Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая работа при ринолалии и дизартрииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной целью индивидуальных логопедических заняти с детьми с ринолалией и дизартрией является устранение на рушений произносительной стороны речи. На индивидуальны занятиях проводится комплекс артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений, направленных на преодоление специфических нарушений произношения. Взаимосвязанным направлениями логопедической работы в системе коррекци ринолалии и дизартрии являются развитие орального праксиса, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекция нарушений звукопроизношения. При наличии специфики реализации этих направлений при устранении ринолалии, дизартрии можно выделить общие методические рекомендации к проведению занятий с дошкольниками, имеющими данные нарушения речи. I. Формирование основных движений органов артикуляции, выработка их определённых положений проводится посредством артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, не менее 2—3 раз в день. На первых этапах работы не следует предлагать детям больше 2—3 упражнений. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал с использованием новых игровых приёмов. Количество повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуальным как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10—15, а при условии коротких перерывов — и более. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не на- 40 пряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 1'ебёнок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и своё, чтобы самостоятельно контролировать правильность ныполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во иремя проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может носпользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Учитель-логопед должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений: точностью, правильностью, плавкостью, объёмом, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. Также важно, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Отработка каждого упражнения идёт в определённой последовательности: 1. Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов, что способствует появлению у дошкольника интереса к занятиям. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название, к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать последовательность действий. 2. Показ учителем-логопед ом упражнения. 3. Выполнение ребёнком упражнения перед зеркалом4. Выполнение упражнений может носить пассивный характер (движения осуществляются с помощью учителя-логопеда, если ребёнок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется не в полном объёме), пассивно- 4 Следует помнить, что зрительный контроль (с помощью зеркала) при пополнении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией используется выборочно, с учётом формы и степени дизартрии, этапа работы. 41 активный и активный (самостоятельный) при зрительно! самоконтроле перед зеркалом. При коррекции ринолалии дизартрии для развития орального праксиса используются непроизвольные движения (например, облизывание внутренней,| вогнутой стороны ложки). 4. Выполнение ребёнком упражнения без зеркала (есл! это возможно). В начале работы может быть напряжённост* движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, движения станут свободными и координированными. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузам! перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Темп движения отрабатывается постепенно, его регуляция (от замедленного на начальных этапах работы до более ускоренного) производится учителем-логопедом при помощи счёта вслух.
Упражнения артикуляционной гимнастики ребёнок должен делать без напряжения, легко, так как напряжение может распространяться на другие группы мышц, что может привести к синкинезиям. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, которые не являются основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и др.). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании у ребёнка положительного эмоционального настроя. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу от выполнения движения. Лучше показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Для этого лучше всего использовать игру как основную деятельность дошкольников, естественную и привлекательную для них форму занятий. 42 Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется учителем-логопедом индивидуально с учётом характера нарушения произношения и целесообразности рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Описание разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, в том числе — используемых в работе с детьми с ринолалией и дизартрией, широко представлено в логопедической литературе [2, с. 91 — 99; 3; 5, с. 97 — 98, 195 — 199, 257— 260, 275—281; 7, с. 70—76]. П. Артикуляционная и мимическая гимнастика при ринолалии и дизартрии проводится в сочетании с логопедическим массажем. Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, направленный на улучшение трофической функции мышечной системы, нормализацию мышц артикуляционного аппарата, стимуляцию проприоцептивных ощущений. 1 Год влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объём их сократительной функции, работоспособность мышц, что опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поко-лачивания и вибрации. Дифференцированное применение различных приёмов массажа является эффективным средством коррекции артикуляторных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу (в том числе при ринолалии, дизартрии). Массаж неэффективен при устранении нарушений, имеющих языковую природу (например, при алалии). Логопедический массаж может использоваться на всех:>тапах логопедической работы при ринолалии и дизартрии, но особенно значимо его использование на подготовительном:>тапе, когда у детей формируются умения выполнять определённые артикуляционные движения. Массаж при всей его действенности не может считаться универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в комплексную систему логопедической работы и всегда сочетается с проведением логопедической гимнастики (пассивной,
43 активной артикуляционной и миогимнастикой), а также при необходимости — с другими методами, например, искусственной локальной контрастотермией (сочетанием гипо- и гипертермии) [7, с. 75—76]. Дифференцированный логопедический массаж может осуществлять учите ль-логопед, который должен хорошо знать анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, показания и противопоказания к выполнению логопедического массажа, физиологическое действие отдельных приёмов массажа, а также обладать хорошим осязательным чувством кожи. Некоторые виды массажа (например, с применением специальных логопедических зондов, вибромассажёров и т. п.) требуют специальной курсовой подготовки. Вместе с тем в практике работы дошкольного учреждения специалисты, имеющие квалификацию «учитель-логопед», могут использовать приёмы классического укрепляющего или расслабляющего массажа органов артикуляции (губ, языка, нёба), а также лица, шеи детей с ТНР. Логопедический массаж применяется с учётом медицинского заключения. Учитель-логопед планирует комплекс массажных приёмов на основе данных логопедического обследования, которое обязательно включает характеристику состояния артикуляционных и мимических мышц. Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате устанавливается путём наблюдения за выполнением ребёнком традиционных для логопедического обследования двигательных проб — общих и артикуляционных статических и динамических упражнений. По возможности учитель-логопед может обучить родителей ребёнка элементарным.приёмам массажа (также как и приёмам пассивной артикуляционной гимнастики), предварительно объяснив родителям необходимость такой работы и правила её проведения: 1. Массаж проводится в тёплом, хорошо проветренном помещении, с соблюдением всех гигиенических требований. Руки учителя-логопеда должны быть чистыми, тёплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями. 2. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приёма пищи.
3. Во время массажа ребёнок не должен испытывать боли. 4. Противопоказанием к применению массажа являются любые соматические и инфекционные заболевания в остром периоде, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит, эписиндром.
5. Лучшими положениями ребёнка для проведения логопедического массажа (способствующими нормализации мышечного тонуса) являются:
• положение «лёжа на спине», когда ребёнку под шею подкладывают небольшой валик, который позволяет несколько приподнять плечи и откинуть голову назад; • положение «полусидя» в кресле с высоким подголовником. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10—15—20 сеансов (каждый день или через день), которые повторяются после перерыва на 1—2 месяца. Длительность проведения массажа на одном занятии может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, тяжести речевого нарушения, индивидуальных особенностей. Начальная продолжительность составляет от 1—2 до 5—6 минут, конечная — до 15—20 минут. Методика проведения дифференцированного логопедического массажа представлена в специальных пособиях [2; 4; 7]. Е. А. Дьяковой описаны приёмы самомассажа, которым можно обучить старших дошкольников. Самомассаж дополняет действие основного массажа, выполняемого учителем-логопедом; его можно проводить многократно в течение дня не только индивидуально, но и с группой детей, включая его и различные режимные моменты дошкольного учреждения [4, с. 84—91]. III. При формировании правильного произношения у детей с ринолалией и дизартрией наряду с развитием артикуляционной моторики проводится работа по развитию речевого дыхания. Дыхание в процессе речи отличается от обычного (физиологического) более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимущественно ротовым типом дыхания.
44 45
При ринолалии и дизартрии отмечаются особенности не только речевого дыхания, но и физиологического. Физиологическое дыхание таких детей, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа. Ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Характерным является недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, дошкольникам с ринолалией и дизартрией прежде всего необходимо развивать объём легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — формировать грудобрюшной (диафрагмально-рёберный) тип дыхания, который является базой для речевого дыхания. Система последовательной работы по формированию дыхательной функции и речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи представлена в методике Л. И. Беляковой, Н. Н. Гончаровой, Т. Г. Шишковой [1]. Обучение проводится с дошкольниками (индивидуально или с группой до 7 человек) и предполагает поэтапную отработку грудобрюшного типа дыхания, развитие фонационного (озвученного) выдоха и собственно речевого дыхания. Общую последовательность работы по формированию речевого дыхания (на основе сформированного оптимального для речи диафрагмального типа физиологического дыхания) можно представить в следующем виде:
1. Обучение умению выполнять спокойный короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.). 2. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) с речевым сопровождением на материале5: 5 С учётом года обучения и этапа коррекционной работы.
• гласных звуков и их сочетаний; • изолированных глухих щелевых звуков ф, х, с, ш, щ; • слогов с этими согласными; • слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первом слоге, затем с изменением места ударения); • постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (например: Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе). В процессе логопедической работы по формированию речевого дыхания важно придерживаться следующих методических рекомендаций: • заниматься только в хорошо проветренном помещении, до еды; • следить за осанкой ребёнка (чтобы он не напрягал плечи, шею); • не переутомлять ребёнка (так как дыхательные упражнения быстро утомляют его и могут вызвать головокружение, дыхательные упражнения следует чередовать с другими); • не делать слишком большой вдох, так как гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение; • движения необходимо производить равномерно, под счёт. В системе работы по формированию речевого дыхания особое значение имеет выработка воздушной струи, которая является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные нзрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи разного типа:
46 47 • воздушная струя направлена по центру языка, что характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в, ф, ф'), заднеязычных (к, к, г, г, х, х'), переднеязычных (т, т', д, д'), свистящих (с, с, з, з', ц), шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков и вибрантов (р, р'); • воздушная струя направлена по боковым краям языка, что характерно для произнесения смычно-проходных (л, л) звуков. На логопедических занятиях выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Примерами артикуляционных упражнений, выполняемых на выдохе, являются: «Индюшата» (на выдохе произносится «Бл-бл-бл»), «Наказать непослушный язык» (на выдохе произносится «П-п-п»), «Пулемёт» (на выдохе произносится «Т-т-т»), «Моторчик» (на выдохе произносится «Р-р-р»), «Жук» (на выдохе произносится «Ж-ж-ж»). Логопедическая работа по формированию воздушной струи проводится по следующим направлениям: 1. Дутьё при сомкнутых губах. щёк являются: «Надуть два шарика» (надувать щёки и удерживать в них воздух), «Перекатывание шаров» (щёки надуваются поочерёдно), «Худенький Петя» (втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте). 2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой. Ребёнку предлагается, не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие по-] середине круглое «окошечко». Примерами упражнений на подобное дутьё являются: • сдувание с поднесённой ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной снежинки и т. п.); • дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке; • дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе); • дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.; • дутьё на карандаш, лежащий на столе, так, чтобы тот покатился; 48
• задувание свечи; • надувание воздушных шаров, резиновых игрушек; • пускание мыльных пузырей; • дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки; • гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»: детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой; • сильное дутьё на воду до образования брызг; • дутьё-катание по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков. 3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы. • «Пропеллер»: ребёнку предлагают образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами; углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен. • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка и подуть на него. • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя. 4. Дутьё на язык. Примерами упражнений на подобное дутьё являются: • Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить иетерок, сдувая бумажные листочки. • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок. • «Сдуй снежинки с горки». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык». 49 В процессе работы, направленной на выработку сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи могут быть использованы следующие приёмы: • Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребёнка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребёнка подносится ко рту учителя-логопеда. Тем самым ребёнок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить е" с образцом. Тот же приём можно выполнять с закрытым глазами с целью концентрации внимания на тактильны ощущениях. • Упражнение «Наматываем нитку на клубок». Дуя, ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок. • Использование графических изображений «волн», «го рок». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведуще" руки по изображённым дорожкам. Направление движени пальца слева направо. • Использование графического изображения «спирали». В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении. • Игровые упражнения «Фокусы». Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2—2,5 см прикрепляют на нитку длиной 10—12 см. О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ». О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается (под углом), если сила воздушной струи не ослабевает». 6 Следует учитывать этап логопедической работы. Например, до уранопластики нецелесообразно применять упражнения на дутьё, требующие усилий (дуть на карандаш и катать его по столу, надувать резиновые игрушки и т. п.), так как они увеличивают напряжение мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох. На этом этапе работы главным является выработка направленной лёгкой воздушной струи (пусть даже слабой). 50 О Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки it верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх». О Инструкция: «Положи ватку на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуй ватку с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Нужно следить, чтобы нижняя челюсть была непод-нижнойг губы не натягивались на зубы, ватка летела строго 1шерх. • Упражнение «Шторм в стакане». Посередине языка О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы 1юда в стакане забурлила». • Упражнение «Идёт охотник по болоту». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены. • Упражнение «Чей пароход лучше гудит?». Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см диаметром горлышка 1—1,5 см. Учитель-логопед: «Послушайте, как гудит пузырёк, если я в него подую. (Гудит.) Загудел, как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. 51 В процессе логопедической работы по формированию воз-| душной струи важно придерживаться следующих методичеЛ ских рекомендаций: • Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. • Следить за точностью направления воздушной струи. • Нельзя надувать щёки. ■ • На начальных этапах можно использовать зеркало для I привлечения зрительного контроля. • Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется! с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражне-1 ние выполняется правильно, ватка будет отклоняться. • Упражнения могут выполняться под счёт. IV. Важнейшим направлением логопедической работы при I ринолалии и дизартрии является развитие слухового восприятия, а именно формирование у детей слухового восприятия неречевых звуков по громкости, высоте, длительности, количеству звучаний, пространственной разнесённости; развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха. При организации и определении содержания логопедических занятий при формировании слухового восприятия неречевых звуков следует учитывать следующие методические рекомендации [8]: 1. Так как в результате действия шума, писка, звона, шурша 2. Используемый звуковой материал соотносится с конкретным предметом, действием или их изображением и должен быть интересен для ребёнка. 3. Виды работ для развития слухового восприятия (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и др.), а также наглядные средства обучения 52 (натуральные звучащие предметы, технические средства — магнитофоны, диктофоны и др. — для воспроизведения различных неречевых звучаний) должны быть разнообразны и направлены на повышение познавательных интересов детей. 4. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным; от громких низкочастотных звучаний (например, барабан) к тихим высокочастотным (шарманка). 5. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким. Е. Л. Черкасова [8, с. 134—135] систематизировала звучания по степени контрастности, которые могут быть использованы при планировании коррекционной работы по формированию слухового восприятия. Выделены три группы лвуков и звучаний, которые являются резко контрастными по отношению друг к другу: «шумы», «голоса», «музыкальные стимулы». Внутри каждой группы в подгруппы объединены менее контрастные звуки. 1. Шумы: 1.1. Звучащие игрушки: игрушки, издающие писк; «плачущие» куклы; погремушки. 1.2. Бытовые шумы: бытовая техника (пылесос, телефон, стиральная машина, холодильник); звуки часов (тиканье,:шон будильника, бой настенных часов); «деревянные» звуки (стук деревянных ложек, стук в дверь, рубят дерево); «стеклянные» звуки (стеклянный звон, хрустальный звон, звук бьющегося стекла); «металлические» звуки (стук молотка по металлу, звон монет, забивание гвоздя); «шуршащие» звуки (шуршание смятой бумаги, разрывание газеты, вытирание бумагой стола, подметание пола щёткой); «сыпучие» звуки (пересыпание камешков, песка, различных круп). 1.3. Эмоциональные и физиологические проявления человека: смех, плач, чихание, кашель, вздохи, топот, шаги. 1.4. Городские шумы: шумы транспорта, «шумная улица днём», «спокойная улица вечером». 1.5. Шумы, связанные с явлениями природы: звуки воды (дождь, ливень, капель, журчание ручья, плеск морских 53 волн, шторм); звуки ветра (завывание ветра, ветер шелестит j листвой); осенние звуки (сильный ветер, тихий дождь, дождь I стучит в стекло); зимние звуки (зимняя буря, вьюга); весен- I ние звуки (капель, гром, ливень, раскаты грома). 2. Голоса: 2.1. Голоса животных домашних (кошка, котята, собака, | щенок, лошадь, корова, свинья, овца, коза; животные на ферме) и диких (лягушка, волк, медведь, лев, слон). 2.2. Голоса птиц домашних (петух, куры, цыплята, утки, утята, гуси, индюк, голуби; птичий двор) и диких (воробьи, сова, дятел, вороны, чайки, соловьи, журавли, цапли, жаворонок, ласточка, павлин; птицы в саду; раннее утро в лесу). 2.3. Голоса насекомых (пчела, комар; улей). 3. Музыкальные стимулы: 3.1. Отдельные звучания музыкальных инструментов (ба- | рабан, бубен, свисток, дудка, шарманка, гармошка, колокольчик, пианино, металлофон, гитара, скрипка). 3.2. Музыка: музыкальные фрагменты (соло, оркестр), музыкальные мелодии различного темпа, ритма, тембра. Работа по развитию слухового восприятия заключается в последовательном формировании следующих умений: • определять звучащий предмет (например, с использованием игры «Покажи, что звучит»); • соотносить характер звучания с дифференцированными движениями (например, на звук барабана — поднять руки вверх, на звук дудочки — развести их в стороны); • запоминать и воспроизводить ряд звучаний (например, дети с закрытыми глазами прослушивают несколько звучаний (от 2 до 5) — звон колокольчика, мяуканье кошки и т. д.; затем они указывают на звучащие предметы или их изображения); • узнавать и различать неречевые звучания по громкости (например, дети-«зайчики» при громких звуках (барабана) разбегаются, а при тихих звуках спокойно играют); • узнавать и различать неречевые звучания по длитель 54
• узнавать и различать неречевые звучания по высоте (например, учитель-логопед воспроизводит на металлофоне, гармонике, пианино) высокие и низкие звуки, а дети, услышав высокие звуки, поднимаются на носочки, а на низкие звуки приседают); • определять количество (1—2, 2—3) звучаний и звучащих предметов (с помощью палочек, фишек и т. д.); • различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребёнка (например, с использованием игры «Покажи, где звук). При выполнении заданий на узнавание и различение звуков используется невербальное и вербальное реагирование детей на звучание, причём характер заданий, предлагаемый детям более старшего возраста, значительно усложняется [8, с. 137—139]:
Важным разделом работы по развитию слухового восприятия является формирование чувства ритма и темпа. Как подчёркивает Е. Л. Черкасова, темпо-ритмические упражнения способствуют развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координации, являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи. Задания, проводимые без музыкального сопровождения и под музыку, направлены на формирование умений: • различать (воспринимать и воспроизводить) простые и усложнённые ритмы с помощью хлопков, отстукивания, звучания музыкальных игрушек и других предметов; • определять музыкальные темпы (замедленный, умеренный, быстрый) и отражать их в движениях. Учитель-логопед использует показ и словесное объяснение (восприятие слухо-зрительное и только слуховое). С детьми среднего дошкольного возраста (с 4—4, 5 лет) проводятся упражнения по восприятию и воспроизведению по образцу и по словесной инструкции простых ритмов (до 5 ритмических сигналов), например: //, ///, ////. Также формируется умение воспринимать и воспроизводить
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.021 с.) |