скрестным шагом или с приставным шагом; ловля мяча на шаге разноименной ноги для разбега с подскоком;

5) опускание головы или взгляда, его концентрация на мяче в момент выполнения сочетания приемов: потеря ориентировки в игровой ситуации;

6) нарушение ритмо-темповой структуры движений: растягивание шагов при разбеге, запаздывание замаха или выпуска мяча, опережающий постановку разноименной с рабочей рукой ноги на площадку выпуск мяча;

7) потеря равновесия после выпуска мяча: чрезмерный наклон туловища вперед или его скручивание – игроку требуется дополнительное время для подготовки к дальнейшим игровым действиям.

 

 

Обучение броскам

Броски в гандболе являются конечной целью атакующих действий игроков и производятся по воротам. Они относятся к наиболее значимым приемам игры в нападении, так как их эффективность определяет в итоге результат игрового противоборства.

Согласно принятой классификации в технике нападения выделяют несколько разновидностей бросков. Все они выполняются одной рукой, но различаются по ряду критериев.

По содержанию и структуре движений в целом в гандболе существует три основных вида бросковопорные, в прыжке и в падении. Для опорного броска характерным является, что его основная фаза выполняется с опорой о площадку на одну или две ноги. Этот бросок применяют для поражения ворот с дальних расстояний, направляя мяч из закрытых для вратаря позиций, что затрудняет его отражения. Из опорного положения по правилам игры производятся и все броски из стандартных ситуаций, в частности свободный и штрафной.

Основные движения подготовительной и основной фазы броска в прыжке исполняются после отталкивания от площадки вверх или вперед-вверх. С помощью прыжка нападающий либо преодолевает блокирующие действия защитника (взлетает над ним), совершая дальнюю атаку (с 8–10 м), либо сокращает расстояние к воротам, атакуя с 6-ти метровой линии (выпрыгивает в площадь вратаря), либо увеличивает угол обстрела по отношению к воротам при атаке с крайних позиций.

Бросок в падении также выполняется из безопорного положения, но его создают, осуществляя в подготовительной фазе потерю равновесия (падение) в сторону площади вратаря. Тем самым освобождаются от плотной опеки защитника, приближаются к воротам и открывают пространство для прицельного броскового движения.

По способу разгона мяча в основной фазе есть броски хлестом, ударом и толчком. Бросок хлестом – основной в технике нападения. Он позволяет разгонять мяч с максимальным усилием с любых позиций по отношению к воротам соперников. По технике исполнения бросок хлестом представляет собой метательное движение, когда после предварительного растяжения мышц благодаря замаху, следует разгон мяча последовательным включением звеньев метательного рычага – руки. Первым включается плечо: его выведение вперед с одновременным поворотом туловища и торможением предплечья и кисти придают мячу дополнительное ускорение согласно законам биомеханики. Далее предплечьем обгоняют кисть и завершают выпуск мяча захлестывающим движением в лучезапястном суставе.

Бросок толчком применяют чаще всего при выходе нападающего с глазу на глаз с вратарем и, когда тот покидает ворота, выскакивая навстречу. Мяч после выталкивания за счет выпрямления руки вверх или вперед посылают через или мимо вратаря.

Бросок ударом незаменим, когда игрок не владеет мячом и его невозможно поймать. Это случается, если мяч зависает над площадью вратаря чаще всего после отскока от него или от стоек ворот. Чтобы добить мяч в ворота, атакующий игрок применяет короткое ударное движение напряженной ладонью, ребром кисти или кулаком, контактируя с ним короткое мгновение.

По положению мяча относительно плечевого пояса в момент выпуска броски бывают сверху, сбоку и снизу. Нападающий варьирует положение мяча в зависимости от способа его разгона, расположения противодействующего защитника или вратаря. Так, броски хлестом чаще всего в игре производят сверху и сбоку, броски толчком – сверху, перебрасывая через вратаря, а для бросков ударом наиболее удобным является движение снизу.

По сообщаемой мячу траектории броски разделяют на горизонтальные, восходящие, нисходящие, навесные и с отскоком от пола (отраженным, скользящим и с вращением). Горизонтальную или прямую траекторию целесообразно использовать, когда мячу необходимо сообщить максимальную скорость. По восходящей траектории мяч выпускают при броске сбоку из-под защитника, а нисходящую траекторию мячу придают при бросках сверху вниз, пытаясь направить его в нижнюю часть ворот. По навесной траектории преимущественно выполняют бросок толчком, перебрасывая через вратаря. И, наконец, с отскоком от пола бросают для изменения траектории полета мяча на пути к воротам. Различают несколько вариантов отскока. Он может быть отраженным, когда угол падения мяча равен углу отражения и соответствует направлению его полета. Этого добиваются броском сверху. Именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники опорных бросков. Скользящий отскок, когда мяч некоторую часть своего пути проходит, соприкасаясь с площадкой, возникает при бросках сбоку. Наиболее сложный по исполнению бросок с вращением мяча после отскока. Он применяется, чтобы обвести вратаря. Здесь угол отражения вращающегося мяча отличается от угла падения не только по величине, но еще и по направлению. Вращение мячу в нужную сторону придается заключительным пронированием или супинированием предплечья и кисти. Настоящие мастера гандбола способны бросать с любым отскоком, включая вращение мяча в обе стороны, чем часто ставят перед вратарем неразрешимые задачи, выполняя броски даже с нулевого угла по отношению к воротам. 

По отношению к опоре броски в гандболе выполняются с места, с вышагивания и с разбега (обычными шагами, со скрестным шагом, с приставным шагом, с подскоком). С места и с вышагивания бросают с дальних дистанций от ворот или при выполнении бросков из стандартных ситуаций – свободных или штрафных. Большинство бросков выполняется с использованием нескольких вариантов трехшажного разбега: обычными шагами, со скрестным или с приставным шагом и с подскоком. Тем самым нападающий может приблизиться к воротам или, маневрируя, обыграть защитника и выйти на открытую позицию.

По характеру предшествующего двигательного действия броски совершают после получения мяча от партнера или после ведения. В первом случае ловля мяча и последующие движения производятся после передачи мяча партнером по удобной траектории, а во втором – после последнего или единственного отскока мяча от площадки. Овладение мячом может осуществляться как на месте, так и при перемещении игрока.

По расстоянию до ворот для завершения атаки применяют дальние и ближние броски. С дальних позиций бросают из опорного положения или в прыжке. С близких дистанций целесообразно бросать в прыжке или в падении.

По исходному положению нападающего различают броски лицом, боком и спиной к воротам; прямо перед воротами, под углом к ним и с крайних позиций. Наиболее удобной считается позиция прямо перед воротами лицом к ним. Такая ситуация не требует дополнительных подготовительных действий, а угол обстрела ворот наибольший. Из положения боком или спиной к воротам чаще всего приходится атаковать линейным нападающим, и наиболее эффективным в этом случае является бросок в падении. Из этих положений применяется также опорный бросок с поворотом, когда в подготовительной фазе кисть рабочей руки разворачивается тыльной стороной ладони к туловищу (другая рука поддерживает мяч снизу), а в основной фазе мяч разгоняется прямой рукой, совершающей движение по большому кругу (вперед – в сторону – назад) с одновременным поворотом туловища в сторону мяча. Поворот осуществляется энергично на носке одноименной с бросающей рукой ноги и сопровождается согласованным переступанием другой.

Уменьшение угла атаки ворот усложняет задачу нападающего и предполагает либо использование броска на силу в открытые зоны, либо дополнительные подготовительные действия, предшествующие выпуску мяча: сокращение расстояния или увеличение угла броска по отношению к воротам. Адекватными в данной ситуации будут броски в прыжке и в падении. Эти же действия и разновидности бросков применяют при атаке ворот с крайних позиций. Для обыгрывания вратаря при атаке с острых и нулевых углов часто используют разновидности отскока мяча, особенно с вращением.

По условиям противодействия броски выполняются без сопротивления защитника, с пассивным или с активным сопротивлением защитника. Без сопротивления, как правило, производят броски с открытой позиции или после выхода один на один с вратарем. Пассивное сопротивление нападающий встречает, когда защитник начинает движение для противодействия с опозданием либо с большого расстояния. Для современного гандбола характерно постоянное повышение агрессивности в защите. Соответственно броски с активным сопротивлением в игре приходится выполнять очень часто. На первое место здесь выходит уровень атлетической и скоростной подготовки и умение обыграть защитника на небольшом пространстве с помощью обманных движений и маневрирования с мячом в руках.

Результативность броска по воротам обусловливается многими факторами:

- качеством и своевременностью замаха;

- оптимальным выбором способа, направления, скорости разбега в сочетании с должным использованием финтов по ходу его выполнения;

- рациональной последовательностью включения звеньев тела, участвующих в разгоне мяча;

- тонким дифференцированием мышечных усилий: правильным чередованием напряжения и расслабления мышц;

- четкой согласованностью движения рук, туловища и ног в различных фазах броска;

- силой и подвижностью рабочей кисти;

- стабильностью движений и управляемостью ими в зависимости от условий выполнения: дистанции, позиции и положения тела относительно ворот, степени сопротивления защитника, расположения вратаря;

- оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев или поворотом кисти;

- психологической устойчивостью, уверенностью в себе и др.

У каждого игрока существует свой излюбленный («коронный») способ выполнения броска, который он использует в игре чаще других. Однако выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков – основой гандбольной «школы» движений. Чем беднее техническая оснащенность нападающего, тем легче защите нейтрализовать его атакующие действия.

При овладении навыками игры на уроках по гандболу в школе целесообразно придерживаться следующей последовательности изучения бросков:

- обучение способам опорных бросков: с места, с вышагивания и с разбега;

- обучение основным способам броска в прыжке;

- обучение простейшим способам броска в падении;

- обучение вариантам способов опорных бросков, бросков в прыжке и в падении: с наклоном туловища, с поворотом, из положения боком и спиной к воротам и т.д.

Обучение опорным броскам

Теоретические предпосылки

Опорные броски предназначены для завершения атакующих действий с задней линии нападения и из статических положений (свободный, штрафной). Опорные броски из положения лицом к воротам преимущественно выполняются согнутой рукой сверху или сбоку, а разгон мяча совершают хлестом. Они могут исполняться с места, с вышагивания или с разбега. Разбег осуществляется с места (при владении мячом) или после предшествующего перемещения и ловли мяча в движении от партнера либо по окончании ведения. Причем последний шаг разбега может быть обычным и стопорящим. В первом случае гандболисты применяют трехшажный разбег обычными шагами. Во втором чаще всего отдают предпочтение разбегу со скрестным шагом. Реже при подготовке опорного броска применяются другие разновидности разбега: с подскоком или с приставным шагом. Непосредственно бросковое движение производится с опорой на одну или на две ноги.

В исходном положении гандболист занимает стойку игрока, владеющего мячом, перемещается с ведением или находится в движении без мяча.

Подготовительная фаза при бросках с места и с вышагиванием состоит в быстром отведении мяча на замах, повороте и наклоне туловища назад с одновременным переносом веса тела на сзадистоящую ногу и почти полным выпрямлением рабочей (бросающей) руки. Игрок приходит в "положение натянутого лука" в готовности без промедления начать метательное движение в сторону ворот соперника.

Подготовительную фазу при бросках с разбега нападающий, владеющий мячом, начинает первым шагом избранного способа разбега с места. А игрок без мяча – удлиненным шагом в сочетании с выпрямлением рук для ловли мяча, посланного партнером либо отскочившего от площадки после последнего толчка (удара) при ведении. Никаких подготовительных для броска движений при этом не производится.

Разбег обычными шагами, со скрестным и с приставным шагом начинается с шага разноименной с бросковой рукой ногой. А разбег с подскоком – с шага одноименной ноги.

Второй шаг разбега или его завершение сопровождается замахом. В зависимости от варианта разбега игрок совершает обычный беговой шаг с постановкой одноименной ноги прямо по направлению движения, скрестный шаг-скачок с постановкой стопы разворотом носка наружу, приставной шаг сзадистоящей ногой (вынесенную вперед сзадистоящую ногу резко приставляют к впередистоящей) или "стелющийся" подскок вперед-вверх на одноименной ноге. Рабочая рука при разбеге обычными шагами и разбеге со скрестным шагом выполняет синхронное движение с мячом в противоположном шагу направлении. При разбеге с приставным шагом отведение мяча начинается в момент приставления ноги, то есть по окончании второго шага. Подготовительные для броска движения рабочей рукой отсутствуют и в безопорном положении при разбеге с подскоком. Мяч в этом случае удерживается двумя или одной рукой перед собой у туловища до приземления игрока на толчковую ногу и начала третьего шага разноименной с бросающей рукой ногой.

С третьим шагом разбега игрок завершает подготовку к опорному броску. Последний шаг разбега обычными шагами не отличается от предыдущих: нога упруго ставится на всю стопу прямо по направлению движения и одновременно вносятся коррективы в положение звеньев рабочей руки и туловища. При всех других способах разбега применяется стопорящий шаг. Он выполняется быстрым выставлением вперед почти выпрямленной разноименной ноги, повернутой носком внутрь, и сопровождается практически полным разгибанием на замахе бросковой руки, поворотом и наклоном туловища назад и переносом веса тела на согнутую сзадистоящую ногу. При разбеге с приставным шагом поворот туловища практически отсутствует, что в сочетании со спецификой предшествующих движений облегчает дальнейшее управление полетом мяча.

Таким образом, благодаря рациональному сочетанному движению верхних и нижних конечностей при разбеге всей многозвенной системе "нападающий-мяч" сообщается дополнительное ускорение, и тем самым создаются благоприятные условия для последующего мощного метания гандбольного снаряда.

В основной фазе гандболист резко и последовательно тормозит движение звеньев тела (ног, таза, туловища, локтя и т.д.) снизу вверх. По законам биомеханики это приводит к увеличению скорости вышележащих звеньев вплоть до кисти, пальцев и, наконец, мяча. Каждое последующее звено начинает движение, когда скорость предыдущего достигает максимума. При бросках из двухопорного положения по ходу разгона мяча тяжесть тела переносится на впередистоящую ногу. Выпрямление опорной ноги происходит, когда туловище и бросающая рука приближаются к вертикали. Далее одновременно с вышагиванием сзадистоящей ногой следует наклон туловища вперед – игрок "наваливается" на мяч, активно проводит руку вперед-вниз и завершает разгон мяча захлестывающим движением кисти.

В завершающей фазе гандболист быстро восстанавливает устойчивое положение и приходит в положение готовности к дальнейшим игровым действиям.

Для преодоления сопротивления защитника опорные броски согнутой сверху или сбоку хлестом производятся с наклоном туловища (вправо или влево). Наклон совершается в основной фазе броска и ему обычно предшествует шаг-выпад ближней ногой в сторону наклона с одновременным замахом бросающей руки.

При опорных бросках с места из положения боком или спиной, которые тоже могут выполняться с опорой на одну или на две ноги, нападающий разгоняет мяч прямой рукой по большому кругу: спереди – в сторону – назад. Для этого мяч предварительно захватывается кистью рабочей руки и поворачивается от себя за счет пронирования предплечья. Другая рука в момент замаха (выноса рабочей руки вперед) может поддерживать мяч снизу, а с началом его разгона опускается вниз. Одновременно с разгоном мяча гандболист резко поворачивается на носке опорной ноги в сторону совершаемого броскового движения. Мяч выпускается резким хлестом кисти в направлении ворот.

Технику разновидностей опорных бросков используют для выполнения штрафного броска. Способы выполнения те же, изменяются только детали их воспроизведения: и. п. и специфика движений ног. Существует два основных варианта штрафных бросков с использованием техники опорных бросков. Первый из них практически ничем не отличается от опорного броска с места из двухопорного положения. Разноименная нога выставляется вперед носком к 7-ми метровой отметке, а другой при замахе совершают шаг назад. Далее следует сам опорный бросок в описанной выше последовательности. Для второго варианта характерно выполнение маха одноименной согнутой ногой вперед в момент замаха рабочей рукой с последующим отмахом ноги назад при разгоне мяча. Все движения игрок совершает с опорой на одну ногу.

В целом эффективность всех разновидностей опорных бросков зависит от соблюдения нескольких условий при метании мяча:

- очередность разгона звеньев тела следует начинать с самого массивного, т.е. проксимального;

- разгон последующего звена необходимо начинать в момент достижения максимальной скорости предыдущим;

- мышцы последующего звена должны включаться, когда сила мышц предыдущего равна нулю.

Обучение опорным броскам на школьных уроках по гандболу следует начинать со способа согнутой рукой сверху хлестом с места. Но прежде нужно освоить технику одноименной передачи мяча, выполняемой на различные дистанции.

Средства обучения опорным броскам:

1) объяснение и показ;

2) имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности;

3) воспроизведение движения рабочей руки в основной фазе с преодолением натяжения амортизатора или уступающего сопротивления партнера: партнер, стоя сзади сбоку от обучаемого, удерживает его за лучезапястный сустав;

4) подготовительные упражнения с метанием подручных средств: метание набивного мяча двумя руками из-за головы, метание теннисных и резиновых мячей одной рукой сверху и сбоку, метание плоских камешков по водной глади ("лягушки"), метание гимнастических палок сбоку, игра в городки, игра в снежки и т.п.;

5) "метание" подвешенного на амортизаторе мяча изучаемым способом;

6) передачи партнеру изучаемым способом на дальность (15–40 м);

7) воспроизведение разновидностей метания мяча с места в цель в эстафетах и подвижных играх типа "Перестрелка", "Охотники и утки", "Попади в цель", "Защита крепости" и т.п.;

8) выполнение изучаемой разновидности опорного броска с места по воротам без задания;

9) то же, что в упр. 8, но с различных положений и позиций по отношению к воротам: лицом, боком, спиной; штрафные и дистанционные броски;

10) то же, что в упр. 9, но с заданием на точность: попасть в указанную часть ворот;

11) то же, что в упр. 10, но с попаданием в различные "окна", установленные на 6-ти метровой линии: броски по разным траекториям;

12) поражение ворот опорным броском с места в обвод тренировочных стоек или макетов защитников: броски с наклоном;

13) выполнение изучаемого способа разбега с места в сочетании с имитацией броскового движения;

14) то же, что в упр. 13, но с уточнением длины шагов разбега (по разметке или "следам") и его скорости (по звуковым сигналам, соответствующим ритму разбега);

15) целостное выполнение изучаемой разновидности опорного броска после разбега с места;

16) то же, что в упр. 15, но в вариативных условиях: с различных позиций и дистанций по отношению к воротам; без заданий; с заданием на точность и т.п.;

17) то же, что в упр. 15, но варьируя действия в подготовительной фазе броска: броски с разбега после ловли мяча от партнера, броски с разбега после ведения (одноударного и многоударного); броски с различными способами разбега;

18) выполнение разновидностей опорных бросков с места и с разбега в ворота, защищаемые вратарем;

19) то же, что в упр. 18, но в личном или в командном соревновании на точность (штрафные или свободные броски с места, дистанционные броски с разбега под разным углом и с различных дистанций от ворот, защищаемых одним и тем же вратарем или вратарем команды соперников):

а) по количеству забитых мячей в серии бросков с одной или нескольких точек;

б) по максимальному количеству бросков без промаха;

в) по быстроте достижения заданного количества забитых голов (например, "Игра в очко" – до 21);

20) вариативное выполнение опорных бросков в ворота, защищаемые вратарем с преодолением пассивного, а затем активного блокирования защитника;

21) сочетание разновидностей опорных бросков с места, с вышагивания и с разбега и других игровых приемов нападения: ловли и передачи мяча, ведения, финтов (по мере освоения техники игры) в игровых упражнениях с различными заданиями;

22) то же, что в упр. 21, но в условиях игрового противоборства с установкой педагога.

Организационно-методические указания:

- при обучении использовать поточный метод организации занимающихся, групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий;

- все задания выполнять сериями по 4–6 повторений в каждой;

- показ способов броска осуществлять стоя лицом, боком и, при необходимости, спиной к занимающимся;

- в качестве подготовительных упражнений широко использовать метания различных подручных предметов: набивных, резиновых и теннисных мячей, палок (40–70 см), городошных бит, плоских камешков и т. п.;

- для изучения последовательности включения звеньев тела при разгоне мяча (приобретения навыка метания) применять задания на преодоление уступающего сопротивления защитника (педагога) или упругости разных амортизаторов: резины, жгута, подвешенного на шнуре мяча и т.п.;

- в подводящих упражнениях как ориентиры для траектории полета мяча и цели для попадания использовать натянутые шнуры или амортизаторы, гимнастические обручи уменьшенных диаметров, переносные стойки, макеты защитника и вратаря; мишени, установленные в воротах и т.п.;

- выполнение изучаемого способа опорного броска в целом по воротам с места начинать с 7-ми метровой отметки (со штрафного); постепенно увеличивать дистанцию до 9–10 метров;

- при освоении разновидностей разбега первенство отдавать разбегу со скрестным шагом; длину шагов и их ритм задавать при помощи разметки "следов" на площадке и звуковых сигналов;

- броскам с разбега обучать сначала с места, далее после получения мяча от партнера и, наконец, после ведения;

- дистанцию, направление и способ разбега, угол броска варьировать по мере освоения основной структуры техники бросковых движений с позиции прямо перед воротами;

- после освоения основ техники изучаемого способа опорного броска переходить к броскам по воротам, защищаемым вратарем; далее к выполнению приема с преодолением пассивного и постепенно возрастающего до активного сопротивления защитника;

- на этапе совершенствования использовать задания на переключение: после выпуска мяча выполнить указанное двигательное действие и перемещение на новую позицию для очередного броска;

- в соревнованиях на результативность варьировать условия их проведения и состав участников; начинать с личных состязаний (ворота защищает один и тот же вратарь), в командных состязаниях число игроков постепенно увеличивать от 2 до 7 (ворота защищает нейтральный вратарь или вратарь команды соперников) и т.п.;

- при выполнении разновидностей опорных бросков:

а) трехшажный разбег совершать свободно без замедления шагов и закрепощения звеньев тела в сочетании с согласованными движениями руками; в зависимости от способа разбега ноги ставить упруго на всю стопу или с использованием последнего стопорящего шага с постановкой стопы разворотом носком внутрь;

б) контролировать длину шагов разбега и их скорость; сохранять рациональную структуру специфических движений ногами: выполнять "стелющийся" скрестный шаг или подскок, приставной шаг совершать после предварительного вынесения ноги вперед за опорную;

в) своевременно совершать замах: при разбеге обычными шагами и разбеге со скрестным шагом – на втором шаге, при разбеге с приставным шагом и с подскоком – с началом третьего шага;

г) рабочую руку с мячом при замахе почти полностью выпрямлять назад-вверх или назад в сторону; одновременно с замахом обгонять туловище ногами;

д) принимать устойчивое и рациональное положение в момент завершения разбега – приходить в позицию "натянутого лука": максимально растягивать мышечные группы, готовящиеся к метанию мяча;

е) при броске с наклоном выполнять его в сочетании с шагом-выпадом в одноименную сторону;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.099 с.)