Пунктуационный анализ текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пунктуационный анализ текста



ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

Максимальный балл за выполнение задания: 1

Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.

 

Это задание проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ. Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2019: "Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации".

 

При выполнении этого задания необходимо знать правила пунктуации, а именно: в каких случаях ставятся следующие знаки препинания: запятая, двоеточие, тире:

— знаки препинания между подлежащим и сказуемым;

— знаки препинания в простом осложненном предложении;

— знаки препинания при обособленных членах;

— знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения;

— знаки препинания при сравнительном обороте;

— знаки препинания при прямой речи, цитировании;

— знаки препинания в сложносочиненном предложении;

— знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

— знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;

— знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

— тире в простом и сложном предложениях;

— двоеточие в простом и сложном предложениях;

— пунктуация в простом и сложном предложениях;

— пунктуационный анализ.

 


ЗАПЯТАЯ

I. Запятая между однородными членами предложения

1. между однородными членами предложения, не соединенными посредством союзов:

Со всех сторон слышались смех, песни, веселье.

В комнате все смотрело уютно, чисто, светло.

2. между однородными членами предложения, соединенными посредством союзов (одиночных, двойных, повторяющихся):

Не род, а ум поставлю в воеводы.

Она говорила мало, но толково.

На взгляд-то он хорош, да зелен.

Неодолимая, хотя и тихая сила увлекала меня.

А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими грызться рад.

Он с виду хоть и прост, а свойство чудное имеет.

Как недостатки, так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.

Необходимо побывать если не во всех, то по крайней мере в большинстве районов.

Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.

Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.

Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?

Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом.

Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос, или к жнецам.

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.

3. между парными группами, на которые могут распадаться однородные члены предложения (внутри таких пар запятые не ставятся):

Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

4. Запятая НЕ ставится, если

† однородные члены соединены одиночным союзом и, или, либо, да (в значении и)

Русский народ смышлен и понятлив.

† повторяющимися союзами и, ни соединены два однородных члена с противоположными значениями, образующие одно цельное выражение:

ни то ни се, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смел и горе, ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.

II. Запятые при сравнительных оборотах

1. Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами: как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели и т. п.:

...Покойно, как лодка, скользит по каменной глади автомобиль.

Так же, как и в пещерах киевских, тут видны были углубления в стенах и стояли кое-где гробы.

К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями.

С высоты мне виделась Москва, что муравейник.

Пустынник наш скорей, чем Мишенька, устал.

2. Запятая ставится перед как в оборотах не кто иной, как и не что иное, как:

Был это не кто иной, как наш кузнец Василий.

Все явления природы суть не что иное, как частные и особенные проявления общего.

3. Запятыми не выделяются:

† сравнительные обороты, ставшие устойчивыми оборотами речи:

Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.

Дождь льет как из ведра. Бледен как смерть. Покраснел как рак.

† именные части составных сказуемых, присоединяемые посредством союзов: как, словно, точно, будто и т. п., которые ее являются сравнительными оборотами и, следовательно, не выделяются запятыми:

Я вам как чужой.

Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей.

† не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п.:

Меньше чем через полчаса прибежал запыхавшийся Прохор.

Я виделся и говорил с ним не далее как месяц тому назад.

Вся операция продолжается не больше чем десять-пятнадцать минут.

† если союз как имеет значение в качестве:

Я говорю как литератор.

VII. Запятые при междометии

Запятыми отделяются междометия эй, ах, о, ох, эх, ну и т. п.:

Эй, берегись, под лесами не балуй!

О, вы были ребенок резвый.

Ох, уж эти мне ребята! Будет вам ужо мертвец.

Жизнь, увы, не вечный дар.

Нy, коли так, давай скорей чаю да позови дочерей.

И, пустое! – сказала комендантша.

Примечание. Не являются междометиями и, следовательно, не отделяются запятыми частицы: о, употребляемая при обращении, ну, ах, ох и т. п., употребляемые для выражения усилительного оттенка:

О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? Но не хочу, о други, умирать. Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Ах ты какая! Ну и денек выдался!

ТИРЕ

I. Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении:

1. СУЩ. – СУЩ.: подлежащее и сказуемое выражены существительным[1] в именительном падеже БЕЗ связки, в т.ч. перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть»:

Биологиясистема наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии.

2. ИНФ. – ИНФ.: и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола:

Курить – здоровью вредить.

3. СУЩ. – ИНФ., ИНФ. – СУЩ.: один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже:

Ждать – большое искусство. Наш долгзащищать крепость до последнего издыхания.

4. ЧИСЛ. – ЧИСЛ., ЧИСЛ. – СУЩ., СУЩ. – ЧИСЛ.: оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения:

Семью семьсорок девять. Большая Медведицасемь ярких звезд.

5. СУЩ. – ФРАЗ.: перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.

Мой другсеми пядей во лбу.

6. ЛИЧН. МЕСТ.СУЩ.: если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в И.п. ТОЛЬКО при:

† противопоставлении:

Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик

† логическом подчеркивании сказуемого:

  Ястраница твоему перу.

В остальных случаях тире НЕ ставится.

7. ИНФ. – ПРЕДИКАТИВНОЕ НАРЕЧИЕ на -о, -е при наличии ярко выраженной ПАУЗЫ.

Уступитьпозорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.

 

II. Тире в неполном предложении.

(Неполное предложение – это предложение, в котором пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.!!!Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен).

1. когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений.

А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки.

Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Мне все послушно, я же – ничему.

2. если предложение состоит из существительных в Д.п.. и В.п. без грамматической основы.

                                                         Д.п                                             В.п.

Каждому молодому человеку – среднее образование.

Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно.

3. между словами, обозначающими пределы (от…до…): пространственные (поезд Москва – Санкт-Петербург), временные (Крестовые походы XI–XIII веков), количественные (запасы будут исчерпаны через десять – пятнадцать лет);

4. между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов).

 

ДВОЕТОЧИЕ

I. Обобщающее слово перед однородными членами предложения

ОС: О, О, О.

Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский).

Письма пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные.

2. ОС: О, О, О – ….

Все вокруг: гранит, железо, дерево, мостоваягавани, суда и люди – дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию.

Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат – не говорят больше всяких слов об интересном госте?

КАВЫЧКИ

При цитировании

Тургенев назвал русский язык «великим и могучим».

3. Для выделения несогласованных приложений, являющихся условными наименованиями:

В романе Тургенева «Отцы и дети» главным героем является Евгений Базаров.

4. Для выделения слов, которые употребляются в необычном значении: употребляемых иронически; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших; диалектных и т. п.:

У нас, как я уже говорил, еще и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах». (В. Белинский)

Вся деятельная сторона чувства законности совершенно исчезает в «темном царстве» и остается одна пассивная. (Н. Добролюбов)

Рано весной, как только сойдет снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (С. Аксаков)

 

МНОГОТОЧИЕ

I. В конце предложения:

Для обозначения незаконченности высказывания

Простите, государь!.. Стоять я не могу... Мои колени слабеют... (А. Пушкин)

Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина... (М. Цветаева)

II. В середине предложения

Для обозначения недосказанности, заминки в речи, часто при повторе:

И всё-таки … всё-таки впереди огни! (В. Короленко)

Мама, ты не входи ко мне, а только подойди к двери. Вот что... Третьего дня я заразился в больнице дифтеритом и теперь... мне нехорошо. (А. Чехов)

...Ва... ва... ва... ваше превосходительство, – шептал Попов. (А.К. Толстой)

 

III. В начале предложения

При продолжении прерванного высказывания или как указание на временной разрыв:

… А теперь вернёмся к началу этой истории.

 

IV. В цитатах

В середине цитаты

Для обозначения пропуска внутри цитаты:

Маркс писал, что «язык... есть практическое, cyществующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».


 

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

I. В простом предложении

Между распространенными однородными членами предложения, содержащими собственные запятые:

Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонек папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.

Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди, поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди.

 

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

I. ТИРЕ при передаче чужой речи

Прямая речь:

«П», – а. «Я подумаю об этом», – сказал отец.
«П, – а, – п». «Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня».
«П, – а. – П». «Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра».

2. Диалог:

1) В начале реплики (с новой строки):

– Я подумаю об этом, – сказал отец.

2) Если реплики следуют в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней с помощью тире:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед».

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

Максимальный балл за выполнение задания: 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.054 с.)