Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних
В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений. Профессионально организованный процесс предупреждения преступных проявлений, – как справедливо отмечает Н.Л. Хананашвили, – является важнейшей мерой борьбы с несовершеннолетними правонарушителями[52]. В то же время, «вызывает беспокойство тот факт, что в предупреждении правонарушений нет существенных сдвигов»[53]. Упущения и просчеты в профилактической работе существенно ослабляют борьбу с преступностью. Вследствие таких просчетов формируются дефекты правовой психологии граждан (неуважение к закону, правовой инфантилизм и негативизм), которые способствуют совершению преступлений, их рецидиву, перерастанию менее тяжких деяний в более тяжкие[54]. Преступность – социальное явление, поэтому бороться с нею можно, прежде всего, с помощью мер профилактики, эффективность которых во многом зависит от успехов в решении основных социально-экономических проблем, совершенствуя при этом правовые основы предупреждения преступлений, в том числе, совершаемых подростками. Следует, на мой взгляд, согласиться с теми учеными, которые полагают, что целесообразно вкладывать средства и силы не в конкретные репрессивные программы, а в фундаментальные долгосрочные программы, которые будут направлены на постепенное устранение социально-экономических проблем, являющихся условиями, приводящими к развитию определенной криминогенной ситуации. «Одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью является предупреждение преступлений. Комплекс профилактических мер в отношении несовершеннолетних на специально-криминологическом уровне осуществляется различными государственными и общественными организациями»[55]. Общее и специальное предупреждение, борьба с преступностью представляют собой совокупность мер, включающих организационные вопросы, информационно-аналитическое и иное обеспечение; собственно правоохранительную деятельность, заключающуюся в раскрытии преступлений, выявлении и наказании виновных, восстановлении законных интересов и нарушенных прав потерпевших.
Однако, в настоящее время в России существует достаточно тяжелая криминальная ситуация, предопределенная целым рядом факторов, к которым относятся имущественное расслоение населения, ухудшение его правовой защиты, практически полное отсутствие общественной профилактики и др. Исходя же из специфики субъекта профилактики – несовершеннолетних преступников, содержащихся в воспитательных колониях, среди мер исправления должны преобладать, на мой взгляд, меры воспитательного, а не карательного воздействия. С учетом этого, необходимо более подробно остановиться на особенностях предупреждения преступности среди указанной категории лиц. Как отмечает Г.Г. Бочкарева, – «предупреждение преступности – собирательное, широкое понятие, включающее в себя: а) общегосударственные меры идеологического, социально-экономического, культурно-воспитательного порядка, правового плана, сочетающие принуждение и убеждение; б) деятельность правоохранительных органов и общественных организаций по выявлению условий и причин совершения преступлений и принятию мер к их устранению, расследованию и рассмотрению дел в суде, наказанию преступников и их исправлению; в) осуществление иных мер, вызываемых конкретной обстановкой»[56]. Предупреждение преступности подразделяется на следующие виды: - «по уровню профилактики (общесоциальные, специально-криминологические); - по объему применения (общие, индивидуальные); - по масштабу применения (общегосударственные, региональные, местные); - по субъектам применения (государственные, общественные)»[57] и др. Общесоциальное предупреждение преступности обеспечивается определенным комплексом мероприятий, который направлен на совершенствование и развитие общественных отношений (идеологии, экономики, культуры, быта и т.п.). К приоритетным направлениям общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних относятся:
- комплексное, в том числе и законодательное, определение деятельности семьи, государства и общества по воспитанию подростков и детей в качестве специальной сферы, которая требует особого внимания, привилегий и преимуществ по сравнению со всеми иными сферами социальной и производственной инфраструктуры общества; - укрепление родительской семьи как одного из наиболее важных социальных институтов, который должен оказывать значительное влияние на формирование личности молодого человека; - создание для подростков, утративших родительскую семью или в случае ее неблагополучия, условий, максимально приближенных к семейному воспитанию. Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия[58]. Противодействие преступлениям (полностью относится к преступлениям несовершеннолетних) – это деятельность государства и общества, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин массового, группового и индивидуального правонарушающего и преступного поведения, причин формирования антиобщественных (насильственных, корыстных, иных) установок личности и условий, этому способствующих, явлений и процессов, обусловливающих разнотипные и разноуровневые проявления криминогенного потенциала, факторов, влияющих на формирование личностной и массовой криминогенности у определенных социальных групп, удержание их криминогенной готовности на возможно минимальном уровне, осуществление уголовно-правового и иного правового принуждения по фактам совершения конкретных преступлений. Меры противодействия преступности должны быть системно организованными, комплексными, разноплановыми; осуществляться с учетом особенностей правового и нравственного общественного сознания, адресованы различным социальным (возрастным, этническим, национальным и др.) группам и построены с учетом социопсихологических особенностей этих групп, реальных материальных возможностей государства; иметь правовое и информационное обеспечение. Предупреждение преступности является одним из основных направлений противодействия преступности. Очевидно, что решать задачи предупреждения преступности невозможно без хорошо организованного управления, учитывающего специфику множества разноплановых факторов, криминогенно проявляющихся во всех сферах жизни общества. Следовательно, предупреждение преступности следует рассматривать как специфический вид социального управления, имеющий целью удержать преступность на минимальном уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее факторов (причин) и условий, способствующих их детерминационным проявлениям. Предупреждение преступности материализуется в системе социальных, экономических, идеологических, организационно-правовых и психолого-педагогических мер, осуществляемых как правоохранительными (специализированными), так и неспециализированными субъектами. Таким образом, предупреждение преступности – это система мер, направленных против преступности как негативного социального явления и реализуемых на различных уровнях субъектами, наделенными соответствующей этим уровням компетенцией[59].
В отечественной криминологии предупреждение преступности рассматривается как социальная система, целостный процесс, осуществляемый на трех уровнях – общесоциальном (общесоциальное предупреждение); специально-криминологическом (специально-криминологическое предупреждение) и индивидуальном (индивидуальное предупреждение). Общесоциальное предупреждение включает экономические меры, направленные на повышение уровня производства, снижение безработицы, расширение возможностей трудоустройства лиц, закончивших обучение в школах и институтах, повышение и своевременную выплату зарплат и пенсий, финансовую стабилизацию с тем, чтобы люди не теряли свои накопления, улучшение собираемости налогов (наполнение бюджета), в конечном счете – снижение раздражения в обществе, которое приводит людей, при иных условиях оставшихся бы законопослушными гражданами, к уходу в криминальную среду, совершению преступлений[60]. Общепредупредительный антикриминогенный эффект имеют мероприятия по поддержанию и развитию образования и культуры в обществе, сохранению духовно-нравственного наследия, поскольку достоверно установлено, что образовательный и культурный уровень людей, их воспитанность, духовность, приверженность к лучшим народным традициям, правовая образованность не только удерживают людей от совершения преступлений, определяя во многом не искаженную криминально систему личных и социальных ценностей, но и способность значительной части населения противостоять негативному влиянию СМИ, пропагандирующих вседозволенность, культ силы, жестокость, культуру бездуховного потребительства, подмену любви примитивным сексом и т.п. Снятие напряженности в межнациональных и межэтнических отношениях играет важную роль в предупреждении экстремизма несовершеннолетних[61]. Политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве обязательного элемента включает в себя профилактику. А профилактические меры невозможно осуществлять в вакууме. Тем не менее, большая часть профилактической работы – это программы на уровне микрорайонов и местных общин, никак не влияющие на те известные внешние факторы, которые создают или питают благоприятную почву для несовершеннолетней преступности. Более того – отсутствие эффективной профилактики вообще значительно снижает шансы на создание системы правосудия в отношении несовершеннолетних, достойной этого названия.
Общесоциальные меры, направленные на реализацию антикриминогенного потенциала общества, в целом являются основой для предупреждения противоправного (включая преступное) поведения несовершеннолетних, в том числе и тех, которые не достигли возраста уголовной ответственности. Последних, естественно, нельзя рассматривать как преступников, но практика предупредительной деятельности свидетельствует, что из нее нельзя исключать малолетних правонарушителей, поскольку они составляют своеобразный резерв преступности несовершеннолетних. Общая профилактика, по существу, связана с процессом разрешения противоречий общественного развития. Процесс этот, как показывает практика, объективно долговременный. В связи с этим возрастает роль и значение специальной профилактики, направленной на предупреждение конкретных форм проявления преступности, к которым, на мой взгляд, относятся: «1. Специально-правовые меры раннего предупреждения преступной деятельности непосредственно регламентируются законом. В зависимости от средств, предлагаемых в этом случае нормами соответствующих отраслей права, они подразделяются на уголовно-правовые, административно-правовые и гражданско-правовые. Уголовно-правовые меры предупреждения преступной деятельности применяются как меры уголовного наказания к виновным в совершении таких преступлений, которые одновременно представляют общественную опасность как источник формирования криминальной направленности других лиц. Например, привлечение к уголовной ответственности взрослых за вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних является уголовно-правовой мерой раннего предупреждения преступлений несовершеннолетних. Административно-правовые меры предупреждения преступной деятельности заключаются в применении к лицам, совершившим административные проступки, мер соответствующего воздействия, являющихся не только наказанием, но и средством предупреждения развития преступной деятельности. Например, штраф, исправительные работы к мелким расхитителям являются одновременно и мерой предупреждения уголовно-наказуемой деятельности, например, хищений чужого имущества. Гражданско-правовые меры раннего предупреждения преступной деятельности – это предусмотренные нормами гражданского и семейного права меры имущественной ответственности за совершение правонарушений, а также меры, направленные на ликвидацию отдельных источников отрицательного влияния. Например, установление попечительства и опеки над несовершеннолетними, которые вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав, преследуют не только защиту их личных и имущественных прав, но и имеют также цель обеспечить правильное формирование их личности, предупредить принятие ими решения о совершении корыстного преступления.
2. Специальные меры педагогического характера, в отличие от обычных воспитательных мер, призваны воздействовать на лиц, характер деятельности которых позволяет судить о возможном совершении ими преступных деяний. Поэтому существенный признак многих из этих мер – их принудительный характер. Отличительной особенностью является и то, что они относятся к компетенции определенных органов или общественных формирований: комиссий по делам несовершеннолетних и т.д. 3. Специальные меры медицинского характера – применяются к несовершеннолетним: алкоголикам и наркоманам. Они направлены на приостановление и ликвидацию начавшегося процесса деморализации личности несовершеннолетнего»[62]. В результате принятия Федерального Закона РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществлено уточнение государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. «В соответствии с данным Законом: - официально признано то, что в настоящее время в России есть беспризорные и безнадзорные дети; - определены задачи по их реабилитации и защите; - четко обозначены учреждения, которые должны осуществлять выполнение поставленных задач (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа)». К основным задачам и принципам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с ч.1 ст.2 Закона относятся: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий[63]. Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В отличие от общесоциальной профилактики, не имеющей индивидуального и конкретного адресата, индивидуальная профилактика четко выделяет ту категорию лиц, в отношении которых проводится данный вид профилактической работы, в частности, в отношении несовершеннолетних: - безнадзорных или беспризорных; - занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; - содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и(или)реабилитации; - употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; - совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; - совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; - освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; - совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; - обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; - отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; - условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; - которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; - освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; - осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; - осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Существенную роль в проведении индивидуальной профилактической деятельности отводится учреждениям и органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечень которых указан в главе 2 Закона[64]. Так, в ст.11 Закона говорится о деятельности такого субъекта, как Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП): «1. Комиссии по делам несовершеннолетних создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. 2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции: - обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; - подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации; - рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; - применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; - подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования». Здесь, в качестве положительного момента, следует отметить, что КДН и ЗП – «это связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних. Комиссии – уникальный российский опыт, отвечающий современным международным нормам защиты прав детства, а также восстановительного правосудия и внесудебных процедур в работе с несовершеннолетними и их родителями. Благодаря эффективной деятельности комиссий, в практику работы внедряются наиболее эффективные методы совместных действий органов внутренних дел, образования, здравоохранения и социальной защиты населения»[65]. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: - не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; - достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; - осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации. Большую роль в профилактике преступлений, в частности, совершаемых несовершеннолетними, играют органы внутренних дел, так как именно они располагают наиболее полной информацией о состоянии, динамике и структуре преступности в целом и по отдельным ее видам, о причинах и условиях преступности, о лицах, склонных к совершению преступлений. Занимаясь общей профилактикой, органы внутренних дел устанавливают в различных сферах социальной жизни причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений, разрабатывают и осуществляют меры по их устранению. Осуществляя индивидуальную профилактику, органы внутренних дел выявляют лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на них необходимого воспитательного воздействия и по предупреждению с их стороны указанных преступлений. Однако следует отметить, что в деятельности субъектов профилактики по предупреждению преступлений индивидуально-профилактическая работа остается слабым звеном. Профилактические меры в ряде случаев проводятся без учета личности, направленности поведения и характера окружения профилактируемого несовершеннолетнего. В этом плане одной из главных задач органов внутренних дел является организация работы по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних»[66]. В системе субъектов профилактики существенное место, особенно в настоящее время, отведено, в частности, подразделениям по делам несовершеннолетних (ПДН), которые не претерпели до настоящего времени существенных изменений. В порядке ст. 21 Закона, подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте: - проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении: несовершеннолетних...а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; - выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; - осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения; - рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних. Меры специально-криминологического предупреждения также направлены на весь комплекс причин и условий преступности с акцентом на различные виды преступности (в том числе – преступность несовершеннолетних) и конкретные преступления. В данном случае – это обстоятельства, непосредственно способствующие совершению преступлений. Специально-криминологическое предупреждение (профилактика) преступности несовершеннолетних заключается в воздействии на факторы, объективно детерминирующие потенции криминогенного характера, определяемые, в частности, их социально-психологическими особенностями. Имея целевую антикриминогенную направленность, специально-криминологическое предупреждение непосредственно использует комплексные меры, инструментально сконструированные на сочетании специальных и общесоциальных ресурсов профилактики. Меры специально-криминологического предупреждения реализуются на массовом, групповом и индивидуальном уровнях. Меры специального предупреждения имеют своим объектом несовершеннолетних, от которых можно реально ожидать совершения или уже совершивших правонарушения или преступления, лиц, негативно влияющих на несовершеннолетних, в целом на устранение из среды, в которой находятся несовершеннолетние, криминогенных факторов. На этапе раннего предупреждения осуществляются меры, направленные на устранение (по крайней мере, минимизацию) факторов, негативно влияющих на формирование личности и поведение несовершеннолетних. Раннее предупреждение – наиболее эффективное, поскольку оно в известной мере «останавливает» процесс криминализации личности несовершеннолетних (и на массовом, и на индивидуальном уровнях), делает менее реальной перспективу превращения несовершеннолетнего в криминогенную, а затем и криминальную личность. Здесь осуществляется профилактическое вмешательство в криминологическую ситуацию как систему факторов криминализации личности. На этапе раннего предупреждения, собственно, осуществляется нейтрализация факторов, действие которых носит негативный формирующий характер, то есть проявляющихся как условия, способствующие формированию криминогенных свойств личности несовершеннолетнего. Очевидно, что это наиболее эффективный способ сохранения личности как правопослушной, но, к сожалению, он используется недостаточно активно[67]. Меры раннего предупреждения включают выявление неблагополучных семей, не обеспечивающих воспитание и надзор за детьми; помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних; организацию досуга и в целом приобщение к позитивному использованию свободного времени и др. На этапе непосредственного предупреждения осуществляются меры целенаправленного воспитательного воздействия и контроля, объектами которых являются несовершеннолетние, поведение которых дает основания ожидать совершения ими преступлений. Как правило, эти несовершеннолетние уже совершали противоправные поступки и характеризуются значительной по проявлению аморальностью, отсутствием хотя бы элементарного уважения к правовым нормам. Меры непосредственного предупреждения (в данном случае – это и индивидуальное предупреждение) направлены не только на самих несовершеннолетних (контроль за ними полиции, принудительные меры воспитательного характера, применяемые судом в связи с совершением правонарушений), но и на факторы, инициирующие их аморальное и противоправное поведение. В частности, к ним относятся административные меры воздействия на родителей, лишение их родительских прав, направление несовершеннолетних в детские дома, специальные учебные заведения и др. По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: а) предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; б) нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; в) полностью устраняющие их. По правовой характеристике различаются специально криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение и воспитание), и детально урегулированные юридическими нормами (например, административный надзор полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). В свою очередь меры второго вида подразделяются на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права. Специальное предупреждение, за вычетом предотвращения замышляемых, подготавливаемых и пресечения начатых преступлений, представляет собой криминологическую профилактику, объектом которой являются причины, условия и иные детерминанты преступности. Поскольку в рамках криминологии изучается именно эта сторона предупредительной деятельности, есть необходимость остановиться на ней подробнее. Большое практическое значение имеет деление криминологической профилактики на общую и индивидуальную. Оно проводится в некоторых нормативных актах, например МВД РФ, и служит основой для решения таких немаловажных вопросов, как разграничение компетенции структурных подразделений – субъектов специально-криминологического предупреждения, специализация сотрудников, анализ результатов и оценка эффективности предупредительных мероприятий и т.д. И что существенно – это деление базируется на некоторых общепризнанных положениях, касающихся природы преступности, особенностях ее детерминации[68]. Устанавливая уголовную ответственность несовершеннолетних, законодатель четко зафиксировал, что несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 87 УК РФ). Следовательно, законодатель рассматривает принудительные меры воспитательного воздействия как альтернативу уголовному наказанию, ибо их применение сопряжено только с совершением несовершеннолетним преступления. Отрадно, что в связи с этим, данное положение нашло свое закрепление в дополнении к. ч. 2 ст. 87 УК РФ ФЗ №162 от 8 декабря 2003 года –...а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа управления образованием. Принудительные меры воспитательного воздействия следует отличать, с одной стороны, от мер чисто педагогического, воспитательного воздействия, а с другой стороны, от мер уголовного наказания. От первых они отличаются тем, что применяются к особой категории подростков-правонарушителей на основании решения суда, им присущ особый принудительно сдерживающий характер, обязывающий подростка к должной линии поведения. Имея педагогическую сущность, данные меры применяются в связи с фактом совершения несовершеннолетним преступления[69]. Принудительные меры воспитательного воздействия с уголовным наказанием имеют лишь внешнее сходство. Объединяет эти институты то, что все они являются принудительными мерами, а также имеют общие цели – предупреждение новых преступлений и оказание необходимого воспитательного воздействия. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах воспитательного воздействия, по сути, отсутствуют элементы кары, суровость этих мер не зависит от тяжести преступления и не имеет количественного выражения. Рассматриваемые меры не основаны на устрашении. Они не влекут за собой судимости, не делятся на основные и дополнительные виды. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Принудительные меры воспитательного воздействия характеризуются и тем, что даже при наличии соответствующих условий суд не обязан, а только вправе освободить подростка от уголовной ответственности или от наказания. Уголовный закон ориентирует судей назначать в подавляющем большинстве принудительные меры воспитательного воздействия, явно ограничивая возможности применения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, на практике суды не всегда используют потенциал мер воспитательного воздействия, которые в определенных случаях выступают как достойная альтернатива уголовному наказанию. Причины редкого применения судами принудительных мер воспитательного воздействия объясняется в настоящее время следующим:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.066 с.) |