Оценка риска ситуации буллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка риска ситуации буллинга



Последовательность работы:

1 этап - сбор информации о протекании процесса межличностного взаимодействия в классе. Проведение тест-опросника со всеми обучающимися в класс ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

2 этап - обработка информации о протекании процесса межличностного взаимодействия в классе. Обработка результатов тестирования каждого испытуемого.

3 этап -в случае наличия риска буллинга, определяется уровень агрессивности в классе. Уровень агрессивности определяется в начале работы с классом и через 9 месяцев после начала работы с классом.

4 этап - выводы по результатам обработки и выработка программы работы со всеми участниками образовательного процесса данного класса. На данном этапе определяется общая картина сложившейся ситуации в классе, в том числе роли участников буллинга. Определяются мишени психологической помощи исходя из ответов на опросник и ресурсы класса с применением диагностических карт.

5 этап -Составление план работы ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Основываясь на выводах результатов тестирования, специалист составляет план работы.

Применение методики «Климат в классе» позволяет получить полное представление о положении дел в классе и наличии проблем, требующих разрешения.

Результаты работы по предложенной методике также дают специалистам полную информацию для разработки плана сопровождения класса.

При подозрении риска возникновения буллинга в детском коллективе классному руководителю/педагогу-психологу/социальному педагогу, в зависимости от ресурсных возможностей, укомплектованности педагогического штата образовательной организации, необходимо провести оценку риска возникновения буллинга в классе.

Оценка риска возникновения буллинга (школьной травли) проводится посредствам сбора необходимой информации у всех участников образовательного процесса.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

I. Изучение атмосферы в классе, в котором возможен риск возникновения буллинга среди одноклассников.

II. Самоанализ ситуации в классе классным руководителем.

III.Изучение родительского мнения об атмосфере в классе, риске возникновения буллинга (школьной травли) в детско-подростковой среде.

 

I. Сбор информации в детском коллективе

Опросник «Климат в классе»

Условия проведения опросника. Учащимся отдельного класса раздаются бланки ответов и опросный бланк. Опросник и бланки для ответов следует раздать ученикам. Важно, чтобы ученики заполняли бланк ответов самостоятельно, не указывая имени (анонимно), находясь на дистанции друг от друга. (Например, сидели за партами в учебной аудитории в шахматном порядке, либо в актовом зале, занимая каждое второе кресло). Опросник может проводить психолог или педагог (классный руководитель, предметник, социальный педагог) после получения инструктажа о правилах проведения диагностической процедуры.

 (В индивидуальной форме время проведения опросника - 15 минут, в групповой – 20 минут).

 

Введение перед диагностическим мероприятием. «Добрый день, ребята! Всем известно, что ученики в школе не только учатся, но и общаются - дружат и конфликтуют, ссорятся и мирятся. Некоторое количество проблем в общении со сверстниками ученики переносят легко, справляются с ними самостоятельно. Тогда в классе учиться комфортно. Если проблем в общении становится много – то ходить в школу и тем более учиться становится трудно. В этом случае всему классу нужна помощь – поговорить о трудностях честно и открыто; возможно, пересмотреть правила общения в классе, чтобы разрешать проблемы и разногласия без унижения и обид. Мы предлагаем вам поучаствовать в исследовании уровня комфортности и благополучия психологической атмосферы в вашем классе. Нам важно выяснить,как часто у вас возникают сложности или неприятности в общении с одноклассниками, удается ли справляться с ними. Бывает ли такое, что из-за отношения одноклассников становиться трудно ходить в школу и учиться.Случается ли в классе буллинг (школьная травля)?Просим отвечать на вопросы честно. Это безопасно, так как исследование анонимное. Никто не сможет узнать, чьи это ответы. Помните - здесь нет правильных или неправильных ответов. У всех в классе есть своя точка зрения, поэтому каждому нужно выбрать ответ, который подходит именно ему. Результаты теста в вашем классе вам сообщит педагог-психолог вашей школы.

Спасибо, что принимаете участие в нашем исследовании».

Инструкция. «Ребята, у каждого из вас есть ОПРОСНИК, в нем представлены 22 группы утверждений. И есть БЛАНК ОТВЕТОВ с таблицей и номерами утверждений. Перед тем как отвечать, прочитайте внимательно утверждение и четыре варианта его продолжения. Нужно выбрать ТОЛЬКООДИН из четырех вариантов, который кажется наиболее подходящим, и отметить его в таблице бланка ответов. В бланке с утверждениями вы ничего не отмечаете. Надеемся на вашу искренность и желание улучшить атмосферу в вашем классе.

 

 

1. В нашем классе обычно принято: А) общаться друг с другом и вне учебы/уроков; Б) «прикалываться» над кем-нибудь так, чтобы смеялся весь класс; В) мешать друг другу, лезть, приставать, обзываться, драться; Г) если кого-то обижают, заступаться за них. 2. Среди одноклассников у меня много друзей: А) у меня есть пара друзей в классе, с которыми я обычно общаюсь; Б) да, я лидер в классе; В) нет, я ни с кем не дружу и не хочу дружить; Г) дружу практически со всеми одноклассниками.
3. Мне мешает лучше учиться то, что: А) одноклассники не дают мне возможности спокойно учиться; Б) мне не интересно; В) учитель постоянно критикует меня, даже иногда перед всем классом; Г) ничего не мешает, я учусь в целом хорошо - на «4» и «5». 4. Нет ничего хуже того случая, когда: А) ты не в состоянии добиться успеха любым путем; Б) чувствуешь себя ненужным в группе; В) таких случаев нет, с любой ситуацией можно справиться, главное не унывать; Г) в классе плохие взаимоотношения между одноклассниками.
5. Если бы мне предложили учиться в другом классе или в другой школе, я бы ответил: А) нет, меня все устраивает; Б) да, мне не нравится находиться в нашем классе; В) нет, а вдруг там будет хуже. Г) нет, мои одноклассники всегда слушают, что я им говорю. 6. Для меня важна внешность окружающих: А) да, если человек мне не симпатичен, я не буду с ним общаться; Б) я сам страдаю из-за своей внешности и из-за этого надо мной «прикалываются»; В) нет, главное, чтобы человек был интересен; Г) конечно, если человек не обладает хорошей внешностью, он не заслуживает хорошего отношения.  
7. Если при мне обижают одноклассника, я чувствую: А) облегчение, хорошо, что меня это не касается; Б) мы дружные, поэтому не конфликтуем; В) это несправедливо, поэтому заступаюсь за одноклассника; Г) мне всё равно. 8. Я считаю, что, применяя силу, можно решить любую проблему: А) да, это самый действенный способ; Б) нет, лучше решать «мирным» путем; В) иногда без этого не обойтись; Г) все зависит от обстоятельств и от людей.
9. Во время перемены я: А) общаюсь со своими одноклассниками; Б) предпочитаю выйти из класса, так как некоторые одноклассники меня достают; В) придумываю как подшутить над одноклассниками; Г) занимаюсь своим делом и наблюдаю за другими. 10. В нашем классе: А) бывает, что одноклассники портят вещи других; Б) мои вещи постоянно портят другие, отбирают что-то; В) мои вещи никто не трогает, кроме меня; Г) бывало такое, что если кто-то из одноклассников мне навредил, то я в отместку прятал или портил его вещи (ломал, рвал, пачкал).
11. Мне кажется, что некоторые учителя игнорируют мои переживания, не дают высказаться: А) да, такое случается со мной; Б) нет, учителя мечтают, чтобы я на уроке вёл себя потише; В) считаю, что все учителя должны относиться одинаково ко всем ученикам; Г) нет, учителя ко всем относятся хорошо. 12. Если при мне кто-то подвергается насмешкам: А) я буду смеяться, как все; Б) надо мной смеются чаще, чем над остальными; В) буду наблюдать за происходящим; Г) в нашем классе нет насмешек.
13. В моем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит: А) да, и мне их жаль; Б) да, но они этого заслуживают; В) да, я сам из их числа; Г) нет, у нас в классе нет таких ребят. 14. В нашем классе есть несколько человек, которых все боятся: А) в нашем классе таких нет, и я никого не боюсь; Б) да, они всех унижают, иногда бьют, я стараюсь держаться от них подальше; В) я стараюсь не общаться с ними; Г) это меня все боятся.
15. В моем классе есть учителя, которые занижают мне оценки: А) может быть, но я считаю, что преподаватели должны объективно оценивать всех учеников; Б) да, мне кажется, что я им не нравлюсь; В) да, но я сам это заслужил, потому что не стараюсь учиться лучше; Г) нет у нас таких учителей. 16. Нравится ли тебе находиться в твоем классе? А) в целом нравится, я пользуюсь авторитетом у одноклассников; Б) не нравится, считаю, что наш класс не очень дружный; В) нравится, я общаюсь со всеми в классе; Г) не нравится, у меня нет друзей.
17. Как к тебе и к твоим одноклассникам относятся учителя? А) они ко всем хорошо относятся; Б) плохо, критикуют и высмеивают меня перед одноклассниками; В) есть учителя, которые унижают некоторых моих одноклассников; Г) учителя уважают каждого ученика. 18. Я хотел бы: А) учиться в классе, где дают групповые задания, и мы их выполняем вместе; Б) учиться только с одноклассниками со схожими интересами, а «неудачников» убрать из класса; В) учиться в классе, где мне никто не будет мешать и отвлекать; Г) учиться в том классе, где учусь сейчас.
19. В моем классе есть ребята, с которыми никто не хочет общаться, так как им запрещают родители: А) в нашем классе нет таких ребят; Б) да, я сам из их числа; В) считаю, что со мной должны все общаться; Г) да, но я считаю это несправедливо. 20. Мы всей семьей участвуем в школьных мероприятиях: А) да, с удовольствием; Б) нет, нас заставляют участвовать; В) да, так принято в нашем классе; Г) нет, многие тоже не участвуют.
21. В нашем классе бывает такое, что: А) одноклассники «прикалываются» в социальных сетях над другим одноклассником; Б) иногда весело разместить что-нибудь смешное про одноклассников в социальных сетях; В) меня долгое время преследовали и унижали в социальных сетях; Г) нет, не было таких случаев.  

Обработка результатов

1) За каждый совпавший ответ с ключом ответов по каждой шкале начисляется 1 балл.

2) Обработка теста начинается с подсчета шкалы «Наличие риска».

3) По шкале «Наличие риска» высчитывается уровень риска возникновения буллинга:

- низкий уровень риска – 0 баллов. Признаки буллинга отсутствуют. Психологический климат в классе оптимальный, атмосфера в классе благоприятная.

- средний уровень риска от 1 до 10 баллов. Средний уровень говорит о наличии признаков буллинга в стадии его становления, могут присутствовать прикалывания, не грубые обзывания и не сильные издёвки. Предполагается, что если не предпринимать меры, риск перейдет в высокий уровень.

- высокий уровень риска от 11 до 22 баллов. Высокий уровень должен расцениваться как наличие буллинга в классе. Ответы указывают на признаки буллинга, который уже длится не один месяц, жертва испытывает значительные страдания.

4) После подсчета шкалы «Наличие риска» подсчитываются остальные шкалы, потому что шкала риска показывает непосредственно жертву риска. Подсчет других шкал необходим для определения других ролей и определения типа буллинга.

5) Шкала «Роли в буллинге»:

- подшкала «Агрессор (Инициатор)» учитывается при наборе не менее 8 баллов.

- подшкала «Жертва» учитывается при наборе не менее 8 баллов.

- подшкала «Свидетель» учитывается при наборе не менее 8 баллов.

В случае, если один ученик набирает не менее 8 баллов по нескольким шкалам в «Роли в буллинге», это говорит о динамичности процесса буллинга в классе: когда один ученик сначала может выступать как жертва, потом переходит в роль свидетеля, жертвой становится другой обучающийся. Либо может быть агрессором, потом перейти в роль свидетеля.

6) Шкала «Тип буллинга» позволяет определить, между какими участниками образовательного процесса присутствует риск буллинга:

- подшкала «Ученик - ученик» говорит о наличии риска буллинга между учениками одного класса. Учитывается в случае набора не менее 8 баллов.

- подшкала «Ученик - учитель» говорит о наличии риска буллинга между учителем и учеником. Учитывается при наборе не менее 3 баллов.

- подшкала «Ученик - взрослый» говорит о наличии буллинга между учеником и родителем одного из одноклассников. Учитывается при наборе не менее 2 баллов.

Бланк ответов

Обучающийся выбирает вариант ответа

И вписывает в бланк

Дата___________ Школа №__________________Пол__________

 

Ответы Ответы
1   12  
2   13  
3   14  
4   15  
5   16  
6   17  
7   18  
8   19  
9   20  
10   21  
11  

 

 

КЛЮЧ

Шкала «Наличие риска»

Шкала роли в буллинге

Тип буллинга

Агрессор (Инициатор) Жертва Свидетель Ученик - ученик Ученик - учитель Ученик - взрослый
1 В Б В Г В - -
2 В Б В   В - -
3 АВ - АВ - А В -
4 БГ - БГ - Г - -
5 В Г В Б В - -
6 Б Г Б А Б - -
7 Г Г - А Г - -
8 А А - - А - -
9 Б В Б - Б - -
10 Б Г Б А Б - -
11 А Б А В - А -
12 Б А Б В Б - -
13 В Б В А В - -
14 Б Г Б В Б - -
15 Б - Б - - Б -
16 Г А Г Б Г - -
17 Б - Б В - Б -
18 В Б В - В - -
19 Б В Б Г - - Б
20 Б - Б   - - Б
21 В Б В А В - -

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.018 с.)