Детерминанты преступности несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминанты преступности несовершеннолетних



 

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики[30].

Процесс негативного формирования личности несовершеннолетнего под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих в семье, школе, институте, имеет длительный по времени и скрытый по форме характер. Однако именно то негативное, что было заложено в личности молодого человека на ранних стадиях его социализации, реально и в весьма короткий срок проявляется на последующих этапах, особенно в начальный период трудовой деятельности в сфере материального производства.

Более предметный анализ детерминации преступности несовершеннолетних осуществила О.А. Рыжова. По ее мнению, детерминационный, в т.ч. и причинный, комплекс преступности несовершеннолетних включает в себя причины и условия как общие для всей преступности, так и характерные только для преступности несовершеннолетних. В последнем случае речь идет о тех социальных явлениях и процессах, а также о тех возрастных и индивидуальных особенностях личности несовершеннолетних, которые негативным образом влияют на социализацию подростков, на формирование их личности и на поведение[31].

Что касается общих для всей преступности причин и условий, то они анализируются многими учеными. Механизм их связи с преступностью несовершеннолетних может иметь свои особенности. Например, вынужденная миграция, формирующаяся в беспрецедентных масштабах за счет сотен тысяч беженцев, покинувших районы своего проживания после распада СССР вследствие обострения межнациональных и межгосударственных отношений, вооруженных конфликтов, военных действий на Северном Кавказе и т.п. Криминогенный потенциал этой группы населения существенно умножается за счет, как правило, чрезвычайно тяжелых жилищно-бытовых, материальных, психологических и иных условий, в которых оказываются переселенцы.

Беспрецедентные экономические, политические и иные проблемы переходного периода и периода реформ России стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, культуры, нравственной позиции, правосознания, т.е. всего того, что должно стать предпосылкой нормального, законопослушного поведения.

Опасно смещение ценностных ориентаций, связанных с восприятием действий криминальных структур, преуспевающие деятели которых из презираемых изгоев стали постепенно превращаться в своего рода референтную группу, в объект для подражания и даже зависти, а также искажение системы ценностей в раннем возрасте, когда формируются нравственные и правовые установки, привычки поведения. Создается реальная опасность привыкания уже в раннем возрасте к противоправному поведению как к образу жизни, усвоения криминальной субкультуры.

Резкое социально-экономическое расслоение населения особенно болезненно воспринимается детьми и подростками. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и привлекательными жизненными стандартами, невозможность достижения последних правомерными способами обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних даже из относительно благополучных в социальном смысле семей в криминальную деятельность или вызвали высокую степень психологической готовности к этой деятельности. Возникают конфликты на почве социально-экономических контрастов, разрешаемые криминальным путем[32].

Обострение противоречий на религиозной и этнической почве связано с активизацией религиозных экстремистов, вербующих сторонников из числа подростков и молодых людей.

Углубление деструктивных процессов в сфере брачно-семейных отношений влечет ухудшение условий семейного воспитания детей. Численность сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в конце XX в. в России превышала 600 тыс., а в 2008 г. - уже более 3 млн.; хотя специалисты говорят о 4 млн. человек; массовый характер приобрели безнадзорность, бродяжничество и жестокое обращение с детьми в семьях (по данным социологических исследований, ежегодно 2 млн. детей становятся жертвами семейного насилия)[33].

Все более увеличивался слой «аутсайдеров» - людей, отброшенных на обочину жизни, не имеющих нормальных заработков, других нормальных условий существования и лишенных перспективы возврата к нормальным условиям бытия.

Отсутствовало нормальное финансирование программ профилактики преступности, в т.ч. несовершеннолетних, и работы правоохранительных органов, не было нормально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов.

Специфические причины и условия преступности несовершеннолетних лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, школе, трудовой и досуговой деятельности. Об этом в специальной литературе говорилось неоднократно.

Эти внешние для подростков обстоятельства взаимодействуют с их личностными характеристиками, а последние тоже ухудшаются. Заслуживают внимания данные о судимостях и привлечении подростков к уголовной либо административной ответственности, о приводах в милицию, отбывании наказания в виде лишения свободы или условно, характеристика наиболее часто совершаемых подростками преступлений и др.

Формирование преступной карьеры проходит несколько стадий или этапов.

Первый этап начинается с самых простых вещей: отсутствие или ослабление психологического контакта между родителями и ребенком, неудачи в школе, ссоры со сверстниками, конфликты с учителями и т.д. Основания для возникновения такой ситуации могут быть самые разные: жестокое обращение с ребенком в семье; невнимание учителей и их нежелание понять специфический мир ребенка; агрессивность и отсутствие дружелюбия в окружении ровесников; внутренние переживания ребенка, связанные с формированием его мировоззрения; доминирование в семье и в школе наказывающих методов воспитания и т.д. Таким образом, первый толчок для начала развития преступной карьеры дает ближайшее окружение подростка – либо равнодушное и холодное, либо агрессивное и жестокое.

Причинами насилия в семье в отношении несовершеннолетних на групповом уровне являются деформации нравственного сознания в сфере семейно-бытовых, досуговых и межличностных отношений, самосознания и самооценки, также деформации правосознания, проявляющиеся в сочетании определенных антисоциальных убеждений, установок, стереотипов, на базе которых на индивидуальном уровне формируется криминогенная (в данном случае агрессивно-насильственная) мотивация[34].

Следующей ступенькой формирования преступной карьеры является знакомство человека с делинквентной («уличной») субкультурой, с людьми, по сути дела, такими же отверженными, как он сам. Эта субкультура предоставляет человеку своего рода убежище от не понимающего его социального окружения, предлагает новые правила жизни, алгоритм объяснения жестокости взрослого мира, где выживает сильнейший, а также задает стратегии и тактики противостояния этому не принявшему человека миру. По сути дела, делинквентная (или преступная) субкультура – это социальная ниша, позволяющая страдающему и мечущемуся человеку выжить[35].

На третьем этапе развития преступной карьеры подросток начинает апробировать предлагаемые субкультурой варианты действий по достижению намеченной цели и новые алгоритмы решения конфликтных ситуаций. На этом этапе его деятельность становится известной окружению, и он получает стигму «девиант» или «преступник». Отличительной и очень важной характеристикой данного этапа является возникновение и развитие сложного внутреннего процесса, получившего название «кризис социальной идентичности». Когда деятельность подростка становится известной ближайшему окружению (родственникам, соседям, знакомым, одноклассникам, учителям и т.д.), ему приходится делать серьезный выбор между этим «нормальным» миром и его ценностями и миром и ценностями субкультуры, которая постоянно держит его под контролем. В зависимости от того, кто будет в данной ситуации ближе и внимательней к ребенку, преступная (девиантная) карьера может либо прерваться, либо продолжить свое развитие. Понятно, что здесь необходимо вмешательство не педсовета и не комиссии по делам несовершеннолетних, а психолога или любого «значимого другого», чье участие помогло бы подростку осознать серьезность выбора, перспективы изменения жизненного пути и помочь разрешить ситуацию с наименьшими для ребенка потерями.

На четвертом этапе подросток принимает стигму, перестраивает свой ценностный мир, отождествляет себя с субкультурой, короче говоря, – смиряется со своей социальной ролью. Теперь нравственное большинство будет сопровождать его сначала на педсовет или родительское собрание, спецприемник или специнтернат, а затем в тюрьму и колонию, где и завершится формирование девиантной карьеры и начнется углубленная профессионализация в одной из преступных сфер деятельности[36].

Обстоятельством, влияющим на уровень насилия в семье, является противоречие между ростом потребностей и реальными возможностями населения[37].

Сегодня основное негативное влияние на подростковую преступность оказывает нарастание противоречий между социальными ожиданиями молодого человека и не возможностью их реализовать, рост тревожных настроений и страха перед будущим в среде молодых людей. По мнению ряда криминологов, существует комплекс производных неблагоприятных условий формирования личности, главными из которых являются:

– неблагоприятные семейные условия воспитания (отсутствие одного или обоих родителей, низкий уровень общей культуры семьи, отрицательная нравственная атмосфера семейных отношений);

– узость, неразвитость, бедность общественных связей и форм деятельности молодого человека;

– бессодержательность досуга, отсутствие полезных для развития личности занятий в свободное время, неумение и отсутствие потребности организовать досуг.

Указанные неблагоприятные факторы затрудняют процесс формирования важнейших социальных качеств личности. Ключевое значение для определения стратегии борьбы с преступностью несовершеннолетних имеет выяснение структуры мотивационной сферы правонарушителей: во имя чего они стремятся к достижению той или иной цели, входя в конфликт с обществом и установленными этим обществом законами. Преступное деяние определяется обычно не единичными, отдельными мотивами. Действительные побуждения субъекта, как правило, представляют сложную систему различных по содержанию, силе и яркости выражения мотивов. Преступление также нередко является объективизацией не одного, а нескольких одновременно действующих мотивов[38].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.01 с.)