Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних



 

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Профессионально организованный процесс предупреждения преступ­ных проявлений, – как справедливо отмечает Н.Л. Хананашвили, – является важнейшей мерой борьбы с несовершеннолетними правонарушителями[52]. В то же время, «вызывает беспокойство тот факт, что в предупреждении пра­вонарушений нет существенных сдвигов»[53].

Упущения и просчеты в профилактической работе существенно ослабляют борьбу с преступностью. Вследствие таких просчетов формируются дефекты правовой психологии граждан (неуважение к закону, правовой инфантилизм и негативизм), которые способствуют совершению преступлений, их рецидиву, перерастанию менее тяжких деяний в более тяжкие[54].

Преступность – социальное явление, поэтому бороться с нею можно, прежде всего, с помощью мер профилактики, эффективность которых во многом зависит от успехов в решении основных социально-экономических проблем, совершенствуя при этом правовые основы предупреждения пре­ступлений, в том числе, совершаемых подростками.

Следует, на мой взгляд, согласиться с теми учеными, которые пола­гают, что целесообразно вкладывать средства и силы не в конкретные ре­прессивные программы, а в фундаментальные долгосрочные программы, которые будут направлены на постепенное устранение социально-экономи­ческих проблем, являющихся условиями, приводящими к развитию опреде­ленной криминогенной ситуации.

«Одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью является предупреждение преступлений. Ком­плекс профилактических мер в отношении несовершеннолетних на специ­ально-криминологическом уровне осуществляется различными государ­ственными и общественными организациями»[55].

Общее и специальное предупреждение, борьба с преступностью пред­ставляют собой совокупность мер, включающих организационные вопросы, информационно-аналитическое и иное обеспечение; собственно правоохра­нительную деятельность, заключающуюся в раскрытии преступлений, вы­явлении и наказании виновных, восстановлении законных интересов и нарушенных прав потерпевших.

Однако, в настоящее время в России существует достаточно тяжелая криминальная ситуация, предопределенная целым рядом факторов, к кото­рым относятся имущественное расслоение населения, ухудшение его право­вой защиты, практически полное отсутствие общественной профилактики и др.

Исходя же из специфики субъекта профилактики – несовершеннолет­них преступников, содержащихся в воспитательных колониях, среди мер исправления должны преобладать, на мой взгляд, меры воспитательного, а не карательного воздействия. С учетом этого, необходимо более подробно остановиться на особенностях предупреждения преступности среди указан­ной категории лиц.

Как отмечает Г.Г. Бочкарева, – «предупреждение преступности – собирательное, широкое понятие, включающее в себя:

а) общегосударственные меры идеологического, социально-экономического, культурно-воспита­тельного порядка, правового плана, сочетающие принуждение и убеждение;

б) деятельность правоохранительных органов и общественных организа­ций по выявлению условий и причин совершения преступлений и принятию мер к их устранению, расследованию и рассмотрению дел в суде, наказанию преступников и их исправлению; в) осуществление иных мер, вызываемых конкретной обстановкой»[56].

Предупреждение преступности подразделяется на следующие виды:

- «по уровню профилактики (общесоциальные, специально-кримино­логические);

- по объему применения (общие, индивидуальные);

- по масштабу применения (общегосударственные, региональные, местные);

- по субъектам применения (государственные, общественные)»[57] и др.

Общесоциальное предупреждение преступности обеспечивается опре­деленным комплексом мероприятий, который направлен на совершенство­вание и развитие общественных отношений (идеологии, экономики, куль­туры, быта и т.п.).

К приоритетным направлениям общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних относятся:

- комплексное, в том числе и законодательное, определение деятель­ности семьи, государства и общества по воспитанию подростков и детей в качестве специальной сферы, которая требует особого внимания, привиле­гий и преимуществ по сравнению со всеми иными сферами социальной и производственной инфраструктуры общества;

- укрепление родительской семьи как одного из наиболее важных со­циальных институтов, который должен оказывать значительное влияние на формирование личности молодого человека;

- создание для подростков, утративших родительскую семью или в случае ее неблагополучия, условий, максимально приближенных к семей­ному воспитанию.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия[58].

Противодействие преступлениям (полностью относится к преступлениям несовершеннолетних) – это деятельность государства и общества, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин массового, группового и индивидуального правонарушающего и преступного поведения, причин формирования антиобщественных (насильственных, корыстных, иных) установок личности и условий, этому способствующих, явлений и процессов, обусловливающих разнотипные и разноуровневые проявления криминогенного потенциала, факторов, влияющих на формирование личностной и массовой криминогенности у определенных социальных групп, удержание их криминогенной готовности на возможно минимальном уровне, осуществление уголовно-правового и иного правового принуждения по фактам совершения конкретных преступлений.

Меры противодействия преступности должны быть системно организованными, комплексными, разноплановыми; осуществляться с учетом особенностей правового и нравственного общественного сознания, адресованы различным социальным (возрастным, этническим, национальным и др.) группам и построены с учетом социопсихологических особенностей этих групп, реальных материальных возможностей государства; иметь правовое и информационное обеспечение.

Предупреждение преступности является одним из основных направлений противодействия преступности. Очевидно, что решать задачи предупреждения преступности невозможно без хорошо организованного управления, учитывающего специфику множества разноплановых факторов, криминогенно проявляющихся во всех сферах жизни общества. Следовательно, предупреждение преступности следует рассматривать как специфический вид социального управления, имеющий целью удержать преступность на минимальном уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее факторов (причин) и условий, способствующих их детерминационным проявлениям. Предупреждение преступности материализуется в системе социальных, экономических, идеологических, организационно-правовых и психолого-педагогических мер, осуществляемых как правоохранительными (специализированными), так и неспециализированными субъектами. Таким образом, предупреждение преступности – это система мер, направленных против преступности как негативного социального явления и реализуемых на различных уровнях субъектами, наделенными соответствующей этим уровням компетенцией[59].

В отечественной криминологии предупреждение преступности рассматривается как социальная система, целостный процесс, осуществляемый на трех уровнях – общесоциальном (общесоциальное предупреждение); специально-криминологическом (специально-криминологическое предупреждение) и индивидуальном (индивидуальное предупреждение).

Общесоциальное предупреждение включает экономические меры, направленные на повышение уровня производства, снижение безработицы, расширение возможностей трудоустройства лиц, закончивших обучение в школах и институтах, повышение и своевременную выплату зарплат и пенсий, финансовую стабилизацию с тем, чтобы люди не теряли свои накопления, улучшение собираемости налогов (наполнение бюджета), в конечном счете – снижение раздражения в обществе, которое приводит людей, при иных условиях оставшихся бы законопослушными гражданами, к уходу в криминальную среду, совершению преступлений[60].

Общепредупредительный антикриминогенный эффект имеют мероприятия по поддержанию и развитию образования и культуры в обществе, сохранению духовно-нравственного наследия, поскольку достоверно установлено, что образовательный и культурный уровень людей, их воспитанность, духовность, приверженность к лучшим народным традициям, правовая образованность не только удерживают людей от совершения преступлений, определяя во многом не искаженную криминально систему личных и социальных ценностей, но и способность значительной части населения противостоять негативному влиянию СМИ, пропагандирующих вседозволенность, культ силы, жестокость, культуру бездуховного потребительства, подмену любви примитивным сексом и т.п. Снятие напряженности в межнациональных и межэтнических отношениях играет важную роль в предупреждении экстремизма несовершеннолетних[61].

Политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве обязательного элемента включает в себя профилактику. А профилактические меры невозможно осуществлять в вакууме. Тем не менее, большая часть профилактической работы – это программы на уровне микрорайонов и местных общин, никак не влияющие на те известные внешние факторы, которые создают или питают благоприятную почву для несовершеннолетней преступности. Более того – отсутствие эффективной профилактики вообще значительно снижает шансы на создание системы правосудия в отношении несовершеннолетних, достойной этого названия.

Общесоциальные меры, направленные на реализацию антикриминогенного потенциала общества, в целом являются основой для предупреждения противоправного (включая преступное) поведения несовершеннолетних, в том числе и тех, которые не достигли возраста уголовной ответственности. Последних, естественно, нельзя рассматривать как преступников, но практика предупредительной деятельности свидетельствует, что из нее нельзя исключать малолетних правонарушителей, поскольку они составляют своеобразный резерв преступности несовершеннолетних.

Общая профилактика, по существу, связана с процессом разрешения противоречий общественного развития. Процесс этот, как показывает прак­тика, объективно долговременный. В связи с этим возрастает роль и значе­ние специальной профилактики, направленной на предупреждение конкретных форм проявления преступности, к которым, на мой взгляд, относятся:

«1. Специально-правовые меры раннего предупреждения преступной деятельности непосредственно регламентируются законом. В зависимости от средств, предлагаемых в этом случае нормами соответствующих отраслей права, они подразделяются на уголовно-правовые, административно-право­вые и гражданско-правовые.

Уголовно-правовые меры предупреждения преступной деятельности применяются как меры уголовного наказания к виновным в совершении та­ких преступлений, которые одновременно представляют общественную опасность как источник формирования криминальной направленности дру­гих лиц. Например, привлечение к уголовной ответственности взрослых за вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних является уго­ловно-правовой мерой раннего предупреждения преступлений несовершен­нолетних.

Административно-правовые меры предупреждения преступной дея­тельности заключаются в применении к лицам, совершившим администра­тивные проступки, мер соответствующего воздействия, являющихся не только наказанием, но и средством предупреждения развития преступной деятельности. Например, штраф, исправительные работы к мелким расхи­тителям являются одновременно и мерой предупреждения уголовно-нака­зуемой деятельности, например, хищений чужого имущества.

Гражданско-правовые меры раннего предупреждения преступной де­ятельности – это предусмотренные нормами гражданского и семейного права меры имущественной ответственности за совершение правонарушений, а также меры, направленные на ликвидацию отдельных источников от­рицательного влияния. Например, установление попечительства и опеки над несовершеннолетними, которые вследствие смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав, преследуют не только защиту их лич­ных и имущественных прав, но и имеют также цель обеспечить правильное формирование их личности, предупредить принятие ими решения о совер­шении корыстного преступления.

2. Специальные меры педагогического характера, в отличие от обыч­ных воспитательных мер, призваны воздействовать на лиц, характер дея­тельности которых позволяет судить о возможном совершении ими пре­ступных деяний. Поэтому существенный признак многих из этих мер – их принудительный характер. Отличительной особенностью является и то, что они относятся к компетенции определенных органов или общественных формирований: комиссий по делам несовершеннолетних и т.д.

3. Специальные меры медицинского характера – применяются к несо­вершеннолетним: алкоголикам и наркоманам. Они направлены на приоста­новление и ликвидацию начавшегося процесса деморализации личности несовершеннолетнего»[62].

В результате принятия Федерального Закона РФ «Об основах профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осу­ществлено уточнение государственной системы профилактики безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

«В соответствии с данным Законом:

- официально признано то, что в настоящее время в России есть бес­призорные и безнадзорные дети;

- определены задачи по их реабилитации и защите;

- четко обозначены учреждения, которые должны осуществлять вы­полнение поставленных задач (специальные учебно-воспитательные учре­ждения закрытого и открытого типа)».

К основным задачам и принципам деятельности по профилактике без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с ч.1 ст.2 Закона относятся:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устране­ние причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолет­них;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий[63].

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В отличие от общесоциальной профилактики, не имеющей индивиду­ального и конкретного адресата, индивидуальная профилактика четко вы­деляет ту категорию лиц, в отношении которых проводится данный вид профилактической работы, в частности, в отношении несовершеннолетних:

- безнадзорных или беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несо­вершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и(или)реабилитации;

- употребляющих наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры адми­нистративного взыскания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уго­ловной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психи­ческом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

- отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитатель­ных колониях;

- условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, осво­божденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с поми­лованием;

- которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или от­срочка исполнения приговора;

- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной си­стемы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудитель­ных мер воспитательного воздействия;

- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, испра­вительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Существенную роль в проведении индивидуальной профилактической деятельности отводится учреждениям и органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, перечень которых указан в главе 2 Закона[64].

Так, в ст.11 Закона говорится о деятельности такого субъекта, как Ко­миссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП):

«1. Комиссии по делам несовершеннолетних создаются высшими ис­полнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений си­стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реа­билитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершенно­летних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в преде­лах своей компетенции:

- обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

- подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, кото­рые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законода­тельством субъектов Российской Федерации;

- подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования».

Здесь, в качестве положительного момента, следует отметить, что КДН и ЗП – «это связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних. Комиссии – уни­кальный российский опыт, отвечающий современным международным нормам защиты прав детства, а также восстановительного правосудия и внесудебных процедур в работе с несовершеннолетними и их родителями. Благодаря эффективной деятельности комиссий, в практику работы внедряются наиболее эффективные методы совместных действий органов внутренних дел, образования, здравоохранения и социальной защиты населения»[65].

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуж­дающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специаль­ного педагогического подхода в случаях, если они:

- не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к мо­менту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с ко­торого наступает уголовная ответственность;

- достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголов­ной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психиче­ском развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совер­шения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездей­ствия) либо руководить ими;

- осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяж­кого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, преду­смотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Большую роль в профилактике преступлений, в частности, совершае­мых несовершеннолетними, играют органы внутренних дел, так как именно они располагают наиболее полной информацией о состоянии, динамике и структуре преступности в целом и по отдельным ее видам, о причинах и условиях преступности, о лицах, склонных к совершению преступлений.

Занимаясь общей профилактикой, органы внутренних дел устанавли­вают в различных сферах социальной жизни причины и условия, способству­ющие совершению несовершеннолетними преступлений, разрабатывают и осуществляют меры по их устранению. Осуществляя индивидуальную про­филактику, органы внутренних дел выявляют лиц, от которых, судя по до­стоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на них необходимого воспитательного воздействия и по предупреждению с их сто­роны указанных преступлений. Однако следует отметить, что в деятельности субъектов профилактики по предупреждению преступлений индивидуально-профилактическая работа остается слабым звеном. Профилактические меры в ряде случаев проводятся без учета личности, направленности поведения и характера окружения профилактируемого несовершеннолетнего. В этом плане одной из главных задач органов внутренних дел является организация работы по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних»[66].

В системе субъектов профилактики существенное место, особенно в настоящее время, отведено, в частности, подразделениям по делам несовер­шеннолетних (ПДН), которые не претерпели до настоящего времени суще­ственных изменений.

В порядке ст. 21 Закона, подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориаль­ных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении: несовершеннолетних...а также их родителей или иных законных пред­ставителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в от­ношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также ро­дителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняю­щих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несо­вершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о приме­нении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции и законодательством субъектов Российской Федерации;

- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направ­ляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

- рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненад­лежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Меры специально-криминологического предупреждения также направлены на весь комплекс причин и условий преступности с акцентом на различные виды преступности (в том числе – преступность несовершеннолетних) и конкретные преступления. В данном случае – это обстоятельства, непосредственно способствующие совершению преступлений.

Специально-криминологическое предупреждение (профилактика) преступности несовершеннолетних заключается в воздействии на факторы, объективно детерминирующие потенции криминогенного характера, определяемые, в частности, их социально-психологическими особенностями. Имея целевую антикриминогенную направленность, специально-криминологическое предупреждение непосредственно использует комплексные меры, инструментально сконструированные на сочетании специальных и общесоциальных ресурсов профилактики. Меры специально-криминологического предупреждения реализуются на массовом, групповом и индивидуальном уровнях.

Меры специального предупреждения имеют своим объектом несовершеннолетних, от которых можно реально ожидать совершения или уже совершивших правонарушения или преступления, лиц, негативно влияющих на несовершеннолетних, в целом на устранение из среды, в которой находятся несовершеннолетние, криминогенных факторов.

На этапе раннего предупреждения осуществляются меры, направленные на устранение (по крайней мере, минимизацию) факторов, негативно влияющих на формирование личности и поведение несовершеннолетних. Раннее предупреждение – наиболее эффективное, поскольку оно в известной мере «останавливает» процесс криминализации личности несовершеннолетних (и на массовом, и на индивидуальном уровнях), делает менее реальной перспективу превращения несовершеннолетнего в криминогенную, а затем и криминальную личность. Здесь осуществляется профилактическое вмешательство в криминологическую ситуацию как систему факторов криминализации личности. На этапе раннего предупреждения, собственно, осуществляется нейтрализация факторов, действие которых носит негативный формирующий характер, то есть проявляющихся как условия, способствующие формированию криминогенных свойств личности несовершеннолетнего. Очевидно, что это наиболее эффективный способ сохранения личности как правопослушной, но, к сожалению, он используется недостаточно активно[67].

Меры раннего предупреждения включают выявление неблагополучных семей, не обеспечивающих воспитание и надзор за детьми; помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних; организацию досуга и в целом приобщение к позитивному использованию свободного времени и др.

На этапе непосредственного предупреждения осуществляются меры целенаправленного воспитательного воздействия и контроля, объектами которых являются несовершеннолетние, поведение которых дает основания ожидать совершения ими преступлений. Как правило, эти несовершеннолетние уже совершали противоправные поступки и характеризуются значительной по проявлению аморальностью, отсутствием хотя бы элементарного уважения к правовым нормам.

Меры непосредственного предупреждения (в данном случае – это и индивидуальное предупреждение) направлены не только на самих несовершеннолетних (контроль за ними полиции, принудительные меры воспитательного характера, применяемые судом в связи с совершением правонарушений), но и на факторы, инициирующие их аморальное и противоправное поведение. В частности, к ним относятся административные меры воздействия на родителей, лишение их родительских прав, направление несовершеннолетних в детские дома, специальные учебные заведения и др.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: а) предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; б) нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; в) полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение и воспитание), и детально урегулированные юридическими нормами (например, административный надзор полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

В свою очередь меры второго вида подразделяются на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права.

Специальное предупреждение, за вычетом предотвращения замышляемых, подготавливаемых и пресечения начатых преступлений, представляет собой криминологическую профилактику, объектом которой являются причины, условия и иные детерминанты преступности. Поскольку в рамках криминологии изучается именно эта сторона предупредительной деятельности, есть необходимость остановиться на ней подробнее. Большое практическое значение имеет деление криминологической профилактики на общую и индивидуальную. Оно проводится в некоторых нормативных актах, например МВД РФ, и служит основой для решения таких немаловажных вопросов, как разграничение компетенции структурных подразделений – субъектов специально-криминологического предупреждения, специализация сотрудников, анализ результатов и оценка эффективности предупредительных мероприятий и т.д. И что существенно – это деление базируется на некоторых общепризнанных положениях, касающихся природы преступности, особенностях ее детерминации[68].

Устанавливая уголовную ответственность несовершеннолетних, законодатель четко зафиксировал, что несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 87 УК РФ). Следовательно, законодатель рассматривает принудительные меры воспитательного воздействия как альтернативу уголовному наказанию, ибо их применение сопряжено только с совершением несовершеннолетним преступления. Отрадно, что в связи с этим, данное положение нашло свое закрепление в дополнении к. ч. 2 ст. 87 УК РФ ФЗ №162 от 8 декабря 2003 года –...а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа управления образованием.

Принудительные меры воспитательного воздействия следует отличать, с одной стороны, от мер чисто педагогического, воспитательного воздействия, а с другой стороны, от мер уголовного наказания. От первых они отличаются тем, что применяются к особой категории подростков-правонарушителей на основании решения суда, им присущ особый принудительно сдерживающий характер, обязывающий подростка к должной линии поведения. Имея педагогическую сущность, данные меры применяются в связи с фактом совершения несовершеннолетним преступления[69].

Принудительные меры воспитательного воздействия с уголовным наказанием имеют лишь внешнее сходство. Объединяет эти институты то, что все они являются принудительными мерами, а также имеют общие цели – предупреждение новых преступлений и оказание необходимого воспитательного воздействия.

Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах воспитательного воздействия, по сути, отсутствуют элементы кары, суровость этих мер не зависит от тяжести преступления и не имеет количественного выражения. Рассматриваемые меры не основаны на устрашении. Они не влекут за собой судимости, не делятся на основные и дополнительные виды. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Принудительные меры воспитательного воздействия характеризуются и тем, что даже при наличии соответствующих условий суд не обязан, а только вправе освободить подростка от уголовной ответственности или от наказания.

Уголовный закон ориентирует судей назначать в подавляющем большинстве принудительные меры воспитательного воздействия, явно ограничивая возможности применения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, на практике суды не всегда используют потенциал мер воспитательного воздействия, которые в определенных случаях выступают как достойная альтернатива уголовному наказанию.

Причины редкого применения судами принудительных мер воспитательного воздействия объясняется в настоящее время следующим:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.066 с.)