Понятие и сущность социального страхования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность социального страхования



Введение

Организация социального страхования в Российской Федерации является достаточно сложным механизмом в социальной сфере. Она играет немаловажную роль в построении достойного уровня жизни у населения.     Актуальность данной темы связана с той ролью, которую имеет социальное страхование в условиях экономических и демографических проблем. Социальное страхование способствует тому, чтобы удовлетворить все жизненно необходимые потребности общества путем различных выплат, льгот и другой финансовой поддержки общества.

Социальное страхование – установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевых внебюджетных фондов, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Объектом моего исследования[ИШ1] является социальное страхование в России, а предметом – организация социального страхования в России.

Цель – рассмотреть организацию[ИШ2] страхования в России и выявить способы, направленные на ее развитие.

Задачи:

- раскрыть содержание, основные понятия социального страхования;

- изучить историю организацию социального страхованию в России;

- охарактеризовать особенности социального страхования;

- проанализировать методы социологического исследования социального страхования;

- указать роль и значение методов исследования.

Для углубленного изучения организации системы социального страхования в России необходимо детально изучить сущность социального страхования и ее значение, особенности социального страхования на разных этапах истории страны. В процессе исследования будут использоваться теоретические и эмпирические методы исследования.

Метод исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии[ИШ3] в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы (абстрагирование, сравнительный, типологичекий, системный и тд.) и конкретные эмпирические методы (математико-статистические методы сборы социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.)

Среди теоретических методов исследования я[ИШ4] использую метод сравнения. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные показатели объектов. Сравнение – это сопоставление одного объекта или явления с другим.

Среди эмпирических методов, я выделила такой метод, как анализ документов. Данный метод является одним из основных методов сбора данных, так как направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах.

Также я использовала такой эмпирический метод, как наблюдение. Это метод позволяет собрать первичные эмпирические данные, которые заключаются в непосредственном восприятии и регистрации значимых социальных процессов, событий, подвергающихся контролю и проверке. Главное преимущество выбранного мною метода является фиксация события и элеменов человеческого общения в момент их совершения.

Практическая значимость данного дипломной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению уровня социального страхования.

УБРАТЬ БРЕД ПРО МЕТОДЫ!

 

 

1. Система социального страхования [ИШ5]

Ответственность за целевое использование средств обязательного

Социального страхования.

Указанный принцип устанавливает ответственность за целевое использование денежных средств.

Реализация данного принципа на практике обеспечивает использование средств обязательного социального страхования на строго установленные законом цели. Цели расходования средств обязательного социального страхования определены в статье  19 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования. В частности, названной статьей устанавливается целевой характер использования денежных средств бюджетов обязательного социального страхования.
Цели расходования средств обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Введение

Организация социального страхования в Российской Федерации является достаточно сложным механизмом в социальной сфере. Она играет немаловажную роль в построении достойного уровня жизни у населения.     Актуальность данной темы связана с той ролью, которую имеет социальное страхование в условиях экономических и демографических проблем. Социальное страхование способствует тому, чтобы удовлетворить все жизненно необходимые потребности общества путем различных выплат, льгот и другой финансовой поддержки общества.

Социальное страхование – установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевых внебюджетных фондов, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Объектом моего исследования[ИШ1] является социальное страхование в России, а предметом – организация социального страхования в России.

Цель – рассмотреть организацию[ИШ2] страхования в России и выявить способы, направленные на ее развитие.

Задачи:

- раскрыть содержание, основные понятия социального страхования;

- изучить историю организацию социального страхованию в России;

- охарактеризовать особенности социального страхования;

- проанализировать методы социологического исследования социального страхования;

- указать роль и значение методов исследования.

Для углубленного изучения организации системы социального страхования в России необходимо детально изучить сущность социального страхования и ее значение, особенности социального страхования на разных этапах истории страны. В процессе исследования будут использоваться теоретические и эмпирические методы исследования.

Метод исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии[ИШ3] в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы (абстрагирование, сравнительный, типологичекий, системный и тд.) и конкретные эмпирические методы (математико-статистические методы сборы социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.)

Среди теоретических методов исследования я[ИШ4] использую метод сравнения. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные показатели объектов. Сравнение – это сопоставление одного объекта или явления с другим.

Среди эмпирических методов, я выделила такой метод, как анализ документов. Данный метод является одним из основных методов сбора данных, так как направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах.

Также я использовала такой эмпирический метод, как наблюдение. Это метод позволяет собрать первичные эмпирические данные, которые заключаются в непосредственном восприятии и регистрации значимых социальных процессов, событий, подвергающихся контролю и проверке. Главное преимущество выбранного мною метода является фиксация события и элеменов человеческого общения в момент их совершения.

Практическая значимость данного дипломной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению уровня социального страхования.

УБРАТЬ БРЕД ПРО МЕТОДЫ!

 

 

1. Система социального страхования [ИШ5]

Понятие и сущность социального страхования

      Российская Федерация является социальным [ИШ6] государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать необходимые условия для осуществления деятельности по социальной защите граждан.

      Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном виде.

В России система фондов подразделяются на: государственные, коллективные (профсоюзные) и смешанные.

      Государственное страхование необходимо каждому человеку, так как является гарантией получения необходимой государственной поддержки в ситуациях полной (ограниченной) нетрудоспособности. Государственное социальное страхование имеет своим объектом всё население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков.

      Условия государственного социального страхования Российской Федерации устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансовыми учреждениями, создаваемыми при органах исполнительной власти. 

      Платежи в фонд социального страхования удерживает работодатель из заработной платы трудоспособных граждан. Благодаря государственному страхованию финансируются различные меры социальной поддержки: ежемесячные выплаты пенсий и пособий, организация отдыха в лечебно-оздоровительных учреждениях, компенсация больничных листов. Коллективное страхование представляет собой самую раннею форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, как по безработице.

      Коллективное страхование организуется профсоюзами, то есть основывается на том, что образуется за счет работников и работодателей. Данная форма социального страхования является независимой и самоуправляемой организацией. Подобной форме организации социального страхования характерна обязанность по ежемесячной оплате страховых взносов, которые перераспределяются между членами организации, испытывающие финансовые затруднения, ввиду затруднительных жизненных ситуаций. Решение о распределении денежных средств в пользу конкретного лица или группы лиц принимаются профсоюзом на собрании.

      Смешанное страхование основывается на взаимодействии государства и профсоюзов.

      Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалете города Берн в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла «keystone». Ими могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемые страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста. 

      Существует два типа социального страхования: обязательное и добровольное.

      Обязательное страхование рассматривается как гарантированная система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства. Данная разновидность страхования дает государственную социальную гарантию. Следует отметить, что это социальное страхование финансируется их специальных внебюджетных фондов, которые формируются из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. В случае дефицита данных фондов государство оказывает помощь из средств государственного бюджета, что выступает гарантом финансовой устойчивости. Среди обязательного социального страхования также есть подразделения на обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование. Обязательное общее страхование распространяется на всех граждан, кто работает по трудовому договору или по контракту. Обязательное профессиональное страхование распространяется только на тех лиц, чья трудовая деятельность связана с неблагоприятными условиями труда, а также повышенным травматизмом.   Стоит отметить, что уровень страховых взносов при обязательном профессиональном страховании значительно выше, а, следовательно, выше и уровень материального обеспечения.

      Добровольное страхование является видом некоммерческой страховой деятельности, которая регулируется законодательством о страховании, о некоммерческих организациях и осуществляется негосударственными страховыми институтами. Можно сказать, что данный вид страхования является дополнительным уровнем социальной защиты граждан. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов, либо от работодателей.  Данный вид социального страхования строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии поддержки государственного бюджета.

      Социальное страхование – это разработанная, утвержденная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных, либо коллективных страховых фондов.

      Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Оно постепенно неотъемлемой частью общественного производства.

      Для определения основных характеристик социального страхования в России необходимо исследовать этапы возникновения социального страхования.

      Первый этап (1817 – 1917 гг.) – возникновение социального страхования в дореволюционной России. Основным катализатором развития социального страхования послужила промышленная революция в России, появление центров фабричного производства, увеличение количества заводов, что создало возможность появления товариществ. Формирование страховых фондов происходило за счет взносов управленцев заводов и работников (2-3% от заработной платы). Страховые взносы производились в форме пособий по болезни, пенсий по инвалидности и потере кормильца.

      23 июня 1912 году принят закон «О больничной страховании». В него входят четыре отдельных законоположения, построенных по модели О.Бисмарка: «О присутствиях по делам страхования рабочих», «О Совете по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». Этим законом был закреплен финансовой механизм системы обязательного социального страхования в России. Все наемные работники предприятий фабрично-заводской и горной промышленности, железнодорожного транспорта и судоходства являлись застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию по случаю болезни от несчастных случаев.

      Второй этап (1917 – 1990 гг.) – развитие социального страхования в условиях социализма. Критическое отношение советской власти к ранее принятым законам в области социального страхования отразилось на самой системе. После революции большевики реализовывают организацию социального обеспечения, которую разработал В.И. Ленин. Уже в 1917-1920 годах издано 15 декретов, которые несли между собой достаточно противоречивый характер. В 1918 году социальное страхование заменилось социальным обеспечением и вводилось обязательное предоставление медицинской помощи. Также, среди новшеств, внесенных советами, являлось то, что страховые взносы были отменены и все социальные выплаты гражданам финансировались за счет государственного бюджета. 15 ноября 1921 года было введено обязательное социальное страхование работников предприятий всех форм собственности на случай временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, а также на лечебную помощь. Финансирование в 1912 и 1917 годы происходило на основе обязательных страховых взносов предприятий, использующих труд наемных работников. Тарифы страховых взносов утверждались правительством и зависели не от санитарно-технических условий труда, а от формы собственности предприятия.

      Для частных предприятий были установлены максимальные размеры тарифов (21-28,5%), а для государственных – минимальные (12-16%). Нормы страхового обеспечения определялись отдельными постановлениями Совета Народных комиссаров. Также в этот период времени государство создает санатории, профилактории, детские сады и ясли, дома отдыха. В 1933 году полномочия по социальному страхованию переданы в Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов, также в его полномочия входят разработка и утверждение сводного бюджета и его контроль (назначение социальных пособий и их выплата, процесс обеспечения работников путевками). Осуществляет свою деятельность через отраслевые и территориальные органы.

      В 1938 году было принято решение о включении бюджета системы обязательного социального страхования в состав единого бюджета СССР. Вследствие этого социальное страхование трансформируется в социальное обеспечение.

      С 1964 года социальное страхование распространяется не только на рабочих, но также на колхозников. Постепенно социальное страхование охватывает не только руководство колхозов, но с 1970 года под социальной защитой оказывается и члены колхозов.

      На данном этапе исчезли некоторые элементы системы социального страхования, сформированные еще в дореволюционной России. Однако социалистическое государство могло обеспечить население социальными гарантиями.   

      Третий этап (1990-2000) – формирование социального страхования в условиях построения рыночной экономики.

      Система государственного социального обеспечения была не в силах функционировать в новых сложившихся экономических условиях страны. В начале 1990-ых годов произошел экономический кризис в стране, который заставить искать альтернативные способы источников финансирования социальной защиты населения. И такой вариант нашли – были созданы государственные социальные внебюджетные фонды. В 1990-ых система государственного социального страхования разделились на две системы – система пенсионного страхования и система социального страхования. Вследствие этого были созданы два государственных внебюджетных фонда – Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Также государство пыталось содействовать социальной защите населения и поэтому были приняты Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и Закон «О занятости населения в РФ», в соответствии с которыми в 1992 году в нашей стране были введены обязательное медицинское страхование и обязательное страхование по безработице. Для осуществления данных видов обязательного социального страхования были созданы Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ.   

      Механизм финансирования организации обязательного социального страхования изменялся, и происходило реформирование ее видов.

      В 2002 году начата реформа пенсионный системы России. Ее приоритетными задачи были:

1) Борьба с бедностью;

2) Объединение личных и коллективных усилий по зарабытыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков.

      Особенности пенсионной реформы 2002 года:

· Система из распределительной перешла в распредительно-накопительную, то есть появился накопительный элемент;

· Появлялись персонифицированные счета граждан, то есть начали вести учет поступающих налоговых отчислений на конкретного человека, и начал вестись строгий учет средств на каждого человека.

      У человека появилась возможность самостоятельно влиять на уровень будущей пенсии. Изначально основной пенсии была базовая часть, но со временем в 2005 году главной стала страховая часть. С 01 января 2010 года базовая часть преобразована в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.

      В январе 2015 года вступили в силу поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28.06.2014 г. №188-Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования.

Изменения коснулись как самих и отчетности по ним, так и взаимоотношений с другими социальными фондами (пенсионный фонд). Одна из главных проблем социального страхования – недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий граждан. С целью ликвидации данной проблемы с 01 января 2005 года в России был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начислений пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно законодательным поправкам, введены три вида страховых пенсионных выплат:

· По старости;

· По инвалидности;

· По случаю потери кормильца.

          

      Кроме этого, реформированию подверглось обязательное медицинское страхование с той целью, чтобы изменить систему финансирования здравоохранения в России. Главной задачей этой реформы было социальное страхование на случай временной трудоспособности и в связи с материнством являлось:

· Повышение размеров пособий, связанных с рождением и воспитанием детей;

· Постепенное перекладывание все более широкого спектра социальных обязательств государства на работодателя.

     К сожалению, этих реформ недостаточно для эффективности действия системы обязательного социального страхования в нашей стране. Они не позволяют привлечь финансовые ресурсы в том объеме, чтобы обеспечить высокий уровень социальных гарантий и предотвратить расслоение общества.

      В 2017 году произошли изменения в социальном страховании. Важнейшее из них – это передача администрирования страховых взносов налоговым органам (Федеральный[ИШ7] закон от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»). Данное нововведение означало, что работодатели будут платить страховые взносы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в налоговые органы (ФНС России). Однако сохраняется оплата больничных листков, пособий женщинам по беременности и родам, уходу за ребенком до 1.5 лет в ведении ФСС. Также за фондом социального страхования остаются функции администрирования доходов и расходов по несчастным случаям на производстве. Передача функций администрирования страховых взносов не отразилось на обеспечении пенсионных прав граждан РФ.

      Новшеством ФСС стала реализация пилотного проекта «Прямые выплаты» в 2017 году. Суть данного нововведения – изменение механизма выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд на систему непосредственного назначения и выплаты пособий региональными отделениями Фонда социального страхования РФ. Данное новшество было предложено Министерством здравоохранения и социального развития России, а также Правительством РФ. Целью нововведения также является и контроль ФСС за экспертизой временной нетрудоспосбности и в связи с материнством. Благодаря усиленному контролю возможно уменьшение использование финансовых средств не по назначению.

      Изменение системы коснулось населения, работающего по трудовому договору. Поменялась система взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем. Порядок получения больничного листа остается прежним, однако способ получения выплат осуществляется территориальным органом Фонда напрямую. Выплаты должны прийти гражданину в течение десяти календарных дней, если нет повода для отказа ему в этом.

      Таким образом, Фонд, его региональные отделения и филиалы не в полном мере выполняют одну из главных задач социального страхования – предупреждение рисковых ситуаций.

      Взглянув на все этапы, которые рассмотрены в этой главе, можно сказать, что социальное страхование – это механизм, посредством которого реализуется социальная государственная политика.

      В истории организации социального страхования государство создавало различные реформы, позволяющие ускорить темп экономического роста, а также повысить уровень жизни граждан России. К сожалению, не всегда попытки были удачными, некоторые из них замедляли совершенствование системы социального страхования. Что касается современного промежутка времени, то безусловно развитие организации социального страхования выше, нежели в двадцатом веке. Однако до сих пор существует множество пробелов в современном системе социального страхования, такие как маленькие социальные выплаты или случаи, когда работодатели намеренно не сообщают о смене юридического лица или даже скрывают его. Это является следствием не только не добросовестного отношения со стороны работодателей, но и не совершенством закона.

      К причинам, приводящим к нерациональному распределению финансовых ресурсов Фонда можно отнести и высокий размер страховых выплат, который провоцирует иждивенческие настроения и отказ пострадавших от реабилитационных мероприятий, а также отсутствие должного внимания и контроля страхователей к решению вопросов сокращения производственного травматизма и профзаболеваний.

      К перспективным направлениям развития Фонда социального страхования можно отнести: развитие разных форм взаимодействия фонда, страхователей и застрахованных лиц: создание отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности; снижение детской заболеваемости; модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.053 с.)