Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассмотрим данные зарубежные подходы.
1. В психоаналитическом направлении анализируется регулятивная функция морали, которая внешние требования проецирует во внутренний план. Моральное развитие понимается в психоаналитическом подходе как адаптация ребенка к нормам и требованиям общества. Вышеописанный процесс формирования «Сверх-Я» разворачивается на фоне Эдипова комплекса, где страх наказания и потери родительской любви заставляет ребенка принять нравственные нормы и ограничения (представители З.Фрейд, К.Юнг). 2. В бихевиористическом направлении при исследовании проблем нравственного поведения значение внутренних психических процессов не учитывается. Акцент смещается на исключительную формирующую роль внешнего окружения, среды. По мнению Г. Айзенка, нравственное поведение относится к разряду условных рефлексов, где стимулом может выступать страх на определенные действия и ситуации. Нарушение ребенком социально желательных, моральных норм влечет за собой наказание, которое ощущается как страх и боль. Б.Ф. Скиннер считал, что нравственное поведение, как и любое другое, есть результат научения, нежелательные формы поведения тормозятся за счет наказания, а желательные поддерживаются за счет вознаграждения. Соблюдение моральных норм обеспечивается путем установления связи между аморальным поступком и вызванными наказанием неприятными переживаниями. 3. В когнитивном направлении рассматривается проблема развития нравственного сознания с развитием интеллекта и формированием нравственных убеждений. Анализ поэтапного развития морального сознания ребенка предложен Ж. Пиаже в работе «Нравственные суждения ребенка». Ученый, изучая отношение детей к правилам игры, а также с помощью разработанного им метода клинической беседы, выделил стадии развития морального сознания ребенка: стадия гетерономной морали (следование этике принуждения) и стадия автономной морали (этика сотрудничества). Такая форма морального сознания объяснялась Ж. Пиаже эгоцентризмом мышления ребенка, когда существует смешение собственной точки зрения и мнения другого. Основываясь на положениях теории Ж. Пиаже, Л. Колберг подчеркивал основную роль когнитивных структур в моральном развитии. Он разработал «когнитивно-эволюционную теорию морализации» и выделил не два, как Ж. Пиаже, а три уровня морального развития.
4. Теория Л. Колберга достаточно востребована профессиональным психологическим сообществом. Его дилеммы как задачи морального выбора (это жизненные ситуации «Аптека», «Эвтаназия», «Капитан» и другие) определяют в исторической последовательности ценности каждого человека, ценности человеческого социума. Итак, необходимо запомнить: Лоуренс Колберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный: Ø Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Ярко выражено у детей Ø Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься "хорошим". Выражено у детей и взрослых. Ø Постконвенциональный уровень развития моральных суждений – это всеобщие вечные правила и ценности как часть морального и личностного развития. Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Спросите себя, на какой стадии моральных суждений находитесь Вы? Отечественные подходы: В отечественной психологии понятия мораль и нравственность разграничиваются!!! Мораль - это норма, форма внешнего побуждения к определенному поведению и контроль над ним, а нравственность - форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценке.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.004 с.) |